Научная статья на тему 'Об актуальных вопросах бюджетного учета и бюджетной отчетности'

Об актуальных вопросах бюджетного учета и бюджетной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маклева Г. И.

На конкретных примерах автор анализирует выполнение приказа Минфина России от 24.08.2007 № 72н и дает рекомендации по его выполнению. В статье также рассматриваются вопросы отражения в бюджетном учете отдельных операций по исполнению бюджета, являющиеся в настоящее время наиболее актуальными. Среди них, например, изменения порядка учета счетов санкционирования расходов. В связи с изменениями с 2008 г. порядка выдачи кредитов (ссуд) работникам федеральных органов государственной власти и физическим лицам, автор приводит корреспонденцию соответствующих счетов бюджетного учета для отражения сумм возвратов бюджетных кредитов (ссуд), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации в прошлые годы из федерального бюджета. Автор также рассматривает операции по бюджетным инвестициям на создание государственного (муниципального) имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об актуальных вопросах бюджетного учета и бюджетной отчетности»

ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Г. И. МАКЛЕВА, начальник Управления бюджетногоучета и отчетности Федерального казначейства

В результате реформы бюджетного учета, проводимой в Российской Федерации с 2005 г., в консолидированной бюджетной отчетности, формируемой на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, а также Российской Федерации, отражается вся необходимая информация о деятельности соответствующего публичного образования.

Конечно, указанная информация должна быть достоверной и полной, так как используется она как внутренними, так и внешними пользователями для управления бюджетным процессом, а также для оценки эффективности управления этим процессом.

Например, информация, представляемая главным распорядителям средств федерального бюджета, используется ими в целях управления системой подведомственных учреждений для расчета показателей финансового менеджмента, а информация, представляемая Росстату — для построения национальных счетов Российской Федерации, исчисления валового внутреннего продукта (далее — ВВП), валового регионального продукта (далее — ВРП).

В связи с тем, что бюджетная отчетность публичных образований в конечном итоге представляется в Федеральное казначейство, важно обратить внимание на качество этой информации по истечении 3,5 лет внедрения новых нормативных документов по бюджетному учету и отчетности, а также на недостатки по отражению показателей в бюджетной отчетности 2007г., по которым необходимо принимать меры по их устранению.

При этом важно помнить, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством из всех участников бюджетного процесса главный распорядитель составляет бюджетную роспись, распределяет ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соот-

ветствующую часть своего бюджета, а финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета, то именно каждый главный распорядитель и соответствующий финансовый орган несут ответственность за качество формируемой отчетности по каждому публичному образованию.

Годовая бюджетная отчетность за2007 г., месячная и квартальная отчетность в 2008 г. представлялась и представляется главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами Федерального казначейства в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 24.08.2007 № 72н.

Указанный приказ максимально полно раскрыл:

• содержание показателей форм бюджетной отчетности, их формирование и согласование как внутри каждой формы отчетности, так и между различными формами;

• согласование взаимосвязанных показателей по передаваемым денежным средствам и имуществу, в том числе в порядке межбюджетных отношений;

• согласование взаимосвязанных показателей отчетности органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетной отчетности по исполнению соответствующего бюджета.

Это серьезный, глубокий и большой по объему нормативный правовой акт. Как показала практика формирования в Федеральном казначействе консолидированной отчетности о состоянии государственных финансов, а также и муниципальных финансов, возникало много проблем по отражению показателей. Это значит, что с приказом недостаточно только познакомиться, его необходимо изучать.

Основополагающая роль в этом процессе отводится финансовым органам и главным рас-

порядителям средств федерального бюджета. Немаловажную роль в этом деле играют и территориальные органы Федерального казначейства, его центральный аппарат.

Первое, на что важно обратить внимание. Вся отчетная информация от управлений Федерального казначейства (далее — УФК), необходимая для формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, должна поступать в срок — 10 числа месяца, следующего за отчетным. Необходимо направлять отчеты заблаговременно, учитывая время нахождения в пути. Причем, после приемки в Федеральном казначействе отчетности от управлений информация из отчетов: формы 0503124 «Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета»; формы 0521413 «Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств бюджета», графы 10 формы 0503153 «Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемых органами Федерального казначейства», представляется 17 числа месяца, следующего за отчетным, главным распорядителям для проверки показателей, до представления ими отчета об исполнении федерального бюджета в Федеральное казначейство.

В настоящее время центральный аппарат задерживает представление информации до 25 числа, что, конечно, сказывается накачестве отчетности главных распорядителей об исполнении федерального бюджета. Причин две: несвоевременное представление от УФК отдельной отчетности, проблемы в применяемом программном продукте.

Второе. УФК совместно с получателями средств бюджета обеспечивали к 2008 г. проверку показателей по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов квартальной и годовой бюджетной отчетности получателей средств федерального бюджета на их идентичность со своими данными по поступлениям и выбытиям по единому счету.

В связи с этим необходимость записи в приказе Минфина России от 24.08.2007 № 72н о проведении такой проверки отпала. Для принятия данного решения учитывалось то обстоятельство, что получатели бюджетных средств имеют полную информацию по выпискам с их лицевых счетов и все расхождения обязаны устранять на основании полученной информации с лицевых счетов до представления отчета распорядителю или главному распорядителю.

В то же время Федеральное казначейство направило в УФК письмо от 19.12.2007 № 42-

7.1-15/2.6-420 о заверке Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя),

получателя средств бюджета (ф. 0503127) и Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137) при обращении получателей средств федерального бюджета.

Однако в управлениях Федерального казначейства имели место отдельные случаи отказа заверки показателей указанных форм либо заверки с разногласиями, что недопустимо.

Третье. В то же время, как показала практика формирования в 2008 г. консолидированного отчета по приносящей доход деятельности по федеральному бюджету на основании форм Отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137), его показатели по графе 5 «Исполнено через органы, организующие исполнение бюджета» по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов не соответствуют идентичным показателям Отчетов о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134) управлений Федерального казначейства.

Руководством Федерального казначейства было принято решение о проведении дополнительной проверки данных Отчетов (ф. 0503137) получателями средств федерального бюджета по состоянию на 1 октября 2008 г. с данными лицевых счетов. Письмо по данному вопросу от 12.08.2008 № 42-7.1-15/2.4-364 направлено главным распорядителям средств федерального бюджета и УФК по субъектам Российской Федерации.

По данному вопросу улучшит положение дел и письмо Федерального казначейства от 02.09.2008 № 42-7.1-15/2.2-404, уточняющее порядок отражения операций по централизации внебюджетных средств и их перераспределению между главными распорядителями и подведомственными учреждениями, между головной организацией и обособленными подразделениями.

В соответствии с этим письмом с 1 января 2009 г. отражение операций по передаче указанных средств в бюджетном учете органов Федерального казначейства должно быть идентично учету по передаче операций между главными распорядителями и бюджетными учреждениями, т. е. с применением счетов по доходам и расходам, а именно: 240101241 и 240201241 - по расходам; 240101180 и 240101180 — по доходам. Для проведения консолидации операций вводится дополнительный код аналитического учета в 22 разряде в учете органов Федерального казначейства.

Уточнились и бухгалтерские записи по передаче средств между головной организацией и обособленными подразделениями в части передачи средств по счету 230404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств» по дополнительно вводимым кодам 510 и 610. Указанное изменение найдет отражение в Инструкции по бюджетному учету № 25н.

Кроме того, Управлением бюджетного учета и отчетности в целях формирования главными распорядителями средств федерального бюджета отчетности по приносящей доход деятельности предложено в 2009 г. формировать в органах Федерального казначейства дополнительный «Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности в разрезе получателей средств федерального бюджета» в соответствии со сводным Реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Четвертое. УФК обеспечили в 2007 г. сокращение сроков представления бюджетной отчетности по обслуживанию бюджетов в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (на 5-й рабочий день, вместо 17-го числа месяца, следующего за отчетным). Кроме того, в финансовые органы субъектов Российской Федерации на 10-й рабочий день стала представляться сводная информация о кассовых операциях по обслуживанию местных бюджетов — форма 0503152 «Консолидированный отчет по кассовым поступлениям и выбытиям» как финансовым органам для качественного формирования бюджетной отчетности по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, так и Федеральному казначейству для проверки отчетности Федерального казначейства с показателями отчетности финансовых органов субъектов Российской Федерации об исполнении их консолидированных бюджетов.

В то же время, как показывает практика приемки бюджетной отчетности от финансовых органов субъектов Российской Федерации, показатели по кассовым доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов представляются отличными от идентичных показателей отчетности УФК по кассовому обслуживанию бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (кроме установленных расхождений).

Такое положение дел должно быть поправлено с 1 октября 2008 г. в соответствии с письмом Федерального казначейства от 18.08.2008 № 42-

7.1-15/2.1-377 «О сверке показателей бюджетной отчетности между финансовыми органами субъ-

ектов Российской Федерации и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

Каждый финансовый орган проводит сверку показателей Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117) с Отчетом по поступлениям и выбытиям (форма 0503151) территориального органа Федерального казначейства; при этом финансовый орган субъекта Российской Федерации сверяет соответствующие показатели Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального внебюджетного фонда (форма 0503117) с идентичными показателями Консолидированного отчета о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503152) соответствующего УФК.

Соответствующую сверку будет делать и Федеральное казначейство при представлении отчетности от субъектов Российской Федерации, анализировать причины допущенных нормативными документами отклонений.

Пятое. Управлением бюджетного учета и отчетности проводится ежеквартальный анализ исполнения федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по соблюдению нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет. В январе 2008 г. результаты этого анализа были доведены до отделов доходов территориальных органов Федерального казначейства для сверки с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и внесения необходимых исправлений в формы годового отчета финансовых органов субъектов Российской Федерации.

В то же время в процессе приемки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета за 2007 г., 1 полугодие 2008 г. от управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовых органов по результатам анализа соблюдения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет возникают отклонения, связанные с механическими ошибками отражения финорганами в отчетах данных по поступлениям в доход субъектов Российской Федерации.

Допущенные ошибки являются следствием отсутствия своевременной сверки с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, что в конечном итоге сказывается на сроках представления информации в Минфин России, а также на сроках дальнейшего представления в Правительство РФ.

С целью исключения межбюджетной задолженности возрастает необходимость более конструктивного взаимодействия и ежемесячной сверки с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации сумм налогов и сборов, распределенных субъектам Российской Федерации, и аналогичных сумм, отраженных финансовыми органами в отчетности, представляемой в Федеральное казначейство.

Шестое. Ппи подготовке к сдаче годовой отчетности финансовыми органами субъектов Российской Федерации не произведена сверка меж-бюджетных отношений с федеральными органами исполнительной власти в части передачи и получения имущества, в результате чего сверка осуществлялась в процессе сдачи отчетности непосредственно в Федеральном казначействе, данные отчетности финансовых органов многократно уточнялись.

Несмотря на установленные конкретными постановлениями Правительства РФ правила по передаче ценностей и оформлению документов, в рамках реализации национальных проектов и федеральных целевых программ их требования не выполняются, контроль как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации за правильностью передачи имущества не организован.

Так, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации не представляются документы в федеральные органы исполнительной власти для оформления передачи имущества в собственность субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

В то же время федеральные органы исполнительной власти своевременно не оформляют актами приема-передачи имущество, полученное и переданное в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В результате установлены расхождения в отчетных данных по переданному и полученному имуществу у субъектов Российской Федерации (в части реализации национальных проектов) с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, с Федеральным агентством по образованию, с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Седьмое. Согласно бюджетной классификации Российской Федерации все межбюджетные отношения подлежат отражению по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» классификации расходов и

группе/подгруппе 2 02 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» классификации доходов.

В нарушение требований бюджетной классификации Российской Федерации территориальными фондами обязательного медицинского страхования при перечислении средств в бюджеты субъектов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации при перечислении средств в бюджеты территориальных органов обязательного медицинского страхования продолжают применяться коды классификации расходов бюджетов Российской Федерации, не относящиеся к операциям с межбюджетными трансфертами:

• подразделы 0901 «Стационарная медицинская помощь», 0902 «Амбулаторная помощь», 0910 «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» раздела 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»;

• подраздел 1003 «Социальное обеспечение населения» раздела 1000 «Социальная политика». Кроме того, важно обратить внимание на наличие разногласий как в отчетности за 2007г., так и в месячной отчетности за 2008 г. между данными отчетности Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства, перечисленные из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке межбюд-жетных отношений в конце отчетного периода, следующего за отчетным, не отражены в бухгалтерском учете, как суммы в пути, последним днем отчетного периода.

В результате несоблюдения финансовыми органами субъектов Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования Российской Федерации единого подхода к порядку передачи трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство вынуждено осуществлять при формировании отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов консолидацию внутренних потоков по доходам и расходам в части целевых средств и безвозмездных поступлений с нарушением установленных правил.

Далее важно обратить внимание на отражение в бюджетном учете отдельных операций по исполнению бюджета, являющихся в настоящее время наиболее актуальными.

Так с 1 января 2008 г. изменился порядок учета счетов санкционирования расходов. Финансовые органы, главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета ведут учет ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых расходных обязательств в текущем финансовом году (текущем финансовом году и в плановом периоде при условии принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 12.02.2008 № 02-14-10а/282. В дальнейшем будет уточнен План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетномуучету», в части операций по:

• доведению бюджетных ассигнований до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;

• регистрации бюджетных ассигнований и лимитов, бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу;

• регистрации смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

• постановке на учет бюджетных обязательств по годам;

• постановке на учет бюджетных данных в текущем финансовом году в соответствии с принятым законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С этой целью в коде аналитического счета Плана счетов бюджетного учета указывается:

в 22 разряде номера счета — код соответствующего финансового года:

1 — текущий финансовый год;

2 — очередной финансовый год за текущим (первый финансовый год планового периода);

3 — второй финансовый год планового периода;

в 23 разряде номера счета код 9 — сумма утвержденных лимитов бюджетных обязательств по главному распорядителю средств бюджета.

При этом в бюджетном учете ассигнования, лимиты бюджетных обязательств отражаются по единой структуре:

1 — суммы утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

2 — суммы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) главных распорядителей, распорядителей средств бюджета, главных администраторов, уполномоченных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

3 — суммы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

4 — суммы переданных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств);

5 — суммы полученных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств);

6 — суммы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) в пути;

9 — суммы утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).

Для лучшего понимания бухгалтерских операций по счетам санкционирования приведена корреспонденция соответствующих счетов для всех участников бюджетного процесса на примере бюджетныхассигнований (табл. 1,2,3,4).

Таблица 1

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, (бюджетная деятельность: деятельность, приносящая доход)

Финорган Главные распорядители Главные администраторы Распорядители Администраторы Получатели

1. Утвержденные бюджетные ассигнования главным распорядителем, главным администратором Д 1 503 09 (19, 29, 39) 000 К1 503 01 (11, 21, 31) 000

1. Доведенные и полученные бюджетные ассигнования главным распорядителем, главным администратором Д 1 503 01 (11,21, 31) 000 К1 503 01 (12, 22, 32) 000 Д 1 503 01 (11, 21, 31) 000 К1 503 02 (12, 22, 32) 000

Таблица 2

Финорган Главные распорядители Главные администраторы Распорядители Администраторы Получатели

3. Переданные бюджетные ассигнования главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, уполномоченным администратором распорядителю, администратору (при условии открытия лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса в одном (территориальном) финансовом органе); Д 1 503 02 (12, 22, 32) ООО К 1 503 02 (12, 22, 32) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К1 503 04(14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 (15,25,35) 000 К 1 503 02 (12, 22, 32) 000

распорядителю, администратору при условии открытия лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса в разных (территориальных) финансовых органах; Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К 1 503 04(14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 (15,25,35) 000 К 1 503 02 (12, 22, 32) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К1 503 04(14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 (15,25,35) 000 К 1 503 02 (12, 22, 32) 000

Таблица 3

Финорган Главные распорядители Главные администраторы Распорядители Администраторы Получатели

получателю, подведомственному администратору при условии открытия лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса в одном (территориальном) финансовом органе; Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К 1 503 03 (13, 23,33) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К 1 503 04 (14, 24, 34) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К1 503 04 (14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 (15,25,35) 000 К 1 503 03 (13,23,33) 000

получателю, подведомственному администратору при условии открытия лицевых счетов в разных (территориальных) финансовых органах Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К 1 503 04(14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 <15. 25. 35) 000 К 1 503 03 fl3.23.33) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К 1 503 04 (14, 24, 34) 000 Д 1 503 02 (12, 22, 32) 000 К1 503 04 (14, 24, 34) 000 Д 1 503 05 (15,25,35) 000 К 1 503 03 (13,23,33) 000

Таблица 4

Финорган Главные распорядители Главные администраторы Распорядители Администраторы Получатели

4. Бюджетные обязательства получателя, администратора за счет бюджетных ассигнований Д 1 503 03 (13, 23, 33) 000 К1 502 01 (11,21,31) 000 Д 1 503 03 (13, 23, 33) 000 К1 502 01 (11,21,31) 000

5. Смета, приносящая доход деятельность Д2 501 09(19,29, 39) 000 К2 501 03 (13, 23, 33) 000 Д 2 501 09 (19, 29, 39) 000 К2 501 03 (13, 23, 33) 000

6. Принятые обязательства Д 2 501 03 (13, 23, 33) 000 К 2 502 01 (11,21, 31) 000 Д 2 501 03 (13, 23, 33) 000 К2 502 01 (11,21,31) 000

В связи с изменениями с 2008 г. порядка выдачи кредитов (ссуд) работникам федеральных органов государственной власти и физическим лицам приведена корреспонденция соответствующих счетов бюджетного учета для отражения сумм возвратов бюджетных кредитов (ссуд), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации в прошлые годы из федерального бюджета как по бюджетной деятельности, так и по приносящей доход деятельности.

Основанием для отражения указанных операций в бюджетном учете являются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, совместное письмо Минфина России от 22.04.2008 № 02-14-10а/1172 и Федерального казначейства № 42-7.115/5.1-179, письмо Минфина России от 04.06.2008 № 02-14-07/1625, являющееся дополнением к упомянутому совместному письму.

При этом по приносящей доход деятельности в 2008 г. сумма возврата ссуд отражается по коду классификации доходов федерального бюджета 000 3 02 01001 01 0000 130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями», с указанием в разрядах сіпоЗ кода главного

распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной подчиненности учреждения. Суммы денежных средств, выданных сотрудникам бюджетных учреждений в 2008 г. в качестве ссуд, следует отнести на уменьшение указанного дохода.

Соответствующие изменения необходимо внести в смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности, исключив из нее сметные назначения по кодам бюджетной классификации с применением классификации операций сектора государственного управления 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам» и 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам» и включив в нее показатели от возвратов ссуд по коду доходов 000 3 02 01010 01 0000 130 со знаком «плюс» и показатели по предоставленным в 2008 году ссудам по коду доходов 000

3 02 01010 01 0000 130 со знаком «минус».

В бюджетном учете и отчетности учреждений сумма выданных сотрудникам кредитов (ссуд), а также сумма задолженности ссудополучателей по из возврату подлежит отражению по счету 2 207 01 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации» (табл. 5, 6).

Таблица 5

Выдача и погашение ссуд работникам в 2008 году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операции Бюджетное учреждение Финорган

Дебет Кредит Дебет Кредит

Погашение задолженности по выданным ссудам до 01.01.2008г.: по бюджетной деятельности: — на счета 40101 1 21002 640 КИФ 01 06 1 20701 640 1 20201 510 1 40201 640 КИФ 01 06

40105 1 30405 540 1 20701 640 1 20201 510 1 40201 180

— удержание ссуды из зарплаты 1 30201 830 1 30403 830 1 30403 730 1 20701 640 КД 1 17

— возврат в бюджет на счет 40101 1 21002 640 КИФ 01 06 1 30405 540 (211) 1 40201 180 КД 1 17 1 40201 640 КИФ 01 06

— в кассу учреждения 2 20104 510 2 40101 130 КД3 02

1 — погашение задолженности 1 30305 830 1 20701 640

— выбыло из кассы 2 21003 560 2 20104 610

— зачислено на счет 2 20101 510 2 21003 660 2 20201 510 2 40201 130 КД 3 02

— перечислено в бюджет 2 40101 130 КД3 02 2 20101 610 2 40201 130 КД 3 02 2 20201 610

— поступило в бюджет 1 21002 640 КИФ 01 06 1 30305 730 1 20201 510 1 40201 640 КИФ 01 06

по приносящей доход деятельности: 2 20101 510 КИФ 01 05 2 20701 640 КД3 02 2 20201 510 КИФ 01 05 2 40201 130 КД 3 02

— в случае невыясненных сумм 2 20101 510 2 20510 560 2 20201 510 1 40201 180 КД 1 17

— на выясненные суммы 2 20510 660 2 20701 640 КД3 02 1 40201 180 КД 1 17 2 40201 130 КД 3 02

Таблица 6

Содержание операции Бюджетное учреждение Финорган

Дебет Кредит Дебет Кредит

2 Выдача ссуды по приносящей до-ходдеятельности в 2008 г. с банковского счета в кассу из кассы работнику 2 21003 560 2 20104 510 2 20701 540 2 20101 610 КД-130 2 21003 660 2 20104 610 2 40201 130 КД 2 20201 610

3 Погашение ссуды в 2008 г. в кассу перечисление на счет из кассы поступление на счет 2 20104 510 2 21003 560 2 20101 510 КД 130 2 20701 640 2 20104 610 2 21003 660 2 20201 510 2 40201 130 КД 130

Далее остановлюсь на операциях по бюджетным инвестициям на создание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) под бюджетными инвестициями понимают бюджетные средства, направляемые на создание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, ст. 79 БК РФ установлено, что бюджетные инвестиции, направляемые в объекты государственной и муниципальной собственности, могут предоставляться государственным (муниципальным) учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и только в форме капитальных вложений в объекты основных средств.

Таким образом, с учетом Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 № 74н (далее — Указания), расходы главного распорядителя средств бюджета, связанные с вложением бюджетных инвестиций в объекты основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, являющихся государственной собственностью Российской Федерации, государственной собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной собственностью,

следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» классификации операций сектора государственного управления.

При этом унитарное предприятие отражает операции по формированию первоначальной стоимости объекта капитального строительства в бюджетном учете (счет 110601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства») и бюджетной отчетности. Указанная отчетность унитарного предприятия включается в сводную бюджетную отчетность соответствующего главного распорядителя средств бюджета.

На объект завершенного строительства, оформленный в установленном порядке на основании акта приемки выполненных работ, свидетельства о государственной регистрации объекта, унитарное предприятие производит бухгалтерские записи по Дебету 110101310 «Увеличение стоимости жилых помещений», 110102310 «Увеличение стоимости нежилых помещений»,110103310 «Увеличение стоимости сооружений» и Кредиту 110601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

В дальнейшем указанный объект передается и принимается унитарным предприятием в его уставный фонд с отражением в бюджетном учете по Дебету 120402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и Кредиту 110101410 «Уменьшение стоимости жилых помещений», 110102410 «Уменьшение стоимости нежилых

Таблица 7

Операции по бюджетным инвестициям на создание государственного (муниципального) имущества

Содержание операции Главный распорядитель, унитарное (муниципальное) предприятие, с л/с в органах казначейства Орган управления имуществом

Дебет Кредит Дебет Кредит

1 Перечисления средств по капитальным вложениям в объекты основных средств государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий 1 20619 560 1 30405 310

2 Формирование стоимости объекта 1 10601 310 1 30219 730

3 Зачет сумм ранее перечисленного аванса 1 30219 830 1 20619 660

Окончание табл. 7

Содержание операции Главный распорядитель, унитарное (муниципальное) предприятие, с л/с в органах казначейства Орган управления имуществом

Дебет Кредит Дебет Кредит

4 Оформление объекта завершенного строительства на основании свидетельства о государственной регистрации 1 10101 310 1 10601 410

5 Оформление передачи объекта в уставной фонд 1 20402 530 1 10101 410

6 Передача финансовых вложений органу управления имуществом 1 40101 241 1 20402 630 1 20402 530 140101 180

помещений», 110103410 «Уменьшение стоимости сооружений». По указанным операциям также формируется бюджетная отчетность и включается в сводную бюджетную отчетность соответствующего главного распорядителя средств бюджета.

В случае если администратором указанных вложений является орган управления имуществом, то соответствующий главный распорядитель передает ему в установленном порядке финансовые вложения в уставной фонд унитарного предприятия. Бухгалтерские записи по отражению бюджетных инвестиций на создание государственного (муниципального) имущества приведены в табл. 7.

В табл. 8 приведены бухгалтерские записи по отражению в 2008 г. операций по передаче суб-

сидий федеральными органами исполнительной власти в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) по двум вариантам: в порядке компенсации произведенных кассовых расходов и в порядке их авансирования, а также по возврату получателем не использованных в текущем году инвестиций в соответствующий бюджет, потребность в которых отсутствует. Использованы совместные письма:

• от 16.05.2008 Минфина России № 02-1413/1394 и Федерального казначейства № 42-

7.1-15/5.3-217;

• от 28.08.2008 Минфина России № 02-1310/2573 и Федерального казначейства № 42-

Таблица 8

7.1-15/5.1-398. Перечисление межбюджетных трансфертов и их возврат

№ п/п Содержание операции Бюджетное учреждение Финансовый орган

передающее принимающее передающий принимающий

дебет кредит дебет кредит дебет кредит дебет кредит

1 Перечисление межбюджетных трансфертов в порядке компенсации

1.1 Начисление задолженности по перечислениям другим бюджетам 1 40101 251 ФКР1100 1 30212 730 ФКР1100

1.2 Начисление сумм доходов по межбюд-жетным трансфертам 1 20505 560 КД202 140101151 КД202

1.3 Перечисление сумм межбюджетных трансфертов 1 30212 830 ФКР1100 1 30405 251 ФКР1100 1 40201251 ФКР1100 1 20201 610 КИФ 01 05

1.4 Получение сумм доходов по межбюд-жетным трансфертам 1 21002 151 КД202 1 20505 660 КД202 1 20201 510 КИФ 01 05 1 40201 151 КД2 02

2 Перечисление межбюджетных трансфертов в порядке авансирования

2.1 Перечисление сумм межбюджетных трансфертов 1 20612 560 ФКР1100 1 30405 251 ФКР1100 1 21002 151 КД202 1 20505 660 КД202 1 40201 251 ФКР1100 1 20201 610 КИФ 01 05 1 20201 510 КИФ 01 05 1 40201 151 КД2 02

Окончание табл. 8

№ п/п Содержание операции Бюджетное учреждение Финансовый орган

передающее принимающее передающий принимающий

дебет кредит дебет кредит дебет кредит дебет кредит

2.2 Предоставлен отчет об использовании целевых средств 1 40101 251 ФКР1100 1 30212 730 ФКР1100 1 20505 560 КД2 02 140101 151 КД2 02

2.3 Зачет сумм ранее перечисленных межбюджетных трансфертов 1 30212 830 ФКР1100 1 20612 660 ФКР1100

2.4 Возврат неиспользованных целевых средств, полученных в текущем году 1 20505 560 КД2 02 1 21002 151 КД2 02 1 40201 151 КД2 02 1 20201 610 КИФ 01 05

2.5 Получение остатков неиспользованных целевых средств текущего года 1 30405 251 ФКР1100 1 20612 660 ФКР1100 1 20201 510 КИФ 01 05 1 40201 251 ФКР1100

2.6 Трансформация счетов на основании извещения главного распорядителя о возврате остатка целевых средств, полученных в прошлые отчетные периоды 1 20505 560 КД118 1 20612 560 1 20505 560 КД2 02 1 20505 660 КД — 119

2.7 Возврат остатков неиспользованных целевых средств, полученных в прошлых отчетных периодах 1 20505 560 КД119 1 21002 151 КД 1 19 1 40201 151 КД 1 19 1 20201 610 КИФ 01 05

2.8 Зачислен на лицевой счет остаток неиспользованных целевых средств прошлыхлет 1 21002 151 КД118 1 20505 660 КД118 1 20201 510 КИФ 01 05 1 40201 151 КД 1 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.