УДК 504.5:625.745.1
О ЗАГРЯЗНЕНИИ РЕК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ МОСТОВ
Канд. техн. наук ГУЛИЦКАЯЛ. В., инженеры КУЩ Н. Н, ШИМАНСКАЯ О. С.
Белорусский национальный технический университет
Вода - незаменимое материальное условие жизни людей, основа всего живого на Земле. Во всем мире растет потребность в чистой пресной воде. На территории Республики Беларусь имеется большое количество рек, озер -и это наше стратегическое богатство. К сожалению, с развитием экономики повышается уровень загрязнения рек в результате хозяйственной деятельности человека. Это результат чрезмерно рационалистического подхода к природе и низкой экологической культуры людей.
Источниками загрязнения вод признаются объекты, с которых осуществляется сброс в водоемы вредных веществ, ухудшающих качество воды, ограничивающих ее использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов. При строительстве и капитальном ремонте мостов нередко происходит загрязнение рек.
Основная цель проводимых авторами статьи исследований - определение источников загрязнения рек при строительстве и капитальном ремонте мостов, поиск причин, по которым это происходит. Для определения факторов, вызывающих загрязнение рек при строительстве и капитальном ремонте мостов, проводились натурные обследования как строительных площадок, так и эксплуатируемых мостов. Были использованы материалы технических отчетов по результатам обследования десятков мостов, выполненных научно-исследовательской лабораторией мостов и инженерных сооружений (НИЛ МИС) БНТУ в период с 1983 по 2009 г. На местах проведения строительно-монтажных работ фиксировались нарушения природоохранного законодательства, определялись источники загрязнения и виды загрязняющих веществ, пути их попадания в реки.
Как показывают проведенные исследования, основными загрязняющими компонентами при строительстве и капитальном ремонте мостов являются:
^И Наука
итехника, № 6, 2012
• нефтепродукты в виде утечек горюче-смазочных материалов из строительных машин, механизмов и автомобилей;
• лакокрасочные материалы и другие химические вещества, применяемые при проведении строительных работ;
• продукты коррозии и остатки краски при пескоструйной обработке стальных пролетных строений;
• промывочные воды из емкостей автобетоносмесителей и автосамосвалов;
• строительный мусор;
• бытовые отходы, особенно пластиковая тара.
К числу наиболее вредных химических загрязнений относятся нефтепродукты. Образующаяся на поверхности воды нефтяная пленка нарушает физико-химические процессы в водоеме - повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, погибает рыба, а осевшая на дно нефть еще долгое время вредит всему живому в водоеме.
Особо следует остановиться на крупногабаритном мусоре. Это, прежде всего, строительный мусор после возведения и ремонта мостов: остатки строительных материалов и конструкций.
Кроме того, рядом с мостовыми переходами в руслах рек и каналов нередко можно увидеть затопленные (или полузатопленные) строительные конструкции: балки и плиты пролетных строений, сваи, блоки насадок опор и т. д., оставшиеся после строительства или капитального ремонта мостов (рис. 1, 2). Также встречаются железобетонные и стальные трубы большого диаметра, оставшиеся от разобранных объездных путей или технологических площадок после завершения строительных работ. В руслах рек можно встретить и затопленные плавсредства: понтоны, баржи, лодки и т. д.
Рис. 1. Строительный мусор в русле р. Ведрич под мостом на автодороге Н-4162 Речица - Горваль - Василевичи, км 70,061 (июнь 2008 г.)
Рис. 2. Остатки деревянных свай, арматура в русле канала под мостом на автодороге Н-3900 Буки - Мосар, км 7,32 (август 2008 г.)
Наличие вышеперечисленных крупногабаритных предметов в подмостовом русле или выше и ниже моста по течению приводит, прежде всего, к стеснению русла и нарушению режима протекания воды, а также к образованию местных и общих размывов подмостового русла. По этим же причинам происходят подмыв берегов, деформация русла (как правило, уширение) и изменение глубин по сечению русла под мостом. Само нахождение таких конструкций в воде - надругательство над рекой и природой в целом. Нагромождение плавника (стволов деревьев и кустарников) также нарушает гидрологический режим рек, уменьшая отверстие моста (рис. 3).
Следует отметить, что мостовой переход сам по себе, без наличия в русле реки крупногабаритных затопленных предметов, как правило, изменяет режим течения реки и в целом гидрологический режим работы любого водоема. Поэтому необходимо уделять повышенное внимание экологическим вопросам при проектировании, строительстве и эксплуатации мостовых переходов.
Рис. 3. Нагромождение плавника в русле р. Черница под мостом на автодороге Н-2906 Костеево - Бабиновичи, км 10,165 (май 2009 г.)
Многолетний опыт обследования мостовых сооружений Беларуси специалистами НИЛ МИС БНТУ позволяет сформулировать основные причины, порождающие вышеуказанные загрязнения. Это:
• низкая общая и экологическая культура работников строительно-монтажных организаций;
• неисправности гидросистем строительных машин, механизмов и автомобилей;
• аварийные сбросы загрязняющих веществ;
• отсутствие емкостей для сбора отходов, в том числе отработанных смазочных материалов;
• отсутствие надлежащего контроля над состоянием строительных площадок и производством строительно-монтажных работ со стороны местных органов охраны природы.
Кроме того, в строительных проектах разделы, посвященные охране окружающей среды, как правило, малосодержательны и состоят в основном из ссылок на законодательные акты и нормативные документы. В проектах производства работ практически отсутствуют рекомендации по предотвращению загрязнения рек, то же можно сказать и о генеральных планах стройплощадок, разрабатываемых в составе проектов строительства и капитального ремонта мостов.
В проектной документации по строительству и капитальному ремонту мостов необходимо предусматривать технические решения по предотвращению загрязнения водоемов. Так, строительная площадка для сооружения моста должна располагаться за пределами водоохра-ной зоны реки. Сброс загрязненных вод, свалка мусора, стоянка строительных машин и автомобилей, строительство временных сооруже-
Наука итехника, № 6, 2012
ний в пределах водоохранных зон на берегах рек должны быть запрещены уже на стадии проектирования сооружения.
При хранении на строительной площадке материалов инертного состава (щебень, песок и т. п.) в проекте должны быть предусмотрены меры для предотвращения размыва ливневыми и талыми водами и выноса материалов в водотоки. Это достигается складированием на возвышенных площадках с уплотненной или защищенной покрытием поверхностью, вертикальной планировкой территории, устройством водоотводных канав по периметру площадки для хранения. Хранение материалов, активно взаимодействующих с водой (цемент и т. п.), должно осуществляться только в специальных складах под крышей или в герметических емкостях; хранение органических вяжущих (битум и т. п.) - в герметических емкостях.
Кроме этого, в проектах строительства и капитального ремонта мостовых сооружений необходимо предусматривать следующие технические решения с целью предотвращения загрязнения водотоков:
• обвалование стройплощадок;
• организованный сбор загрязняющих жидкостей и материалов;
• устройство поплавковых заграждений для сбора мусора и горюче-смазочных материалов на весь период строительства;
• при окраске стальных пролетных строений мостов использование специальных мелкоячеистых сеток с целью минимизации возможности попадания краски в воду.
На конечной стадии строительства или капитального ремонта мостовых сооружений необходимо выполнить следующие работы:
• удалить из русла реки песчаные островки, отсыпанные на время сооружения опор, с вывозом грунта на берег;
• очистить русло реки и поймы от загромождающих их предметов (сваи подмостей и временных опор должны быть выдернуты и вывезены, следует убрать остатки строительных материалов и конструкций, весь строительный и бытовой мусор);
• разобрать и вывезти временные сооружения;
• спланировать и рекультивировать территории в пределах водоохраной зоны на берегах водотока.
Полнота и качество выполнения перечисленных работ должны быть зафиксированы в акте сдачи-приемки мостового сооружения в эксплуатацию.
Для повышения экологической культуры и знаний работников строительно-монтажных организаций в состав учебных программ при обучении и повышении квалификации рабочих и руководящего персонала должны быть включены темы по охране окружающей среды с подробным изучением [1-3]:
• основных законов и нормативных документов по теме;
• видов ответственности за нарушение установленных правил по охране окружающей среды;
• основных требований к производству работ с учетом предупреждения ущерба для природной среды.
В Ы В О Д Ы
1. Для минимизации загрязнения речных вод при строительстве и капитальном ремонте мостов необходимо:
• разработать с участием экологов специальную инструкцию по охране рек от загрязнения при строительстве и ремонте мостов;
• повышать экологическую культуру работников строительно-монтажных организаций;
• ужесточить систему штрафов и налагать их на непосредственных виновников загрязнения.
2. В настоящее время, характеризующееся высокими темпами развития строительства, необходимо, прежде всего, развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять правильный выбор вариантов технологий в строительстве и использования природных ресурсов с целью их сохранения для последующих поколений.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог: ВСН 8-89.
2. Евгеньев, И. Е. Автомобильные дороги в окружающей среде / И. Е. Евгеньев, Б. Б. Каримов. - М.: Транс-дорнаука, 1997. - 285 с.
3. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь от 22.12.2011 № 326-3.
Поступила 16.01.2012
Наука итехника, № 6, 2012