Научная статья на тему 'О здоровьесбережении в условиях информатизации образования'

О здоровьесбережении в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / INFORMATION SOCIETY / INTERNET / EDUCATION INFORMATIZATION / QUALITY OF EDUCATION / HEALTH-SAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Наталья Валентиновна, Диких Элина Радиковна, Синевич Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы сохранения здоровья учащихся школ в условиях информационного общества, а также выявляются принципы построения здоровьесберегающего образовательного процесса современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багаутдинова Наталья Валентиновна, Диких Элина Радиковна, Синевич Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE HEALTH-SAVING IN THE CONDITIONS OF EDUCATION INFORMATIZATION

In the article questions of saving of pupils' health of schools in the conditions of information society are considered. Also the principles of creation of health saving educational process of modern school are revealed.

Текст научной работы на тему «О здоровьесбережении в условиях информатизации образования»

■ ДИСКУССИЯ

Багаутдинова Н.В., Диких Э.Р., Синевич О.Ю.

Омский государственный педагогический университет,

г. Омск

О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы сохранения здоровья учащихся школ в условиях информационного общества, а также выявляются принципы построения здоровьесберегающего образовательного процесса современной школы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационное общество; интернет; информатизация образования; качество образования; здоровьесбережение.

Bagautdinova N.V., Dikikh E.R., Sinevich O.Yu.

Omsk State Pedagogical University, Omsk

ABOUT THE HEALTH-SAVING IN THE CONDITIONS OF EDUCATION INFORMATIZATION

In the article questions of saving of pupils' health of schools in the conditions of information society are considered. Also the principles of creation of health saving educational process of modern school are revealed.

KEY WORDS: information society; internet; education informatization; quality of education; health-saving.

Происходящие социокультурные изменения обуславливают становление нового этапа развития общества. Ежегодно увеличиваются объемы информации, циркулирующей в социуме, стремительно развиваются информационные технологии, развиваются информационные услуги, все больше людей занято в области производства и обработки информации. Этот этап развития социума еще только осмысляется учеными: одни утверждают, что общество вступило в новую эру — эру информационного общества; другие же полагают, что процессы, происходящие в социуме, свидетельствуют о происходящей в обществе информатизации, при этом ничуть не приуменьшая роль информации для современного человека. Но в любом случае, можно утверждать, что информация становится наиболее важным ресурсом жизнеобеспечения общества, а способность удовлетворять информационные потребности — наиболее важной способностью человека современного общества.

Сильное влияние информационных технологий на современное общество приводит к изменению традиционных сфер коммуникаций. Интернет становится не только средством для безбарьерного общения людей разных городов, стран, культур, но и площадкой для организации образовательного процесса современной школы. Большинство образовательных технологий реализуются посредством сети Интернет.

Нами были выделены неоспоримые достоинства использования Интернета в образовательном процессе современной школы:

1. Комфортная и привычная для школьников среда. Внешний вид окна (интерфейс), способы коммуникации, организация и содержание контента

Корреспонденцию адресовать:

БАГАУТДИНОВА Наталья Валентиновна,

644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России.

Тел.: +7-965-979-09-90.

E-mail: nv.bagautdinova@mail.ru

изучены подростком и полностью понятны ему, что объясняется длительным опытом использования.

2. Широкие возможности совместной деятельности. Совместное планирование и наполнение учебного контента, собственных электронных образовательных ресурсов, сервисы Интернет дают школьникам возможность поделиться тем, чему они научились, и тем, что обнаружили интересного в сети, не только со своими одноклассниками и учителем, но и со всем миром.

3. Возможность организации непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия школьников и учителей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса, появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из учеников. Кроме этого, дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во время урока, могут быть продолжены в сети, что позволяет школьникам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов, что обеспечивает более тщательное освоение материала и активную позицию ученика в процессе обучения. Информационная поддержка учебного курса в сети позволяет подросткам, пропустившим занятие, не выпадать из образовательного процесса, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома.

4. Широкие демонстрационные возможности. Обучение с использованием социальных сетей позволяет преодолеть технические трудности оснащения классов необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде: файлом, ссылкой на скачивание файла из файлообменника, ссылкой для просмотра уже загруженного файла учитель беспрепятственно делится с учениками, а те, в свою очередь, имеют возможность ознакомится с содержанием файла в любое удобное время.

Безусловно, новое время диктует новые требования к организации образовательного процесса. Нель-

№1(56) 2014 с/^иь и^пя вс7|узбассе

О ЗДOРOВЬEСБEРEЖEНИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

зя умалять достоинств современных образовательных технологий, базирующихся на информационном взаимодействии участников образовательного процесса, в том числе и опосредованном. Но при этом зачастую упускается из виду, что, кроме неоспоримых достоинств технологий, базирующихся на использовании сети Интернет, существуют вопросы сохранения здоровья участников этого процесса, формирование их культуры здоровья при внедрении информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процесс обучения и воспитания.

Как свидетельствует официальная статистика [1], среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь 8,6-14,2 %, ко 2-й (группа риска) — 37,1-49 %, к 3-й (с функциональными нарушениями) — 40,4-48 %, к 4-й (с хронической патологией) — 0,3-22 %. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в четыре-пять раз, и только 6-8 % выпускников полной общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50 % имеют морфофункциональную патологию, а 42 % — хронические заболевания.

Рассматривая состояние здоровья ребенка школьного возраста, необходимо учитывать специфику школьного обучения в условиях развития информационного общества и предусмотреть меры по преодолению многочисленных школьных факторов риска для здоровья детей, среди которых можно выделить:

- растущий объем учебной нагрузки и увеличение интенсивности обучения (увеличивающиеся информационные потоки, разнообразие средств и технологий информационного взаимодействия участников образовательного процесса);

- гиподинамию, влияние статистических поз и мо-нотонию в связи с напряжением позвоночника за учебным столом и компьютером;

- недостаточную грамотность учителя в вопросах охраны и укрепления здоровья и массовую безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- отсутствие в школах системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.);

- антропотехногенные факторы (электромагнитные поля компьютеров, транспортное утомление, шум и др.);

- слабую мотивацию школьников на здоровый образ жизни и отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за свое здоровье и общества перед человеком за его здоровье;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса (отсутствие физкультминуток и физкультурных пауз во время уроков, особенно в старших классах).

По мнению Джанетт Колби и Миске Уитт [2], качественное образование включает следующие составляющие:

- учащихся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;

- образовательную среду — здоровую, безопасную, обеспечивающую защиту и восприимчивую к полу, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;

- содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как гендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;

- процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка, занимаются в специально оборудованных аудиториях и школах и используют метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний;

- результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.

Принимая во внимание эти позиции, для обеспечения качества современного образования профессиональная деятельность учителя должна выстраиваться с учетом следующих принципов:

Сведения об авторах:

БАГАУТДИНОВА Наталья Валентиновна, канд. пед. наук, доцент, кафедра основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: nv.bagautdinova@mail.ru ДИКИХ Элина Радиковна, ассистент, кафедра педагогики, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия.

СИНEВИЧ Ольга Юрьевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, ФГБОУ ВПО ОмГПУ Минобрнауки России, г. Омск, Россия. E-mail: sinevich.olga@mail.ru

Information about authors:

BAGAUTDINOVA Natalia Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, docent, docent, department of bases of health and safety and technique of training of biology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: nv.bagautdinova@mail.ru DIKIKH Elina Radikovna, assistante, department of pedagogic, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.

SINEVICH Olga Yurievna, candidate of medical sciences, docent, department of special psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. E-mail: sinevich.olga@mail.ru

с/^пъ и^іЬн вс7Іуз6ассе №1(56) 2G14

■ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Принцип гуманизации образования, подразумевающий усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

2. Принцип индивидуализации образовательного процесса, создание комфортных условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося.

3. Принцип демократизации, то есть создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий.

4. Принцип интегративности, включающий органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.

5. Принцип антропологичности, целостности человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство.

6. Принцип рефлексивного подхода, побуждающего собственную активность и самостоятельность школьников, обеспечивающего субъектную по-

зицию ученика в образовательном процессе школы.

7. Принцип совместной деятельности. Базируется на необходимости услышать мнение другого субъекта образовательного процесса, создании совместного продукта деятельности, осуществлении совместного проекта и т.д.

8. Принцип ситуативности диктует выбор методов, приемов, форм организации образовательного процесса в зависимости от ситуации.

9. Принцип интегративности. Его суть состоит в интеграции знаний в области изучаемого предмета и в области здоровьесбережения, физической культуры и культуры здоровья.

Таким образом, процесс дальнейшей информатизации цивилизации в целом и российского общества, в частности, неизбежен. Следует подстраиваться под новый виток развития, принимать во внимание тенденции развития общества и образования. Ребенок с детства будет ориентирован на обработку информационных потоков в той или иной степени, с возрастом эти потоки будут увеличиваться и, в соответствии с этим, меняться технологии работы с ними. Этот процесс является естественным и необходимым для развития человека в современном социуме. В этих условиях необходимо обращать особое внимание на вопросы сохранения здоровья ребенка, внимательно относиться к организации и развитию здоровьесберегающей среды современной школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник /Вайнер Э.Н. - М., 2009. - 424 с.

2. Определение понятия качества в образовании: Доклад ЮНИСЕФ /Колби Дж., Уитт М. и др. - Нью-Йорк, 2000.

REFERENCES:

1. Vajner Je.N. Therapeutic physical culture: uchebnik. Moskva, 2009; 424 (In Russian).

2. Kolbi Dzh., Uitt M. i dr. The definition of quality in education: Doklad JuNISEF. N'ju-Jork, 2000 (In Russian).

№1(56) 2014 с/^иь h^Stm вс7|узбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.