Научная статья на тему 'О значении курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики'

О значении курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ / ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ЭКОНОМИКИ / PHILOSOPHY OF ECONOMICS / THE SUBJECT AND FUNCTIONS PHILOSOPHY OF ECONOMICS / SIGNIFICANCE FOR THE THEORETICAL TRAINING MASTER OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цитленок Владимир Сергеевич

Показывается значение курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики. Доказывается, что освоение курса магистрантами будет способствовать формированию у них целостного, логически непротиворечивого знания сущности и смысла экономики, окажет влияние на развитие системного экономического мышления, усилит интерес к научной работе. Реализация миссии курса «Философия экономики (Эконософия)» осуществляется через её базовые функции: онтоаксиоматическую, инструментально-когнитивную, прагматическую, праксио-матическую. Дается краткое изложение содержания каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the significance of the course «Philosophy of economics» for the theoretical training master of economy

In the article is discussed significance of the course «Philosophy of Economics» for the theoretical training master of Economy. The author proves, that the understanding of the course will be promote the forming whole, logical, systematically organized knowledge about of the essence, the sense of Economy, that it will be have a strong over development on the systems economic thinking, will be increase the interest to the scientific work. The realization of the mission of the discussed course is accomplished through it functions: ontoaxiomatic, toolcognitivic, pragmatic, praxiomatic. The short observe is provided of the contents each of them.

Текст научной работы на тему «О значении курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики»

2012 Экономика №4(20)

УДК 330.1 (075.8)

В.С. Цитленок

О ЗНАЧЕНИИ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ»

ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ЭКОНОМИКИ

Показывается значение курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики. Доказывается, что освоение курса магистрантами будет способствовать формированию у них целостного, логически непротиворечивого знания сущности и смысла экономики, окажет влияние на развитие системного экономического мышления, усилит интерес к научной работе. Реализация миссии курса «Философия экономики (Эконософия)» осуществляется через её базовые функции: онтоаксиоматическую, инструментально-когнитивную, прагматическую, праксио-матическую. Дается краткое изложение содержания каждой из них.

Ключевые слова: философия экономики, предмет и функции философии экономики, значение курса для подготовки магистра экономики.

Государственным стандартом подготовки магистра экономики в университетах России установлены высокие требования к степени понимания им сущности экономических процессов, к умению проводить самостоятельные исследования, к уровню его общей экономической культуры

В программу теоретической подготовки магистра экономики включены «продвинутые» курсы экономической теории, математического анализа и исследования операций, что обусловило рост потребности в такой учебной дисциплине, которая способствовала бы формированию целостного, логически непротиворечивого представления о сущности и смысле мировой экономики, понимания значения и границ влияния теории на экономическую практику, развитию системно-логического экономического мышления, интереса к исследовательской и активной практической деятельности.

Удовлетворению развивающейся потребности в подготовке магистра с высоким уровнем профессиональной компетентности должна служить экономико-идеологическая учебная дисциплина «Философия экономики», главная миссия которой - в доказательном и доступном для освоения обучающихся по программе «магистр экономики» объяснении смысла, сущности, значения экономической формы жизнедеятельности человечества для развития его интеллектуально-творческого потенциала, межгрупповой социальной и международно-государственной солидарности, социального взаимоуважения, знания противоречивого единства практики хозяйственной деятельности и экономической теории, знания пределов их относительной автономии и взаимовлияния.

Среди исследователей и преподавателей теоретической экономики нет однозначного понимания предмета, содержания и места философии экономики в системе экономического и всего социального научного знания.

Пока параллельно существует два конкурирующих подхода, началось формирование третьего, междисциплинарно-синтетического.

Особенность первого подхода - в ограничении предмета только сферой

познания: принципами и методами формирования, накопления экономиче-

1

ского знания и его логической структуризации .

Особенность второго подхода - абсолютизация субъектно-онтологического аспекта экономики, идеология которого была изложена в работе С.Н. Булгакова [1]. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах Ю.М. Осипова и его последователей2.

Формирующийся междисциплинарно-синтетический подход А.М. Орехов объясняет, исходя из содержания предмета «Философия экономики» как междисциплинарного направления в исследовании фундаментальных, базисных, метафизических вопросов развития хозяйства и науки о хозяйстве [2.

С. 10]. По его мнению, междисциплинарный подход предполагает одновременное присутствие философии экономики в системах экономического и философского знания. Однако критерий такого разграничения предложен без достаточной аргументации: для экономической теории предлагается только когнитивный аспект, для философского знания - «масштабное, глобальное осмысление роли хозяйства в обществе, а также тех перспектив развития экономической науки, что приводят к получению знания, имеющего значение не только для экономики, но и других социально-гуманитарных наук и сфер жизни общества» [2. С. 11]. Очевидна необходимость более корректного и обоснованного критерия демаркации предмета «Философия экономики» как органической части систем экономического и философского знания, поскольку есть потребность разграничения в самом названии этой части научного знания и соответствующей учебной дисциплины. Представляется, что для экономической теории более соответствует название обсуждаемой её части «Эконософия», что снизит неопределенность в определении содержания предмета «Философия экономики» как части экономической теории.

Предметом курса «Философия экономики (Эконософия)» является научное объяснение закономерностей организации, функционирования и развития экономической сферы жизнедеятельности человечества как противоречивого единства её онтологического и когнитивного аспектов, рассматриваемого на различных этапах его жизненного цикла в различных пространственновременных координатах.

История экономики, достигнутая степень её научного объяснения позволяют сделать вывод о противоречивой взаимосвязи реальной (практической) экономики и её виртуального информационно-когнитивного отображения. Поэтому абсолютизация их автономного, непересекающегося существования столь же ошибочна, как и требование безусловного следования акторов практической экономики рекомендациям теоретиков.

1 См.: Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал «Вопросы экономики», 2004; Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. М.: Наука,2005; Канке В.А. Философия экономической науки. М.: ИНФРА-М, 2007.

2 Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Экономистъ,1990; Осипов ЮМ. Курс философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2005; Антология современной философии хозяйства. М.: Магистр, 2010. Т. 1, 2; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической политики «Начала», 1997.

Решения собственников производственных ресурсов всегда учитывают не только долгосрочные тенденции, но и все множество случайных событий, пренебрежение которыми однозначно приведет к ошибочному решению или к его неоптимальности.

Знание закономерностей и факторов устойчивого развития экономики позволит будущему магистру ускорить принятие оптимального решения как для текущего, так и для будущего периода времени. Одновременно теоретики должны избегать соблазна полного замещения практической экономики её компьютерно-виртуальной информационной моделью, так называемой «аналоговой моделью» Р. Лукаса.

Полная изоляция теории от практической экономики, прежде всего, негативно отразится на способности теории к саморазвитию как когнитивного фактора этого развития, поскольку любая закрытая система по прошествии определенного времени саморазрушается. Вместе с тем выводы теоретической экономики не замещают необходимости в существовании особой теории принятия оптимальных экономических решений, в которой разрабатываются принципы учета всего множества случайных событий, хотя и этого недостаточно для принятия директивного решения. Последнее учитывает ещё и группу субъективно-психологических, этических, социальных мотивов, возникающих только на уровне практической экономики.

Исходя и из предмета, и из миссии философии экономики, её следует отнести к категории метатеоретического знания, где на предельно высоком уровне абстрагирования отражено противоречивое его единство с практикой хозяйственной деятельности человечества.

Философия экономики является смыслообъясняющей структурой логики поведения экономических субъектов, что предполагает включение в её содержание категорий экономических потребностей и интересов, объяснения закономерностей их динамики и способов реализации в целенаправленной практической деятельности геопланетного работника.

Для однозначного включения этого системно-абстрактного направления в состав интегрального научно-экономического знания экономику философии следовало бы обозначать иным термином, например «эконософия», поскольку содержание её доминирующей функции состоит в формировании принципов научного экономического познания, пределов и способов его применения в практике хозяйствования, в разработке критериев степени допустимой автономности развития относительно практической экономики, принципов оценки социальной полезности научного экономического знания, условий и меры его использования субъектами практической экономики, в определении условий их эффективной практической деятельности.

Реализация интегральной функции осуществляется через её специальные функции: онтоаксиоматическую (мировоззренческую), инструментальнокогнитивную (методологическую), прагматическую (ценностно-регулятивную), праксиоматическую (субъектно-поведенческую).

Онтоаксиоматическая (мировоззренческая) функция проявляется через систему исходного, принятого без доказательств представления о внешней природной среде и социуме, о их происхождении и создателе, о их сущности и роли человека в экономике, об основной движущей силе, о соотношении в ней

объективного и субъективного начал. Множество всех, принятых без доказательств исходных представлений, образует идеологическую базу (основу) всей познавательно-практической деятельности геопланетного работника, реализующихся на уровне экономического сознания через систему глобальных метапарадигм: демиургоприродной, теоцентрической, социоцентрической.

Критерием для их фиксации научным экономическим сознанием является аксиома об основном творце и основной движущей силе мировой экономики. Её содержание состоит в обосновании логики развития и трансформации системы потребностей и интересов акторов экономики как проявление устойчивой тенденции к разрешению противоречия между опережающим развитием потребностей относительно возможностей их полного удовлетворения в каждый фиксированный момент времени.

Инструментально-когнитивная функция реализуется в системе принципов, обеспечивающих достижение относительной адекватности научного экономического знания сущности и содержанию реальных экономических процессов и феноменов. Реализация этой функции осуществляется через формирование и развитие особого направления в экономической теории -экономической эпистемологии (методологии) как системы принципов и способов доказательно-логической организации научного знания об экономической форме жизнедеятельности геопланетного работника.

Прагматическая (ценностно-регулятивная) функция реализуется в теориях благосостояния, стоимости, воспроизводства и устойчивого развития.

Праксиоматическая функция реализуется в теории экономической эффективности и всего комплекса отраслей научно-практического знания.

Абстрактно-интегративный, мировоззренческий (идеологический) характер, ориентированность не только на способы формирования и роста научного экономического знания, но и на интерпретацию содержания ценностного арсенала как регулятора рационального поведения экономических агентов, определения способов и инструментов взаимодействия научного знания и хозяйственной практики, разработка общих принципов эффективности экономической деятельности определяют метатеоретический статус данного раздела научного экономического знания.

Экономическая метатеория (эконософия) является когнитивным инструментом, обеспечивающим понимание сущности экономики, происходящих в ней, направленных в конечном счете к «уменьшению неопределенности или преобразования неопределенности в риск» [3. С. 14].

Курс «Философия экономики (Эконософия)» способствует систематизации теоретических знаний магистров, что позволяет им более успешно усвоить императивы рыночно-конкурентного поведения фирмы, отрасли, национальной экономики в меняющихся внешней и внутренней средах, освоить содержание специальных учебных дисциплин, повысить уровень своей исследовательской и общенаучной культур.

Структуру курса «Философия экономики (Эконософия)» образуют следующие дидактические модули:

- определение предмета и функций эконософии;

- характеристика онтоаксиоматической (мировоззренческой) функции;

- характеристика инструментально-когнитивной функции;

- характеристика прагматической функции;

- характеристика праксиоматической функции;

- проблемы и перспективы развития эконософии как системы экономического транстеоретического научного знания (экономической метатеории).

Обсуждение проблемы обязательного включения в программу подготовки магистра направления «Экономика» курса «Философия экономики (Эко-нософия)» необходимо продолжить по мере накопления и обобщения опыта организации и проведения занятий по этой учебной дисциплине.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1991.

2. ОреховА.М. Философия экономики в России: рождение традиции. М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.