Научная статья на тему 'O вопросах формулирования национальной идеи армянства'

O вопросах формулирования национальной идеи армянства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
армянство / армянский мир / идея / идеология / политика / государственность / общество / воззрения / ценности / традиции

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эдуард Атанесян

В статье рассматриваются вопросы формулирования национальной идеи армянства, как интегративного инструмента, способствующего консолидации армянского мира в лице армянских государств, общественных структур и Диаспоры перед вызовами современности. В качестве метода формулирования идеи рассматривается вычленение аксиологических основ и воззрений различных сегментов армянского мира. В данном контексте национальная идея как феномен общественно-политической жизни нации рассматривается в причинно-следственной взаимосвязи с политической идеологией как механизмом ее практической имплементации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMULATING A NATIONAL IDEA FOR ARMENIANCY

The article discusses issues of formulating a national idea for Armeniancy as an integrational instrument to facilitate consolidation of the Armenian world for facing the challenges of modernity, which would encompass the Armenian states, public structures and Diaspora. A method for formulation is considered, whereby axiological foundations and viewpoints of various segments of the Armenian world can be extracted. In this context the national idea as a phenomenon of the nation’s public and political life is viewed in its cause-to-effect relationship with the political ideology, as a mechanism of its practical implementation.

Текст научной работы на тему «O вопросах формулирования национальной идеи армянства»

O ВОПРОСАХ ФОРМУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ АРМЯНСТВА

Эдуард Атанесян

Ключевые слова: армянство, армянский мир, идея, идеология, политика, государственность, общество, воззрения, ценности, традиции.

Согласно существующим в политической литературе дефинициям, национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса - народа, нации - в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов1. При этом, как стратегия выживания, процветания и развития, национальная идея объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок - партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в национальной идее, выражающей волю большей части народа2. Как систематизированное обобщение национального самосознания, национальная идея проявляется чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений и может иметь как рационализированный, так и образно-типизационный способ своего выражения3. Как категория в некотором смысле философская, а не сугубо политическая, она, зачастую, не будучи кодифицированной и институционализированной по форме, может иметь характер мозаики устоявшихся ценностей и идеологем, а не программы и целей. В определенной степени формула национальной идеи

' К.п.н.

1 См.: Современный философский словарь, Панпринт, 1998г., http://world.lib.ru/w/waks_j_e/naci-dea.shtml;<http://world.lib.ru/w/waks_j_e/nacidea.shtml>; [1, pp. 346-351]; Alexandra A. Krause and Venera R. Shayakhmetova, Methodological and historical grounds for search of the meaning of the national idea // «Life Science Journal», 2014; 11(8s), pp. 90-93, http://www.lifesciencesite.com.

2 Вакс И.Е., Национальная идея - США, России, Израиля, 17.02.2009, http://world.lib.ru/w/waks_j_e/nacidea.shtml.

3 Алексеева В.А., Национальная идея // в книге Кемеров В., Философская энциклопедия. - Панпринт, 1998, http://terme.ru/dictionary/183/word/nacionalnaja-ideja.

народа может найти свое отражение в официальном или традиционном девизе государства1.

Смысложизненная проблематика национальной идеи конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание, в том числе вопросами

0 происхождении и исторической судьбе народа, его историческом будущем, его целях и исторической и культурной миссии, о месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях уникальности, об особенностях национального характера и др. В качестве одного из мощных этноконсолидирующих факторов выступает религиозный аспект2. Как элемент национального самосознания, отчетливо проявивший себя в новоевропейский период (ХУ1-Х1Х) - эпоху консолидации европейских наций и формирования национальных государств3, национальная идея придает важное значение наличию у народа суверенного национального государства, предусматривая при этом приоритет права нации над правами личности4.

Выведение национальной идеи как стержневого ориентира армянства в условиях глобализации требует рассмотрения собственно идеологии в системе его общественно-политических отношений как совокупности способов, средств и факторов реализации идеи, достижения намеченных целей, иными словами - необходимого инструмента реализации национальной идеи. Мы исходим из того, что национальная идея консервативна, она является стержневым содержанием национальной идеологии, центральным идеологическим ядром, проходящим сквозь национальную историю в качестве национально-исторического императива, определяющего сам смысл существования нации в истории. Это совокупное представление отдельно взятой нации о собственном призвании безотносительно к политическим реалиям, а зачастую - и вопреки им. В свою очередь политическую идеологию можно охарактеризовать как

1 См, например, http://www.dir.antula.ru/travel-motto.htm>; <https://www.proza.ru/2009/12/16/1386.

2 Алексеева В.А., Национальная идея // в книге Кемеров В., Философская энциклопедия. - Панпринт, 1998, http://terme.ru/dictionary/183/word/nacionalnaja-ideja.

3 Некоторые исследователи склонны признавать первенство в открытии феномена общегражданской идеологии за Китаем. Согласно указанной точке зрения, «древнейшими идеологическими доктринами в истории человечества могут считаться конфуцианство, легизм и, с определенными оговорками, даосизм» (См. [2, сс. 297 32]).

4 Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. - С.Пб.: Российская национальная библиотека. 2011, http://socialeconom.academic.ru.

форму политического сознания, представляющую собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам ис-пользования власти [3, р. 101]. С точки зрения ориентиров, идеология является ценностной системой, выражающей отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающей политические идеалы, принципы, нормы, цели, образы поведения, например - социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, соли-дарность и т.д. Как понятие и философская категория обозначает систему идей, взглядов, представлений о развитии общества и человека, его ценностных ориентациях, побуждающих осуществлять свои действия для достижения поставленных задач. Словом, идеология выступает как одна из форм мировоззрения людей [4, сс. 53-57].

На наш взгляд, термин «национальная» (применительно к термину «идея») следует воспринимать не как относящийся исключительно к политической общности в рамках национального государства, как это принято в западной политологической традиции (т.е. синоним понятия «государственная»), а как рассматривающий нацию в качестве этнической общности. Рассматривая национальное государство как форму самоопределения и организации нации в пределах определённой суверенной территории, мы не считаем, что наличие собственного государства является непременным предусловием реализации народом национальной идеи. В основе данного суждения лежат исторические примеры того, как само создание национального государства становилось результатом реализации национальной идеи (например - провозглашение Государства Израиль)1. Тем самым, мы изначально дифференцируем понятия «государственная идеология» и «национальная идеология», допускаем возможность их совпадения, а также существование национальной идеологии даже в условиях отсутствия государственной идеологии. На практике возможно возникновение противоречий между национальной и государственной идеологией и собственно национальной идеей, например - в результате захвата (узурпации) политической власти и изменения государственной идеологии

1 Аналогичная ситуация может иметь место и в случае с курдами, если идея создания национального государства станет в курдской среде Ближнего Востока доминирующей.

посредством целенаправленных идеологических атак непосредственно на основы общественного сознания с целью подмены традиционных ценностей1.

Сложность формулирования национальной идеи армянства обусловлена исходными специфическими характеристиками армянского мира в целом: сетевая нация, разделенная на субэтнические группы с двумя основными группами диалектов (восточно-армянского и западно-армянского языков), большая часть которой дисперстно расселена в этнически, религиозно- и идеологически дивесифицированных регионах мира за пределами двух национальных государств, местами - в пределах исторического расселения (Джавахк, Турция), в религиозном плане разделенная между двумя (Эчмиадзинским и Киликий-ским) Католикосатами, с двумя автономыми (Иерусалимским и Константинопольским) Патриархатами ААЦ, армянскими деноминациями Римско-католической и Евангелистской церквей при наличии значительного сегмента исла-мизированных (в основном крипто-) армян и популярных в Диаспоре трех традиционных армянских политических партий (Армянская революционная Федерация «Дашнакцуцюн» (АРФД), Либерально-демократическая партия «Рам-кавар-Азатакан» и Социал-демократическая партия «Гнчакян»), имеющих более чем вековую историю.

Картину политико-идеологического дискурса армянства дополняет ряд процессов и факторов, обусловливающих динамику внутриполитических процессов на данном этапе.

Во-первых, в армянской политической среде имеет место определенная поляризация подходов к цивилизационной ориентации армянской государственности на фоне процесса смены политических поколений и изменения общественно-политических элит в РА, НКР и Диаспоре. На смену деятелям, пришедшим во власть и опозицию на фоне судьбоносных для армянства политиче-

1 Наибольшего эффекта данный метод может достичь на фоне общей деидеологизации и атомизации общества, в условиях его отхода от «диктата» каких-либо идеологических систем вообще. В качестве другого примера можно привести Советский Союз. Так, в годы существования СССР наряду с формированием советской трактовки национальных интересов армянского народа в пику представлениям значительной части армянской диаспоры на Западе, имело место радикальное воздействие секу-лярной коммунистической идеологии на основы национального самосознания. Оно, прежде всего, затронуло роль классового и религиозного фактора на мироощущение и самоидентификацию советского армянства. Армянская Апостольская Церковь (далее - ААЦ), исторически игравшая исключительную социально-политическую роль в жизни армянства, особенно в условиях отсутствия национальной государственности, была низведена до уровня этно-культурного явления.

ских и военно-политических событий, приходит поколение, выросшее в иной идеологической среде, получившее иное образование и, что немаловажно, прошедшее этап личностного и профессионального становления в условиях относительного мира1. Меняется и Диаспора: армянская элита классического зарубежья постепенно теряет тяжеловесов общественно-политической жизни, стоявших у истоков становления армянского лоббинга и способстовавших преодолению РА и НКР гуманитарного кризиса начала 1990-ых.

Во-вторых, после распада СССР и провозглашением восстановления национальной независимости теоритические и идеализированные воззрения ар-мянства оказались перед необходимостью «обкатки» на практике. В частности, традиционные идеологические системы, нацеленные, в основном, на сохранение национальной идентичности на Родине и в Диаспоре, столкнулись с новой повесткой, требовавшей становления эффективной национальной государственности и решения проблем безопасности, гуманитарного кризиса и социально-экономического развития.

В-третьих, хотелось бы отметить необходимость осмысления проблемы Геноцида армян как ключевого элемента общенациональной повестки и национального самосознания в Диаспоре как с учетом преодоления психологической черты 100-летия Геноцида армян, так и фундаментальных процессов, происходящих в регионе и затрагивающих жизненные интересы армянских общин Большого Ближнего Востока.

В-четвертых, имеет место изменение роли ААЦ как надполитического панармянского института. Ослабление исторической роли ААЦ в армянской среде как основного хранителя духовных основ национального самосознания и христианской морали в условиях религиозного плюрализма содержит угрозы сохранению армянской идентичности за пределами армянских государств.

В целом, с учетом совокупности внутренних и внешних факторов, воздействующих на идеологические воззрения армянства, формулирование и ин-ституционализация понятной и приемлемой национальной (общенациональной) идеи как основы консолидации армянского мира позволит ему эффективно противодействовать вызовам современности. Глобальные тенденции разви-

1 Апрельские события 2016г. временно оттеснили внутриполитические и социально-экономические проблемы, выдвинув на первый план приоритет военно-политической безопасности РА и НКР.

тия политической мысли не могли не воздействовать на фрагментированную армянскую политическую среду, естественно, с учетом местных реалий в каждом отдельном случае. Дисперсность расселения армянства с одновременным сохранением и поддержанием разновекторных связей между его отдельными частями привели к формированию самовосприятия в таких понятиях как «армянский мир», «армянство», для которого одновременное наличие этно-политических, политико-географических, деноминационных и лингвистических параметров исторически не является принципиальным условием. В политическом плане особенностью «армянского мира», т.е. армянского политического пространства, является его децентрализованность, отсутствие общепризнанного императивного политического центра при наличии нескольких духовных центров и множества разнообразных общественно-политических «ядер» общинного уровня1.

Качественная связь между национальной идеей и идеологией, как ее проекцией на данный исторический отрезок времени сквозь призму политических, экономических и социальных реалий, позволяет рассматривать идеологический дискурс армянства как интеллектуальную среду, призванную обозначить интересы армянства, сформулировать его задачи и пути их разрешения в соответствии с его ценностями и мироощущением2. С учетом вышесказанного можно предположить, что наличие причинно-следственных связей между национальной идеей и доминирующими в армянской среде идеологическими воззрениями позволяет выявить основы политических взглядов армянского мира на данном историческом этапе, вычленить наиболее характерные компоненты политических ценностей, проанализировать их место и трансформации в общем контексте взаимообусловленных и взаимовытекающих политических процессов в жизни армянства, проецировать идеологические системы на настоящее и будущее. Залогом эффективности той или иной идеологии является наличие сформировавшегося общества в котором данная идеология выражает интересы и потребности подавляющего большинства граждан [5, с. 24].

1 С учетом таких характеристик, как структура, принцип формирования и рабочая повестка, единственной панармянской структурой как таковой является Всеармянский фонд «Айастан» - гуманитарно-ориентированный фонд с ограниченным кругом задач.

2 Например: южнокорейский «Корейский путь», северокорейская идеология чучхе, «Китайская мечта», («социализм с китайской спецификой»), национальная идея Японии «кодо» («Путь императора») и т.д.

Несмотря на наличие сформировавшихся в армянской среде ряд устойчивых, эмоционально окрашенных идеологем, содержащих паттерны национальной идеи («В единении - сила армянства», «Ай Дат», «Миацум», «Эр-гир» (Западная Армения), «Нас мало, но мы армяне», «Кто мы, откуда пришли и куда идем?», «Мунк» (ИпЛр) и т.д.), современная армянская политическая лексика не сформулировала специальное, общепринятое понятие «национальная идея», предпочитая использовать в данном ключе такие формулировки, как шддшурЬ дгшццфшрш^питщтЬ (национальная идеология), шддиурЬ хпЪириЦшЬ (национальное видение), шддшфЬ Ьршдрр (национальная программа), шggшJph дЪрЬщштшЦ (национальная сверхзадача), шgдшJph шпшрЪпьрпьЬ (национальная миссия). Интересен методологический подход к рассматриваемой сфере политолога Мушега Лалаяна. В его представлении идейно-идеологическая среда многослойна и иерархична: на самом верху пирамиды находится идейный имератив нации - шgдшJph дЪрЬщшшшЦ, тЪщшЦшЬ (национальная сверхзадача - идеал), из нее вытекает дшцшфш-рш]ипип1^п1Ь (идеология), и уже после следует шgдшJpb дшцшфшр (соответствующая духу времени национальная идея)1.

Отсутствие выраженной терминологической дифференциации понятий национальная идея и национальная идеология в армянской традиции, на наш взгляд, обусловлено специфическими политико-историческими условиями политизации армянской среды: до Х1Хв. отсутствие независимой национальной государственности и политической жизни компенсировалось деятельностью ААЦ. Последующее изменение роли Церкви было обусловлено политизацией армянской среды под воздействием внешних, имеющих в основном западноевропейское происхождение, идеологических веяний. В условиях отсутствия национальной государственности, собственных институтов светской власти и традиционного церковно-общинном укладе жизни, консервативная армянская среда не воспринимала политические идеи в «чистом виде», без их адаптации к собственному восприятию национальных интересов. В итоге, синтез национальных чаяний с внешними идеологическими веяниями, предла-

1 То есть фцЪш^-^цЪщщд^щ-^цЪш» («идеал - идеология - идея»). Подробнее см.: 1Тп12Ь^ 1,ш[ш]шЬ. ЗЪцш^Ь дшцшфшрш^пипър]ши ЬшрдЪр, 23.12.2010, Ьир://™^^'.1оиу8™'огЫ. сот/ агсЫуез/10141 (Лалаян М, Вопросы родовой идеологии, на арм.яз.).

гающими (в том числе - революционные) методы их реализации, привели к возникновению политических воззрений, воспринимаемых в армянском политическом пространстве как «национальная идеология»1. В последующем внедрение светской системы образования и культуры, а также борьба с общественно-политической ролью церкови в СССР сделали армянский социум еще более подверженным секулярным идеологическим веяниям современности2.

Необходимо также принимать во внимание, что в историческом плане формирование основных положений политических теорий, обоснование их ценности и идеалов, последующий перевод в конкретные политические доктрины и установки политических элит и партий и, наконец, внедрение в общественное сознание, происходило в исторически, политически разных и географически удаленных средах, вне единого и последовательного политического процесса. Геополитическое расположение исторической Родины и исторических ареалов проживания армянства на перекрестке цивилизаций, с учетом сложной системы их взаимоотношений, подвергало армянский мир интенсивному внешнему политико-идеологическому воздействию, способствуя формированию местных проекций «внешних» идеологий. Сохранение собственной системы ценностей и способность генерации идеологических воззрений на их основе оставались механизмом сохранения этнополитической идентичности армянства даже в условиях утери политического суверенитета и отсутствия классических форм единой национальной государственности3. При этом, исторически армянская политическая мысль демонстрировала негативное отношение к перспективе восстановления политического суверенитета в отрыве от основ национальной идентичности и национальной культуры4.

1 В частности, создание традиционных армянских партий АРФД, «Гнчакян», «Рамкавар».

2 В свою очередь определения национальная программа и национальное видение, несмотря на методологическое различие подходов к национальной идее - ориентированность на процесс в первом случае и акцентирование некого конечного состоянии во втором - являются объективным отражением политической жизни общества, рассматривающего борьбу политических сил в категориях цели и шаги по их достижению. Представляется, что суть понятия «национальная идея» в армянском политическом пространстве наиболее полно может отражать формулировка hlш[шqqшJ¡lh дшцшфшр (дословно - общенациональная идея).

3 Например, марзпанство или меликства Хамсы в Арцахе.

4 В качестве наглядного примера можо упомянуть диллему «Васаканк-Мамиконянк»: когда идея сохранения формального суверенитета Армении рассматривалась в привязке с необходимостью отказа армянского общества Ув. от духовной составляющей своей идентичности - христианства.

Принципиальное значение идеологического измерения политики остается актуальным в эпоху глобализации и изменения идеологических парадигм ар-мянства. Пережив Геноцид в Османской империи, а затем и Республиканской Турции, армянский народ прошел через последовательные этапы восстановления национальной государственности, а затем и утери национального суверенитета в рамках СССР с одновременным социально-экономическим, научно-техническим и культурным развитием. В условиях господствовавшей в СССР коммунистической идеологии, подразумевающей приоритет классового миро-познания и самосознания над любыми иными, в том числе - национальным, религиозным и т.д., армянству удалось достичь определенных успехов во всех сферах жизни. Этому, помимо прочего, способствовало идеологическое противостояние коммунистического и капиталистического лагерей, в контексте которого признаки процветания советского армянства были призваны наглядно продемонстрировать преимущество коммунистической модели развития.

Даже значительно уменьшившись в количестве и будучи оторванным от фундаментальных ценностей национального самосознания - духовно-религиозного наследия, большей части исторической Родины и связей с армянскими общинами - сегменту армянства удалось в значительной мере реализовать свой созидательный потенциал в пределах части исторической Армении - в АрмССР1, а также Советском государстве в целом, с учетом специфической советской политико-идеологической среды2. Именно в СССР выросло поколение, принявшее непосредственное участие в конфликте за Арцах и преодолевшее навязанную АзССР и продолженную АР войну, тяжелейшие условия гуманитарного кризиса, блокаду и экономическую дезинтеграцию.

Неспособность и нежелание центральных властей СССР найти, наряду с иными проблемами, разрешение Карабахской проблемы в рамках официальной идеологии привели, в конечном итоге, к распаду советского государства. Обретение независимой государственности в условиях разрушения созданных Холодной войной политических и идеологических преград, открыло перед ар-

1 Иначе обстояла ситуация с двумя другими формами армянской государственности - НКАО и На-хАССР. Если в первой армянское население подвергалось постоянному давлению, то из второй было вообще выдавлено.

2 Оценки советского этапа истории армянства на данном этапе во многом зависят от политической конъюктуры и политических предпочтений. Вместе с тем однозначно, что на этапе независимости армянской культурно-образовательной и академической среде не удалось выдвинуть знаковых деятелей, сопоставимых по своему профессиональному рейтингу и узаваемости фигурам советской эпохи.

мянством перспективы восстановления и развития внутриармянских связей, определения общенациональной повестки и реализации ее задач. Одновременно новые реалии актуализировали старые и новые проблемы, требующие тесного взаимодействия армянской государственности и армянства, приложения общенациональных усилий.

В силу объективных причин новые реалии имели различные политические проекции для разных частей армянства. Устранение разделительных линий способствовало налаживанию связей и взаимодействия различных сегментов армянства по ряду наиболее актуальных проблем армянской действительности. Тем не менее перед армянством все еще стоят задачи международного признания и осуждения Геноцида армян как гарантии его неповторения, обеспечения безопасности и мирного развития Арцаха, обеспечения социально-экономического прорыва РА как условия переориентации миграционных потоков в Армению, поддержания национальной идентичности и наследия Армянской диаспоры, сохранения традиций и самобытности составляющих ее сегментов - землячеств - в условиях активных ассимиляционных процессов.

Предусловием эффективного решения рассматриваемых масштабных задач является наличие у субъектов общенациональной политики единых общественно-политических идеалов, базирующихся на схожем восприятии религии и морали, исторических и этических традициях, национального интереса, на чувстве национальной гордости, особом отношении к национальному государству, обществу и индивиду. В свою очередь востребованность идеологических систем среди широких слоев армянской общественности зависит от того, насколько их параметры соответствуют сложившимся взглядам и представлениям широких слоев армянства о предпочтительном образе жизни, а также от способности предлагаемых на суд общества политических доктрин предоставлять адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений.

Указанная дилемма затрудняет формулирование целостной объединяющей идеи, одинаково актуальной как для РА и НКР, так и Диаспоры1. Выра-

1 Некоторые исследователи изначально исключают возможность существования одной, объединяющей идеологии общества в условиях, когда общественное развитие обусловлено логикой рыночной экономики, когда идеология многогранна и многообразна в силу самой социальной реальности и отражает социаль-ное положение и интересы отдельных слоев общества. См., например, [6, с. 28].

ботка и обеспечение конкурентоспособности подобной формулы невозможна без анализа всех составляющих вопроса: исторических, политических, философских и религиозно-мировоззренческих и т.д. Наличие взаимоприемлемой, объединющей идеологической основы является условием для решения общенациональных задач организационного характера. Обеспечение взаимодействия разнопорядковых политических субъектов - РА, НКР, общественно-политические структуры Армянской диаспоры - политические партии, общественные организации, благотворительные и иные фонды, общенациональные структуры - ААЦ и другие деноминации, требуют формирования соответствующих сложных и эффективных организационно-управленческих форматов (систем), трансформации и адаптации ресурсов существующих государственно -политических и общественных образований на основе единообразного понимания политических процессов, а также требований времени и географии.

В политико-идеологическом смысле решение указанных проблем требует задействования ценностных систем, основанных на идеологических воззрениях с высокой интегративной функцией, способной сплотить армянство, формируя чувство коллективного «мы» среди людей, разделенных политическими и цивилизационным границами, формируя солидарность вокруг ценностей, вне зависимости от гражданства и места проживания их носителей. В современном мире приоритетное значение приобретает и конструктивная функция идеологии, подразумевающая перевод идей в разработку и принятие соответствующей программы действий, подлежащих реализации на практике не только на уровне управляемых групп, но и отдельных мотивированных индивидов, что особенно важно в условиях дисперстного расселения армянства (что изначально осложняет институционализацию групп и разработку программ), вдохновляемых на активное участие в политическом процессе.

Сентябрь, 2016г.

Источники и литература

1. Talcott H. Russell, The National Idea: The Yale Law Journal, Vol. 7, No. 8 (May, 1898), pp. 346-351.

2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С., Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. - М.: Научный эксперт, 2012. - 624 с.

3. TolkachovK, Legal ideology in the structure of professional consciousness of civil servants of the Russian Federation // State and Law. 2007, №11.

4. ЧещевикА., Механизм сплочения и консолидации // Беларуская думка, 2010, №3, сс.53-57.

5. МайхровичА. С., Идеология: сущность, назначение, возможности. - Мн.: Право и экономика, 2001. - 78 с., с. 24.

6. Маршак А., Культура и идеология в социальной жизни России: различия и идентичность // «Власть», 06.2008, сс. 28-33.

¿изпьА-зиъ иачизьъ одаиФигь аъчиъъг^ииъ шгзъгь спьга

bpuwpq Upmbbujmb

¿nq^m&nttf q^mmp^nttf hU hmjntpjmU mqqmj^U qшqшфшp^ AUm^nptfmU hmp-ghpp прцЬи ^Umhqpmm^ qnp&^p, npp U^mumnttf t hmj^m^mU m2^mph^ (hmUA.^Uu hmj^m^mU ^hmnLpjntUUhp^, hmumpm^m^mU ^mnntjgUhp^ U иф]пгпр^) hmUm^UpUmbp шр^^ Umpmmhpm^hpUhp^U pbqmnmg: ПрцЬи qm-цшфшр^ AUm^nptfmU Uhpnq q^mmp^nttf t hmj^m^mU m2^mph^ mmpphp hmm^m&Uhp^ mpu^njnq^m^mb h^Uphp^ U hmjhgm^hmhp^ mnmU&Umgnttfp: Uju hmUmrnhpumnttf mqqmj^U qшqшфшpp np^hu mqq^ hmumpm^m^mU-pmqmpm-ЦшЬ ^jmbp^ hpUm.jp, q^mmp^nttf t pmqmpm^mU qшqшфшpш^nunLpJшU hhs (np^hu Upm qnp&Um^mU UhpqpUmU Uh^mU^qU) ^mm^mnmhhmUmUpmj^U фп^-Uhg:

О ВОПРОСАХ ФОРМУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ АРМЯНСТВА

Эдуард Атанесян

Резюме

В статье рассматриваются вопросы формулирования национальной идеи армянст-ва, как интегративного инструмента, способствующего консолидации армянского мира в лице армянских государств, общественных структур и Диаспоры перед вы-

зовами современности. В качестве метода формулирования идеи рассматривается вычленение аксиологических основ и воззрений различных сегментов армянского мира. В данном контексте национальная идея как феномен общественно-политической жизни нации рассматривается в причинно-следственной взаимосвязи с политической идеологией как механизмом ее практической имплементации.

ABOUT FORMULATING A NATIONAL IDEA FOR ARMENIANCY

Eduard Atanesyan

Resume

The article discusses issues of formulating a national idea for Armeniancy as an integra-tional instrument to facilitate consolidation of the Armenian world for facing the challenges of modernity, which would encompass the Armenian states, public structures and Diaspora. A method for formulation is considered, whereby axiological foundations and viewpoints of various segments of the Armenian world can be extracted. In this context the national idea as a phenomenon of the nation's public and political life is viewed in its cause-to-effect relationship with the political ideology, as a mechanism of its practical implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.