Научная статья на тему 'О внедрении медиаобразования в украинскую школу: практический аспект'

О внедрении медиаобразования в украинскую школу: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ШКОЛА / УКРАИНА / КОНЦЕПЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕДИАПРОЕКТЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрогуз А.П.

В статье рассматриваются практические пути и проблемы внедрения медиаобразования в украинских школах и обществе. Автор анализирует Концепцию внедрения медиаобразования на Украине в двух редакциях (2010 и 2016 годов). Описаны основные положения и отличия этих Концепций. Статья раскрывает основные этапы проведения эксперимента по внедрению медиаобразования, который начался в 2011 году. Отмечено значение деятельности Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины в проведении эксперимента, охарактеризованы некоторые программы для средней и старшей школы, которые используются. Обозначены специфические особенности медиаобразовательных программ для 10-11 и 8 (9) классов. В статье указано на значение областных институтов последипломного педагогического образования, которые на местах создают систему внедрения медиаобразования. В статье анализируются различные подходы медиаэкспертов и исследователей для эффективного распространения медиаобразования. Автором представлены результаты исследования отношения учителей, которые преподают медиаграмотность/медиаобразование и общественности относительно путей его внедрения в учебных заведениях Украины, проведенные в 2015 году. Рассмотрена просветительская и практическая деятельность украинских общественных и международных организаций направленных на скорейшее внедрение медиаобразования. Указано на значение Академии украинской прессы во внедрении медиаобразования. В статье делаются выводы о значительном прогрессе в продвижении медиаобразования на Украине и необходимости синтетического подхода в процессе внедрения медиаобразования. Это касается использования специальных учебных медиапрограмм, интеграции медиаобразования во все школьные предметы и привлечение международных и украинских организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении медиаобразования в украинскую школу: практический аспект»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

О внедрении медиаобразования в украинскую школу: практический

аспект

А.П. Мокрогуз, кандидат педагогических наук, доцент, Черниговский областной институтпоследипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского, ул. Слободская, 83, Чернигов, 14021, Украина

mokroguz64@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются практические пути и проблемы внедрения медиаобразования в украинских школах и обществе. Автор анализирует Концепцию внедрения медиаобразования на Украине в двух редакциях (2010 и 2016 годов). Описаны основные положения и отличия этих Концепций. Статья раскрывает основные этапы проведения эксперимента по внедрению медиаобразования, который начался в 2011 году. Отмечено значение деятельности Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины в проведении эксперимента, охарактеризованы некоторые программы для средней и старшей школы, которые используются. Обозначены специфические особенности медиаобразовательных программ для 10-11 и 8 (9) классов. В статье указано на значение областных институтов последипломного педагогического образования, которые на местах создают систему внедрения медиаобразования. В статье анализируются различные подходы медиаэкспертов и исследователей для эффективного распространения медиаобразования. Автором представлены результаты исследования отношения учителей, которые преподают медиаграмотность/медиаобразование и общественности относительно путей его внедрения в учебных заведениях Украины, проведенные в 2015 году. Рассмотрена просветительская и практическая деятельность украинских общественных и международных организаций направленных на скорейшее внедрение медиаобразования. Указано на значение Академии украинской прессы во внедрении медиаобразования. В статье делаются выводы о значительном прогрессе в продвижении медиаобразования на Украине и необходимости синтетического подхода в процессе внедрения медиаобразования. Это касается использования специальных учебных медиапрограмм, интеграции медиаобразования во все школьные предметы и привлечение международных и украинских организаций.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, школа, Украина, концепция, внедрение, анкетирование, медиапроекты, учебные программы.

On introduction of media education in Ukrainian schools: practical aspect

Dr. Alexander Mokrohuz, Chernigov Regional Institute of Postgraduate Education Slobodskaya, 83, Chernigov, 14021, Ukraine

mokroguz64@mail. ru

Abstract. This article presents practical ways and problems of introduction of media education at the Ukrainian schools and society. The author analyzes the Concept of introduction of media education in Ukraine of two editions: 2010 and 2016 and describs the basic provisions and differences of these Concepts. Article opens the main stages of carrying out experiment on media education, introduction of which has begun in 2011. The autor wrote about the value of activity of Institute of social and political psychology of National academy of pedagogical sciences of Ukraine in carrying out experiment. The article characterized some programs for schools and universities, which are

used in Ukraine, about the specific features of media educational programs for 10-11 and 8 (9) classes. Thie article specified value of regional institutes of post-qualifying pedagogical education which on places create system of implementation of media education. In article presents the various approaches of media experts and researchers for effective distribution of media education. The author has presented results of research of the relation of teachers who teach media literacy/media education and the public concerning ways of his introduction in educational institutions of Ukraine, carried out in 2015. This articles present the ducational and practical activities of the Ukrainian public and international organizations directed to the fastest introduction of media education. Thie article specified value of Academy of the Ukrainian press in media education introduction. The autor has the conclusions about significant progress in advance of media education in Ukraine and need of synthetic approach in the course of media education introduction. It concerns use of special training media programs, integration of media education into all school objects and involvement of the international and Ukrainian organizations.

Keywords: media education, media literacy, school, concept, introduction, Ukraine, questioning, training programs, media projects.

Введение

В 2010 году постановлением Президиума Национальной Академии педагогических наук Украины была утверждена Концепция внедрения медиаобразования (далее по тексту - Концепция), которая была рассчитана до 2020 года. Эта концепция определяла подготовку и проведение широкомасштабного поэтапного всеукраинского эксперимента по внедрению медиаобразования. Приоритетное начало практики школьного медиаобразования, по мнению авторов, могло стать главным интеграционным звеном формирования целостной системы медиаобразования. Важным аспектом было и медиаобразование в высшей школе, прежде всего, при подготовке специалистов педагогического профиля, учет задач медиаобразования в ходе осуществления образовательных реформ, инициирование широкой общественной поддержки медиаобразовательного движения, включая международное сотрудничество в этой сфере [Концепция..., 2010].

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед украинским медиаобразованием стал выбор вектора его внедрения в практику школы. Мы видим два основных пути развития, что не исключает дополнительных, вокруг которых идет дискуссия среди медиапедагогов. В первую очередь -интеграция медиаобразования во все школьные предметы и второй путь -создание отдельного курса медиаграмотности/медиаобразования, который можно будет преподавать в начальной, средней, старшей школах и высших учебных заведениях.

Какой из этих путей есть более эффективный? Или они равнозначны и могут развиваться параллельно? Ответ на этот вопрос мы дадим в этой статье, проанализировав данные социологических опросов, практику деятельности образовательных структур, негосударственных организаций, применив в целом методы теоретического исследования.

Материалы и методы исследования

Заметим, что после принятия Концепции, согласно приказу Министерства образования и науки Украины, в 2011 году в общеобразовательных и высших учебных заведениях был начат

95

Всеукраинский эксперимент по внедрению медиаобразования. Программа опытно-экспериментальной работы утверждена на 2011-2016 годы. Проведение эксперимента осуществлялось Институтом социальной и политической психологии АПН Украины и Института социологии НАН Украины. Основной задачей за этот период было подготовить образовательную систему для массового внедрения медиаобразования.

Главным препятствием в этом направлении было и на сегодня остается отсутствие специалистов, которые могут профессионально преподавать медиакультуру в школе, формировать медиаграмотность. Поэтому первоочередной задачей стала подготовка заинтересованных учителей. Также за этот период необходимо было в пределах типовой программы разработать специализированные программы [Проведена презентация..., 2012].

В результате подготовительной работы участвовать в эксперименте согласились 82 школы из 10 административных единиц Украины, что значительно больше, чем рассчитывалось на начало эксперимента. Таким образом, 2011-2012 годы стал подготовительным периодом, в ходе которого школы определялись с целями в рамках эксперимента, выбирали для себя наиболее удачную модель. Также шла подготовка педагогов [Дорош, 2012 ].

Лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии АПН Украины создала для учеников 10 классов курс по выбору «Медиакультура». Стоит отметить, что на то время это была первая медиаобразовательная программа для школы. Программа состояла из трех блоков: общеинформационный («Человек в мире информации»), второй блок - визуальная медиакультура и медиаискусство и третий - медиакультура в киберпространстве и основы безопасного поведения в интернете [Программа курса по выбору ..., 2013].

Авторы программы отмечали, что «опираясь на опыт таких европейских стран, как Великобритания, Франция, Канада, Россия и др., мы выдвигаем идею именно школьного медиаобразования, которое должно вводиться в формате спецкурса/факультатива для учащихся старших классов» [Методические рекомендации..., 2011].

Целью курса авторы определяли формирование теоретической базы знаний учеников по основам медиаграмотности и практических навыков эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиаисточников.

Теоретической базой программа определяла знания по социальной психологии, эффективной коммуникации, опосредованной экранными медиатекстами, основы медиапсихологии информационного воздействия, элементы киберпсихологии и медиагигиены, а к практическим навыкам относила формирование критического мышления и медиакоммуникативную компетентность.

Как видим, значительное внимание в программе уделялось психологическим аспектам работы с медиа (некоторые темы содержания

96

учебного материала: «Визуальная медиакультура: культурологический, социально-психологический подход», «Психологическая защита от ненужной визуальной информации», «Психологические методы диагностики, коррекции и профилактики интернет-зависимости», «Профилактика негативных психофизиологических эффектов взаимодействия с киберпространством»).

Программа предусматривала как подачу лекционного материала, так и практические занятия, например, просмотр и анализ фильмов, в частности, короткометражек, а также рекламы; обсуждение медийных произведений и создания собственных. Формами работы на занятиях определялись лабораторные, семинары, виртуальные экскурсии в интернете, внеклассные и внеурочные экскурсионные занятия, реализация учебных проектов межпредметного характера, подготовка самостоятельных работ, как групповых, так и индивидуальных. В программе рекомендовалось уделять внимание анализу экранного языка с точки зрения психологического воздействия, эмоциональному восприятию определенных изображений.

Отметим, что авторы программы не взяли за основу журналистскую модель как предпрофессиональную подготовку. Курс готовил учеников к грамотному потреблению медиатекстов. В результате изучения курса «Медиакультура» у учащихся должен быть сформирован необходимый минимум знаний, умений и навыков, прежде всего, пользовательских, для дальнейшего эффективного взаимодействия с медиапространством. В пределах каждого модуля предусматривается формирование специальных психологических новообразований, составляющих основу медиакультуры личности.

Внедрение медиаобразования осуществлялось различными путями. Так, в Днепровской области участие в официальном эксперименте в 2012 году приняли 9 школ. Впоследствии к эксперименту присоединились еще 38 учебных заведений. В течение нескольких лет здесь проводились ученические конкурсы социальной рекламы, детской анимации, тренинги для учителей: «Особенности создания школьной газеты», «Особенности созданию аудиокниг», «Особенности создания мультфильмов», семинар «Создание модели школьноого медиаобразования», проведен конкурс «Медиапедагог года - 2014» [Медиапространство, 2016].

Стоит отметить, что подобные мероприятия осуществлялись и в других областях Украины. В частности, в Черниговской области в течение 2012-2016 года помимо привлечения к эксперименту на региональном уровне нескольких школ, где преподавались медиаобразовательные курсы, были проведены ежегодные трехдневные тренинги для учителей «Практическое медиаобразование», областные конкурсы школьных медиа, научно-практическая конференция «Медиаобразование: европейский опыт и украинские перспективы в контексте школьного и последипломного педагогического образования». На курсах повышения квалификации

97

учителей в областном институте последипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского введен курс «Основы медиаграмотности».

По информации Л. Найдёновой, в 2015 году около 135 школ в Днепровской, Запорожской, Киевской, Львовской, Луганской, Николаевской, Полтавской, Черкасской, Харьковской, Херсонской областях участвуют в эксперименте на национальном уровне. По ее оценке в общей сложности более 250 украинских школ, связанных с экспериментом, тем или иным способом внедряют медиаобразование: часть сосредоточилась на развитии медийного творчества учащихся через кружки и факультативные занятия, часть развивает психолого-педагогические аспекты

медиаобразования/медиаграмотности. Национальный эксперимент дал толчок для появления региональных групп школ, которые начали внедрять медиаобразование самостоятельно. Начиная эксперимент, Институт социальной и политической психологии привылек в первую очередь учителей и преподавателей областных институтов последипломного педагогического образования, которые были подготовлены к преподаванию медиаобразовательных курсов при поддержке различных организаций: «Академии украинской прессы», «У-Медиа», Фонд «Возрождение» [Внедрение медиаобразования и медиаграмотности ..., 2015].

В 2014-2015 годах появился ряд других программ по обучению медиаграмотности: «Ступеньки к медиаграмотности» для вторых-четвертых классов общеобразовательных учебных заведений, «Учебная программа по основам медиаграмотности: 8 (9) класс (пропедевтический курс)», «Основы медиаграмотности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, «Медиаграмота в педагогических училищах и колледжах», «Медиаобразование (медиаграмотность)» для студентов высших учебных педагогических заведений, педагогических и научно-педагогических работников [Учебные программы. Медиаобразование].

Цели школьных программ близки и заключаются в формировании теоретических знаний и практических навыков. Так, программа для вторых-четвертых классов определяет необходимость знаний про «основные типы СМИ; их преимущества и недостатки; форматы, в которых происходит создание, хранение, передача и представление информации и знаний; возможные негативные тенденции медиконтента, который создают СМИ (дезориентация личности, крайний негативизм, избыточный оптимизм и т.п.); общие принципы, средства, методы сбора, обобщения и использования аудиовизуальной и печатной информации; основные аспекты доступа к медиа (обучение, развлечения и т.п.); выбор средств и форм медиа для создания собственных медиатекстов». Программа для 8 (9) класса указывает на «способность анализировать виды и тексты медиа, средства коммуникации, критически воспринимать медиатексты, владеть методами и приемами психологической защиты от ненужной информации, безопасного

98

поведения в медийном пространстве, навыками организации личного медийного пространства (в том числе и творческими) развивать мотивацию по формированию индивидуальной медиаграмотности». Программа для 1011 классов сосредотачивается на «критическом мышлении (видении, оценке) медиатекстов разных форм и жанров; способности к восприятию сообщений такими, какие они есть; оценке медиасообщений в соответствующей среде; понимании исторического, экономического, художественного, творческого, правового и других контекстов, представленных в сообщениях; способности понимать едва заметные оттенки в представлении информации и различия в представлении других сообщений, другой информации на одну и ту же тему; способности делать выводы о сильных и слабых сторонах сообщения» (Программа для 10-11 классов).

Как видим, основные задачи программ направлены на развитие у учащихся аналитических способностей, критического мышления. Это совпадает с точкой зрения международных экспертов относительно целей медиаобразования / медиаграмотности: развивать способности к критическим мышлению/критической автономии личности, развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов, готовит людей к жизни в демократическом обществе, развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов [Федоров, 2007, с.27].

Программа «Основы медиаграмотности для 8 (9) класса (пропедевтический курс)» в содержании учебного материала опирается на понимание медиадидактики как фундамента обучения учащихся на примерах отдельных разделов. Такой подход предложила Г.В. Онкович [Онкович, 2007, с.63-69].

Цель данного курса для средней школы - учреждение основ медиаграмотности, формирование теоретической базы знаний учеников основ медиаграмотности и практических навыков эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, обучение восприятию и переработке информации, передаваемой медиаканалами, развитие критического мышления, формирования умений, связанных с использованием различных медиаресурсов.

Программа базируется на требованиях «Концепции...», психологически соответствует возрастным особенностям обучения подростков, в ней закладываются типы занятий, основанных на инновационных подходах в образовании: демократические принципы общения педагогов и учеников, интерактивные методы обучения, групповые формы организации самого процесса обучения и тому подобное. В программу включены следующие темы: разновидности и историческое развитие медиа, печатные СМИ, фотография, кино и телевидение, интернет и мобильный контент, реклама, радио и музыка, компьютерные и видеоигры, анализ медиатекста. Особенности данной программы следующие: четкое распределение от 3 до 7

99

часов на тему, к каждой теме подобраны по 1-2 практических занятий (их девять, начиная с третьей темы), государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся понятны и доступны для учителя и они делятся на "Знать" и "Уметь" (на уроке предусматривается выполнение до трех-четырех целей), критерии оценки учебных достижений учеников делятся по уровням и чётко детализированы. Основные термины и понятия являются обобщающими и касаются программных требований. В программе рекомендуются онлайн-ресурсы и бумажные носители.

Практические работы рекомендованые для учащихся: «Анализ газет по жанровому наполнению», «Создание образа человека с помощью фотографии», «Написание литературного сценария», «Создание презентации про любимый фильм», «Новое мультимедийное средство Интернет: за и против (поиск и представление аргументов)», «Создание собственного рекламного продукта», «Какую слушают музыку современные подростки» (или «Влияние музыки на психическое и эмоциональное состояние человека»), «Презентация любимой компьютерной игры: плюсы и минусы», «Создание плана анализа медиатекста и анализ медиатекста по выбору».

Данный курс, учитывая возрастные особенности взаимодействия учеников с медиа, пропедевтический и нацелен, прежде всего, на получение начальных знаний, элементарных представлений и простейших умений для дальнейшего углубления медиаобразования в следующих классах. В результате занятий школьники будут не только обладать запасом знаний основных понятий медиа, но и уметь использовать эти знания на практике.

Анализ социологического исследования «Внедрение медиаобразования и медиаграмотности в общеобразовательных школах Украины», которое проводилось по заказу Украинского медийного проекта («У-Медиа») Интерньюс Нетворк в 2015 году [Внедрение медиаобразования в школах..., 2015] показал, что в школах, которые выбрали разные формы медиаобразования/медиаграмотности, наиболее распространен обязательный урок - один учебный час в неделю. Это подтверждают 44 % опрошенных. 21% составляют школы, где энтузиасты-учителя инициировали и поддерживают школьные медиа: газеты, радио, интернет-страницы. Они стимулируют творческий потенциал учащихся, учат создавать свои собственные медиапродукты, параллельно развивая медиаграмотность. Кружки и факультативное обучение по желанию учеников составляет 13 % и 15 % соответственно. Эта цифра отражает ту проблему, на которую обращают внимание все учителя - нехватку учебных часов. 8 % школ решают эту проблему, интегрируя медиаобразование/медиаграмотность в другие предметы.

Поддержка в обществе введения медиаобразования постоянно растет. Так на вопрос другого социологического исследования «Считаете ли вы, что нужно ввести обучение по медиаграмотности?» 45 % украинских респондентов ответили, что курс должен быть введен в школах; 40 %

100

опрошенных считают, что он необходим в вузах, 27,8 % ответили, что нужны широкие просветительские кампании по медиаграмотности для взрослых, 12,1 % считает, что нужно обучение по медиаграмотности. На вопрос «Заинтересованы ли Вы в дополнительной информации о том, как медиа влияют на детей?» почти 48 % ответили утвердительно, 38 % - отрицательно, 17,3 % затруднились с ответом [Критически ли граждане относятся к медиа ..., 2016]. Таким образом, проблема понимания необходимости медиаобразования еще не решена.

Значительную роль в распространении медиаграмотности играют общественные организации. Проект «Программа медиаграмотности для граждан» продолжалась с июля 2015 году до конца марта 2016 года, он осуществлялся при поддержке Министерства иностранных дел и международной торговли Канады (DFATD Canada), в партнерстве трех организаций: Академия Украинской Прессы, IREX и StopFake. Организаторы отмечали, что главная цель проекта - усиление устойчивости граждан перед дестабилизирующим влиянием ложной информации.

Основным способом повысить медиаграмотность были тренинги, проходивших в 14-ти областях Украины. Проект концентрировался, в первую очередь, на восточных и южных областях. Всего в тренингах приняли участие 14803 граждан Украины. Тренерами (а всего их в проекте было более 400) стали люди разных профессий и рода деятельности. Большинство из них - это работники средней и высшей школы, заведений последипломного образования, работники библиотек, СМИ, представители местных общественных организаций.

Пособие по слоганом «Не утони в информационном дожде» содержит планы занятий с упражнениями по различным темам, тезисы к видеопрезентациям. Разработка данного пособия также была одним из этапов проекта - в его написании приняли участие украинские медиаэксперты, педагоги, представители организаций АУП, IREX, StopFake. Основные тематические блоки: информация и СМИ (в частности, сознательное медиапотребления, влияние информации, процесс отбора новостей), манипуляция и борьба (пропаганда, фейк как разновидность информационной манипуляции), язык ненависти (прием дегуманизации, стереотипы, предубеждения) [В Киеве подвели итоги проекта, 2016].

На Украине пока слабо проявлется формальное объединение учителей медиаобразования, быть может, в связи с отсутствием достаточного количества учителей, которые имеют постоянные уроки медиаобразования / медиаграмотности в школах. В то же время центром, аккумулирующим стремление развивать медиаобразование в практической плоскости, стала негосударственная общественная организация «Академия украинской прессы». Этот ведущий общественный лидер в сфере медиаобразования и медиаграмотности, инспирирует ключевые инициативы в сфере медиаобразования, поддерживает опорные точки формирования

101

медиаобразовательного движения. Академия украинской прессы видит свою роль во внедрении медиаобразования через: формирование и поддержку группы лидеров-медиапедагогов для начальной, средней и высшей школы, подготовку учебных пособий для разных аудиторий; привлечения мирового опыта по внедрению медиаобразования; создание возможностей для медиаобразования в партнерстве с библиотеками и общественным сектором.

Основными площадками, направленными на внедрение медиаграмотности среди населения, стали летние и зимние школы АУП и Международные научно-методические конференции «Практическая медиаграмотность: международный опыт и украинские перспективы», которые проходят ежегодно. Кроме того АУП осуществляет мониторинг политических новостей, осуществляет проект «Школа социальной журналистики», выдает и размещает свободном доступе серию «Библиотека массовой коммуникации и медиаграмотности АУП», куда вошли лучшие мировые образцы практических пособий по журналистике, медиаобразования и работ по массовой коммуникации, которые помогают журналистам и педагогам повысить общий профессиональный уровень.

В сентябре 2013 года начал свою работу портал «Медиаобразование и медиаграмотность». Это интерактивная платформа для общения медиапедагогов для содействия открытости и публичности процессов в медиаобразовательной среде (www.medialiteracy.org). Структура портала включает специальные разделы - для учителя средней школы (с градацией по группам классов), для преподавателей вузов и для медиапотребителей. Созданна карта медиаобразовательных инициатив в Украине. На портале размещаются новости медиаобразования, постоянно обновляется электронная библиотека. Академия украинской прессы аккумулирует новости различных локальных центров и помогает распространить их через портал, социальные площадки и в сети медиапедагогов, библиотекарей, общественных активистов. Медиаобразовательная инициативы АУП реализуются при поддержке Программы У-Медиа Интерньюс, 1КЕХ, Международного фонда «Возрождение», Программы Матра Министерства иностранных дел Нидерландов и MYMEDIA / DANIDA.

Продвижению медиаобразования способствуют и онлайн-игры для взрослых «Медиаграмотная миссия» (http://irex.mocotms.com/) и детей «Медиазнайка».

По словам В. Иванова, руководителя АУП, сегодня на Украине в медиаобразование вовлечены более 2000 школ, что составляет почти 10% от всей сети средних учебных заведений в Украине.

В то же время, как указано в аналитической записке Национального института стратегических исследований наличие значительного количества концептуальных подходов к медиаобразованию и медиаграмотности; инерция системы образования, которая предоставляет недостаточное внимание развитию критического мышления, особенно при изучении

102

предметов обществоведческой группы; риск сведения медиаобразования к изучению основ журналистики или основ политической медиакритики, чем современное медиаобразование далеко не исчерпывается; необходимость сочетания знаний, умений и навыков, относящихся к различным традиционным учебным дисциплинам (информатика, украинский и иностранные языки, обществоведение и т.д.); быстрые темпы развития новых медиа не способствует быстрому внедрению медиаобразования» [Ищенко].

Однако одобрение Президиумом Национальной академии педагогических наук Украины в апреле 2016 года новой редакции Концепции внедрения медиаобразования в Украине будет способствовать развитию в Украине эффективной системы медиаобразования. Приоритетными направлениями развития в Украине эффективной системы медиаобразования до 2025 года становятся следующие: создание системы школьного медиаобразования, разработка стандартов медиаинформационной грамотности педагогов, введение медиакомпетентности в профессиональные стандарты подготовки педагогов, психологов, специалистов по социальной работе и других специальностей, соответствующий учет требований медиаинформационной грамотности в образовательных и образовательно-научных программах профессиональной подготовки, разработки специализированных учебных медиаобразовательных курсов для подготовки и переподготовки работающих специалистов. Концепция предусматривает несколько форм медиаобразования: дошкольное, школьное, внешкольное, медиаобразование в высшей школе, медиаобразование взрослых.

По сравнению с Коцепциею редакции 2010 года новая редакция определяет другие этапы реализации Концепции. В 2016 году рекомендуется завершить проведение предварительного всеукраинского эксперимента по внедрению медиаобразования в общеобразовательных учреждениях, продолжить разработку учебных программ и организовать курсы повышения квалификации для подготовки медиапедагогов на базе высших учебных заведений и учреждений системы последипломного педагогического образования. Концепция предусматривает масштабное внедрение медиаобразования в школьную и внешкольную педагогическую практику, расширение медиаобразовательных практик на всех ступенях школьного обучения, дошкольного, внешкольного образования и образования для взрослых, формирование позитивного общественного мнения населения Украины (в частности молодежи, учителей, воспитателей и родителей) о необходимости внедрения медиаобразования для подготовки ребенка к эффективному взаимодействию с миром современных медиа.

В 2017-2020 годах предполагается проведение широкой апробации и стандартизации вариативной модели школьного медиаобразования в национальном образовательном проекте, включение медиаинформационной грамотности в стандарты образования; начало массовой подготовки медиапедагогов в высших учебных заведениях и заведениях

103

последипломного педагогического образования; расширение учебно-методического обеспечения медиаобразовательных курсов.

На завершающем этапе в 2021-25 годах Концепция прогнозирует, что произойдет введение медиаобразовательной составляющей в учебные программы высшей школы и последипломного образования по подготовке специалистов всех профилей [Концепция., 2016].

Данная проблематика практического внедрения медиаобразования актуальна на всех уровнях, упоминаемых выше.

Дискуссия

Некоторые украинские исследователи обосновывают необходимость создания программ и даже учебных дисциплин «задача которых - научить детей критически относиться к информации, окружающей человека в современном мире» [Носаченко, 2013, с. 102-108, Наконечная, Лобода, 2014, с. 39 - 43]. Другие подтверждают необходимость «гармонично легализовать элементы медиаобразования в учебных программах» [Баландина, 2014, с. 335].

Национальный институт стратегических исследований отмечает, что оптимальна «интеграция элементов медиаобразования в существующие учебные предметы и курсы, в частности, информатику, украинский язык и литературу, обществоведение. Перспективность такой интеграции обусловлена еще и тем, что в дальнейшем эти элементы могут выполнять функцию подготовки учащихся к усвоению отдельной учебной дисциплины, а также тем, что указанные элементы медиаобразования могут служить дополнительным средством обеспечения связи учебного материала с современной жизнью, чего сейчас украинскому образованию часто не хватает [Ищенко].

Характерными для понимания направлений внедрения медиаобразования могут служить материалы четвертой международной научно-методической конференция по медиаобразованию и медиаграмотности, которая состоялась в Киеве в марте 2016 года. В основном речь там шла именно о практических путях внедрения медиаобразования в общеобразовательных школах и последипломном образовании [Сборник статей...]. Материалы конференции отображают идеи высказанные И.А. Фатеевой, что медиаобразование по предметно-содержательной локализованности следует различать на предметную, межпредметную и многопредметную. [Фатеева, 2009, с.121]. В основном участники конференции придерживаются этой точки зрения, склоняясь к синтетическому пути внедрения медиаобразования, когда развитие получают как отдельные предметы, так и интеграция медиаобразования в различные школьные курсы.

Это подтверждается и исследованиями, проведенными А.В. Федоровым, когда опрос выявил, что синтетический путь поддерживают 61,54 %

104

экспертов медиаобразования, интегрированный путь - 30,77 %, автономный путь только 7,69 % [Федоров, 2007, с.31].

Результаты исследования

Медиаобразование в школах Украины внедряется благодаря удачному сочетанию усилий Академии украинской прессы (АУП), которая подготовила основную группу учителей, координаторов/преподавателей из областных институтов последипломного педагогического образованиия, Института социальной и политической психологии АПНУ (разработчика концепции эксперимента, в котором приняли участие школы из 10 областей Украины), негосударственных организаций, активно сотрудничающих с различными международными фондами.

Расширение опыта одновременно на национальном и региональном уровнях, а также самостоятельное внедрение медиаобразования в некоторых школах является подтверждением того, что медиаобразование начинает выходить за рамки первоначального эксперимента. В то же время, обеспечить полноценный переход от эксперимента к широкому его внедрению можно, если перейти к подготовке будущих учителей и включить курс медиаобразования в обязательную программу обучения студентов педагогических колледжей и университетов.

84 % опрошенных учителей, которые сегодня преподают медиаграмотность, проходили обучение по медиаобразовательным програмам, 16 % - учились самостоятельно. Каждый четвертый из 90 опрошенных участвовал в школах медиаграмотности АУП, еще 28 % учились в ОИППО и на семинарах. Эти цифры демонстрируют эффективность выбранного пути - сочетание школ и курсов областных институтов последипломного педагогического образованиия для подготовки "носителей" медиаобразования.

В общеобразовательных школах внедрение медиаобразования происходит в различных формах, в результате чего поддерживаются и развиваются различные ее аспекты - от развития критическое мышления до сугубо практического - создания медиапродуктов. Включение курса в учебные планы и развитие интегрированного обучения - таким видят будущее медиаобразование опрошенные учителя.

Самая большая группа учеников, изучающих медиаобразовательный курс, учится в десятых классах. К работе кружков и факультативов приобщаются школьники из других классов. Самый интересный опыт -распространение медиаобразованиия на все школьные классы, как правило, путем интеграции в различные предметы (например, частичного привлечения к медиаобразованию старших школьников, которые обучают младших школьников).

Во время занятий, учителя акцентируют внимание на развитии критического и креативного мышления учащихся в информационном

105

пространстве. Существующие учебники учителя используют творчески, выбирая те темы, которые будут интересны/доступны школьникам, и могут быть представлены в школе в зависимости от существующего технического оснащения и специальности учителя. Это касается и тех, кто изучает медиаобразование на обязательных уроках и факультативах. Канал для мобильности, расширения сферы контактов, улучшения характера, социализации, получения технологических знаний производства медиапродуктов - таким видят собственную медиаграмотность ученики, приобщенные к медиаобразованию.

Важно обеспечить баланс между двумя существующими подходами и включить основные постулаты медиаобразования - критическое мышление и осознание, что информацией могут манипулировать. Осложнения возникало у учеников, когда надо было объяснить, способствуют ли их медиаобразовательные знания критическому отношению к документальным и художественным фильмам. Это приводит к выводу, что уровень теоретических знаний отстает от практики.

Среди задач для дальнейшего внедрения медиаобразования - перенос критического осмысления не только на обычную (например, новостную) информацию, но и на художественную.

По данным исследования, медиаобразование необходимо и родителям. Школьники оценивают медиаграмотность своих родителей не очень высоко, поэтому проводят "просветительскую" работу со своими родителями, опираясь на свои знания. Школы также стали больше использовать различные методы для медиапросветительской работы с родителями, и это важное направление надо поддерживать и развивать.

Выводы

Таким образом, уже сегодня, по нашему мнению, оптимальными формами внедрения медиаобразования на Украине являются:

- подготовка учительских кадров в системе последипломного педагогического образования (курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и т.д.),

- подготовка специалистов в системе педагогических колледжей, институтов, университетов и других высших учебных заведений,

- введения медиаобразовательных курсов, разработанных и рекомендованных Министерством образования и науки Украины (как в рамках отдельных учебных дисциплин, так и интеграции элементов медиаобразования в существующие учебные предметы и курсы)

- деятельность негосударственных общественных организаций по распространению медиаобразования среди взрослых.

Литература

Баландина Н. Ф. Интеграция медиаобразования в учебные программы по русскому языку // Педагогiчнi науки: теорiя, iсторiя, тновацшт технологи. 2014. № 6 (40). С. 327-335.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Киеве подвели итоги проекта «Программа медиаграмотности для граждан» // Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/u_kievi_pidbili_pidsumki_proektu_programa_mediagramo tnosti_dlya_gromadyan/. 12.07.2016.

Внедрение медиаобразования в школах: результаты исследования // Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/vprovadzhennya_mediaosviti_u_shkolakh_rezultati_doslid zhennya/ . 12.07.2016.

Внедрение медиаобразования и медиаграмотности в общеобразовательных школах Украины. Отчет по результатам комплексного исследования по заказу Украинского медийного проекта («У-Медиа») Интерньюс Нетворк // Media Sapiens.

http://osvita.mediasapiens.ua/content/files/me_in_schools_analitycal_report_may_5_2015_f.pdf. 12.07.2016.

Дорош М., Найденова Л. Чтобы ребенок был грамотным потребителем медиа, надо поставить его на позицию создателя» // Media Sapiens.

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/lyubov_naydonova_schob_ditina_gramotno_spozhivala_m edia_treba_postaviti_ii_v_pozitsiyu_tvortsya/. 12.07.2016.

Ищенко А.Ю. Медиаобразование как фактор повышения качества образования и средство противостояния гуманитарной агрессии. Аналитическая записка // Национальный институт стратегических исследований. Отдел гуманитарной безопасности. № 17. Серия «Гуманитарное развитие». http://www.niss.gov.ua/articles/1795/. 12.07.2016.

Концепция внедрения медиаобразования в Украине (новая редакция, 2016) // Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/kontseptsiya_vprovadzhennya_mediaosviti_v_ukraini_nov a_redaktsiya/. 12.07.2016.

Концепция внедрения медиаобразования в Украине, 2010 г. // Институт социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины. http://www.ispp.org.ua/news_44.htm. 12.07.2016.

Критически ли граждане относятся к медиа? Социсследования // Media Sapiens.

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/research/chi_kritichno_gromadyani_stavlyatsya_do_media_sotsdoslidz

hennya/.

Медиапространство // Образовательный портал Днепропетровщины.

http://dnepredu.com/uk/site/mediakultura.html. 12.07.2016.

Методические рекомендации по преподаванию специального медиаобразовательного курса для старшеклассников ООШ «Медиакультура». Киев, 2011. 42 c.

Наконечная Л.М., Лобода В.В. Внедрение курса «Медиаобразование» в общеобразовательных учебных заведениях. // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко. 2014. 121 (2). С. 39-43.

Носаченко И.М. Медиаобразование как направление учебно-воспитательного процесса в школе // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка. Сер. Педагогика. 2013 № 3. С. 102-108.

Онкович Г.В. Медиапедагогика. Медиаобразование. Медиадидактика // Высшее образование Украины. 2007. № 2. С.63-69.

Проведена презентация Всеукраинского эксперимента по внедрению медиаобразования // Министерство образования и науки Украины. http://old.mon.gov.ua/ua/news/archive-news/88/provedeno-prezentatsiyu-vseukrajinskogo-eksperimentu-z-uprovadzhennya-mediaosviti/. 12.07.2016.

Программа курса по выбору для учеников 10 класса общеобразовательных учебных заведений «Специальный медиаобразовательный курс «Медиакультура» / А. Т. Баришполец, А. Е. Голубева, Г. В. Мироненко и др.; Национальная Академия наук Украины, Институт социальной и политической психологии АПН Украины. Киев, 2013.

Сборник статей Четвертой международной научно-методической конференции «Практическая медиаграмотность: международный опыт и украинские перспективы». Киев: Центр Свободной Прессы, Академия украинской прессы, 2016. 504 с.

Учебные программы. Медиаобразование // Академия Украинской прессы. http://www.aup.com.ua/mediaosv/navchalni-programy/. 12.07.2016.

Фатеева И.А. Классификация видов медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 232 c. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.

References

Balandina, N.F. (2015). Integration of media education in teaching the Russian language program // Teaching science: theory, history, innovative technology. 2014. N (40), 2014, pp. 327-335.

Baryshpolets, O.T., Golubev, A.E., Mironenko, G.V., et al. (2013). The course elective for students in grade 10 secondary schools "Special Media-course "Media culture". Kieve: National Academy of Sciences of Ukraine, Institute of Social and Political Psychology of NAPS of Ukraine.

Collection of articles of the Fourth International scientific-technical conference "Practical mediahramotnist: International Experience and Ukrainian Prospects" (2016). Kyiv: Centre of the Free Press, Academy of Ukrainian Press, 504 p.

Concept of the introduction of media education in Ukraine (2016). Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/kontseptsiya_vprovadzhennya_mediaosviti_v_ukraini_nov a_redaktsiya/. 07/05/2016.

Concept of the introduction of media education in Ukraine, 2010. Institute of Social and Political Psychology of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine. http://www.ispp.org.ua/news_44.htm. 07/05/2016. Do citizens are critical to the media? Sociological research // Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/research/chi_kritichno_gromadyani_stavlyatsya_do_media_sotsdoslidz hennya/.

Dorosh, M., Naidenova, L. (2016). Child well-consumed media should put her in the position of the creator. Media Sapiens.http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/lyubov_naydonova_schob_ditina_gramotno_spozh ivala_media_treba_postaviti_ii_v_pozitsiyu_tvortsya/. 07/05/2016.

Educational programms. Media Education. Academy of Ukrainian Press. http://www.aup.com.ua/mediaosv/navchalni-programy/. 07/05/2016.

Fateeva, I.A. (2009). Classification of media education. Media Education and Media Competence: According to experts / ed. Alexander Fedorov. Taganrog, 232 p.

Fedorov, A.V. (2007). Media education: public opinion polls. Taganrog, 228 p.

Guidelines for media-teaching special course for senior secondary school "Media culture ". Kiev, 2011. 42 p. In Kiev, summed up the project "Media Literacy for citizens» // Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/u_kievi_pidbili_pidsumki_proektu_programa_mediagramo tnosti_dlya_gromadyan/. 07/05/2016.

Ishchenko, A.U. Media Education as a factor in improving the quality of education and humanitarian means to counter aggression. Analytical note. National Institute for Strategic Studies. Department of humanitarian security. №17. A series of "human development". http://www.niss.gov.ua/articles/1795/.

Media space. Educational Portal of Dnipropetrovsk. http://dnepredu.com/uk/site/mediakultura.html. 07/05/2016. Nakonechna, L.M., Loboda, V.V. (2014). Introduction course "Media Education" in secondary schools. Herald Chernihiv National Pedagogical University. 2014. 121 (2), pp. 39-43.

Nosachenko, I.M. (2013). Media education as the direction of the educational process at school. Scientific notes of Ternopil National Pedagogical University. Series Pedagogy. 2013. № 3. pp. 102-108.

Onkovych, G.V. (2007). Media pedagogy. Media Education. Didactic Media // Higher education in Ukraine. 2007. № 2. pp.63-69.

Presentation of the Ukrainian experiment with the introduction of media education. Ministry of Education and Science of Ukraine. http://old.mon.gov.ua/ua/news/archive-news/88/provedeno-prezentatsiyu-vseukrajinskogo-eksperimentu-z-uprovadzhennya-mediaosviti/. 07/05/2016.

The introduction of media education and media literacy in schools Ukraine. Report on the results of a comprehensive study commissioned by Ukrainian media project ("U-Media") Internews Network. Media Sapiens.

http://osvita.mediasapiens.ua/content/files/me_in_schools_analitycal_report_may_5_2015_f.pdf. 07/05/2016.

The introduction of media education in schools: research results. Media Sapiens. http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/vprovadzhennya_mediaosviti_u_shkolakh_rezultati_doslid zhennya/. 07/05/2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.