Научная статья на тему 'О внедрении в 1960-х гг. в быт советских людей гражданских обрядов (по материалам Ленинградской области)'

О внедрении в 1960-х гг. в быт советских людей гражданских обрядов (по материалам Ленинградской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
727
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении в 1960-х гг. в быт советских людей гражданских обрядов (по материалам Ленинградской области)»

С.Н. Коваленко

О внедрении в 1960-х гг. в быт советских людей гражданских обрядов (по материалам Ленинградской области)

Развитие современного российского общества немыслимо без приобщения его к общечеловеческим ценностям, усвоение которых необходимо для культурно-нравственного формирования современной личности. Кризисное состояние духовности нашего общества, развенчание многих советских норм и ценностей заставило искать моральную опору в традициях, обычаях и обрядах многонационального российского народа. Растет интерес историков, культурологов, этнологов, религиоведов, философов к истокам

отечественной культуры.

Ежедневные и праздничные ритуалы, модификации этикета (переговоры и визиты гостей, вечеринки дома и в развлекательных заведениях, свадьбы и похороны), униформа и мода, помогают понять и реконструировать период истории, являющийся предметом исследования1.

Важнейшей целью стоящей перед советским обществом в 1960-70-е гг. XX в. являлось воспитание человека новой коммунистической эпохи. На достижение этой цели была направлена работа всей системы государственных органов и учреждений, общественных организаций. Однако угрозу формированию коммунистических ценностей у советских граждан в 1960-х гг., с точки зрения властей, представляло сохранение религиозного самосознания у части населения, которое так и не удалось искоренить за годы советской власти. Поэтому период «оттепели» знаменуется новым оживлением антирелигиозной пропаганды и административным давлением на Русскую православную церковь. Однако решить эту проблему одними административными мерами было невозможно, что хорошо понимало советское руководство. В противовес существовавшим религиозным традициям и праздникам было решено активизировать работу по внедрению советских праздников и обрядов.

18 февраля 1964 г. выходит Постановление Совета Министров № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов», в котором, в частности, говорится о том, что « ...Во многих автономных республиках, краях и областях проводится важная работа по внедрению новых гражданских праздников и обрядов, способствующих воспитанию советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, укреплению семейных отношений, преодолению

1 Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления // М.: Высш. шк. экономики. 2010. С. 5.

45

w 1 ■—к

религиозных предрассудков и суеверии'. В том же постановлении говорится о необходимости «... использовать этот опыт с учетом местных особенностей и традиций, как одно из условий

коммунистического воспитания людей и преодоления пережитков прошлого в их сознании»1 2. В нем дается поручение «.образовать при городских, районных, сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся общественные комиссии по гражданским обрядам. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам создать органам записи актов гражданского состояния надлежащие условия для работы по внедрению новых гражданских обрядов путем выделения для них благоустроенных помещений, оборудования их, предоставления им для этих целей Дворцов и домов культуры, клубов, залов заседаний, театров, предусматривать в проектах планировки и застройки городов и поселков строительства Домов счастья»3.

Исследованиями этого аспекта советской повседневности активно занимался В. А. Руднев, автор книги «Советские обычаи и обряды», в которой говорится о том, как должно было происходить празднование тех или иных событий с точки зрения официальной идеологии. Он обращает внимание на то, что «.Теперь к семейнобытовым мы относим не только праздники, посвященные таким важным событиям в жизни семьи, как свадьба, помолвка, новоселье, день рождения, серебряная или золотая свадьба, встреча Нового года, но и праздники красного календаря, отмечаемые по обычаю в семейной обстановке: годовщина Великого Октября, Первое мая, День Конституции, Международный женский день и другие»4. Рассматривая особенности новых гражданских обрядов, Руднев акцентирует внимание читателей на такие тонкости, как и кого следует приглашать в гости: «.в первую очередь следует всегда заботиться о том, чтобы в гости пришли истинные друзья, хорошие люди. В дом и семью не должны проникнуть ни пьянство, ни скука. Неумно поступает тот, кто приглашает к себе людей малознакомых или совсем случайных и к тому же стремится выставить побольше водки и вин»5. Большое внимание В.А, Руднев обращает на одежду хозяев дома, сервировку стола, правила поведения за столом и т. д. В своей книге «Советские праздники, обряды, ритуалы», автор рас-

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.consultant.ru/ (дата обращения: 08.02.2015).

2

2 Там же.

3

3 Там же.

4 Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. [Электронный ресурс]. URL: http://www. blog.norma40.ru/ (дата обращения: 18.02.2015).

5 Там же.

46

сказывает о революционных, боевых, трудовых и семейно-бытовых праздниках, обрядах и ритуалах, которые возникли и сложились в нашей стране1. Также семейные традиции, советские обряды и праздники рассматриваются в работах Л.Д. Суслопаровой, И.В. Суханова и др.

Л.Д. Суслопарова в своей работе «Семейные традиции», указывает, что Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в семейные отношения, благодаря чему возникли новые, свойственные только советской семье революционные, патриотические и трудовые традиции. Она отмечает, что «...традиции - это порядок, принятый всеми членами семьи, они направлены на сохранение любви, покоя и правды, они стражи семьи, её благополучия в самом широком смысле слова»2.

И. В. Суханов в своих трудах исследует существующие в нашей стране прогрессивные и реакционные обычаи и традиции, прослеживает становление новых, гражданских обычаев и традиций, указывает на их положительную роль в утверждении социалистической

о

морали, в формировании советского образа жизни3. Однако исследований о внедрении гражданских обрядов в быт населения Ленинградской области нет.

Еще до выхода Постановления Совета Министров № 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов», 1 ноября 1959 г. в Ленинграде был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания (на Английской набережной). Он был создан по инициативе комсомольцев Ленинградского производственного объединения «Светлана» при поддержке обкома партии и по решению Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

В 12 часов дня 1 ноября 1959 г. под марш Мендельсона распахнулись двери Торжественного зала Дворца бракосочетания перед Калашниковыми Вадимом Иосифовичем и Людмилой Васильевной4.

2 ноября 1963 г. в Ленинградском Дворце бракосочетания впервые в СССР была проведена торжественная регистрация новорожденных, 1 ноября 1967 г. - первое празднование юбилея «золотой» свадьбы, а 1 ноября 1968 г. - первое празднование юбилея «серебряной» свадьбы и первая регистрация брака с иностранным граж-

1 Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauka-pedagogika.kom/ (дата обращения: 08.02.2015).

2 Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979. [Электронный ресурс]. URL: http://www. irbis.psu.kz / (дата обращения: 18.02.2015).

3 Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mirknig.com / (дата обращения: 18.02.2015).

4 [Электронный ресурс]. URL: http://www. mainfun.ru/ (дата обращения: 08.02.2015).

47

данином. Первой заведующей Дворца бракосочетания стала Клара Леонидовна Емельянова1.

Опыт ленинградцев получает всеобщее признание и быстро распространяется по всему Советскому Союзу. Дворцы бракосочетания создаются в Москве, Киеве и многих других городах. В 1970 г. таких дворцов по всей стране насчитывается уже около 6002.

Ленинградская область активно внедряет в жизнь советские обряды. В справке о новых советских обрядах в учреждениях культуры Выборгского района за 1964 г. говорится о том, что в быт населения района прочно входят новые советские обряды, такие как вручение свидетельств о рождении и браке, паспортов и комсомольских билетов, проводы в армию и на пенсию, прием школьников в октябрята и пионеры, а в Бородинском, Кондратьевском и Большепольском домах культуры проводятся торжественные бракосочетания и регистрация новорожденных. Традиционным становится проведение праздников окончания весеннего сева. Многие совхозы проводят праздники русской зимы и праздники урожая3.

Вот как описывается в справке торжество по случаю регистрации новорожденной: «В Соловьевском Доме культуры состоялось торжественное вручение свидетельства о рождении молодым родителям: Валентине Семеновне и Александру Михайловичу Мартыненко. У них родилась дочь Ольга. На сцене Дома культуры плакат: "Слава женщине-матери!", много цветов. В зрительном зале многолюдно. Секретарь парторганизации отделения "Соловьевка" совхоза "Первомайский", Н.С. Афанасьева первой поднимается на трибуну и поздравляет родителей с новорожденной. Затем председатель Отрадненского сельского Совета Н.Е. Дубина вручает им свидетельство о рождении дочери. Присутствующие на торжестве хорошо знают мать - передовую доярку, ударницу коммунистического труда, которая уже сейчас выполнила годовой план надоя молока на корову более чем на 90 %. Они от души поздравляют мать. Фельдшер Лариса Басараба читает со сцены стихи. Родителям были вручены подарки»4.

В справке отмечается, что все мероприятия посвященные новым советским обрядам проходят в теплой, дружеской атмосфере. Перед героями торжества выступают официальные лица и обще-

1 [Электронный ресурс]. URL: http://www./ria.ru/spravka/ (дата обращения: 08.02.2015).

2 Там же.

3 Справки о новых советских обрядах в учреждениях культуры района. За 1964 г. // Ленингр. обл. гос. архив в г. Выборге (далее ЛОГАВ). Ф.Р-114. Оп. № 1. Д. № 93. Л. 1.

4 Справки о новых советских обрядах в учреждениях культуры района. За 1964 г. // ЛОГАВ. Ф.Р-114. Оп. № 1. Д. № 93. Л. 1-3.

48

ственники, им вручаются ценные подарки и зачитываются поздравительные телеграммы от партийной и профсоюзной организаций, даются советы и наставления1. Например, в Большепольском доме культуры был проведен «День родительской радости», после которого молодые родители могли получить здесь же консультацию врача2. «Работал хорошо и служи хорошо», - под таким девизом проводились вечера посвященные призыву в Советскую армию в Комсомольском, Весненском, Громовском сельских клубах и Соло-

о

вьевском доме культуры3. В Дружносельском клубе состоялись проводы лучшего тракториста совхоза «Возрождение» Николая Крутова в ряды Советской армии. Вечер открыл парторг отделения А.А. Изотков. Много теплых слов о Николае сказали на вечере односельчане4. В Старосельском клубе прошла встреча демобилизованных из рядов Советской армии, оставшихся работать в совхозе. В учреждениях культуры района стало хорошей традицией провожать на заслуженный отдых рабочих и служащих совхозов5. Тематические вечера «Я гражданин Советского Союза» состоялись в Андреевском сельском клубе, в Мичуринском и Приозерском домах культуры6. На вечере в Приозерском доме культуры начальник паспортного стола Г.И. Крылова под аплодисменты присутствующих вручила паспорта юным гражданам Советского Союза: Филину, Козлову, Медведеву, Александрову, Беляеву, Бровнову. Директор Дома культуры В.И. Киселев вручил школьникам памятные подарки. В этот же день в Житковском сельском клубе принимали в комсомол пятерых школьников. Билеты им вручал ветеран труда, член КПСС с 1925 г., управляющий отделением Михаил Никитич Цыпкин. Старый коммунист пожелал комсомольцам быть верными и последовательными ленинцами в учебе и труде7.

В справке отмечается, что наряду с положительными результатами внедрения в быт новых советских обрядов, встречаются и определенные трудности: «... новые традиции только начинают складываться. Трудностей пока много. Подчас помещения клубов недостаточно благоустроены, не все руководители совхозов пони-

w 8

мают важность этих мероприятий»8.

1 Справки о новых советских обрядах в учреждениях культуры района. За 1964 г. // ЛОГАВ. Ф.Р-114. Оп. № 1. Д. № 93. Л. 1-3.

2 Там же.

3 Там же. Л. 4.

4 Там же.

Там же.

Там же. Л. 4-5.

7 Там же.

8 Там же.

49

Советский историк религии, пропагандист атеизма Л.И. Емелях в своей книге «Происхождение христианских таинств» (1978), утверждала, что «... Социалистическая гражданская обрядность вытесняет потребность у многих людей обращаться к церкви для обрядового оформления важных событий в своей жизни. Она становится все более яркой, красочной и запоминающейся. Советские гражданские обряды ничего общего не имеют с религиозным культом. Они основываются на революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа»1.

В настоящее время вопрос о соотношении религиозных и светских обрядов не является столь актуальным, как это было в советское время. В современной традиции принято соблюдать многие религиозные обряды и при этом не забывать и те праздники, которые пришли к нам в советскую эпоху. Процесс исследования формирования светских традиций, их переплетение с национальными традициями многих народов, проживающих на территории Ленинградской области, дают возможность рассмотреть всю палитру семейно-бытовых отношений в советское время. Советские гражданские обряды, традиции и праздники и сейчас составляют значимый элемент нашей отечественной культуры и истории, без знания и понимания которого трудно во всей его полноте понять и осмыслить прошлое.

С.Г. Лысенков, А.В. Похилюк

Социальная защита семей военнослужащих в блокадном Ленинграде

В боевой обстановке важное значение имеет состояние духа воинов. Именно душевное состояние является источником боевой стойкости людей, ведущих изнурительную вооруженную борьбу с коварным и сильным противником.

Поддержание высокого морально-боевого духа воинов Ленфронта и КБФ, наряду с разнообразными формами политиковоспитательной работы, осуществлялось и рядом элементов социальной политики, в том числе путем заботы о социальной защищенности семей военнослужащих. Особенно это было важно в экстремальных условиях блокированного города, в котором воины 900 долгих дней и ночей по существу находились в условиях переднего края, под постоянным огневым воздействиям противника.

1 Емелях Л.И. Происхождение христианских таинств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historilib.org/ (дата обращения: 08.02.2015).

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.