Научная статья на тему 'О возможностях сопоставимого стратегического планирования совместного устойчивого развития портов Черноморского бассейна России и Крыма'

О возможностях сопоставимого стратегического планирования совместного устойчивого развития портов Черноморского бассейна России и Крыма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ТРЕНДОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / TREND MODELING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Механцева К.Ф.

На основе статистического моделирования грузооборота портов Южного бассейна России и Крыма проведена прогнозная оценка сопоставимого стратегического планирования их совместного устойчивого развития и выявлены новые возможности логистической интеграции транспортной системы России в сеть транспортных коридоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the bases of statistical modeling of the turnover of the Black Sea basin ports of Russia and Crimea the forecast assessment of comparable strategic planning of their mutual sustainable development was carried out and the new opportunities of logistics integration of the Russia transport system in the transport corridors net were defined.

Текст научной работы на тему «О возможностях сопоставимого стратегического планирования совместного устойчивого развития портов Черноморского бассейна России и Крыма»

К. Ф. Механцева

О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОПОСТАВИМОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОРТОВ ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА РОССИИ И КРЫМА

Аннотация

На основе статистического моделирования грузооборота портов Южного бассейна России и Крыма проведена прогнозная оценка сопоставимого стратегического планирования их совместного устойчивого развития и выявлены новые возможности логистической интеграции транспортной системы России в сеть транспортных коридоров.

Ключевые слова

Устойчивое развитие, стратегическое планирование, трендовое моделирование.

K. Ph. Mechantseva

ON THE POSSIBILITIES OF THE COMPARABLE STRATEGIC PLANNING OF THE MUTUAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE BLACK SEA

PORTS OF RUSSIA AND CRIMEA

Annotation

On the bases of statistical modeling of the turnover of the Black Sea basin ports of Russia and Crimea the forecast assessment of comparable strategic planning of their mutual sustainable development was carried out and the new opportunities of logistics integration of the Russia transport system in the transport corridors net were defined.

Keywords

Sustainable development, strategic planning, trend modeling.

2014 № 4 (48) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

В связи с присоединением Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации стали очевидными возможности совместного устойчивого развития транспортно-логистической системы всего южного региона и портовой инфраструктуры Черноморского бассейна в частности. Трансформация условий доставки грузов и переориентирование грузопотоков с одной стороны, и введенные санкции ЕС с другой, определяют необходимость стратегического планирования совместного устойчивого развития в первую очередь морского транспортного сообщения Республики Крым и России.

Ввиду сложившейся политической ситуации в Республике Крым в 2013 г. грузооборот морских портов снизился на 23,6 % по сравнению с показателем 2012 г. и составил 12 млн тонн. По словам главы республиканского министерства транспорта Юрия Шевченко [1] «сегодня перевалка грузов с полуострова практически не ведется, так как порты переваливали в основном грузы Украины, а грузовое сообщение с Укра-

иной по сути прекращено». Безусловно, на сегодняшний день реконструкция портовых мощностей под внутренние потребности полуострова является наиболее актуальной задачей, однако изменение отношений с Украиной потребует почти мгновенных и именно стратегических решений. С этих позиций нами были рассмотрены с одной стороны стратегические документы, связанные с развитием портов России в Черноморском бассейне, с другой — проведена аналитическая работа по сбору аналогичной статистической информации по портам Республики Крым. При этом целью такого исследования выступает оценка возможностей совместного устойчивого развития портов Черноморского бассейна на основе статистического анализа объемов грузооборота и их логистики в международной транспортной системе.

Для проведения исследования нами были использованы как статистические данные по грузообороту крымских портов, так и российских за период с 1996 по 2012 гг. (табл. 1, 2) [5, 6].

Таблица 1 — Показатели грузооборота российских портов Черноморского бассейна по годам, тыс. т (1996-2012 гг.)

Годы / Порты Новороссийск Кавказ Таганрог Тамань Темрюк Туапсе Всего по России

1996 52494,9 - 885,9 - 6,5 13553 71078,7

1997 46957 1199 695,8 13083 63426,8

1998 50627,7 947,7 531,1 13800 67488,4

1999 59341,43 1717,325 1224,95 0 649,3 14777,95

2000 68055,15 3434,65 1502,2 0 767,5 15755,9

2001 76768,88 5151,975 1779,45 0 885,7 16733,85

2002 85482,6 6869,3 2056,7 0 1003,9 17711,8

2003 85482,6 6869,3 2056,7 0 1003,9 17711,8

2004 97766,9 9197,6 2850,1 0 646,1 20226,1

2005 113060,6 7115,1 3042,6 0 1003,3 21381

2006 113147,8 7181,8 2450,8 0 1154,8 21292,2

2007 113488,8 6382 3264,3 0 1349,3 19633,8

2008 112607,4 7760,1 2629,7 9,8 2305 19434,9

2009 122864,7 8608,8 3025,9 85,5 2117,9 18445

2010 117078,8 10054,6 2895,4 199,6 1940 18610,8

2011 116139,5 8268,2 3467,5 1225,7 2354 19404,7

2012 117354,3 9378,1 3419,4 3619,3 2272,7 17814,9

Таблица 2 — Показатели грузооборота крымских портов Черноморского бассейна по годам, тыс. т (2009-2013 гг.)

Евпатория Керчь Севастополь Феодосия Ялта Всего по Крыму Всего по Украине

2009 1876,8519 4722,06 402,064632 2465,5814 151,07 9617,624988 109727,0133

2010 1216,2 4859 447,9 3180,6 106,2 9809,9 107642,2

2011 1798,8 6279,2 372,2 3920,1 171,3 12541,6 113716,1

2012 913,33 5938,6 417,1 3002 188,2 10459,23 109800,3

2013 976,98 2791,5 4801,2 2601,8 162,25 11333,73 148178

В «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры РФ до 2030 г.» [5] указаны предполагаемые показатели грузооборота каждого крупного порта отдельно на 2015, 2020 и

2030 гг. Совмещая все имеющиеся данные прошлых лет и прогнозных точек в соответствии со стратегией, нами были агрегированы следующие данные (табл. 3).

Таблица 3 — Агрегированные данные грузооборота российских портов Черноморского бассейна по годам, тыс. т (1996-2030 гг.)

Новороссийск Кавказ Таганрог Тамань Темрюк Туапсе

1996 52494,9 - 885,9 - 6,5 13553

1997 46957 1199 695,8 13083

1998 50627,7 947,7 531,1 13800

1999 50627,7 0 947,7 0 531,1 13800

2000 50627,7 0 947,7 0 531,1 13800

2001 50627,7 0 947,7 0 531,1 13800

2002 50627,7 0 947,7 0 531,1 13800

2003 85482,6 6869,3 2056,7 0 1003,9 17711,8

2004 97766,9 9197,6 2850,1 0 646,1 20226,1

2005 113060,6 7115,1 3042,6 0 1003,3 21381

2006 113147,8 7181,8 2450,8 0 1154,8 21292,2

2007 113488,8 6382 3264,3 0 1349,3 19633,8

2008 112607,4 7760,1 2629,7 9,8 2305 19434,9

2009 122864,7 8608,8 3025,9 85,5 2117,9 18445

2010 117078,8 10054,6 2895,4 199,6 1940 18610,8

2011 116139,5 8268,2 3467,5 1225,7 2354 19404,7

2012 117354,3 9378,1 3419,4 3619,3 2272,7 17814,9

2013 112600 7900 2800 9500 2439,848 17700

2014

2015 141860 13200 4400 40500 3800 28,75

2016

2017

2018

2019

2020 151900 19000 5200 27050 4600 303500

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030 161390 20450 6000 50050 5200 307000

Анализ прогнозных значений на основе трендового моделирования и стратегических значений показал их незначительное расхождение (табл. 4),

Анализ портовой инфраструктуры Крымской республики на сегодняшний момент носит оперативный характер. Так по сообщениям ИТАР ТАСС от 24 мая порты Феодосии и Евпатории пока сохранят свой профиль. Порт Феодосии в ближайшей перспективе сохранит ориентацию на перевалку горючесмазочных материалов, а порт Евпатории — на перевалку песка из озера До-нузлав, и оба они будут работать на прием грузовых паромов, сообщил ИТАР-ТАСС министр транспорта Крыма. По его словам, порт Феодосии имеет нефтеналивные мощности, а также нефтебазу, что позволяет принимать с моря горюче-смазочные материалы. «Думаю, в конечном итоге придем к тому, что будем ГСМ заводить на нефтебазу, а не через Керченский пролив переправлять на паромах», — сказал Шевченко. Кроме того, в порту Феодосии налажено паромное сообщение с Краснодарским краем: в ближайшее время на линии будут ходить уже три грузовых парома.

Феодосийский порт переваливал наибольший объем наливных грузов по отношению к другим портам Крыма. Объем перевалки грузов этим портом в 2013 г. снизился на 13,3 % до 2,61 млн

что дает основание для использования именно этого тренда при прогнозировании устойчивого развития крымских портов.

тонн; в частности, перевалка наливных грузов уменьшилась на 2,3 % до 2,1 млн тонн.

«Из Евпатории в конце июня снова начинают ходить два новых парома из Турции, — добавил Шевченко. — Песок еще не добывают, но вопрос решаем, так как в противном случае просто не за что будет порту жить, учитывая, что песок сейчас в цене (песок озера Донузлав используется в строительстве. — Прим. ИТАР-ТАСС) и уже существует дефицит на него». Сюда же предполагается пустить еще один грузовой паром из порта Темрюк.

Ранее сообщалось, что порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, в перспективе прекратят существование, а города пойдут по пути преобразования исключительно в курортные зоны. Но Шевченко пояснил, что речи о закрытии портов нет. «На сегодняшний день реконструкция обоих портов предполагается в рамках будущей ФЦП», — подчеркнул министр. В частности, в порту Феодосии предполагается достроить второй причал, который начали возводить в 2013 году. «Это крайне необходимо, так как в противном случае штормом разобьет то, что уже сделано», — пояснил Шевченко.

Таблица 4 — Сравнительный анализ прогнозных трендовых значений и прогнозных значений из Стратегии показателей грузооборота российских портов Черноморского бассейна, тыс. т

Прогноз Стратегия Прогноз Стратегия Прогноз Стратегия

2015 2020 2030

Новороссийск 130034,19 141860 144048,98 151900 168088,93 161390

Кавказ 13765,961 13200 15875,85 19000 19267,316 20450

Таганрог 3976,0437 4400 4651,7637 5200 5893,9183 6000

Тамань 21613,388 40500 33824,673 27050 44794,793 50050

Темрюк 3524,4151 3800 3941,9167 4600 4571,4562 5200

Туапсе 122057 28,75 217735 303500 333344 307000

Всего 294971 203788,75 420078,18 511250 575960,41 550090

Однако, в соответствии с решением Правительства РФ от 15.04.2014 о закрытии портов Феодосия и Евпатория и переброски их нагрузки на порты Се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе представленных данных прогноз возможно сделать не более чем на 2 периода, т.е. до 2015 года, при этом не учитываются системные изменения

Анализ основных трендов развития портов России на основе агрегированных статистических данных за прошедшие и будущие периоды позволяет применить их в стратегическом планировании совместного устойчивого развития портов Крыма и России. При этом нами были использованы как революционные, так и эволюционные состав-

вастополь и Керчь при построении прогноза будут учтены 3 порта: Керчь, Севастополь и Ялта (табл. 5).

стратегического характера — присоединение Крыма к России. Весьма затруднительно и графически совместить направления развития (рис. 1).

ляющие развития. Для прогнозирования нами была выбрана линейная модель как наилучшим образом визуализирующая разные сценарии развития (рис. 2) и мы будем использовать обе линии тренда, отражающие как революционную, так и эволюционную составляющие.

Таблица 5 — Показатели грузооборота портов Крыма, имеющих перспективу развития, тыс. т

2009 2010 2011 2012 2013

Керчь 4722,0603 4859 6279,2 5938,6 2791,5

Севастополь 402,06463 447,9 372,2 417,1 4801,2

Ялта 151,06686 106,2 171,3 188,2 162,25

Всего 5275,1917 5413,1 6822,7 6543,9 7754,95

Рисунок 1 — Развитие портов России и Крыма в 1996-2013 гг. на основе изменения их грузооборота, тыс. т

Рисунок 2 — Расчет прогнозных показателей устойчивого развития грузооборота крымских портов в составе российских портов Черноморского бассейна, тыс. т

Анализ международных транспортных коридоров показывает, что ни один из них не проходит по территории Крыма. Учитывая присоединение Крыма к России и рассмотренные возможности совместного стратегического планирования устойчивого развития портов Черноморского бассейна России и Украины нами была предпринята попытка прогнозирования развития МТК.

Коридор ТРАСЕКА удачно расположен между основными товаропроиз-

водителями в Азии и потребителями в Европе и, кроме того, этот маршрут более чем в два раза короче расстояния по основному трансокеанскому направлению от портов Японии до крупнейших западноевропейских портов. Россия не входит в состав стран-участниц этого МТК, но присоединив Крым, могла бы им стать, сделав ответвление от середины Черного моря в порт Севастополя.

"пи ЙШ «

овдив "Эдирне

СТАМБУЛ О . .Измит АлександруполидУ с^ЧЗ " * #» ** ^ 5*ники

------- " ^Ч^ег*» Д" ТТТГ^^тН^ ^ | т "

о -

Рисунок 3 — Возможности развития МТК ТРАСЕКА

Соглашение о создании МТК «Север-Юг» было подписано в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года. Странами-участницами стали Россия, Иран и Индия. Позднее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Подали заявки на присоединение Турция и Украина. Российские морские порты на Северном, Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах являются входными пунктами панъевропейских и евроазиатских международных транспортных коридоров, формируемых на территории России, и каждый из них обслуживает перевозки грузов, в большинстве случаев осуществляемые по не-

скольким МТК. Коридор «Север-Юг» имеет на Балтике действующие порты — Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк и строящиеся — Усть-Луга, Приморск; на Черном и Азовском морях: действующие — Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Кавказ, Темрюк и строящийся — Железный Рог; на Каспийском море — Оля, Астрахань, Махачкала.

Учитывая присоединение Крыма к России, можно соединить полуостров с ответвлением основного участка коридора морским путем из порта Ростова-на-Дону в порт Керчь, и из Новороссийска в порт Керчь, либо по суше — из Новороссийска в Керчь, а затем и в Севастополь.

Измит

чоГнкдрд. .

Рисунок 4 — Возможности развития МТК «Север-Юг»

Логистика транзитного евразийского транспортного железнодорожного коридора «Транссиб» включает основное направление — панъевропейский коридор № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород), один из маршрутов панъевропейского коридора № 9 через Москву и Нижний Новгород — Екатеринбург — Владивосток — Находка; ответвления — девять федеральных железных дорог, Владивосток — КНДР, соединение с транспортной сетью Японии. Кроме того, в инфраструктуру коридора входят основной автомобильный маршрут, автомобильные ответвления, внутренние водные ответвления и морские порты. Транссиб как самостоятельный евроазиатский МТК имеет ряд серьезных пре-

имуществ в освоении транзитных грузовых перевозок из Европы в страны АТР по сравнению, например, с предлагаемым Китаем проектом Трансазиатской магистрали (Великий шелковый путь). МТК «Транссиб» соединяет территорию 20 субъектов РФ и осуществляет взаимодействие 5 федеральных округов. В регионах, примыкающих к Транссибу, сосредоточено около 80 % промышленного потенциала страны, а на перевозки грузов с участием самой магистрали, приходится около 45 % внутригосударственных перевозок, осуществляемых всем железнодорожным транспортом. Поэтому мы считаем актуальным соединение порта Новороссийск с Киевом через Керчь, а также ответвление на Севастополь.

Рисунок 5 — Возможности развития МТК «Транссиб»

Продление интермодального транспортного коридора № 9 до Новороссийска и Астрахани предполагает, что его магистральное направление, от государственной границы с Финляндией, пройдет по территориям 14 субъектов Российской Федерации. Конечными пунктами коридора № 9 на Севере, являются порты Балтики: Санкт-Петербург, Выборг, в дальнейшем и Усть-Луга, а также сухопутные пограничные переходы между Россией и Финляндией. На Западе конечные пункты — пограничные переходы в Псковской области с Белоруссией и в Брянской области с Украиной. На Юге конечные пункты — порты: Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Астрахань. Мы считаем возможным следующее развитие — продолжение морского пути из

Европы, включая порты Севастополь и Керчь, а также по суше Керчь-Кавказ-Краснодар к Каспийскому морю с ответвлениями на Астрахань и Олю.

Библиографический список

1. СИМФЕРОПОЛЬ, 21 мая. /ИТАР-ТАСС/ — интервью министра транспорта республики Крым Ю.Шевченко [Электронный ресурс]. — URL : http://itar-tass.com/ekonomika/ 1201410.

2. СТРАТЕГ1Я розвитку морських пор™ Украши на перюд до 2038 року [Электронный ресурс]. — URL : http://uspa.gov.ua/ru/perspektivnyj-plan-razvitiya-otrasli-do-2038-goda.

3. Транспортна стратегия Украши на перюд до 2020 року [Электронный ресурс]. — URL : http://www.transport-

ukraine.eu/page/transportna-strategiya-ukrayini-na-period-do-2020-roku.

4. Стратегия экономического и социального развития Автономной республики Крым на 2011-2020 гг. [Электронный ресурс]. — URL : http://zakon4.rada.gov.ua/krym/show/rb01 21002-10#n14.

5. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html.

6. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://morinform.com.

7. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — URL : http://rosavtodor.ru /documents/transport-strategy-2030.

8. Механцева, К. Ф. Экономико-статистическое моделирование качества организации: теория, методология, практика : моногр. / под науч. ред. Н. П. Масловой ; Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». — Ростов н/Д, 2007.

Bibliographic list

1. SIMFEROPOL, May 21. /ITAR-TASS/ — interview of the Minister of transport of the Republic of Crimea Y. Shevchenko [Electronic resource]. — URL : http://itar-tass.com/ekonomika/ 1201410.

2. STRATEGY development marine ports of Ukraine for the period until 2038 rock [Electronic resource]. — URL : http://uspa.gov.ua/ru/perspektivnyj-plan-razvitiya-otrasli-do-2038-goda.

3. Transport strategy Ukraine for the period up to 2020 rock [Electronic resource]. — URL : http://www.transport-ukraine.eu/page/transportna-strategiya-ukrayini-na-period-do-2020-roku.

4. The strategy of economic and social development of the Autonomous Republic of Crimea for 2011-2020 [Electronic resource]. — URL : http://zakon4.rada. gov.ua/krym/show/rb0121002- 10#n14.

5. The strategy for the development of port infrastructure of Russia until 2030 [Electronic resource]. — URL : http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html.

6. The strategy for the development of marine activities in the Russian Federation until 2030 [Electronic resource]. — URL : http://morinform.com.

7. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource]. — URL : http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030.

8. Mechantseva, K. Ph. Economic-statistical modeling quality organization: theory, methodology, and practice: monograph / under scientific. ed. N. P. Maslova ; Rostov state economic University «RINH». — Rostov-on-Don, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.