Научная статья на тему 'О возможностях психолого-акмеологического подхода в изучении и разрешении конфликтов'

О возможностях психолого-акмеологического подхода в изучении и разрешении конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПСИХОЛОГОАКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / CONFLICT / PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич

В статье представлены возможности психолого-акмеологического подхода в области гуманитарных исследований, в первую очередь касающихся проблем конфликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article presents the possibility of psycho-acmeologic approach in the field of humanities research, especially concerning issues of Conflict.

Текст научной работы на тему «О возможностях психолого-акмеологического подхода в изучении и разрешении конфликтов»

умениями и навыками правомерного социального поведения. К ним относятся профессиональные умения и навыки (профессиональная подготовленность), привычка систематически трудиться, умение правильно строить взаимодействие с различными категориями людей, в различных ситуациях и с различными целями (получение информации, налаживание сотрудничества, отстаивание своей позиции, защита своего достоинства). Важную роль играет формирование навыков самоконтроля, способности сдерживать агрессивные и иные отрицательные побуждения и влечения.

Изложенное понимание готовности личности к законопослушному образу жизни как психологической структуры позволяет достаточно четко определить задачи воспитательной работы, которые заключаются в формировании и закреплении рассмотренной совокупности психологических свойств.

Литература

1. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Психология правосознания // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. — М., 2003.

2. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. — М., 2001.

3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зин-ченко Б.Г. Мещерекова. — М., 2006.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПСИКаЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

В. Г. Зазыкин

Аннотация: в статье представлены возможности психолого-акмеологического подхода в области гуманитарных исследований, в первую очередь касающихся проблем конфликтологии. Ключевые слова: конфликт, психо-лого-акмеологический подход, конфликтология.

Abstract: the article presents the possibility of psycho-acmeologic approach in the field of humanities research, especially concerning issues of Conflict. Key words: conflict, psychological acmeological approach, conflict.

Последние годы, по свидетельству многих специалистов в области конфликтологии, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех

сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н.Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а также докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот 1, хотя некоторые идеологизированные науки не так

1 См.: Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология: аналит. обзор 607 диссертаций. ХХ век. М., 2004.

давно констатировали, что в условиях социалистического общества в принципе нет места социальным или иным конфликтам. Диссертационные исследования по проблемам конфликта проводились и проводятся в области психологии, философии, социологии, искусствоведения, политологии, истории, педагогики, правоведения, физико-математических наук, медицины, военной науки, социо-биологии, экономики, географии 2. Таким образом, общее количество крупных публикаций по проблемам конфликта превысило пять сотен.

Такое пристальное внимание к конфликтам привело к формированию комплексной дисциплины — конфликтологии, претендующей на статус самостоятельной науки. В разработке проблем конфликтов конфликтология дает весьма важные результаты на уровне обобщающего знания — это разработка понятийного аппарата, анализ некоторых сущностных характеристик конфликтов, их классификации, описание структуры, функций, генезиса, динамики, моделей, теоретических подходов и методологических оснований изучения, разработаны общие рекомендации по их предупреждению и разрешению и пр. В то же время это знание является, если так можно выразиться, избыточно обобщающим, так как от него очень трудно перейти на уровни особенного и единичного, что обусловлено практикой, которая настоятельно требует разработки относительно простых, надежных и конструктивных методов предупреждения и разрешения конфликтов или управления ими. В связи с этим уже в период становления конфликтологии

2 См.: Там же. (Науки представлены в порядке убывания количества диссертаций.)

возникла тенденция к ее дифференциации — оформились и активно развиваются такие направления, или дисциплины, как социология конфликтов, психология конфликтов, а также организационная, юридическая, педагогическая, политическая конфликтология и др. Однако, что характерно, во многих из отмеченных направлений подчеркивается приоритетная роль объективных условий и факторов, которые в рамках парадигм наук, формирующих данные направления, определяют причины возникновения конфликтов, особенности их протекания и разрешения. Это отразилось и на подходах и методах изучения конфликтов, среди которых доминируют системные (системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный, системно-ситуационный, системно-содержательный) и междисциплинарные подходы (А.Я. Ан-цупов, А.И. Шипилов и др.).

Отдавая должное роли данных подходов и значимости полученных с их помощью научно-практических результатов в исследованиях конфликтов, все же отметим еще раз их избыточную обобщенность, а следовательно, недостаточную конструктивность и эффективность. Они, по сути дела, только обозначают или называют пути решения задач, связанных с конфликтами, а не эффективные способы и методы. Выходом из создавшегося положения является пересмотр исследовательских позиций в отношении сущностных характеристик конфликта и его изучения. И здесь можно с уверенностью констатировать, что многие сущностные характеристики любого конфликта являются в большинстве случаев субъективными, то есть во многом психологическими, личностными. Сле-

довательно, психологические исследования конфликтов и обладают большей объяснительной значимостью — именно психологическое знание позволяет лучше понять конфликтующие стороны, истинные, а не декларируемые причины конфликтов, особенности конфликтного поведения, отношений и деятельности, переживания конфликтов, а это позволяет на психологической основе разрабатывать методы управления конфликтами и их разрешения. Обоснуем данное утверждение.

В первую очередь, хотелось бы подчеркнуть, что конфликты, как таковые, просто не существуют, конфликты всегда возникают между кем-то, причем, могут быть межличностными или межгрупповыми, направляемыми отдельными личностями. Исключение составляют внутриличностные конфликты. Даже многие социальные или политические конфликты, если разобраться, всегда связаны с межличностными конфликтами лидеров или их определенными личностными особенностями, амбициями. Примеров история предоставляет очень много. Большие социальные группы конфликтуют по их воле, умело направляемые (усиливаемые или ослабляемые) ими в зависимости от их интересов и опять же — личностных особенностей. Дополнительной иллюстрацией такому утверждению может служить и классическая структура конфликта, согласно которой он состоит из оппонентов, объекта, предмета и инцидента. Если из нее вывести хотя бы одного из оппонентов или исключить предмет конфликта, который во многих случаях связан с их несложившимися отношениями, психологической несовместимостью,

соперничеством и прочим, конфликта просто не будет.

Далее, известно, что конфликты возникают вследствие действия различных противоречий. Однако реагирование на данные противоречия во многом определяется не столько их силой и содержанием, сколько их субъективным восприятием, а данное восприятие, в свою очередь, определяется, в соответствии с принципом психологического детерминизма, внутренними условиями личности, которые индивидуальны и весьма специфичны. Отсюда следует, что кто-то возникающие противоречия воспринимает как явную угрозу для себя, а это необходимое и достаточное условие запуска конфликтов, кто-то ищет пути и способы конструктивного разрешения, а кто-то вообще считает их несущественными. Среди этих внутренних условий, определяющих реагирование на противоречия исключительно как угрожающее, можно назвать: холерический темперамент с высоким уровнем ней-ротизма; наличие некоторых сильных и слабо контролируемых акцентуаций (например, паранойяльности, маниакальности, педантичности и пр.); сформированных негативных психологических установок; особые состояния сознания (в частности, повышенной внушаемости); профессиональная деформация и многое другое. Именно они, а не что-то другое, часто становятся главными психологическими причинами развертывания конфликтов.

Еще один важный аргумент: ни один подход, кроме личностного (психологического), не может глубоко объяснить феномен так называемых конфликтных личностей. Конфликтной называется личность, часто организующая

конфликты, имеющие деструктивное содержание, или постоянно вовлекающаяся в них 3. Таких личностей не так много — около 3 %, но их разрушительные возможности огромны. Конфликт для них — главная форма личностной самореализации и самоутверждения, а не способ разрешения проблем и противоречий, поэтому взаимодействовать с ними очень сложно. Проблема состоит и в том, что в разнообразных конфликтах они маскируются, выбирая социально одобряемые роли, например «поборников справедливости», «новаторов» и т. д. Конфликтные личности ищут профессиональную среду, отличающуюся повышенной конфликтогенностью, поэтому их много в политике, журналистике, системе образования, театральном искусстве и др. Конструктивное разрешение конфликтов с их участием практически невозможно, потому что на самом деле они в этом не заинтересованы. Единственное, что может помочь, это психологическое воздействие на них, которое должно привести к смене их отношений. В психологии разработаны системные описания конфликтных личностей, обоснованы конкретные методы их психологической диагностики 4.

Следует подчеркнуть, что многие формы конфликтности связаны с действием бессознательных механизмов регуляции поведения и отношений. Они могут проявляться в различных видах сильного и неосознаваемого внутрилич-ностного конфликта, например вызван-

3 См.: Прикладная социальная психология // под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.; Воронеж 1998.

4 Зазыкин В.Г, Зайцева ЕВ. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М. 1998. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.

ного сильными психическими травмами в раннем детстве, который для субъекта индивидуально практически неразрешим. Все применяемые способы индивидуального стихийного разрешения внутриличностного конфликта (симуляция страданий, номадизм, переадресовка энергии и пр.) могут дать лишь временные результаты. Важно отметить, что именно эти бессознательные причины, или механизмы, часто являются главными в общей конфликтной направленности личности, ее поведении и деятельности. Такие люди не в состоянии действовать в конфликте рационально, они не воспринимают предлагаемые варианты разрешения конфликта и даже в случае победы чувствуют себя ущемленными, потому что истинная причина такого поведения осталась с ними. Выходом из создавшейся ситуации может стать психотерапевтическая коррекция их личности.

Одна из важнейших особенностей конфликта — то, что он осуществляется в виде конфликтного противоборства, а это не что иное, как специфический вид деятельности. Было показано, что оно удовлетворяет всем характерным требованиям статуса деятельности: имеет цель, направляется мотивами, содержит антиципацию, внутреннее планирование, принятие решений, контроль и пр. Но эта конфликтная деятельность очень своеобразна, ибо не является нормативно заданной, алгоритмизированной — многое в ней зависит от конфликтной ситуации и особенно — субъекта конфликта. В ней участник конфликта проявляет себя именно как субъект, осуществляя самостоятельное целеполагание, выбирая средства деятельности, принимая решения, неся ответственность за ее

результаты и т. д. Если любая предметная деятельность отличается так называемым личностным профилем — все структурные элементы деятельности зависят от психологических особенностей субъекта, то в конфликтной деятельности этот личностный профиль проявляется наиболее рельефно. Наглядно это видно при сборе и анализе информации (личностно-ситуативная селективность), принятии решений (решительности-нерешительности, степени тривиальности и пр.), прогнозировании их последствий, реализации и т. д. При этом весьма велика роль характерных для субъекта эмоциональных реакций, особенностей переживания негативных эмоциональных состояний, мысленного моделирования. Личностные особенности обязательно проявляются и в выборе ролевого поведения в конфликте: кто-то выбирает роль борца, кто-то — невинной жертвы. Личностный фактор наглядно виден и в разработке внутренних сценариев развертывания конфликта, оценке личности оппонента, его ресурсов 5.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: конфликты часто возникают в процессе выполнения профессиональных обязанностей, поэтому-то она нередко оказывает влияние и на конфликтную деятельность, преимущественно направляемую тем, что связано с «профессиональным типом личности». К примеру, конфликты в театре значительно отличаются от конфликтов в воинских коллективах: в них по-разному происходит общение, формируется общественное мнение, выбираются средства психологического противоборства. При этом здесь личностные и психоло-

5 См.: Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Сара-

тов, 1976.

гические факторы являются одними из главных.

Наконец, существует проблема разрешения конфликтов, которое всегда должно быть личностно-ориентированным, учитывающим множество психологических факторов. Об этом написано во многих публикациях, правда, в большинстве случаев в виде благих пожеланий. Реализовать их на практике сложно, потому что это требует от субъектов высокого уровня общей психологической компетентности и ее конкретных видов: социально-перцептивной, психолого-педагогической и социально-психологической. Данные виды так же необходимы для применения конкретных методов разрешения конфликтов: «объективизации», «взрыва», «организации сотрудничества» и пр. К тому же практика свидетельствует, что конфликты разрешаются успешно (и окончательно), когда их разрешают сами оппоненты. Но чтобы они так поступали, на них следует оказывать психологическое воздействие (влияние): изменить их установки и отношение к противоречию и оппоненту, направить активность на конструктивное разрешение и т. д.

Таким образом, подводя итоги, можно утверждать, что в проблемном поле конфликтов личностный (психологический) аспект является ведущим, и именно прежде всего с личностных позиций следует изучать конфликты и решать связанные с ними практические задачи. В то же время опора на психологические знания позволяет решать преимущественно исследовательские задачи: чтобы объективно воспринимать конфликтные противоречия и оппонентов, эффективно разрешать конфликты, управлять ими, продуктивно действовать в конфликт-

ной ситуации, необходимо развивать соответствующие личностные качества и психологические умения, а это уже выход на акмеологический аспект проблемы. Он проявляется прежде всего в необходимости развития конфликтологической компетентности. С психолого-акмеологической точки зрения конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионализма, связанная с особыми свойствами субъекта и его умениями, проявляющимися в способности эффективно действовать в условиях конфликта, управлять им и разрешать его. Данная компетентность имеет свою структуру, включающую в себя следующие компоненты 6:

• собственно знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, поведении, общении и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве, их психических состояниях и пр. В особую группу входят знания, касающиеся психологических характеристик конфликтной личности. Все это составляет гностический компонент конфликтологической компетентности;

• умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного противоборства, развитие конфликта, его последствия для организации и оппонентов. Это является содержанием проектировочного компонента конфликтологической компетентности;

• умение воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки,

6 См.: Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих //Российское государство и государственная служба на современном этапе. М., 1999.

мотивы и цели конфликтного противоборства; формировать общественное мнение по отношению к участникам конфликта: умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи». Данные умения составляют конструктивный компонент конфликтологической компетентности;

• умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний — коммуникативный компонент конфликтологической компетентности.

В данном варианте структура коммуникативной компетентности включает в себя компоненты (кроме организационного), соответствующие концепции Н.В. Кузьминой о содержании подсистем профессионального мастерства. Было отмечено, что конфликтологическая компетентность формируется в процессе усвоения знаний о сущности конфликтов и конфликтных отношений, с помощью специальных психологических тренингов и практической деятельности, она тесно связана с другими видами профессиональной компетентности, составляющими ядро гностического компонента профессионализма. В прикладных исследованиях эти компоненты были дополнены рефлексивно-статусным и нормативным компонентами 7. Очевидно, что между всеми отмеченными компонентами существуют функциональные связи. Базисным является гностический компонент. Знания о сущностных характеристиках конфликта представляют собой основу для пред-

7 См.6 Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. М., 2000.

восхищения действий конфликтующих сторон (проектировочный компонент), формирования умения управлять конфликтом (регулятивный), выступать в качестве «третейского судьи», действовать с учетом информативных признаков (рефлексивно-статусный компонент). Конфликтологическая компетентность не сводится только к системе знаний о сущностных характеристиках конфликта, но предполагает активное воздействие на него, что подчеркивает роль регулятивного и нормативного компонентов. В то же время наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития специфических личностно-профессиональных качеств (в частности, продуктивного уровня рефлексии, стрессоустойчивости и др.), позволяющих с требуемой эффективностью применять данные знания и умения для управления конфликтом. Необходимость развития личностно-профессиональных качеств и умений обусловливается и спецификой используемых психологических технологий—тренингов, деловых и ролевых игр. Системообразующим фактором такого развития может служить высокий уровень конфликтологической компетентности субъекта, например, руководителя, если речь идет о конфликтах при управлении, уровень, принятый за эталон и тем самым направляющий активность субъекта управления на личностно-профессиональное развитие.

Очевидно, что конфликтологическая компетентность связана с социально-психологической, поскольку большое количество конфликтов возникает в коллективах и группах и является одной из форм взаимодействий. Следовательно, такие факторы, как

морально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, стиль руководства, групповые нормы поведения, ролевое поведение и общение должны оказывать влияние на характер конфликта, причины его возникновения и динамику. Конфликтологическая компетентность тесно связана с социально-перцептивной, так как субъект конфликтных взаимодействий, особенно влияющий на конфликт и разрешающий его, должен отличаться проницательностью, умением разбираться в людях, истинных мотивах их поведения, возможных стратегиях конфликтного противоборства. Очевидны также связи с ауто-психологической компетентностью, позволяющей развивать такие качества, как стрессоустойчи-вость, самоконтроль, саморегуляция, адекватная самооценка, что необходимо в условиях острых эмоциональных переживаний, сопровождающих многие конфликты. Психолого-педагогическая компетентность, несомненно, связана с конфликтологической, ибо в процессе конфликта необходимо уметь осуществлять различные психологические и педагогические воздействия на оппонентов и коллектив, вести индивидуальную работу с каждым. Наконец, надо отметить связи с административно-правовой компетентностью (иногда ее называют и профессионально-управленческой), проявляющиеся в наличии административных и правовых ограничений в выборе средств воздействия на оппонентов.

Существование системных связей — благоприятный фактор с точки зрения достижения высокого уровня конфликтологической компетентности: развитие каждого из отмеченных видов компетентности приводит к развитию кон-

фликтологической компетентности в целом. Очевидно, данный процесс хотя имеет позитивный характер, но все же в известной мере косвенный. Чтобы придать ему целенаправленный характер, необходимо иметь модели конфликтологической компетентности и алгоритмы ее продуктивного развития.

Таково в самом общем виде содержание психолого-акмеологического

подхода к исследованию конфликтов, разрешению и управлению ими. Акмео-логический аспект проблемы является новым не только для конфликтологии, но и психологии конфликтов, поэтому требуются исследования, чтобы данный подход привел к формированию нового направления конфликтологии.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕБЫВАНИЯ В МНОГОМЕСТНОЙ ТЮРЕМНОЙ КАМЕРЕ

К. В. Фирсов

Аннотация: в статье представлены результаты современных психологических исследований, связанных с реформой УИС в России, в частности вопросы психологии, содержания осужденных в отдельных камерах.

Ключевые слова: групповая изоляция, монотонность, тюремная камера. Abstract: This article presents the results of modern psychological research related to reform of the penal system in Russia, in particular the issues of psychology, in which convicts in separate cells. Keywords: group isolation, monotony, a prison cell.

Кто только не оказывался за тюремными стенами! Там были как принцы, так и нищие. Вряд ли есть такая профессия, представители которой не отправлялись бы время от времени за решетку для переосмысления своего бытия. Для политиков это вообще нормальное явление. Советский Союз был основан

и руководим бывшими заключенными. По тем, кто его развалил, тюрьма давно плачет. Да кто их туда посадит! В тюрьме ухитрились побывать чуть ли не все великие люди, биографию которых бедолаги — школьники вынуждены рассказывать на уроках истории. Даже герой сказки Чипполино сидел. С детства наших детей запугивают дяденькой милиционером. Только у нас есть пословица, рекомендующая не зарекаться от сумы и тюрьмы. По необъятным просторам нашей Родины разгуливает огромное количество бывших заключенных. Как это ни прискорбно, но в подсознании нашего лихого и свободолюбивого народа всегда мрачно стоит на заднем плане угрюмый тюремный замок.

Врачам необходимо учитывать в своей работе некоторые психологические особенности пациентов, находящихся в местах не столь отдаленных или покинувших их, к сожалению, иногда ненадолго. К медикам также могут обращать-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.