Научная статья на тему 'О воде как позитивном начале в «Старшей Эдде»'

О воде как позитивном начале в «Старшей Эдде» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
335
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕИСЛАНДСКИЙ ЭПОС / МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЛОГИКА НОМИНАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА / АКСИОЛОГИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / OLD-ICELANDIC EPOS / MYTHOPOETIC MODEL OF THE UNIVERSE / NATIVE SPEAKER / ANTHROPOCENTRISM / LOGIC OF THE NOMINATION / FORMATION OF A CONCEPT / AXIOLOGY / SEMANTIC RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Топорова Татьяна Владимировна

В статье предпринимается попытка определить позитивную роль обозначений воды в «Старшей Эдде», древнеисландском поэтическом эпосе, отражающем мифопоэтическую модель мира, который сохранился до наших дней в составе нескольких рукописей конца XIII начала XIV вв. и состоит из песен мифологического и героического циклов, длительное время существовавших в русле устной традиции. Антропоцентрический подход к анализу эпического слова позволяет понять логику носителя языка, отразившуюся в номинациях воды, воссоздать процесс его мыслительной активности, направленный на реализацию его интенций, постигнуть принципы интерпретации и семантизации языковых блоков, то есть проникнуть в глубины формирования концепта в рамках архаичной мифопоэтической традиции. Позитивная роль воды выражается в том, что она трактуется в «Старшей Эдде» как граница между хаосом и космосом (ср. мифологему о мировом змее в реке, окружающей Вальхаллу и создающей внешний каркас космизированной вселенной), как источник жизни, креативная субстанция (ср. происхождение из Бурных волн первого человека великана Имира или о возникновении из влаги карликов). Вода как главный источник космогенеза ассоциируется с ключевым образом мифопоэтической традиции мировым древом, своеобразным axis mundi (ср. источник Урд в корнях ясеня Иггдрасиля) сочетание этих cимволов создаёт связь между горизонтальной и вертикальной проекцией вселенной. Обозначения воды могут подвергаться персонификации и деификации (ср. др.-исл. brim ‘море’ Brimir, теоним). Вода как самая древняя первостихия в мифе творения получает ценностную положительную нагрузку и превращается в «эликсир мудрости» в эпистемиологическом мифе, то есть наблюдается процесс отождествления источника жизни и источника высших знаний магического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About water as the positive concept in «The Elder Edda»

This article is an attempt to determine the positive value of the designations of the water in the elder edda, an old Icelandic poetic monument reflecting a mythopoetic model of the universe that has come down to us through manuscripts dating from the late 13th early 14th centuries and contains mythological poems and heroic lays that had existed for a long time in oral tradition. the anthropocentric approach to the analysis of the epic word allows to understand the logic of the native speaker reflected in the water nominations, to recreate the process of its cogitative activity, to realize its intensions, to understand its interpretation and semantization of language units, that is to get into depths of forming a concept in archaic mythopoеtic tradition. the positive role of water is expressed that it is treated in «the elder edda» as border between chaos and space (cf. a mytheme about a world dragon in the river surrounding Valkh?ll and creating an external framework of the cosmisized universe) as a life source, creative substance (cf. an origin from Rough waves of the first person the giant Imir or about emergence from moisture of dwarfs). water as the main source of a cosmogenezis is associated with a key image of mythopoetic tradition a world tree, peculiar axis mundi (cf. a spring urd in roots of an ash-tree of Iggdrasil); the combination of these symbols creates communication between a horizontal and vertical projection of the universe. Designations of water can be exposed to personification and a deifikation (cf. old-Icel. brim 'sea' Brimir, teonym). water as the most ancient prima materia in the myth of creation receives valuable positive loading and turns into «a wisdom elixir» in the epistemiological myth, that is process of an identification of a source of life and source of the highest knowledge of magic character is observed.

Текст научной работы на тему «О воде как позитивном начале в «Старшей Эдде»»

УДК 81'23

о воде как позитивном начале в «старшей эдде»

топорова татьяна владимировна

ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, Москва, Большой Кисловский пер., д. 1, стр.1

e-mail: t1960@list.ru

В статье предпринимается попытка определить позитивную роль обозначений воды в «Старшей Эдде», древнеисландском поэтическом эпосе, отражающем мифопоэтическую модель мира, который сохранился до наших дней в составе нескольких рукописей конца XIII - начала XIV вв. и состоит из песен мифологического и героического циклов, длительное время существовавших в русле устной традиции. Антропоцентрический подход к анализу эпического слова позволяет понять логику носителя языка, отразившуюся в номинациях воды, воссоздать процесс его мыслительной активности, направленный на реализацию его интенций, постигнуть принципы интерпретации и семантизации языковых блоков, то есть проникнуть в глубины формирования концепта в рамках архаичной мифопоэтической традиции. Позитивная роль воды выражается в том, что она трактуется в «Старшей Эдде» как граница между хаосом и космосом (ср. мифологему о мировом змее в реке, окружающей Вальхаллу и создающей внешний каркас космизированной вселенной), как источник жизни, креативная субстанция (ср. происхождение из Бурных волн первого человека - великана Имира или о возникновении из влаги карликов). Вода как главный источник космогенеза ассоциируется с ключевым образом ми-фопоэтической традиции - мировым древом, своеобразным axis mundi (ср. источник Урд в корнях ясеня Иггдрасиля) сочетание этих символов создаёт связь между горизонтальной и вертикальной проекцией вселенной. Обозначения воды могут подвергаться персонификации и деификации (ср. др.-исл. brim 'море' - Brimir, тео-ним). Вода как самая древняя первостихия в мифе творения получает ценностную - положительную - нагрузку и превращается в «эликсир мудрости» в эпистемиоло-гическом мифе, то есть наблюдается процесс отождествления источника жизни и источника высших знаний магического характера.

Ключевые слова: древнеисландский эпос, мифопоэтическая модель мира, носитель языка, антропоцентризм, логика номинации, формирование концепта, аксиология, семантическая реконструкция.

Главная цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основании семантического объёма и стилистических характеристик обозначений воды в «Старшей Эдде», знаменитом древнеисландском эпосе, сохранившемся до наших дней в составе нескольких рукописей конца XIII - начала XIV вв., а также их связи с соответствующими мифологическими ситуациями и персонажами, определить их положение на аксиологической шкале, отражающей ценности эддической модели мира. Для решения этой задачи неизбежно приходится обратиться к личности субъекта, которая не может не наложить свой отпечаток на конституирование принципов номинации объекта - в данном случае воды. Поскольку акцент будет

сделан на положительной роли воды в «Старшей Эдде», следует, во-первых, составить список миниконтекстов каждой лексемы, и, во-вторых, интерпретировать их с точки зрения носителя мифопоэтической традиции, выбрав надёжно верифицируемые критерии их оценки. Поскольку подобная процедура неоднократно производилась нами ранее , приведём результаты комплексного анализа эддического материала, имеющие непосредственное отношение к представлениям о ценности того или иного понятия, зафиксированного в «Старшей Эдде».

«Положительная оценка концепта в эддической мифопоэтической традиции может быть зафиксирована в следующих случаях:

• концепт является теонимом;

• он упоминается в космогоническом мифе - в демиургическом акте;

• он засвидетельствован в контексте обновления вселенной после эсхатологического кризиса, которое воспроизводит прецедент первотворения;

• ему сопутствуют положительные коннотации» [Топорова 2013: 24].

Добавим лишь ещё два релевантных случая, а именно, мифологему мирового древа, символа мироздания, преодолевшего стихию хаоса, и эпистемиологиче-ский миф, участие в котором также оценивается положительно, так как познание высшей мудрости о происхождении и устройстве вселенной гарантирует безопасность и стабильность микрокосма.

Руководствуясь постулируемыми выше тезисами, перейдём к последовательному изучению указанных выше протоситуаций, в которых фигурируют эд-дические наименования воды, воспринимаемые позитивно носителями архаичной мифопоэтической традиции.

§ 1. Теонимы, в составе которых засвидетельствованы обозначения воды:

Aur-gelmir 'во влаге кричащий' (= Имир): 0rófi vetra, äör vsri iorö scöpuö, // ^á var Bergelmir borinn; // Mögelmir var ftess faöir, // enn Aurgelmir afi (Vm. 29) «За множество зим до созданья земли // был Бергельмир турс, // Трудгельмир - имя турса отца, // а Аургельмир - деда»; hvaöan Aurgelmir kom meö iotna sonom // fyrst, inn fraöi iotunn (Vm. 30) «Откуда Аургельмир появился среди великанов, // прежде всего, мудрый йотун»*;

Aur-vangr 'влаги луг (имеющий)': Aurvangr, Iari, Eikinskjaldi (Vsp. 13) «Аур-ванг, Яри, Эйкинскъяльди» (карлики);

Brimir (= Имир): Hverr scyldi dverga dróttin scepia, // ór Brimis bló0i oc ór Bláins leggiom (Vsp. 9) «кто должен племя карликов сделать // из Бримира крови и кости Бляина »; enn annarr stó0 á Ókólni, // biórsalr iötuns, enn sá Brimir heitir (Vsp. 37) «другой же стоял на Окольнир дом, // чертог великанов, зовется он Бримир»;

Unnr: Mc scyli allir eiöar bíta, // ^eir er Helga haföir unna, // at ino liósa Leiptrar vatni // oc at ürsvölom Unnar steini (HH. II 31) «Пускай тебя покарают те клятвы, которые дал ты когда-то Хельги, // на светлой влаге Лейфтра // и камнем Унн в холодной росе»*;

^gir: öllum ásom ^at seal inn koma, // ^gis becci á, // ^gis drecco at (Grm. 45) «скоро все асы собраны будут // за Эгира скамьи, // на Эгира пир»*.

По поводу эддических теонимов, ядро которых образуют обозначения воды, можно констатировать, во-первых, что с точки зрения словообразования они распадаются на две группы - совпадающие с номинациями воды (unnr, имя собствен-

ное богини при апеллятиве др.-исл. unnr 'волна' и ^gir, деифицированное море при др.-исл. sgir 'море') и производные от них (Brimir, nom. pr. от др.-исл. brim 'море' и Aur-gelmir (< др.-исл. aurr 'влага' & gjalla 'греметь')), и, во-вторых, среди них зафиксировано два имени одного и того же персонажа - первочеловека Имира, что несомненно указывает на его исключительную значимость в эддической модели мира.

В) мифологические мотивы, в которых реализуется связь богов эддического пантеона с «водной» тематикой:

- верховный бог Один прячет свой глаз в источнике Мимира, и получает в залог высшую мудрость - знания о происхождении и судьбе вселенной («Прорицание вёльвы», строфа 28);

- бог Тор переходит реку и похваляется тем, что он бросил в небо глаза убитого им великана Тьяци в «Песне о Харбарде». Этот эпизод трактуется в свете рассказа об Аурвандиле как вариация аграрного мифа о боге плодородия, переносимым великаном через водную преграду [Vries 1970 II, 138];

- бог Ньёрд, представитель более древних по сравнению с асами богов - ванов - утихомиривает море и обитает в «Кораблей урочище» (др.-исл. Nóa-tún). Эти факты отсылают к связи между культом плодородия и водной стихией.

§ 2. В мифе творения вода выполняет следующие функции:

а) номинация воды трактуется как демиургический акт:

Ssr heitir meó monnom, enn sílsgia meó goóom, // kalla vág vanir, // álheim iotnar, álfar lagastaf (Alv. 24) «Люди морем зовут, а бесконечной поверхностью -боги, // волнами - ула , // домом угря - великаны, влагою - альвы»;

Ioró heitir meó monnom, ... // kalla aur upregin (Alv. 10) «Земля называется у людей, ... // называют влага высшие боги»*;

б) вода как креативная субстанция:

капли яда из Бурных волн породили первочеловека Имира: Ór Élivágom stucco eitrdropar, // svá óx, unz varó ór iotunn (Vm. 31) «Из Бурных волн падали яда капли, // так росло, пока не стало великаном»*;

Аургельмир, букв. «во влаге кричащий» - самое древнее живое существо на земле: 0rófi vetra, áór vsri ioró scopuó, // ^á var Bergelmir borinn; // Mógelmir var ^ess faóir, // enn Aurgelmir afi (Vm. 29) «За множество зим до созданья земли // был Бергельмир турс, // Трудгельмир - имя турса отца, // а Аургельмир - деда»;

из Бримира (= Имира), букв. «морского» созданы карлики: Hverr scyldi dverga dróttin scepia, // ór Brimis blóói oc ór Bláins leggiom (Vsp. 9) «кто должен племя карликов сделать // из Бримира крови и кости Бляина»;

из влаги возникли карлики: Mál er, dverga í Dvalins liói // lióna kindom til Lofars telia, // ^eir er sotto frá salar steina // Aurvanga siot til Ioruvalla (Vsp. 14) «Ещё надо карликов Двалина войска // роду людскому назвать до Ловара; // они появились из камней земли, // Влаги лугов до Песка долин»*;

в) идея антропоморфного возникновения элементов макрокосма из микрокосма реализуется в мифологеме происхождения моря из частей тела первочеловека Имира: Ór Ymis holdi var ioró um scopuó, // ... enn ór sveita siór (Vm. 21; Grm. 40) «Из Имира плоти земля была создана, // . а из крови море»*;

г) идея зооморфного происхождения объектов макрокосма воплощается в мифологеме об истоке всех рек: enn af hans hornom drypr í Hvergelmi, // ^aóan eigo

vötn öll vega (Grm. 26) «в Хвергельмир (подземный источник) падает влага с рогов (оленя Эйктюрнира) - // всех рек то истоки».

§ 3. В возрождённой после «гибели богов» вселенной репрезентированы:

а) мифологема о земле, поднимающейся из моря: Sér hon upp koma ööro sinni // iorö ór sgi, iöiagrana; // falla forsar, flygr örn yfir (Vsp. 59) «Видит она: поднимается снова // земля из моря, зеленея как прежде, // падают водопады, орёл пролетает»*;

б) водопады падают: falla forsar, flygr örn yfir (Vsp. 59) «падают водопады, орёл пролетает»*;

в) роса служит пищей новому поколению людей, появившихся в обновлённой вселенной: Líf oc Liförasir ... // morgindöggvar pau sér at mat hafa (Vm. 45) «Жизнь и Пышущий жизнью ... // утра росы они будут иметь пищей»*.

§ 4. Положительная оценка эксплицитно выражена при помощи прилагательных:

а) мифологема древнего восходящего к прецеденту первотворения моря: Snapir oc gnapir, er til ssvar k0mr, // örn á aldinn mar (Háv. 62) «Вытягивает шею и смотрит к морю прилетевший // орёл на древнее море»*;

мифологема священных вод в небесном чертоге: Ár var alda, pat er arar gullo, // hnigo heilog vötn af Himinfiöllom (HH. I 1) «Древнее было время, когда орлы клекотали, // падали священные воды с Небесных гор»*;

§ 5. В мифологеме мирового древа:

а) ясень Иггдрасиль покрыт белой влагой: Asc veit ec standa, heitir Yggdrasill // hár baömr, ausinn hvítaauri (Vsp. 19) «Ясень, я знаю, стоит, называется Иггдрасиль, // высокое дерево, политое белой влагой»*;

б) в корнях Иггдрасиля локализуется источник (озеро), в котором обитают норны - богини судьбы: Asc veit ec standa, heitir Yggdrasill // ... stendr s yfir, grann, Uröar brunni (Vsp. 19) «Ясень, я знаю, стоит, называется Иггдрасиль, // ... стоит всегда зелёный над Урд источником»*; &aöan koma meyiar, margs vitandi, // priár, ór peim ss, er und polli stendr (Vsp. 20) «Оттуда появились девы, много знающие, // три из озера, которое под деревом стоит»*;

в) у источника Урд располагается престол жреца ( ула): Mál er at pylia pular stóli á, // Uröar brunni at (Háv. 111) «Пора мне с престола ула поведать // у источника Урд».

§ 6. В эпистемиологическом мифе:

а) глаз верховного бога скандинавского пантеона Одина, находящегося в источнике великана Мимира, обменивается на высшие знания о происхождении и устройстве мироздания: á sér hon ausaz aurgom forsi // af veöi Valföörs (Vsp. 27) «река, видит она, течёт мокрым водопадом // с залога Отца павших»*; alt veit ec, 0öinn, hvar pú auga falt: // í inom msra Mímis brunni (Vsp. 28) «Знаю я, Один, где глаз твой спрятан: // скрыт он в источнике славном Мимира»;

б) река течёт водопадом из глаза Одина: á sér hon ausaz aurgom forsi // af veöi Valföörs (Vsp. 27) «река, видит она, изливается мокрым водопадом // с залога Отца павших»*;

в) из влаги, вытекшей из мозга Мимира Один создал руны: Hugrúnar . // psr um hugöi Hroptr, // af peim legi, er lekiö haföi // ór hausi Heiddraupnis // oc ór horni Hoddrofnis (Sd. 13) «Руны мысли ... // Хрофт их измыслил // из влаги такой, что некогда вытекла // из мозга Хейддраупнира // и рога Ходдрофнира».

Анализ эддических данных позволяет сделать определённые выводы относительно мифологических представлений о воде как позитивном начале. Отметим наиболее существенные закономерности.

1. Вода трактуется в «Старшей Эдде» как источник жизни, креативная субстанция.

2. Отождествление элементов микро- и макрокосма свидетельствует о тенденции к антропоцентризму: ср. мифологему происхождения моря из частей тела первочеловека Имира.

3. Представлена и противоположная тенденция о первичности макрокосма по сравнению с микрокосмом, ср. мифологемы о происхождении из «Бурных волн» первочеловека Имира и о возникновении из влаги карликов.

4. Вода как главный источник космогенеза ассоциируется с ключевым образом мифопоэтической традиции - мировым древом, своеобразным axis mundi: ср. источник Урд в корнях ясеня Иггдрасиля; сочетание этих символов создаёт связь между горизонтальной и вертикальной проекцией вселенной.

5. Эддический материал позвляет постулировать лиминальный характер реки: ср. представления о реке как границе, отражённые в мифологемах о мировом змее в реке, окружающей Вальхаллу, (то есть внешнем каркасе космизирован-ной вселенной); о реке, разделяющей землю между богами и великанами; о реке, разделяющей этот мир и мир иной).

6. На основании эддических данных можно реконструировать цепь эволюции, начальным звеном которой служит обозначение воды, которое может подвергнуться персонификации и деификации, а конечным - топоним: др.-исл. brim 'море' - Brimir, теоним - Brimir, один из чертогов Вальхаллы.

7. Вода как самая древняя первостихия в мифе творения получает ценностную - положительную - нагрузку и превращается в «эликсир мудрости» в эписте-миологическом мифе, то есть наблюдается процесс отождествления источника жизни и источника высших знаний магического характера.

литература

Стеблин-Каменский М.И. "Старшая Эдда" // Старшая Эдда. Древнеисланд-ские песни о богах и героях. / Перевод А.И. Корсуна. Редакция, вступительная статья и комментарии М.И. Стеблин-Каменского. - М.-Л.: издательство Академии наук СССР, 1963. - С. 181-213.

Топорова Т. В. Эпическое слово: обозначения флоры в «Старшей Эдде». -М.: Тезаурус, 2009. - 437 с.

Топорова Т.В. Эпическое слово: обозначения земли и неба в «Старшей Эдде». - М.: «Тезаурус», 2011. - 316 с.

Топорова Т.В. Опыт исследования динамических процессов в семантике на материале «Старшей» и «Младшей Эдды» // Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». - 2013. - № 2 (12). - С. 24-32.

Vries J. de. Altgermanische Religionsgeschichte. Dritte, unveränderte Aufl. -Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1970. Bd. I-II, 505 p.

Источники

Тексты цитируются по следующим изданиям:

Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern. Hrsg. Von Gustav Neckel. I. Text. Vierte, umgearbeitete Auflage von Hans Kuhn. Heidelberg, 1962.

Переводы текстов цитируются по следующим изданиям: Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. Перевод А.И. Кор-суна. Редакция, вступительная статья и комментарии М.И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963. 259 с.

Сокращения

А^. - AMssmal «Речи Альвиса» Сгт. - Grimnismal "Речи Гримнира" На^ - Havamal «Речи Высокого»

НН. I - Helgaqviбa Hundingsbana ш «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга»

НН. II - Helgaqviбa Hundingsbana оппог "Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга"

Sd. - Sigгdгífomal «Речи Сигрдривы» Vm. - Vaфгйдmsmal "Речи Вафтруднира" Vsp. - Vбluspa "Прорицание вёльвы"

about WATER As THE PosiTIVE coNcEPT In «THE ELDER EDDA»

This article is an attempt to determine the positive value of the designations of the water in the Elder Edda, an Old Icelandic poetic monument reflecting a mythopoetic model of the universe that has come down to us through manuscripts dating from the late 13th - early 14th centuries and contains mythological poems and heroic lays that had existed for a long time in oral tradition. The anthropocentric approach to the analysis of the epic word allows to understand the logic of the native speaker reflected in the water nominations, to recreate the process of its cogitative activity, to realize its intensions, to understand its interpretation and semantization of language units, that is to get into depths of forming a concept in archaic mythopoetic tradition. The positive role of water is expressed that it is treated in «the Elder Edda» as border between chaos and space (cf. a

339 p.

Tatyana V. Toporova

Leading researcher Institute of Linguistics

Bolshoy Kislovskiy per., Moscow

e-mail: t1960@list.ru

mytheme about a world dragon in the river surrounding Valkholl and creating an external framework of the cosmisized universe) as a life source, creative substance (cf. an origin from Rough waves of the first person - the giant Imir or about emergence from moisture of dwarfs). Water as the main source of a cosmogenezis is associated with a key image of mythopoetic tradition - a world tree, peculiar axis mundi (cf. a spring Urd in roots of an ash-tree of Iggdrasil); the combination of these symbols creates communication between a horizontal and vertical projection of the universe. Designations of water can be exposed to personification and a deifikation (cf. Old-Icel. brim 'sea' - Brimir, teonym). Water as the most ancient prima materia in the myth of creation receives valuable - positive -loading and turns into «a wisdom elixir» in the epistemiological myth, that is process of an identification of a source of life and source of the highest knowledge of magic character is observed.

Keywords: Old-Icelandic epos, mythopoetic model of the universe, native speaker, anthropocentrism, logic of the nomination, formation of a concept, axiology, semantic reconstruction.

Steblin-Kamensky M.I. Starschaya Edda [The Elder Edda] // Starschaya Edda/ Drevneislandskiye pesni o bogach i geroyach [The Elder Edda. Old Icelandic songs about gods and heroes]. / Perevod A.I. Korsuna. Izdaniye, vvedeniye i kommentarii M. I. Steblin-Kamenskogo [A.I. Korsun's translation. Edition, introductory article and M. I. Steblin-Kamensky's comments]. - M.-L.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR [Publishing house of Academy of Sciences of the USSR], 1963. Pp. 181-213.

Toporova T.V. Epicheskoye slovo: oboznacheniya flory v Starschey Edde [Epic word: the designations of flora in "the Elder Edda"]. M.: THESAURUS, 2009, 437 pp.

Toporova T.V. Epicheskoye slovo: oboznacheniya zemli i neba v Starschey Edde [Epic word: the designations of the earth and the sky in "the Elder Edda"]. M.: THESAURUS, 2011, 316 p.

Toporova T.V. Opyt issledovaniya dinamicheskich prozessov v semantike na materiale Starschey i Mladschey Eddy [Experience of research of dynamic processes in semantics on the material of the "Elder" and "Younger Edda"]// Vestnik MGPU/ Seriya Filologiya. Teoriya yazyka. Obrazovaniye. [the MGPU Bulletin. Series "Philology. Theory of language. Language education"]. - 2013. - No. 2 (12). - Pp. 24-32.

Vries J. de. Altgermanische Religionsgeschichte. Dritte, unveränderte Aufl. -Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1970. Bd. I-II., 505 p.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.