Научная статья на тему 'О возможности и критериях достижения объективной истины в уголовном процессе'

О возможности и критериях достижения объективной истины в уголовном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1198
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ / ВНУТРЕННЕЕ УБЕЖДЕНИЕ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / CRITERIA OF ATTAINMENT OF UNBIASED TRUTH / MORAL CERTAINTY / CREDIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мезинов Дмитрий Анатольевич

Критически анализируются изложенные в уголовно-процессуальной литературе мнения о возможности и критериях достижения объективной истины в уголовном процессе. Автор обосновывает мнение об отсутствии точных критериев достижения объективной истины в знаниях-выводах суда об устанавливаемых по уголовному делу фактах при необходимости достижения судом основанной на внутреннем убеждении достоверности таких знаний-выводов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Doubts in possibility of absolute attainment of unbiased truth in court's 219 knowledge-conclusions when defining the facts of a criminal case stated in criminal proceeding literature are confirmed with tendencies of practice. A large number of unsolved crimes and judicial errors are typical both for the Soviet and for modern period of time. Another ground for such doubts is mediated knowledge about facts of criminal case, which is always past events for those who define them. Such a feature of this knowledge by rules of challenge does not allow posing direct observation and perception of these facts by judges and other subjects of proof as criteria of its unbiased truth. It is also impossible to consider experimental observation of the facts as a criterion of attainment of unbiased truth. Moral certainty of the court in real existence of established facts, in consequence of its subjectivity, reference to psychical events which are presented as notional cannot be criteria of attainment of unbiased truth. Moral certainty of the court should be considered as a criterion of credibility of its knowledge about established facts, because the notion credibility means trustworthy, characterized by relevancy, validity, certitude, and this notion is not identical to unbiased truth. Trustworthy knowledge about established facts of a criminal case depends on special possibilities of subjects of proof associated with proper understanding of what knowledge should be considered as credible. The conclusions of the court about credibility of knowledge on established facts of a criminal case are relative, due to a confined prospect to find out all circumstances necessary for these conclusions, subjective and objective conditions of knowing these facts. Consequently, there are no precise criteria of attainment of unbiased truth in court's conclusions about establishing the facts of a criminal case, but it is necessary to attain such knowledge-conclusions by the court, established on moral certainty and in the absence of unavoidable doubts of credibility

Текст научной работы на тему «О возможности и критериях достижения объективной истины в уголовном процессе»

Д.А. Мезинов

О ВОЗМОЖНОСТИ И КРИТЕРИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ

В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Критически анализируются изложенные в уголовно-процессуальной литературе мнения о возможности и критериях достижения объективной истины в уголовном процессе. Автор обосновывает мнение об отсутствии точных критериев достижения объективной истины в знаниях-выводах суда об устанавливаемых по уголовному делу фактах при необходимости достижения судом основанной на внутреннем убеждении достоверности таких знаний-выводов.

Ключевые слова: критерии достижения объективной истины; внутреннее убеждение; достоверность.

Мнение о необходимости достижения в уголовном процессе так называемой объективной истины, т.е. полного и точного соответствия объективной действительности излагаемых в приговоре или ином итоговом решении выводов суда об обстоятельствах (фактах) разрешаемого уголовного дела [1. С. 308, 321], было, по сути, общепризнанным в отечественной процессуальной науке советского периода. В настоящее время, несмотря на отсутствие в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) четко и недвусмысленно закрепленного требования о достижении объективной истины, такого мнения придерживаются по-прежнему многие ученые [2. С. 19-21;

з. С. 24-26; 4. С. 37-38; 5. С. 42-48]. При этом нередко изменения уголовно-процессуального законодательства, исходя из этого мнения, оцениваются с позиции их соответствия или несоответствия цели достижения объективной истины, в частности негативно оцениваются новеллы, закрепляющие состязательность процесса [3. С. 24-30; 4. С. 36-39; 6. С. 69; 7. С. 52; 8. С. 12]. Следует признать, что установление по уголовному делу необходимых для его разрешения фактов в том виде, как они существовали в действительности, представляется весьма важным для решения задач назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

Вместе с тем с очевидностью проявляющиеся тенденции практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, особенно в виде значительного количества нераскрытых преступлений и нередких судебных ошибок, вызывают сомнения в возможности безусловного и во всех случаях установления объективной истины в уголовном процессе. Причем подобные сомнения с приведением наглядных примеров из практики высказывались и в литературе советского периода [9. С. 143; 10. С. 84-92], несмотря на общее признание достижения объективной истины в качестве обязательной цели доказывания в науке и законодательстве (во всяком случае, в его понимании) того времени.

Поэтому необходимо обратиться к вопросу о возможности и критериях достижения в уголовном процессе того, что принято называть объективной истиной. Иными словами, поставить вопрос: можно ли считать

и, если да, то всегда ли, объективной истиной то, что устанавливает и излагает в своем решении по существу уголовного дела суд в уголовном процессе, пусть даже ставящем целью обязательное установление такой истины (имеется в виду, в первую очередь, розыскной процесс)? С этим вопросом связан другой: из чего, т.е. из каких критериев следует исходить, оценивая полученные судом выводы-знания как объективно истинные? Насколько точны эти критерии?

Прежде всего, кроме отмеченных тенденций практической деятельности, более серьезными препятствиями на пути положительного ответа на вопрос о возможности однозначно и всегда считать объективной истиной то, что устанавливает и излагает в своем решении по существу уголовного дела суд, представляются общие доводы гносеологического характера. Так, достаточно очевидные и обоснованные сомнения в возможности достижения объективной истины в уголовном процессе вызывает опосредованность (реконст-руируемость по следам) получаемых в нем знаний об устанавливаемых фактах, как известно, всегда являющихся для суда и других субъектов уголовного процесса событиями прошлого (как, например, и события, реконструируемые в исторических знаниях). Для судей, как и для субъектов расследования, прокуроров и иных профессиональных участников уголовного процесса, в силу правил об отводе, недопустимо быть непосредственными наблюдателями (очевидцами) действительного существования устанавливаемых по уголовному делу фактов, т.е. непосредственное наблюдение и восприятие этих фактов в качестве критерия истинности знаний об этих фактах в уголовном процессе рассматриваться не может.

Проявление закономерностей объективной действительности, в том числе определенных событий прошлого, можно наблюдать и в искусственно и досконально воссозданных экспериментальных условиях. Успешность такого рода экспериментов является главным критерием истинности знаний в области математических, естественных и технических наук (где и содержатся образцы подлинно научного знания). В уголовно-процессуальном же познании проведение подобных экспериментов, предполагающих максимально полные управление причинами изучаемого явления и воссоздание условий, на него влияющих, исключено. Преступление, как изучаемое в уголовном процессе явление, имеет общественную природу, и полное искусственное воссоздание причин и условий такого рода явлений в ходе эксперимента невозможно. Кроме того, в отношении преступления такой «эксперимент» в случае его успешности будет повторным совершением этого преступления.

Очевидно, не подходят для уголовного процесса и философские рассуждения о практике как критерии истинности знаний, получаемых судом в уголовном процессе, на что ссылались в свое время ученые советского периода [1. С. 340-342; 11. С. 60-62; 12. С. 91104]. В современной литературе точно отмечено, что «практика, под которой в марксизме понимается материальная, предметно-чувственная деятельность обще-

ственного человека по преобразованию объектов природы, является критерием не всякого, а только технологического знания» [13. С. 31]. «Это знание, - считает Д. П. Туленков, - интересуется не столько пониманием и истиной, сколько пользой и результатом... В какой-то степени это понятие применимо и к уголовнопроцессуальной деятельности, в которой истина также представляет собой, скорее, не результат понимания, а итог правильности процедуры. Но делать отсюда вывод о том, что мы, используя практику как критерий, постигаем истину, было бы неверным» [13. С. 31]. По существу советские процессуалисты проявление практики как критерия истины в уголовном процессе видели в качественной деятельности (всестороннем и объективном исследовании обстоятельств дела и т.п.) следователей, судей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел, но «все это характеризует познавательную деятельность лишь как способ ее осуществления, однако не критерий истинности выводов» [13. С. 31].

Практику в качестве критерия истины, как верно отмечает А.Ф. Лубин, в известной мере можно рассматривать, имея в виду массовидную судебную практику (уголовный процесс вообще, процесс доказывания вообще) [14. С. 30]. «При этом нужно учесть, - пишет он, - что достигается объективная истинность тех уголовно-процессуальных решений, которые были вынесены в прошлом, как тенденция и закономерность» [14. С. 30]. Однако применительно к производству по конкретному уголовному делу считать практику критерием истины неуместно. Вообще же попытка распространить на уголовный процесс по конкретному уголовному делу философское понимание практики как критерия истинности получаемых в нем знаний об устанавливаемых обстоятельствах была явно неудачной и искусственной (видимо, в силу идеологических причин).

В качестве критерия соответствия объективной истине получаемого в уголовном процессе знания рассматривается также внутреннее убеждение суда в действительном существовании установленных и описанных им в решении фактов [13; 15. С. 47; 16. С. 379-380; 17. С. 179-182; 18. С. 180-185].

Действительно, к такому внутреннему убеждению суд должен и в большинстве случаев может прийти при принятии своего решения по делу, однако означает ли его наличие у суда, что его знания-выводы гарантированно полно и точно соответствуют самим исследованным фактам - событиям прошлого?

По классическому для советского периода и, надо признать, актуальному для настоящего времени определению М.С. Строговича, «внутреннее убеждение есть разумная уверенность советских судей в правильности их выводов по делу, достигнутая тщательным и всесторонним исследованием обстоятельств дела и вытекающая из твердо установленных и достоверных обстоятельств дела» [1. С. 337]. Уместно также привести его высказывания о том, что «внутренне убеждение -всегда субъективно», оно «есть субъективное выражение объективной истины» [1. С. 339].

Думается, сам по себе фактор субъективности внутреннего убеждения, его отнесенности к малоконтролируемым самим субъектом познания явлениям его психической реальности, которые непосредственно не

изучаются извне, а потому представляются лишь умозрительно, свидетельствует об отсутствии гарантий точности этого критерия для определения объективной истинности знаний-выводов суда, да и ставит вопрос о точности прилагательного «объективная» для обозначения истины.

В то же время общепризнано, что суд должен не только прийти к собственному внутреннему убеждению, но и обеспечить удостоверение знаний-выводов об устанавливаемых фактах для общественности, т.е. для других людей (всех или большинства), с целью создания у них аналогичного внутреннего убеждения. Иными словами, такое внутреннее убеждение суда предполагает, что его выводы о существовании фактов понимаются другими людьми как объективно истинные (вызывая в них аналогичное внутреннее убеждение), а не являются предметом исключительно субъективной уверенности судьи.

Поэтому более точно и адекватно существующему положению вещей утверждать не об «объективной» истинности знаний-выводов о фактах, к которым должен прийти суд, а об их достоверности. Однако термин «достоверность» не следует здесь считать тождественным понятию «объективная истина», что было характерно для работ многих отечественных процессуалистов советских времен [1. С. 326; 19. С. 27; 20. С. 5859]. Достоверность, по верному мнению Г.М. Резника, характеризует обоснованность знания, его доказанность, а объективная истина может выступать не только в форме доказанного, обоснованного знания, но и в виде гипотезы [10. С. 63]. При этом достоверное знание является знанием не только уже проверенным, но и в любой момент времени «подлежащим поверке» [21. С. 171], т.е. всегда открытым для проверки.

Следует признать фактор субъективности (т. е. зависимости от субъекта познания) достоверного знания. Так, то, в каких случаях выводы суда об устанавливаемых по уголовному делу фактах можно считать достоверными, зависит от характерных для конкретной исторической эпохи познавательных возможностей субъектов уголовно-процессуального доказывания, в том числе от развития языковых средств отражения и передачи сведений о произошедших в прошлом фактах [22. С. 232-274]. Субъекты уголовно-процессуального доказывания, да и общество в целом, к которому обращены их выводы, руководствуются сложившимся пониманием относительно того, какие знания в определенных ситуациях, при определенной доказательственной базе следует считать достоверными и соответственно признавать «объективно» истинными. Это понимание складывается в результате научных исследований, развития законодательной и судебной практики, а также влияния иных общественных факторов, например идеологии, политики, творчества (литературы, кинематографа и др.). В результате действия отмеченных факторов оно приобретает характер своеобразно согласованного понимания, т. е. с ним согласны все или большинство людей в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. В этом смысле можно условно говорить о конвенциональном характере [22. С. 272-273] истины (т.е. ее обусловленности договоренностью, соглашением людей) во всех случаях ее

установления по уголовному делу, а не только в случаях, когда решение по делу обусловлено прямо предусмотренным законом (например, гл. 40 и 40.1, ст. 25 УПК РФ) соглашением сторон, т.е. основано на так называемой конвенциальной [23. С. 21-22] истине.

Достаточно точно субъективный характер достоверного знания передан в высказываниях Г. М. Резника и В.Ю. Миронова. «Объективная истинность знания, -пишет Г.М. Резник, - не зависит от субъекта с его способами рассуждения и доказательства; достоверность знания, напротив, целиком определяется уровнем развития средств познания, которыми субъект обладает» [10. С. 64]. В свою очередь, В.Ю. Миронов делает вывод о том, что «достоверность выводов следствия и суда в уголовном процессе России носит субъективную природу, ибо представляет собой несомненность знания, обусловленную доказанностью наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих установлению в порядке расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела» [24. С. 111]. В литературе уместно отмечено, что в этимологической расшифровке слово «достоверность» означает «достойный веры» [25. С. 41], чем достаточно точно передается смысл этого понятия. Иными словами, достоверное знание - это знание, придающее познающему субъекту веру в истинность этого знания, уверенность в этом, т. е. вызывающее у него не что иное, как внутреннее убеждение.

Учитывая изложенное, внутреннее убеждение судьи более точно рассматривать в качестве критерия достоверности его знаний-выводов об устанавливаемых им по уголовному делу фактах, а не «объективной» истинности этих выводов-знаний. Уместно здесь привести высказывание Л.Е. Владимирова: «Внутреннее убеждение как мерило уголовно-судебной достоверности означает, что последняя обыкновенно есть только нравственная очевидность, то есть та высокая степень вероятности, при которой благоразумный человек считает уже возможным действовать в случаях, когда судьба собственных и самых высших его интересов зависит от решения вопроса о достоверности фактов, обусловливающих самый акт решимости» [15. С. 47].

Относительно характера внутреннего убеждения, которого должен достигнуть суд при формулировании своих выводов об устанавливаемых по уголовному делу фактах, адекватным реальности представляется понимание внутреннего убеждения судьи как личной достоверности в немецкой теории уголовного процесса. Так, Б.А. Филимонов, проанализировав соответствующее германское законодательство, пишет: «Судейское убеждение - это основанная на жизненном опыте достоверность, которой не противоречит разумное сомнение .Под достоверностью здесь понимается не математическая, а практическая достоверность, доступная человеческому познанию и которая в силу своей сущности может быть и опровержимой .Эта личная достоверность необходима, но и достаточна для осуждения подсудимого. Понятие убеждения не исключает возможности существования и иных, противоположных, обстоятельств дела. Скорее всего, это относится к природе убеждения, поскольку очень часто остается субъективная возможность сомнения» [26. С. 76].

Действительно, наличие у судьи внутреннего убеждения, дающего ему право на вынесение приговора (особенно обвинительного), предполагает отсутствие у него не абсолютно всяких сомнений, а неустранимых (ч. 3 ст. 14, п. 5 ч. 3 ст. 340 УПК РФ), точнее неустранимых разумных сомнений [27. С. 639; 28. С. 19], поскольку некоторые сомнения у вменяемого субъекта познания всегда должны оставаться. Для достижения достоверных выводов разумные сомнения должны устраняться в ходе активной мыслительной деятельности субъекта познания, основанной на общепризнанном понимании того, какие выводы-знания при определенной доказательственной базе в определенных ситуациях следует считать достоверными, а какие - невероятными или маловероятными (в уголовном процессе последние выступают в виде проверенных, но отвергнутых версий).

Верно замечено также, что «вывод суда, основанный на исследованных в судебном заседании доказательствах, является достоверным (достойным веры) в том смысле, что в ходе судебного разбирательства не появилось чего-либо, что можно было бы ему противопоставить, что давало бы повод усомниться в этом» [13. С. 32]. Как отмечалось выше, знания-выводы об устанавливаемых по уголовному делу фактах (особенно составляющих главный факт предмета доказывания), всегда относящихся к прошлому времени, являются реконструкцией по отразившим на себе эти факты следам. Вывод о достоверности доказательств - носителей этих следов в каждом случае оценки конкретного доказательства - всегда условен, относителен. Например, применительно к показаниям свидетеля такими условиями признания их достоверными являются: отсутствие выявленной субъектом доказывания заинтересованности свидетеля в исходе дела, отсутствие выявленных данным субъектом субъективных и объективных препятствий для правильного восприятия и запоминания этим свидетелем фактов, о которых он дает показания, а также правильного воспроизведения им сведений об этих фактах. Возможности выявления всех обстоятельств, необходимых для оценки достоверности собранных доказательств, для любого субъекта доказывания всегда ограничены как субъективными, так и объективными условиями процесса познания исследуемых по уголовному делу фактов. Так, многие следы (в широком смысле этого термина) событий прошлого могут являться не только искаженным отражением этих событий, но и просто исчезнуть как в силу объективных природных процессов, так и в результате преднамеренных действий заинтересованных лиц.

Итак, в уголовном процессе судом могут и должны быть в большинстве случаев достигнуты основанные на его внутреннем убеждении (при отсутствии неустранимых разумных сомнений) достоверные (достойные веры), предельно обоснованные знания-выводы об устанавливаемых фактах. Использование понятия «объективная истина» для обозначения таких знаний-выводов, ввиду описанных выше особенностей устанавливаемых в уголовном процессе фактов, а также самой деятельности по получению этих знаний-выводов, нельзя признать удачным. Такие знания-выводы признаются общественностью в качестве «объ-

ективной» истины по уголовному делу, но это происходит в силу сложившегося в данном обществе в данную историческую эпоху конвенционального понимания того, что в определенных ситуациях считать такой истиной. Эти выводы могут (и, вероятно, будут в большинстве случаев, учитывая современную развитость средств доказывания) соответствовать объективной действительности, но могут и не соответствовать, при этом точного критерия определения такого соответствия, т.е. критерия, позволяющего однозначно свидетельствовать о достижении объективной истины судом

(иным субъектом доказывания) в уголовном процессе, не существует.

Ввиду сказанного следует ставить вопрос не о достижимости судом «объективной» истины (о факте достижения которой однозначно судить невозможно), а о необходимости достижения судом основанных на внутреннем убеждении (при отсутствии неустранимых разумных сомнений) достоверных (достойных веры), предельно обоснованных знаний-выводов об устанавливаемых фактах, которые общественность примет как истинные.

ЛИТЕРАТУРА

1. СтроговичМ.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1. 472 с.

2. БыковВ.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань: Познание, 2008. 300 с.

3. Ищенко Е.П. Какая истина нужна в уголовном судопроизводстве? // Уголовное судопроизводство. 2008. № 1. С. 23-30.

4. Поляков М.П. Принцип чистой состязательности как источник проблем судебного следствия // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1.

С. 36-39.

5. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: Норма, 2008. 240 с.

6. Зажицкий В.И. Истина и средства ее установления в УПК РФ: Теоретико-правовой анализ // Государство и право. 2005. № 6. С. 67-74.

7. Орлов Ю. Принцип состязательности в уголовном процессе: значение и пределы действия // Российская юстиция. 2004. № 2. С. 52-53.

8. Сауляк О.П. Дилемма в уголовно-процессуальном законодательстве: состязательность процесса или законность приговора? // Уголовное

судопроизводство. 2009. № 1. С. 11-12.

9. Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1951. 511 с.

10. Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М.: Юрид. лит., 1977. 119 с.

11. Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1973. 734 с.

12. Трусов А.И. Основы теории судебных доказательств (Краткий очерк). М.: Госюриздат, 1960. 176 с.

13. Туленков Д.П. Внутреннее убеждение как критерий истины в уголовном процессе // Российский судья. 2007. № 2. С. 29-32.

14. Лубин А. Ф. О цели доказывания в уголовном судопроизводстве // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ): Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005. Ч. 2. С. 27-32.

15. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула: Автограф, 2000. 462 с.

16. Случевский Вл. Учебник русского уголовного процесса. 4-е изд., доп. и испр. СПб., 1913. 669 с.

17. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913. 328 с.

18. Вышинский А.Я. . Теория судебных доказательств в советском праве. 3-е изд., доп. М.: Госюриздат, 1950. 308 с.

19. Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1976. 204 с.

20. Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное доказывание. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. 180 с.

21. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. 3-е изд., пересмотр. и доп. СПб., 1910. Т. 2. 572 с.

22. Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства: Дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2003. 650 с.

23. Карякин Е.А. Теоретические и практические проблемы формирования истины по уголовному делу в суде первой инстанции. М.: Юрлитин-форм, 2009. 296 с.

24. Миронов В.Ю. Достоверность выводов следствия и суда: логический аспект // Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ):

Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2005. Ч. 2. С. 106-112.

25. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. 290 с.

26. Филимонов Б.А. Основы теории доказательств в германском уголовном процессе. М.: СПАРК, 1994. 157 с.

27. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 1124 с.

28. Кухта А.А. К вопросу о стандарте судебной достоверности в виде «отсутствия разумных сомнений» // Российский судья. 2007. № 4. С. 18-20.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.