Научная статья на тему 'О внедрении эффективного контракта в медицинской организации (на примере ГАУ РС(я) «Медицинский центр г. Якутска»)'

О внедрении эффективного контракта в медицинской организации (на примере ГАУ РС(я) «Медицинский центр г. Якутска») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Е.А., Луцкан И.П., Саввина Н.В., Тимофеев Л.Ф.

В статье рассмотрен вопрос внедрения на базе ГАУ Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска» трудового договора в виде эффективного контракта. Разработаны новые должностные инструкции, критерии эффективности, оценки выполнения функции врачебной должности. При этом предложены механизмы учета и выполнения социальных гарантий работникам здравоохранения. По итогам изучения выработаны практические рекомендации, которые позволят эффективно использовать трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Е.А., Луцкан И.П., Саввина Н.В., Тимофеев Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении эффективного контракта в медицинской организации (на примере ГАУ РС(я) «Медицинский центр г. Якутска»)»

ПРИЛОЖЕНИЕ

медицинских услуг, главные задачи которого - координация непрерывно функционирующей системы управления качеством медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности Медицинского центра г. Якутска в целом, его структурных подразделений, служб и сотрудников, а также обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи, наиболее полное удовлетворение запросов населения в качественном получении медицинских услуг на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов, применения современных технологий и непрерывного повышения их качества. По итогам измерения удовлетворенности пациентов за 2015 г. реализованы следующие мероприятия: запись к врачам в определенное время (ликвидированы живые очереди) в отделениях амбулаторного приема; прием входящих звонков осуществляется са11-центром, что позволило освободить регистраторов от необходимости отвечать на звонки во время обслуживания пациентов в регистратуре; реализован переход на электронные амбулаторные карты в медицинской информационной системе (МИС), таким образом обеспечивается сохранность информации (истории болезни, результаты лечения и т.п.). Общая удовлетворенность пациентов работой Медицинского центра к концу 2015 г. достигла 78%. Корректирующие и предупреждающие действия разрабатываются по итогам измерения удовлетворенности потребителей, еженедельного обхода, внутренних аудитов, анализа достижения годовых целей.

Основные несоответствия, которые выявились по результатам всех проверок за год: грубое отношение персонала к пациентам, долгое время ожидания в очереди на прием к врачу и в регистратуру, сложность процесса записи на прием к специалисту. По результатам анализа несоответствий были выявлены их причины, разработаны и реализованы корректирующие действия, такие как проведение ряда семинаров и бесед с сотрудниками; внедрение электронной очереди на прием к врачам, в регистратуру, на забор анализов, лучевую диагностику; создание отдела управления персоналом и оптимизация процесса «Управление персоналом»; регулирование выезда специалистов в пригородные районы. Корректирующие и предупреждающие действия разрабатываются не по всем процессам, ввиду того, что некоторые владельцы процессов игнорируют несоответствия. Для того чтобы исправлять несоответствия вовремя и для предотвращения их повторного появления принято решение проводить оценку деятельности подразделений.

Заключение. При реализации 1Б0:9001 необходимо придерживаться целей в области качества, обеспечивать предоставление услуг, согласно требованиям законодательства, руководства, пациентов, оперативно разрабатывать корректирующие действия совместно с проверяющими, обеспечивать выполнение корректирующих действий в установленные сроки и в случае возникновения необходимости введения нового вида услуг разработать проект новой услуги, который должен включать требования к качеству услуг, необходимые ресурсы, порядок оказания услуг, анализ рисков, а также процессы верификации и валидации.

Борисова Е.А., Луцкан И.П., Саввина Н.В., Тимофеев Л.Ф._

О внедрении эффективного контракта в медицинской организации (на примере ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск

В статье рассмотрен вопрос внедрения на базе ГАУ Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска» трудового договора в виде эффективного контракта. Разработаны новые долж-

90

Журнал для непрерывного медицинского образования

ТЕЗИСЫ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2016. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (26-27 МАЯ 2016 г., МОСКВА)

ностные инструкции, критерии эффективности, оценки выполнения функции врачебной должности. При этом предложены механизмы учета и выполнения социальных гарантий работникам здравоохранения. По итогам изучения выработаны практические рекомендации, которые позволят эффективно использовать трудовые ресурсы.

Цель - предложить механизм внедрения эффективного контракта на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска» (МЦЯ).

Методы: аналитический, статистический, экономический.

Результаты и обсуждение. На этапе I необходимо провести детальный анализ по определению функций, задач и объемов работ каждого работника, которые формализуются в соответствующих ведомственных нормативных актах. На этапе II необходимо спланировать финансовые средства на прогнозный период. Этап III - учет расходов. (Первичными документами оперативного учета затрат по участкам являются: амбулаторная карта, статистический талон, лист учета медицинских услуг. Все данные о финансовых затратах собираются и обрабатываются в информационно-аналитическом отделе.) Этап IV - анализ затрат - проводится по 3 основным блокам: собственная деятельность, узкие специалисты, параклиника, скорая медицинская помощь. Этап V - экспертиза качества медицинской помощи, исчисление штрафных санкций. Этап VI - изменение методологических подходов к формированию фонда оплаты труда в учреждении. Авторами предложены единые рекомендации по установлению и разработке показателей и критериев эффективности работы с учетом следующих принципов: а) объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда; б) предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда; в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно вкладу каждого работника в результат деятельности учреждения, его опыту и уровню квалификации; г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результата; д) справедливость - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику; е) прозрачность - принятие решений о выплатах и их размерах с учетом мнения представительного органа работников. Считаем, что внедрение данной системы оплаты труда позволит не только сохранить, но и увеличить прежний уровень заработной платы медицинских работников.

Необходимо отметить, что при всей привлекательности эффективного контракта как способа мотивированного труда определен и ряд существенных недостатков и недоработок: 1. Количество видов работ и услуг в медицине столь велико, что для полного их охвата нормированием необходимо формировать, устанавливать, обновлять и дополнять десятки и даже сотни тысяч норм и нормативов. Затраты на установление и поддержание подобной нормативной базы столь велики, что они становятся соизмеримы с затратами на проведение самих видов нормированных работ и услуг. 2. Далеко не все виды медицинских работ и услуг поддаются расчленению на однородные, однотипные единицы, для которых могут быть установлены нормы и нормативы. 3. В рамках одних и тех же по виду единиц обслуживания, на которые установлены типовые нормативы трудозатрат по отрасли здравоохранения или даже по отдельному медицинскому учреждению, может наблюдаться значительный разброс трудозатрат, объективно обусловленный спецификой болезней и контингента обслуживаемых пациентов, уровнем обеспечения процессов лечения. 4. Существуют методические трудности в достижении соответствия между желанием работодателя и готовностью работника к новым формам исчисления заработной платы. 5. Отсутствие стабильного уровня ежемесячной заработной платы, и, как следствие, трудности планирования семейного бюджета работника. 6. Введение эффективного контракта влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого сотрудника. Эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматической оценки с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2016

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.