2012 Экономика №4(20)
УДК 330.1 (075.8)
В.С. Цитленок
О ЗНАЧЕНИИ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ»
ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ЭКОНОМИКИ
Показывается значение курса «Философия экономики» для теоретической подготовки магистра экономики. Доказывается, что освоение курса магистрантами будет способствовать формированию у них целостного, логически непротиворечивого знания сущности и смысла экономики, окажет влияние на развитие системного экономического мышления, усилит интерес к научной работе. Реализация миссии курса «Философия экономики (Эконософия)» осуществляется через её базовые функции: онтоаксиоматическую, инструментально-когнитивную, прагматическую, праксио-матическую. Дается краткое изложение содержания каждой из них.
Ключевые слова: философия экономики, предмет и функции философии экономики, значение курса для подготовки магистра экономики.
Государственным стандартом подготовки магистра экономики в университетах России установлены высокие требования к степени понимания им сущности экономических процессов, к умению проводить самостоятельные исследования, к уровню его общей экономической культуры
В программу теоретической подготовки магистра экономики включены «продвинутые» курсы экономической теории, математического анализа и исследования операций, что обусловило рост потребности в такой учебной дисциплине, которая способствовала бы формированию целостного, логически непротиворечивого представления о сущности и смысле мировой экономики, понимания значения и границ влияния теории на экономическую практику, развитию системно-логического экономического мышления, интереса к исследовательской и активной практической деятельности.
Удовлетворению развивающейся потребности в подготовке магистра с высоким уровнем профессиональной компетентности должна служить экономико-идеологическая учебная дисциплина «Философия экономики», главная миссия которой - в доказательном и доступном для освоения обучающихся по программе «магистр экономики» объяснении смысла, сущности, значения экономической формы жизнедеятельности человечества для развития его интеллектуально-творческого потенциала, межгрупповой социальной и международно-государственной солидарности, социального взаимоуважения, знания противоречивого единства практики хозяйственной деятельности и экономической теории, знания пределов их относительной автономии и взаимовлияния.
Среди исследователей и преподавателей теоретической экономики нет однозначного понимания предмета, содержания и места философии экономики в системе экономического и всего социального научного знания.
Пока параллельно существует два конкурирующих подхода, началось формирование третьего, междисциплинарно-синтетического.
Особенность первого подхода - в ограничении предмета только сферой
познания: принципами и методами формирования, накопления экономиче-
1
ского знания и его логической структуризации .
Особенность второго подхода - абсолютизация субъектно-онтологического аспекта экономики, идеология которого была изложена в работе С.Н. Булгакова [1]. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах Ю.М. Осипова и его последователей2.
Формирующийся междисциплинарно-синтетический подход А.М. Орехов объясняет, исходя из содержания предмета «Философия экономики» как междисциплинарного направления в исследовании фундаментальных, базисных, метафизических вопросов развития хозяйства и науки о хозяйстве [2.
С. 10]. По его мнению, междисциплинарный подход предполагает одновременное присутствие философии экономики в системах экономического и философского знания. Однако критерий такого разграничения предложен без достаточной аргументации: для экономической теории предлагается только когнитивный аспект, для философского знания - «масштабное, глобальное осмысление роли хозяйства в обществе, а также тех перспектив развития экономической науки, что приводят к получению знания, имеющего значение не только для экономики, но и других социально-гуманитарных наук и сфер жизни общества» [2. С. 11]. Очевидна необходимость более корректного и обоснованного критерия демаркации предмета «Философия экономики» как органической части систем экономического и философского знания, поскольку есть потребность разграничения в самом названии этой части научного знания и соответствующей учебной дисциплины. Представляется, что для экономической теории более соответствует название обсуждаемой её части «Эконософия», что снизит неопределенность в определении содержания предмета «Философия экономики» как части экономической теории.
Предметом курса «Философия экономики (Эконософия)» является научное объяснение закономерностей организации, функционирования и развития экономической сферы жизнедеятельности человечества как противоречивого единства её онтологического и когнитивного аспектов, рассматриваемого на различных этапах его жизненного цикла в различных пространственновременных координатах.
История экономики, достигнутая степень её научного объяснения позволяют сделать вывод о противоречивой взаимосвязи реальной (практической) экономики и её виртуального информационно-когнитивного отображения. Поэтому абсолютизация их автономного, непересекающегося существования столь же ошибочна, как и требование безусловного следования акторов практической экономики рекомендациям теоретиков.
1 См.: Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал «Вопросы экономики», 2004; Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. М.: Наука,2005; Канке В.А. Философия экономической науки. М.: ИНФРА-М, 2007.
2 Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Экономистъ,1990; Осипов ЮМ. Курс философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2005; Антология современной философии хозяйства. М.: Магистр, 2010. Т. 1, 2; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической политики «Начала», 1997.
Решения собственников производственных ресурсов всегда учитывают не только долгосрочные тенденции, но и все множество случайных событий, пренебрежение которыми однозначно приведет к ошибочному решению или к его неоптимальности.
Знание закономерностей и факторов устойчивого развития экономики позволит будущему магистру ускорить принятие оптимального решения как для текущего, так и для будущего периода времени. Одновременно теоретики должны избегать соблазна полного замещения практической экономики её компьютерно-виртуальной информационной моделью, так называемой «аналоговой моделью» Р. Лукаса.
Полная изоляция теории от практической экономики, прежде всего, негативно отразится на способности теории к саморазвитию как когнитивного фактора этого развития, поскольку любая закрытая система по прошествии определенного времени саморазрушается. Вместе с тем выводы теоретической экономики не замещают необходимости в существовании особой теории принятия оптимальных экономических решений, в которой разрабатываются принципы учета всего множества случайных событий, хотя и этого недостаточно для принятия директивного решения. Последнее учитывает ещё и группу субъективно-психологических, этических, социальных мотивов, возникающих только на уровне практической экономики.
Исходя и из предмета, и из миссии философии экономики, её следует отнести к категории метатеоретического знания, где на предельно высоком уровне абстрагирования отражено противоречивое его единство с практикой хозяйственной деятельности человечества.
Философия экономики является смыслообъясняющей структурой логики поведения экономических субъектов, что предполагает включение в её содержание категорий экономических потребностей и интересов, объяснения закономерностей их динамики и способов реализации в целенаправленной практической деятельности геопланетного работника.
Для однозначного включения этого системно-абстрактного направления в состав интегрального научно-экономического знания экономику философии следовало бы обозначать иным термином, например «эконософия», поскольку содержание её доминирующей функции состоит в формировании принципов научного экономического познания, пределов и способов его применения в практике хозяйствования, в разработке критериев степени допустимой автономности развития относительно практической экономики, принципов оценки социальной полезности научного экономического знания, условий и меры его использования субъектами практической экономики, в определении условий их эффективной практической деятельности.
Реализация интегральной функции осуществляется через её специальные функции: онтоаксиоматическую (мировоззренческую), инструментальнокогнитивную (методологическую), прагматическую (ценностно-регулятивную), праксиоматическую (субъектно-поведенческую).
Онтоаксиоматическая (мировоззренческая) функция проявляется через систему исходного, принятого без доказательств представления о внешней природной среде и социуме, о их происхождении и создателе, о их сущности и роли человека в экономике, об основной движущей силе, о соотношении в ней
объективного и субъективного начал. Множество всех, принятых без доказательств исходных представлений, образует идеологическую базу (основу) всей познавательно-практической деятельности геопланетного работника, реализующихся на уровне экономического сознания через систему глобальных метапарадигм: демиургоприродной, теоцентрической, социоцентрической.
Критерием для их фиксации научным экономическим сознанием является аксиома об основном творце и основной движущей силе мировой экономики. Её содержание состоит в обосновании логики развития и трансформации системы потребностей и интересов акторов экономики как проявление устойчивой тенденции к разрешению противоречия между опережающим развитием потребностей относительно возможностей их полного удовлетворения в каждый фиксированный момент времени.
Инструментально-когнитивная функция реализуется в системе принципов, обеспечивающих достижение относительной адекватности научного экономического знания сущности и содержанию реальных экономических процессов и феноменов. Реализация этой функции осуществляется через формирование и развитие особого направления в экономической теории -экономической эпистемологии (методологии) как системы принципов и способов доказательно-логической организации научного знания об экономической форме жизнедеятельности геопланетного работника.
Прагматическая (ценностно-регулятивная) функция реализуется в теориях благосостояния, стоимости, воспроизводства и устойчивого развития.
Праксиоматическая функция реализуется в теории экономической эффективности и всего комплекса отраслей научно-практического знания.
Абстрактно-интегративный, мировоззренческий (идеологический) характер, ориентированность не только на способы формирования и роста научного экономического знания, но и на интерпретацию содержания ценностного арсенала как регулятора рационального поведения экономических агентов, определения способов и инструментов взаимодействия научного знания и хозяйственной практики, разработка общих принципов эффективности экономической деятельности определяют метатеоретический статус данного раздела научного экономического знания.
Экономическая метатеория (эконософия) является когнитивным инструментом, обеспечивающим понимание сущности экономики, происходящих в ней, направленных в конечном счете к «уменьшению неопределенности или преобразования неопределенности в риск» [3. С. 14].
Курс «Философия экономики (Эконософия)» способствует систематизации теоретических знаний магистров, что позволяет им более успешно усвоить императивы рыночно-конкурентного поведения фирмы, отрасли, национальной экономики в меняющихся внешней и внутренней средах, освоить содержание специальных учебных дисциплин, повысить уровень своей исследовательской и общенаучной культур.
Структуру курса «Философия экономики (Эконософия)» образуют следующие дидактические модули:
- определение предмета и функций эконософии;
- характеристика онтоаксиоматической (мировоззренческой) функции;
- характеристика инструментально-когнитивной функции;
- характеристика прагматической функции;
- характеристика праксиоматической функции;
- проблемы и перспективы развития эконософии как системы экономического транстеоретического научного знания (экономической метатеории).
Обсуждение проблемы обязательного включения в программу подготовки магистра направления «Экономика» курса «Философия экономики (Эко-нософия)» необходимо продолжить по мере накопления и обобщения опыта организации и проведения занятий по этой учебной дисциплине.
Литература
1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1991.
2. ОреховА.М. Философия экономики в России: рождение традиции. М.: ИНФРА-М, 2012.
3. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2010.