Научная статья на тему 'О возможностях использования специальных психологических знаний при производстве по уголовным делам'

О возможностях использования специальных психологических знаний при производстве по уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная психология / Уголовный процесс / следственные действия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования специальных психологических знаний при производстве по уголовным делам»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 2 (6)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

© Г. А. Якубович

Якубович Галина Аркадьевна адъюнкт

научно-педагогического

факультета

капитан милиции

УО «Академия

МВД Республики Беларусь»

Республика Беларусь, г. Минск

Достижения естественных и технических наук эффективно используются в уголовном процессе многие десятилетия. Наряду с физикой, химией, математикой, медициной, психиатрией и многими другими науками следственная практика активно расширяет взаимосвязи с общей и судебной психологией.

Несмотря на многолетнюю практику использования возможностей психологии в процессе расследования, следователи в редких случаях обращаются за помощью к специа-листам-психологам. Проведенный нами опрос 130 следователей ОВД показал, что специальные знания в области психологии чаще всего используются в форме назначения и проведения судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз (68%). Гораздо реже специалистов-психо-логов привлекают к участию в проведении следственных действий (21%) и даче консультаций (20%). При этом почти половина опрошенных (43%) определили свой уровень психологических познаний, приобретенных в вузе, как недостаточный. Это в некотором роде объясняет низкий показатель самостоятельного использования следователем специальных знаний в области психологии (10%).

Проблемы использования специальных знаний в области психологии на предварительном следствии исследовались в трудах В. Л. Васильева, А. В. Дулова, М. И. Еникее-ва, М. В. Костицкого, А. Р. Ратинова, И. Н. Со-рокотягина и др. В то же время, некоторые

вопросы применения психологических знаний в уголовно-процессуальном и криминалистическом аспектах остаются нерешенными.

Традиционно специальные знания могут быть использованы в процессуальной и непроцессуальной форме. В первом случае речь идет о специальных знаниях, применение которых прямо предусмотрено уголовно-процессуальным законом (например, участие специалиста в следственных действиях, назначение и проведение экспертизы и т. д.). Непроцессуальные формы использования специальных знаний не регламентированы и не указаны в законе (консультационная помощь специалистов, предварительное исследование вещественных доказательств, техническая помощь специалиста и т. д.).

Общие положения участия специалиста-психолога в уголовном процессе регламентируются ст. 62 УПК Республики Беларусь. При этом юридическая литература содержит рекомендации по использованию помощи психологов при проведении различных следственных действий [1].

Наиболее востребованы психологи в ходе производства по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. В соответствии со статьями 221, 332, 435 УПК Республики Беларусь, участие специалиста в области психологии или педагогики является обязательным при проведении допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет. Анализ литературы свидетельствует о наличии различных точек зрения о процессуальном положении педагога [2]. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 62 УПК Республики Беларусь, педагог и психолог, участвующие в допросе несовершеннолетних, являются специалистами. Полагаем, что их выделение в отдельную группу связано с особенностями применения профессиональных навыков. Педагог (психолог), участвующий в допросе несовершеннолетнего, в меньшей степени использует свои специальные знания для «обнаружения, закрепления и изъятия доказательств» [3], что, в соответствии с п. 4 ч. 3 с. 62 УПК Республики Беларусь, входит в обязанность специалиста. Их деятельность, скорее направлена на обеспечение соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетних, а также на оказание помощи в установлении психологического контакта между следователем и допрашиваемым.

Выполнение некоторых тактических рекомендаций позволит эффективно использовать помощь психологов при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего. Содействие специалиста-психоло-га (педагога) может выражаться в создании наиболее благоприятной психологической обстановки допроса, корректировке вопросов с учетом особенностей психики несовершеннолетнего, преодолении состояний подростка, оказывающих неблагоприятное влияние на процесс проведения следственного действия (скованность, настороженность, недоверие и пр.) и т. д. В связи с этим наиболее целесообразным будет привлечение к проведению следственного действия психолога, специализирующегося на детской или юношеской психологии (например, психолог образовательного учреждения). Кроме того, следует предусмотреть возможность участия в допросе преподавателя, с которым у несовершеннолетнего складыва-

лись доверительные отношения. Это в большей степени относится к подросткам, неудовлетворительно характеризующимся по месту учебы.

В целом общие условия проведения отдельного следственного действия предполагают оперативность и лаконичность рекомендаций специалиста в сфере психологии. Решение объемных задач психологического содержания, требующих проведения экспертного исследования, в данной ситуации неуместно. Следует помнить, что советы специалиста, в том числе педагога и психолога, по выбору тактических приемов проведения следственного действия носят вспомогательный характер и не являются для следователя обязательными.

Как было указано нами выше, наиболее часто применяемой формой использования специальных знаний в области психологии в процессе расследования преступлений является судебно-психологическая экспертиза, при назначении которой следователь прибегает к помощи эксперта-пси-холога. Предметом экспертного исследования являются «непатологические состояния психики» [4]. Возможности данной экспертизы велики: диагностика индивидуально-психологических особенностей лица, установление наличия или отсутствия физиологического аффекта, установление способности лица правильно воспринимать значение для дела обстоятельств и давать о них показания и др. [5] Заключение эксперта-психолога может быть использовано как в качестве доказательств по уголовному делу, так и для выбора наиболее эффективных тактических приемов расследования преступления.

Непроцессуальной формой использования знаний в области психологии является консультативно-справочная помощь специалиста-психолога. Сущность консультации заключается в получении следователем информации справочного характера. Например, специалист в области психологии разъяснит влияние на поведение лица отдельных психических состояний, возникающих в результате стресса, страха, алкогольного и иного опьянения. Психолог проинформирует об особенностях восприятия людей определенных возрастных групп и т. д. Консультация может выражаться в даче рекомендаций по наиболее оптимальной линии поведения следователя и установлению психологического контакта с тем или иным участником процесса, в определении направления изучения личности обвиняемого, по составлению криминалистического портрета по результатам анализа материалов уголовного дела [6]. Психологическая консультация целесообразна при расследовании наиболее сложных уголовных дел (серийных преступлений на сексуальной почве, преступной деятельности организованных преступных группировок и т. п.), в том числе при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. К консультативной помощи психолога целесообразно прибегнуть при подготовке и назначении судебно-психологической экспертизы. Уже само решение о проведении экспертного исследования как наиболее целесообразной формы использования специальных психологических знаний в сложившейся следственной ситуации может стать предметом отдельной консультации. Помощь психолога будет полезна при формулировке и определении перечня вопросов, адресованных

эксперту-психологу; в подборе материалов, необходимых для проведения исследования и т. д. Немаловажную роль психологическая консультация имеет на этапе оценки заключения эксперта-психолога, когда требуется разъяснение отдельных психологических терминов, особенностей применения тех или иных методик психологического исследования и т. д.

УПК Республики Беларусь не содержит прямых указаний на самостоятельное использование следователем специальных знаний в области психологии. Однако профессиональная подготовка следователя предполагает освоение им достаточно широкого круга научных дисциплин, в число которых входит и психология. Наряду со знаниями в области криминалистической техники (фото-, кино- видеозапись, изготовление слепков и т. д.), использование которой предусмотрено уголовно-процессуальным законом, специальными для следователя являются знания в сфере психологии, судебной медицины, судебной бухгалтерии и т. д. Несмотря на то, что процессуальная деятельность следователя строго регламентирована законом, значительная ее часть относится к тактико-криминалистической стороне расследования и предполагает использование различного рода тактических приемов, не закрепленных в УПК Республики Беларусь. На наш взгляд, самостоятельное применение следователем специальных знаний в области психологии в процессе производства по уголовному делу носит промежуточной характер и в равной степени может быть отнесено к процессуальной и к непроцессуальной форме использования специальных знаний в области психологии.

В заключение отметим, что использование специальных психологических знаний вызвано потребностями следственной практики и не должно игнорироваться работниками следственных органов. То, в каком виде использовать помощь сведущих лиц, следователь решает, исходя из сложившейся следственной ситуации, учитывая возможности каждой из форм применения психологических знаний и значение предполагаемых результатов для процесса расследования. Внедрение в следственную практику новых форм использования специальных знаний в области психологии требует от следователя постоянной осведомленности о достижениях современной психологической науки. Это позволит наиболее эффективно использовать помощь специалистов в области психологии и получить результаты, характеризующиеся достоверностью и в отдельных случаях приобретающие доказательственное значение по уголовному делу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сорокотягина Д. А, Сорокотягин. И. Н. Судебно-психологическая экспертиза : учеб.-практ. пособие. (Следователь: теория и практика деятельности). Екатеринбург : ЕВШ МВД РФ, 1993. С. 13—14; Семенов В. В. Участие специалиста-психолога в производстве допроса // Российский следователь. 2008. № 7. С. 8—11 и др.

2 Грамович Г. И. Криминалистическая техника (научные, правовые, методологические, организационные основы) : монография. Мн. : Акад. МВД Респ. Беларусь. С. 147—148.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. С. 403.

4. Мухин Г. Н. Криминалистическая теория отклоняющегося преступного поведения : монография. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2001. С. 182.

5. Коченов М. М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы : дис. ... докт. психол. наук в форме науч. докл. / Акад. МВД СССР. М., 1991. 44 с.

6. Каразей О. Г. Теория и практика моделирования личности неустановленного преступника (на примере расследования серийных изнасилований и насильственных действий сексуального характера) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Акад. МВД Респ. Беларусь. Минск., 2008. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.