Научная статья на тему 'О выгодоприобретателях энергосбережения'

О выгодоприобретателях энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / ЭКОЛОГИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ENERGY SAVING / INVESTMENT / RENEWABLE ENERGY SOURCES / THE KIOTO PROTOCOL / ECOLOGY / ENERGY SECURITY / COMPETITIVENESS / ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Победоносцева В.В., Морошкина Т.Н.

Работа посвящена анализу особенно актуальной в последнее время проблемы: какие субъекты и институты наиболее заинтересованы в российском энергосбережении? Представлены авторская классификация таких интересантов и выборочный анализ их мотивации в рассматриваемом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ENERGY SAVING BENEFICIARIES

The paper analyzes the especially actual in recent years problem: what subjects and institutions are most interested in the Russian energy savings? The author’s classification of such interested parties and selective analysis of their motivation in this matter are given.

Текст научной работы на тему «О выгодоприобретателях энергосбережения»

УДК 332.146: 620.9 (470.21)

В. В. Победоносцева, Т. Н. Морошкина О ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Аннотация

Работа посвящена анализу особенно актуальной в последнее время проблемы: какие субъекты и институты наиболее заинтересованы в российском энергосбережении? Представлены авторская классификация таких интересантов и выборочный анализ их мотивации в рассматриваемом вопросе.

Ключевые слова:

энергосбережение, инвестиции, возобновляемые источники энергии, Киотский протокол, экология, энергетическая безопасность, конкурентоспособность, энергоресурсы.

V. V. Pobedonostseva, T. N. Moroshkina ON ENERGY SAVING BENEFICIARIES

Abstract

The paper analyzes the especially actual in recent years problem: what subjects and institutions are most interested in the Russian energy savings? The author's classification of such interested parties and selective analysis of their motivation in this matter are given.

Keyword:

energy saving, investment, renewable energy sources, the Kioto protocol, ecology, energy security, competitiveness, energy resources.

Приведём наиболее точные, на наш взгляд, определения энергосбережения. Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг) [1].

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ВИЭ) [2].

В современных условиях особой актуальности энергосбережения и активизации государственной и международной политики в этой области серьёзного исследования и регулирования требуют вопросы мотивации внутрироссийского энергосбережения у всех потенциальных интересантов этого процесса на российском и мировом уровнях (производителей и потребителей энергии, прочих субъектов и институтов).

Их примерная классификация, как её представляют авторы, приведена на рис.

Страны, импортирующие

Международные

энергоресурсы организации Интересанты ] ТНК, базируемые в

Классификация субъектов и институтов - интересантов энергосбережения

чо

Энергосбережение, как и любые другие реальные проекты и процессы, часто требует немалых инвестиций. Инвесторов надо заинтересовывать, т. е. они должны быть потенциальными выгодоприобретателями реализации финансируемых ими энергосберегающих мероприятий. В условиях рыночных отношений ключевыми являются финансовые показатели потенциальных выгодоприобретателей, иногда имеющих разнонаправленные векторы интересов, а уровень активности процесса энергосбережения определяется результирующей таких векторов в системе «производитель - потребитель» [3, 4]. Например, при избытке мощности генерирующей компании масштабное энергосбережение потребителей может привести к ухудшению структуры себестоимости ее продукции и, как следствие, к росту тарифа на энергию. Аналогичные вопросы возникают при установке приборов учета потребления энергоресурсов (предтече применения технологий энергосбережения) без возможности его регулирования потребителями и получения последними финансовой выгоды.

Уровень противоречий между потенциальными выгодоприобретателями-интересантами (производителем и потребителем, заказчиком и инвестором) определяется выбором метода финансирования инвестиционных программ, а оптимальность принимаемого инвестиционного решения обуславливается имущественными отношениями, обоснованностью тарифа и задолженностью потребителей, которые в конечном счете оплачивают все инвестиционные затраты [4]. Критериями оптимальности для предприятия могут быть также максимизация прибыли или его стоимости, а для потребителей - сбалансированность спроса и предложения.

Чем же выгодно энергосбережение мировому сообществу?

Уровень и структура потребления углеводородных энергоресурсов приводят к бесконтрольному росту отходов, не поддающихся включению в природный обмен веществ, что изменяет климат и ведёт к истощению невозобновляемых природных энергетических ресурсов, в связи с чем особую значимость приобретают мероприятия не по наращиванию традиционных энергомощностей, а по использованию энергосберегающих технологий и возобновляемых энергоресурсов. Рост потребления энергии, изменение климата и экологические проблемы тесно связаны между собой, поскольку производство энергии путем сжигания ископаемых видов топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа и оксидов азота, создающих парниковый эффект. Загрязнение атмосферы вредными веществами - продуктами сжигания топлива - является одним из основных негативных факторов, влияющих на здоровье населения планеты.

Авторы a priori убеждены в том, что все здравомыслящие представители человечества понимают и принимают важность и неотвратимость энергосбережения, и это подтверждают a posteriori объединённые усилия и действия мирового сообщества в целом.

Понимание сложности энергетической проблемы в условиях НТР и глобализации экономических связей привело к объединению международной общественности по разработке новой концепции развития мировой энергетики: в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по проблемам окружающей среды на основе концепции устойчивого развития была разработана и принята энергетическая хартия,

которая обозначила необходимость проведения политики энергосбережения и энергоэффективности, а в 1997 г. на третьей конференции стран - участниц Рамочной конвенции ООН по изучению изменений климата, которая состоялась в г. Киото (11.12.1997 г.), был разработан и предложен к подписанию протокол, по которому страны, его подписавшие, принимают на себя обязательство по добровольному ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу. Основным предметом регулирования Протокола являются мероприятия по сокращению выброса С02. В основу Киотского протокола положена экономическая теория прав собственности, в том числе права собственности на нематериальные блага (проблема социальных издержек), разработанная Рональдом Коузом. Россия ратифицировала Киотский протокол 4 ноября 2004 г., продемонстрировав тем самым желание принять участие в решении мировым сообществом глобальной проблемы изменения климата. Наша страна обязалась не превышать в 2008-2012 гг. (первый период действия Киотского протокола) уровень выбросов 1990 г. Фактически в 2007 г. выбросы составляли только 77 % от уровня 1990 г. [5].

С 30.11. по 11.12.2015 г. в Ле Бурже (Париж, Франция) состоялась 21-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и 11-е Совещание Сторон Киотского протокола, в котором приняли участие представители из 195 стран, включая 147 глав государств и правительств.

Целью этой Климатической конференции ООН было принятие нового многостороннего соглашения по борьбе с угрозой изменения климата на период после 2020 г.

На 21 -ой Конференции сторон РКИК в Париже было принято новое климатическое соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу. Документ закрепляет основные принципы действий всех государств на период с 2020 г. При этом, в отличие от того же Киотского протокола, подписать это новое соглашение должны будут все страны мира без исключения. В соглашении поставлена цель - сдержать потепление на уровне менее 2.0 °С, а в идеале - 1.5 °С. Исходя из этого, все страны, включая Россию, должны разработать собственные долгосрочные стратегии «низкоуглеродного» развития, планы по адаптации к изменениям климата и реализовывать соответствующие меры. По новому соглашению наименее развитые и уязвимые к изменениям климата страны получат серьезную финансовую помощь. Решено, что в 2020 г. финансовая поддержка этих государств составит 100 млрд долл., а дальше будет только увеличиваться. Наша страна также будет оказывать помощь уязвимым государствам [6].

Таким образом, мировое сообщество в целом заинтересовано в развитии процессов экологической защиты планеты, энергосбережения, повышения энергоэффективности жизнедеятельности. Существуют международные организации, финансовые институты и фонды, работающие в области энергосбережения, такие как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН).

Пример совпадения определённых интересов отдельных государств и интересов мирового сообщества являет собой Северная экологическая финансовая корпорация «NEFCO» - международное финансовое учреждение, основанное правительствами пяти Северных стран и принадлежащее им. Корпорация «NEFCO» финансирует проектные инвестиции в России, Украине, странах Балтии и Беларуси с целью позитивного воздействия на окружающую природную среду в интересах Северного региона. NEFCO финансирует проектные инвестиции в России, Украине, странах Балтии и Беларуси с целью позитивного воздействия на окружающую природную среду в интересах Северного региона. Приоритетными считаются технологические решения, позволяющие значительно минимизировать выбросы, повышая при этом эффективность. NEFCO осуществляет финансирование проектов в различных областях, где можно реализовать энергосберегающие мероприятия и/или там, где возможна замена органического топлива на возобновляемые виды энергии. Структура этих проектов может включать такие мероприятия, как: внедрение современных технологий на станциях очистки сточных вод, повышение эффективности энергетических установок, теплоизоляция зданий, совершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях. Заметим, что в России привлечение иностранных инвесторов, в частности NEFCO, осуществляющей финансирование энергосберегающих проектов под 3 % годовых в интересах стран Северного региона, осложняется тем, что муниципальные образования обычно не имеют возможности выступать в качестве заемщика. В соответствии с п. 2 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются только в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Вместе с тем оформление городским бюджетом гарантии муниципальному предприятию фактически решает эту проблему (кредитоспособности заемщика).

С чем ещё связана необходимость энергосберегающей политики на национальных уровнях? На уровне отдельных государств первоочередными целями выступают, прежде всего, энергетическая безопасность и конкурентоспособность национальных экономик.

Для стран с ограниченными собственными запасами ископаемых топливных ресурсов энергетическая безопасность означает предотвращение зависимости экономики от импорта топлива (страны Европейского Союза, по экспертным оценкам, к 2030 г. будут импортировать 84 % необходимого им газа). Для того чтобы снизить зависимость экономики от импорта топлива при одновременном сокращении эмиссии парниковых газов, многие страны приоритетом своей политики делают переход на возобновляемые источники энергии. Для ресурсодобывающих стран, в том числе для России, энергетическая безопасность означает, кроме прочего, обеспечение растущего внутреннего спроса на энергоресурсы за счёт более эффективного использования той энергии, что уже производится, а не за счёт увеличения добычи топливных ресурсов и строительства новых генерирующих мощностей [5].

Снижение темпов роста экономики отчетливо показало приоритет не экологических, а экономических факторов в концепции устойчивого развития. Это проявилось в замедленной реакции большинства развитых стран на процесс пролонгации Киотского протокола. Также это проявляется в строительстве генерирующих мощностей в Европе на относительно дешевом импортируемом угле и в снижении бюджетных затрат на дотирование тарифа ВИЭ.

В мировом масштабе противоречия между выгодоприобретателями проявляются в виде отказа развивающихся стран присоединиться к Киотскому протоколу, чтобы не ограничивать свое развитие и не консервировать низкий уровень жизни своих граждан, а также проведения активной политики энергосбережения и перехода на ВИЭ странами - импортерами углеводородных энергоносителей, которые, собственно, и являются одними из основных бенефициаров энергосбережения в России. Китай, превратившись из экспортера в импортера нефти в условиях быстрого экономического роста, в своей энергетической стратегии стал уделять большое внимание развитию ВИЭ.

Очевидны положительные эффекты от энергосбережения в России для развитых в технологическом отношении стран. Больший объём предложений углеводородов из России снижает цены и повышает энергетическую безопасность этих стран, а через кредитование стимулирует экспорт в Россию энергоэффективной продукции [7].

Россия для реализации программ сокращения выбросов парниковых газов может привлечь иностранные инвестиции, что может помочь финансированию проектов по повышению энергоэффективности и привести к созданию новых рабочих мест. Киотским протоколом предусмотрен специальный инструмент для такого рода инвестиций - так называемые проекты совместного осуществления (далее - ПСО). В рамках этих проектов компании одних индустриально развитых стран осуществляют инвестиции в программы по сокращению выбросов в других развитых странах, если там реализация подобных мер обходится дешевле. В 2008 г. было положено начало реализации этого механизма двумя контрактами по продаже единиц сокращений выбросов ОАО «ТГК-1», заключившей сделку стоимостью около 70 млн евро с энергоконцерном «Fortum». В результате сокращение выбросов в размере примерно 5 млн т CO2 поступило в зачет «Fortum». Этот объем сокращений позволил нашему скандинавскому соседу покрыть около половины его ежегодных выбросов CO2. Средства от продажи единиц сокращений выбросов ОАО «ТГК-1» направила на финансирование своей инвестиционной программы.

При оценке технически эффективных мероприятий потенциальные инвесторы разделяют экономически целесообразные и финансово привлекательные мероприятия путем сравнения затрат и выгод от их реализации [8]. Инвестиции являются экономически целесообразными, если стоимость экономии единицы энергии (например 1кВтч) меньше, чем затраты государства или собственника генерирующей компании на строительство единицы новой генерирующей мощности (например 1 кВт) или чем величина упущенной выгоды для страны от экспорта единицы первичного ресурса. Экономически целесообразные инвестиции (рентабельные инвестиции) - это такие капиталовложения, которые приводят к экономии энергоресурсов и денежных средств в целом за срок жизни инвестиционного проекта, но экономия или доход от продажи высвобожденных ресурсов необязательно может быть получена каким-либо конкретным потребителем энергии или обеспечивать привлекательный уровень дохода для частного инвестора. Делать такие инвестиции стоит в интересах государства, но для индивидуальных инвесторов они не целесообразны. Причем в эту сферу разумно привлекать иностранные инвестиции, поскольку потребители стран-инвесторов являются потенциальными выгодоприобретателями высвобождающихся энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов (проекты совместного осуществления Киотского протокола). Инвестиции являются финансово привлекательными, если стоимость экономии

единицы энергии меньше стоимости приобретения дополнительной единицы энергии. Стоимость экономии единицы энергии зависит от первоначальных капитальных затрат, возможных дополнительных затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание для достижения экономии энергии и альтернативных возможностей инвестора, помимо повышения энергоэффективности (учитывается через ставку дисконтирования для инвестора). Инвестиционные проекты, связанные с энергосбережением, как правило, характеризуются более низкими показателями внутренней нормы доходности (ВНД, IRR), чем обычные коммерческие проекты, что обусловлено длительностью их осуществления и необходимостью сравнительно больших начальных расходов.

В России на замещение экстенсивных (добыча первичных энергоресурсов, строительство новых генерирующих и сетевых мощностей) инвестиционных затрат меньшими по объёму интенсивными (модернизация, энергосбережение и повышение энергоэффективности), обеспечивающими адекватный прирост мощности, позволяет рассчитывать логика государственной энергетической политики, основанная на сочетании традиционной и модернизационной инвестиционных стратегий.

Не все потребители энергоресурсов в России готовы выступать в качестве инвесторов энергосберегающих мероприятий, поскольку: во-первых, не желают устанавливать приборы учета ресурсопотребления (в ряде случаев оплата по нормативу выгоднее, не вполне отработаны вопросы поверки приборов учета и др.); во-вторых, просто не желают вкладывать свои деньги под будущую выгоду (выступать в качестве инвесторов); в-третьих, существующий принцип формирования тарифов естественных монополий, исходя из экономически обоснованных затрат (метод «затраты плюс»), снижает их заинтересованность в экономии, поскольку такая экономия приводит к ухудшению структуры себестоимости генерирующих компаний и, как следствие, к повышению тарифов. В некоторой степени острота этой проблемы в зоне хозяйственной деятельности генерирующей компании может демпфироваться синхронизацией двух процессов - энергосбережением и расширением круга потребителей энергии (эффект масштаба). Вместе с тем, например в Мурманской области, энергосистема создавалась с большим запасом мощности, с учетом перспектив развития региона, поэтому расширение круга потребителей возможно лишь в части реализации проектов, направленных на замену первичных энергоресурсов, например мазута, на уголь в теплоэнергетике, либо за счет экспорта электроэнергии. Отсюда следует, что основными выгодоприобретателями при реализации проектов энергосбережения в РФ являются государство и собственники генерирующих компаний при условии зачета их обязательств по договорам на предоставление мощности, прежде всего, за счет экономии первичных энергоресурсов, что позволяет, во-первых, увеличить долю экспорта последних, а во-вторых, уменьшить инвестиционные затраты на строительство новых объектов энергетики.

Выводы

Потенциальными выгодоприобретателями российского энергосбережения на мировом уровне можно считать страны - импортёры углеводородных энергоносителей (им выгодно высвобождение российского топливного сырья за счёт энергосбережения в России) и потребителей стран - инвесторов экономически целесообразных инвестиций в российское энергосбережение,

получающих выгоду от высвобождающихся энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов в результате реализации проектов совместного осуществления Киотского протокола. На внутреннем уровне такими выгодоприобретателями являются государство и собственники генерирующих компаний РФ при условии зачета их обязательств по договорам на предоставление мощности, прежде всего, за счет экономии первичных энергоресурсов.

Литература

1. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фед. закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5050. 2009. 27 нояб.

2. Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // Апатиты: сайт. URL: http://www.apatity-city.ru/laws/7520/.

3. Победоносцева В. В., Победоносцева Г. М. Механизмы инвестирования в энергетическом комплексе региона Крайнего Севера. Апатиты: КНЦ РАН, 2013. 118 с.

4. Победоносцева В. В. Об инвестиционной привлекательности проектов энергосбережения // Труды Кольского научного центра РАН. Энергетика. 2013. № 2 (15), вып. 6. С. 14-24.

5. Энергосбережение в многоквартирном доме: информационно-методическое пособие / И. В. Генцлер, Е. Ф. Петрова, С. Б. Сиваев, Т. Б. Лыкова. Тверь: Научная книга, 2009. 130 с.

7. Йорио Луиджи. Парижская битва за климат на Земле. 28.11.2015 [Электронный ресурс] // Иносми.ру: сайт. URL: http://inosmi.ru/international/ 20151128/234621439.html

8. Семёнов В. Г. Зачем энергосбережение России или почему именно 40 %? // Энергосовет. 2009. № 3 (3) [Электронный ресурс] // Энергосовет: портал по энергосбережению. URL: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=101.

9. Отчет группы Всемирного банка «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» (в сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ)). 2010. 164 с.

Сведения об авторах Победоносцева Вероника Валерьевна,

старший научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН, к. э. н. Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 21А, эл. почта: pobedonosceva@ien.kolasc.net.ru

Морошкина Тамара Николаевна,

лаборант-исследователь лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН. Россия, 184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 21А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.