Научная статья на тему 'О значении сетевых СМИ в преподавании студентам-журналистам русского языка как иностранного'

О значении сетевых СМИ в преподавании студентам-журналистам русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
479
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трофимова Г. Н.

Статья анализирует некоторые тенденции развития языка и стиля современной сетевой журналистики и особенности их функционирования, в связи с особенными взаимоотношениями традиционных и онлайновых СМИ, а также в ракурсе их использования в преподавании русского языка как иностранного студентам-журналистам, которые должны научиться создавать современные профессиональные журналистские тексты на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the importance of mass media on-line in the education of Russian to the students of journalism

The article analyses, some tendencies of language' development and style of modern network journalism and feature of their functioning, in connection with especial mutual relation of traditional and on-line MASS-MEDIAS, and also in a camera angle of their use in teaching Russian as to the foreign students journalists, which should learn to create the modern professional journalistic texts in Russian.

Текст научной работы на тему «О значении сетевых СМИ в преподавании студентам-журналистам русского языка как иностранного»

О ЗНАЧЕНИИ СЕТЕВЫХ СМИ В ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ-ЖУРНАЛИСТАМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Г.Н.ТРОФИМОВА

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья анализирует некоторые тенденции развития языка и стиля современной сетевой журналистики и особенности их функционирования, в связи с особенными взаимоотношениями традиционных и онлайновых СМИ, а также в ракурсе их использования в преподавании русского языка как иностранного студентам-журналистам, которые должны научиться создавать современные профессиональные журналистские тексты на русском языке.

Журналистика - это прежде всего текст, который соответствует определенным критериям и выполняет соответствующие задачи. Студенты, обучающиеся журналистике в зарубежных институтах или университетах, вынуждены не просто получать навыки создания таких текстов, но и делать это на языке обучения. Им приходится учиться творчеству, используя для этого язык неродной, и следовательно, особенно на первоначальном этапе, лишенный тонкостей и нюансов. Тем не менее, выполнение учебных задач требует от студентов практической журналистской работы на русском языке. В этих условиях современные журналистские тексты в сетевых СМИ очень удобны для обучения студентов. А активное развитие российской онлайновой журналистики позволяет внести в процесс обучения разнообразие и оживление.

Если идеи о киберпространстве находятся еще в стадии разработки и становления, то интернет как реальный мир информации существует уже вполне предметно. Особенно широко востребована сеть среди потребителей новостной интернет-продукции. Сетевые телекоммуникации последнего поколения явились основой новой информационной стратегии, при которой происходит свертывание не только пространства, но и времени. Вхождение СМИ в интернет и завоевание в интернет-пространстве весомых стратегических позиций ознаменовало новую фазу развития СМИ как части глобального информационного производства. При этом сетевые СМИ, безусловно, могут быть зачислены в структуру средств массовой информации еще и потому, что выполняют все присущие СМИ функции: информационную, образовательную, контрольную, мобилизационную, интеграционную, критическую и т.д.

Все средства массовой информации, заявившие о себе в интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов.

Бумажные газеты и журналы начали освоение интернета с подборок адресов узлов интернет для различных тематических разделов своих изданий, прежде всего, по политике и бизнесу. Затем появились первые электронные копии бумажных изданий. И у сетевой, и у бумажной версий традиционного печатного периодического издания есть свои достоинства и недостатки. Преимущества сетевой копии: отсутствие понятий тиража и географии распространения, автоматическая доставка, легкость формирования тематических подборок, наличие поисковых служб, неограниченный объем архивов, простота работы с материалами. Недостатки сетевой копии: привязанность к компьютеру, оснащенному необходимым программным обеспечением и выходом в интернет, отсутствие такой отработанной структуры, как в бумажных СМИ, отрывочность и бессистемность в передаче информации. Однако традиционные бумажные СМИ, создавая свои сайты в интернете, получили возможность значительно ускорить свою оперативность, сравнявшись по этому критерию с радио и телевидением.

Радио и телевидение пока еще мало активизировались в сети, хотя каждая уважающая себя радиостанция или телекомпания считает долгом чести иметь веб-страницу. На своих страницах в интернете программы предлагают аудитории сводки «горячих новостей», ссылки на различные разделы и отсылки к родственным радио- и телеслужбам, создают информационные архивы и т.д. Очень удобны в электронной форме теле- и радиосетки, которые можно сортировать по индивидуальным запросам (по каналам, по времени, по фильмам, по новостям, сериалам и т.д.). Радиостанции используют сетевые возможности для того, чтобы показать «живую» картинку из студии, обменяться с виртуальными собеседниками мнениями об эфире, организовать интерактивное голосование, предложить список адресов, на которых имеется интересующая слушателей информация. Для телевидения картинку показывать трудно из-за качества изображения, а остальные услуги используются также и телевидением.

Собственно сетевые СМИ - это, прежде всего, сетевая печать, то есть газеты и журналы. Естественно, что корневой основой сетевых публикаций, как и в традиционных печатных СМИ, является словесный текст. Однако принципиально новое техническое решение организации этого текста определило его специфику. Несмотря на неограниченность объема, существует размерное ограничение экрана монитора, из-за которого необходимо много раз прокручивать большой текст, чтобы дочитать его до конца. Поэтому тексты в веб-газетах достаточно сжаты и по своему характеру приближены к жанру расширенной заметки или репортажа. Хотя в целом сетевой периодике подвластна вся палитра жанров, довольно редко здесь можно встретить корреспонденции, зарисовки, очерки. Отсутствие больших аналитических материалов объясняется еще и тем, что сетевая медийная среда воспринимается как средство коммуникации, которое предполагает разговорный стиль общения, непринужденный и рекреативный. Неограничен объем и у иллюстративных материалов. Кроме того, текст дробится на части, в соответствии с системой окон или уровней. Конкретизация, широта и глубина содержания достигаются за счет гиперссылок, количество которых, хотя и не безгранично, но вполне достаточно.

И в информационных, и в аналитических и в художественнопублицистических жанрах журналистики гипертекстовая структура - это углубленный уровень и восприятия информации, и ее трактовки, предлагаемой журналистом. То есть, первоочередная задача журналистики - информирование и комментирование информации - выполняется много более качественно. Гипертекстовая структура предполагает нелинейное расширение текста за счет гиперссылок и мультимедиа. По своей сути гипертекст, который является своего рода непоследовательной записью, в отличие от письма, основан именно на принципе интертекстуальности. В этом смысле он больше напоминает нелинейную последовательность ассоциативного мышления, когда нелинейная форма представления знаний широко использует многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на комментарии. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое. Гипертекстовая система, содержащая сеть ссылок, порождающих ассоциативные связи, формирует трехмерное информационное пространство. Связки гипертекста, называемые гиперссылками, создают сложную виртуальную паутину соединений. В отличие от обыкновенного текста, который можно читать только от начала к концу, гипертекст позволяет совершать мгновенный переход от одного фрагмента текста к другому, либо не совершать его, сознательно ограничивая объем информации. Однако в настоящий момент сетевая журналистика недостаточно использует возможности гипертекста.

Конечно, сетевые издания несоизмеримо оперативнее традиционных СМИ, поэтому они ориентированы, прежде всего, на информационное «вещание», которое реализуется в режиме реального времени и с постоянным обновлением. Тем более, что создание архивов, доступ к разнообразным сетевым источникам и удаленным экспертам дают всестороннее видение события и позволяют проводить самостоятельное журналистское расследование, при котором существенно повышается качество разработки информации. Чтобы новость появилась в сети, требуется только время для ее формулирования в письменном виде. Презентация на сайте занимает несколько секунд, и после такого же мгновенного анонсирования по электронной рассылке новость известна всем. Наиболее «продвинутые» сайты обновляют материалы не только по временным параметрам, но и в соответствии с меняющимися потребностями общества (утро - день, будни - выходные и т.д.).

У сетевых изданий нет ограничения тиража или территориальной обособленности. В силу своей демократичности они способны отражать альтернативные мнения. Интерактивные возможности возвращают СМИ значительно утерянную ими за последний период времени коммуникативную функцию, а управление коммуникацией массовой аудитории сегодня чрезвычайно актуально. Кроме того, интерактивность - очень важное преимущество сетевых СМИ, учитывая склонность массовой аудитории к участию в создании информации посредством писем, голосований, дискуссий и т.д. По существу старый традиционный принцип СМИ «от одного ко многим» меняется на принцип «многие - многим», причем на смену пассивному читателю приходит активный участник творческого процесса, который сообщает новые сведения, интересные идеи. Так СМИ приобретает еще одну функцию: помогать аудитории разбираться не только в ситуации, но и в самой

себе. В условиях, когда информация создается в режиме «здесь и сейчас», виртуальный пользователь журналистской продукции будет стремиться к сотрудничеству как с источниками информации, так и с ее интерпретаторами, то есть с журналистами. В креативной интернет-среде журналист действительно может погрузить адресата в среду сообщения, превратив его в реального участника события. При этом значительно возрастает роль журналиста как лидера и организатора этих интерактивных процессов, а также и его ответственность в плане этики общения, фактической достоверности и профессионализма в целом. Немаловажным плюсом сетевых СМИ оказывается и легкость перемещения по публикациям (поскольку понятие полос в вебжурналистике отсутствует). Удобная навигация позволяет реализовать доступ к любому материалу с любой страницы через постоянно сохраняющийся анонс.

Интернет - это уже не только новые коммуникационные технологии, но и новая сфера существования национальных языков - языков общения потребителей между собой в интернете. Для русского языка интернет также является такой новой сферой его функционирования, в которой формируется не только стиль интернет-общения, но и регистрируются новые и очень значительные явления, захватывающие все уровни языковой структуры. Известно, что в зависимости от числа участников коммуникации, любое высказывание является публичным либо частным, индивидуальным. В средствах массовой информации мы имеем дело именно с публичной презентацией языка и речи. Исторически сложившаяся особенность российских СМИ заключается в ее особенной гражданственно-воспитательной роли. Язык СМИ, речь журналистов в газете, а затем на радио и на телевидении всегда воспринимались массовой аудиторией как образец для подражания. В то же время имеет значение и количественный аспект: потребность в информации вынуждает нас внимательно слушать журналистскую речь, а высокая частотность речевых ошибок влияет на формирование новых речевых навыков, заставляет сомневаться в собственной грамотности и т.д.

За последнее десятилетие понятие «язык СМИ» сильно трансформировалось. Во-первых, из журналистики практически ушли те официозно-политизированные лексико-грамматические конструкции, которые составляли основу газетно-публицистического стиля. Во-вторых, сам язык СМИ подвергся значительному влиянию других стилей русского языка: и научного, и официально-делового, и, особенно, разговорного. Причем, в силу ряда общественно-политических причин, в язык СМИ серьезно вторгается и просторечие, и сленг, и жаргоны не в качестве дополнительной экспрессивнохудожественной краски, а как основное языковое средство. В-третьих, возрастающий с каждым годом ежедневный объем информации сужает задачи СМИ и заставляет журналистов работать преимущественно в информационных жанрах, хотя и те тоже в известной мере нивелировались. Само понятие жанра журналистского текста не только размыто, но и постепенно отмирает. В-четвертых, на радио и на телевидении в языке СМИ все вышеперечисленные процессы происходили еще более активно, чем в прессе. Устная речь журналистов, как подготовленная, так и спонтанная, а в прямом эфире происходившая вообще в режиме реального времени оказалась еще больше подвержена всесторонним воздействиям, стремительно теряя позицию образца речевой культуры.

В настоящее время журналистский язык, традиционно продолжая рассматриваться обществом как пример публичной речи на грамотном литературном языке, переживает серьезный кризис. (Отдельного разговора заслуживает реклама, в которой часто намеренно искажают грамотное написание слов.) На фоне постоянного снижения языковой грамотности в российской теле- и радиожурналистике интересно обратиться к новой среде функционирования языка - интернету и собственно сетевым СМИ. Как и в традиционной журналистике, русский язык в сетевых СМИ, с одной стороны, подвержен разнообразному влиянию, а с другой - сам оказывает воздействие на другие формы существования информации в интернете.

Вопрос существования естественных языков в интернете как в новой области языкового сознания - это отдельная и объемная тема. Существенную и постоянно растущую часть рунета (российской части интернета) составляет сетевая журналистика, в которую входят и сайты информационных агентств, радио- и телеканалов и программ, и электронные копии бумажных периодических изданий, и собственно онлайновые средства массовой информации. Как и в традиционной журналистике, русский язык в сетевых СМИ, с одной стороны, подвержен разнообразному влиянию, а с другой - сам оказывает воздействие на другие формы существования информации в интернете.

Безусловно, интернет открывает новые возможности в передаче информации, он призван обеспечить реальную свободу слова, что очень важно для развития журналистики. Но ряд психологических особенностей восприятия информации с экрана монитора объективно и очень существенно ограничивает возможности журналиста. Несмотря на кажущуюся свободу, язык текста должен быть емким и лаконичным, но не сухим, не казенным, а приближающимся по стилю к разговорной речи. Сетевой журналист находится в так называемом сетевом состоянии, когда он ощущает непосредственную связь с читателем, их принадлежность к единому сетевому сообществу. Коммуникация, реализуемая как бы в режиме реального времени, влияет на стиль и манеру изложения материала. Впечатление непосредственного диалога отражается на выборе языковых средств, тем более, что сетевая общность диктует усечение синтаксических конструкций, использование понятных обеим сторонам компьютерно-сетевых сленговых слов и выражений.

Одной из форм журналистского общения с аудиторией является полемика, однако в интернет-изданиях она не популярна по целому ряду причин. Фактологический характер новостных материалов ведет к обезличиванию сетевых текстов, что чуждо текстам полемическим. Ограниченность пространства требует избегать развернутости, присущей полемике. Однако элементы полемики в сетевых изданиях проявляются в гостевых книгах, в форумах или в чатах.

Таким образом, интернет как новая область человеческих взаимоотношений существенно влияет на характер функционирования языковых реалий и речевую стилистику сетевых текстов в целом, и журналистских текстов в частности. Новый стиль жизни диктует и новую манеру языкового общения, в результате чего можно говорить о возникновении такого нового лингвистического явления как спонтанная письменная речь, предназначенная и для личного общения, и для публичного использования.

Оригинальными и знаковыми признаками такой речи и являются ее скрытая диалогичность, сжатость, упрощенность, минимизация официозности, игровая направленность. Все эти признаки проявляются и в сетевых журналистских текстах, которые становятся еще более демократичными, в результате чего происходит сокращение дистанции между СМИ и аудиторией. В связи с использованием гипертекстовых структур можно говорить о возникновении принципиально новых взаимоотношений между журналистом и аудиторией, которая получает реальную возможность участвовать в создании информации и журналистских текстов. Также гипертекстовые ссылки дают возможность журналисту наполнить свой материал всем, на его взгляд, необходимым дополнительным информативным материалом. Значительно повышается коэффициент его образовательного воздействия. Такие тексты являются гиперинтертекстуальными.

Альтернативность - еще одна новая сторона существования сетевого издания, осложняющая его конкурентоспособность. Поэтому в сетевом издании, несмотря на кажущуюся легкость, журналист более ответственно относится и к содержанию, и к форме создаваемого текста, не забывая о его привлекательности и грамотности. Письменная фиксация, тем не менее, не означает наличия в тексте громоздких и сильно распространенных конструкций. Журналистские тексты в интернете по своим изобразительным и выразительным средствам сближаются с аудиотекстами, несмотря на их визуальное восприятие. Особенно ярко это проявляется в собственно сетевых изданиях и на лентах новостных агентств.

С точки зрения развития языка массовых коммуникаций в целом, и языка средств массовой информации в частности, интернет оказался катализатором данных процессов, ведущих к размыванию системы журналистских жанров, с одной стороны, но и к демократизации языка, его освобождению от канцелярщины и заштампованности, с другой. Сегодня практически все периодические издания имеют свои сайты и свои онлайновые версии в интернете. Поэтому журналисты, сотрудничающие в этих изданиях, вольно или невольно приспосабливают свои тексты к новым требованиям. Так языковые особенности интернет-изданий постепенно проникают и в тексты традиционных СМИ, тон которых становится более дружеским, а язык - менее канцелярским. Речь журналистов в печатных СМИ все больше походит на непринужденную беседу с приятелями, но в то же время, Интернет заставляет журналистов писать более грамотно, коротко, ясно и выразительно.

За последние 10-15 лет произошла значительная трансформация газетнопублицистического стиля, что обусловлено рядом и объективных, и субъективных причин. Ушли в прошлое возвышенная патетичность и сухой официоз передовых и общественно-политических статей. Вместе с изменением идеологии поменялись и языковые средства для написания газетных материалов. На смену усложненным конструкциям общественно-политической тематики пришли разговорные слова и выражения, яркие образные средства в виде фразеологизмов и стилистически окрашенных языковых единиц. Публицистический стиль остался характерным лишь для жанров художественной публицистики - фельетона, памфлета и очерка, - которые сегодня чрезвычайно редко встречаются в СМИ. Да и там он существенно утерял свою пафосность. Сетевые СМИ еще больше подтвердили

необратимость данной ситуации. Сегодня можно говорить не о газетнопублицистическом стиле, а о стиле средств массовой информации, который в сетевых СМИ должен обрести свои окончательные характеристики.

В преподавании студентам-журналистам русского языка как иностранного особое место занимает выработка навыков написания грамотного журналистского текста, отвечающего всем требованиям современной журналистики. Умение выражать свои мысли четко и ясно на иностранном языке дается нелегко, но оно крайне необходимо для тех, кто всерьез решил овладеть журналистским ремеслом. В условиях активных изменений, происходящих в публицистическом стиле, тексты сетевых СМИ являются не только современным наглядным материалом, но и реальным подспорьем для преподавателя РКИ, так как на их примере можно не только изучать, но и создавать современные публикации.

Очень удобно использовать тексты интернет-СМИ на начальном этапе обучения, чтобы студенты сразу привыкали к современному облику публицистического стиля и в своем практическом журналистском труде от подобного переходили к авторскому. Стать мастером журналистского цеха возможно только при условии сочетания теории и практики. Современные русскоязычные сетевые СМИ предлагают огромное разнообразие в трактовке тем, давая возможность обучаться, сравнивая публикации в разным СМИ на одну тему. Причем теперь для этого не нужно покупать кипу газет, либо просиживать часами перед радиоприемником или экраном телевизора. С элементами игры студенты быстро «пролистывают» несколько десятков окон, могут скопировать тексты частями или целиком, отослать понравившиеся другу или проанализировать их достоинства и недостатки для преподавателя. А затем написать свой материал, сверяясь с полученными данными.

Таким образом, онлайновые русскоязычные СМИ являются современным, интересным и очень полезным учебным материалом, используя и осваивая который, студенты могут быстрее и качественнее освоить навыки создания квалифицированных журналистских текстов.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» в 2003 году.

ABOUT THE IMPORTANCE OF MASS MEDIA ON-LINE IN THE

EDUCATION OF RUSSIAN TO THE STUDENTS OF JOURNALISM

G.N.TROFIMOVA

Departament of Mass Communication Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, 117198 Moscow, Russia

The article analyses, some tendencies of language’ development and style of modem network journalism and feature of their functioning, in connection with especial mutual relation of traditional and on-line MASS-MEDIAS, and also in a camera angle of their use in teaching Russian as to the foreign students - journalists, which should learn to create the modem professional journalistic texts in Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.