Научная статья на тему 'О вариативности подготовки в вузах музыкального профиля'

О вариативности подготовки в вузах музыкального профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД / ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ / СИСТЕМНЫЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ / HIGHER EDUCATION / VARIATIVE APPROACH / VARIATIVE TRAINING / MUSICIANS TRAINING / SYSTEM COMPLEX OF EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корина Вероника Станиславовна

В статье излагаются представления автора о возможных путях решения актуальной для современного высшего образования проблемы вариативности подготовки бакалавров. Вариативность в настоящей статье рассматривается как принцип организации структуры и содержания учебно-воспитательного процесса в вузе. На основе вариативного подхода возможно эффективное проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов и разработка образовательных модулей. Авторское понимание вариативности образовательного процесса по направлениям музыкального искусства и музыкальной педагогики представлено в тезисном виде. Содержание образовательного процесса рассматривается как совокупность двух теоретико-практических блоков (универсального и вариативного), что обеспечивает возможность формирования контента индивидуальных маршрутов и образовательных модулей с учетом компетентностных особенностей направлений и профилей подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATIVITY PRINCIPLE IN MUSICAL TRAINING AT THE UNIVERSITIES OF MUSIC PROFILE

This article considers the author’s understanding of solution the problem of variative bachelors’ training. Variation isconsidered as a principle of organizing structure and content of training process on different stages of education system. The individual students’ itineraries and individual educational modules are designed on the base of variative approach. The author represent the conception of variative education in the sphereof music. The structure of educational process is considered as the complex of universal and variative units. It allows to form the unique content of individual itineraries and educational modules, taking into account peculiarities of courses and training profiles.

Текст научной работы на тему «О вариативности подготовки в вузах музыкального профиля»

126

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

and teaching aids have been developed; they contain system of tasks and assignments, which serve as a basis for approximating students learning activities to practical performance. As a result, students master methodology and means of performance realization, which can be implemented in research and development, design works.

Keywords: cooperative learning model, students’ self-instruction work, project-based learning, problem-based learning, students’ invention-and-implementation activities

References

1. Rubanik A., Bolshakova G., Tel’nykh N. (2005)

[Individual work of students]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 6, pp. 120-124. (In Russ.)

2. Petukhova T.P., Belonovskaya I.D., Glotova

M.I., Pashkevich M.S. (2012) [Unassisted work as students and professors see it: the results of monitoring]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1, pp. 8085. (In Russ.)

3. Shmatko N.A. (2012). [Competences of engineers:

evidence from a comparative study for Russia and EU countries]. Forsayt [Foresight-Russia]. Vol. 6, No. 4, pp. 32-47. (In Russ.)

4. Larionov V.V., Lider A.M., Lisichko E.V.

(2011) [Continuous learning process in project-oriented learning]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 4, pp. 99-103. (In Russ.)

5. Baytekin H. T., Patashinski A. Z., Branicki M.

(2011) Mosaic of Surface Charge in Contact Electrification, Science, vol. 333, 308 p.

Authors:

LARIONOV Vitaliy V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Cand. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, lvv@tpu.ru

LIDER Andrey M. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, e-mail: lider@tpu.ru

В.С. КОРИНА, доцент О вариативности

Московский государственный ПОДГОТОВКИ В вузах

университет культуры и искусств музыкального профиля

В статье излагаются представления автора о возможных путях решения актуальной для современного высшего образования проблемы вариативности подготовки бакалавров. Вариативность в настоящей статье рассматривается как принцип организации структуры и содержания учебно-воспитательного процесса в вузе. На основе вариативного подхода возможно эффективное проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов и разработка образовательных модулей. Авторское понимание вариативности образовательного процесса по направлениям музыкального искусства и музыкальной педагогики представлено в тезисном виде. С одержание образовательного процесса рассматривается как совокупность двух теоретико-практических блоков (универсального и вариативного), что обеспечивает возможность формирования контента индивидуальных маршрутов и образовательных модулей с учетом компетентностных особенностей направлений и профилей подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, вариативный подход, вариативность подготовки, подготовка музыкантов, системный комплекс образовательных модулей

В условиях динамичного изменения сис- учебных заведений поставлены перед необ-темы образования преподаватели высших ходимостью коренных преобразований на

Педагогика высшей школы

127

уровне дидактики, методики и технологии подготовки студентов - будущих бакалавров и магистров. Над проблемой инновационного совершенствования структуры и содержания высшего музыкально-педагогического образования размышляют сегодня многие отечественные ученые и практики. Так, П.А. Черватюк считает, что в этой связи «необходимо сформировать мотивационный комплекс, реализация которого в практике работы профессорско-преподавательского состава способствовала бы возникновению стойкой ответственности за введение в образовательный процесс передовых систем и методик обучения в российских учебных заведениях. И, соответственно, нужно избавляться от пагубной привычки (психологической установки) под всякими предлогами отказываться от научных инноваций, от введения новых эмпирических материалов и фактологических данных» [1, с. 27]. В частности, педагогическим коллективам вузов целесообразно активно осваивать технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов, для реализации которых требуется разработка образовательных модулей с вариативными компонентами.

Проблеме вариативности как принципа организации структуры и содержания учебно-воспитательного процесса на различных ступенях системы образования посвящены монографии, учебные и методические пособия, диссертационные исследования в области педагогических и психологических наук. Вариативный подход к организации процесса разработки структуры и содержания учебных дисциплин опирается на теорию личностно-ориентированного обучения, педагогические и психологические основы которого разрабатывались А.Г. Асмоловым, А.Н. Леонтьевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным, И.С. Якиманской и др. Большинство ученых, исследовавших те или иные аспекты вариативного обучения, приходят к единодушному мнению о методологической и методической универсальности принципа вариатив-

ности, о его ключевом значении в разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также образовательных модулей, которыми рекомендуется заменить традиционные учебные курсы. Так, например, М.А. Малышева определяет вариативность в качестве комплексного свойства системы образования,обладание которым проявляется на следующих уровнях: образовательное учреждение; образовательная программа; учебная дисциплина; учебно-методический комплекс; учебная группа; преподавательский состав (социальный, индивидуально-психофизиологический, профессионально-компетентност-ный, мотивационно-потребностный аспекты) [2, с. 64].

Б.А. Сазонов предлагает, на наш взгляд, наиболее плодотворный анализ возможности реализации вариативного подхода в высшем учебном заведении посредством создания «условий для подлинной индивидуализации образовательного процесса, предоставления возможности студентам иметь индивидуальные учебные планы и индивидуальные расписания учебных занятий » [3, с. 21]. Таким образом, вариативность будет обеспечена на всех указанных М.А. Малышевой уровнях: индивидуальный выбор предметов (учебных модулей) в каждом семестре, выбор преподавателя, выбор темпа освоения предметов и т.д. В то же время справедливо замечание о том, что к реализации подобной модели организации профессиональной подготовки в вузе, гарантированно обеспечивающей высокие результаты, администрация и педагогические коллективы университетов не готовы ни психологически, ни методически.

По мнению Ю.Ю. Платоновой, вариативность реализуется на двух уровнях: объективном - социальном и субъективном - личностном: «Вариативная модель профессиональной подготовки наиболее полно позволяет обеспечить достаточное разнообразие возможных образовательных путей. К преимуществам этой системы относят довольно гибкую и разветвленную образова-

128

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

тельную структуру, инициирование нововведений, возможность управления процессом “насыщения” кадрами необходимого уровня квалификации. Принципиально важным представляется и то, что вариативная система подготовки максимально ориентирована на более полное удовлетворение индивидуальных потребностей каждого обучающегося и, соответственно, обеспечивает возможности более полной самореализации личности» [4, с. 120].

Предметом нашей профессиональной деятельности, теоретического исследования и научно-методического проектирования является подготовка профессиональных музыкантов-педагогов в вузе, в частности, организация учебного процесса в классе фортепиано. Реализация вариативного подхода в условиях широкого выбора форм учебной работы, а также учебных материалов обеспечивает студентов возможностью синтезировать и систематизи-рованно усваивать универсальные теоретико-методологические и технологические компоненты музыкального искусства. Преподавателям этот подход позволяет выявлять тесные диалектические взаимосвязи между вариативностью и универсальностью и на их основе разрабатывать универсальную модель вариативного обучения, содержащую в себе модель образовательного модуля и модель индивидуального образовательного маршрута.

Представим в тезисном виде наше видение оптимального пути достижения вариативности образовательного процесса по направлениям музыкального искусства и музыкальной педагогики. Содержание образовательного процесса состоит из двух теоретико-практических блоков: универсального и собственно вариативного.

Универсальный блок формируют:

■ основные методологические подходы, универсальные для организации образовательного процесса в вузе с учетом требований и потребностей современного общества (образовательных стандартов, социально-экономических тенденций и т.д.):

системный, компетентностный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.;

■ методология музыкального искусства и музыкального образования;

■ классические и современные дидактические принципы обучения, соответствующие концептуальному и технологическому уровню высшей школы;

■ методы, формы, средства обучения, воспитания и развития личности, сформулированные в классических психолого-педагогических системах, обеспечивающие теоретическое усвоение и практическое освоение универсальных основ гуманитарных наук и искусств.

Вариативный блок формируют:

■ вариативный и модульный подходы как современные методологические подходы к организации образовательного процесса, формированию структуры и содержания обучения;

■ индивидуальный подбор дидактических принципов и теоретического базиса обучения в зависимости от индивидуальных целей, задач, возможностей, потребностей обучающегося;

■ индивидуальный комплекс методов, форм, средств обучения, обеспечивающий высокое качество, результативность обучения, высокую точность и эффективность реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адекватную рефлексию обучающихся, самообразование и саморазвитие личности.

Широта проявлений категории вариативности в образовательном процессе высшей школы обусловливает сложность краткого формулирования определения. С подобной проблемой сталкивались и другие отечественные исследователи. А.П. Черватюк в связи с этим отмечает, что «возникновение такого широкого спектра теоретико-методологических альтернатив для создания методических, дидактическихи практических инновационных проектов детерминировано, в основном, внешними факторами - потребностями музыкально-педагогической практики, общественным требованием повыше-

Педагогика высшей школы

129

ния общего и профессионального образовательного ценза выпускников школ, формирования высокой эстетической культуры музыканта-педагога » [5, c. 54].

В организационно-образовательных условиях кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств вариативность обусловливается:

■ широтой жанрово-стилистического аспекта музыкального искусства и, в частности, музыкальной литературы;

■ профессионализмом и универсальным педагогическим мастерством преподавателей, компетентных во всех сферах музыкального искусства;

■ широким спектром возможностей практического приложения исполнительского, методического, исследовательского опыта;

■ спецификой образовательных программ по каждому направлению и уровню подготовки, прописанной в ФГОС и основной образовательной программе, которые диктуют правила формирования образовательных модулей;

■ личностным компонентом - потребностями, интересами, целями, задачами, уровнем успеваемости (общей, инструментально-исполнительской), профессиональными перспективами и планами студентов, что отражается на содержании индивидуальных образовательных маршрутов в составе образовательного модуля.

Рассмотрим далее некоторые аспекты формирования образовательных модулей и индивидуальных образовательных маршрутов на примере обучения в классе фортепиано. Учитывая высокую вариативность направлений и профилей подготовки профессиональных кадров для сферы музыкального искусства, способных и готовых осуществлять педагогическую, досугово-просветительскую, организационно-методическую, концертно-исполнительскую, административную деятельность, связанную с музыкой, становится очевидной необходимость разработки системного комплекса образова-

тельных модулей по классу фортепиано, которые позволят обеспечивать студентов актуальными теоретическими и практическими компетенциями в соответствии с профилем подготовки. Подобная научно-методическая и организационно-практическая работа по разработке эффективного системного комплекса образовательных модулей по классу фортепиано ведется постепенно, с параллельным мониторингом учебных результатов и потребностей студентов, анализом итогов педагогической работы на каждом образовательном этапе и их сопоставлением с целями и задачами направления и профиля подготовки, ключевыми компонентами компетентностной модели выпускника, реальными профессиональными возможностями и перспективами бакалавров на рынке труда [6].

Все актуальные образовательные модули, входящие в целостный учебный процесс вуза, объединенные одним предметом изучения и единой областью практического применения, имеют как общие, универсальные, так и специфические, узкопрофессиональные характеристики. Узкопрофессиональные характеристики зависят от конкретной прикладной направленности подготовки студентов, обучающихся по различным профилям. Универсальные характеристики формируют структурно-содержательное ядро подготовки музыкан-тов-педагогов в вузе и демонстрируют ключевые идейные и практико-деятельностные компоненты, которые должны быть отражены в каждом образовательном модуле. Именно универсальные характеристики объединяют содержательные векторы всех профилей и направлений обучения бакалавров и магистрантов в области музыкальной педагогики и музыкального искусства и формируют единую систему подготовки музыкантов-педагогов.

Литература

1. Черватюк П.А. Музыкальное искусство:

бакалавриат и магистратура // Культур-

130

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

ная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 26-29.

2. Малышева М.А. Вариативный подход к

организации постдипломного педагогического образования // Образование и наука. 2007. № 1 (43). С. 63-70.

3. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентиро-

ванная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. № 4. 2011. С. 10-24.

4. Платонова Ю.Ю. Факторы обеспечения

конкурентоспособности деятельности

современного вуза// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Т. 9. № 1. 2008. С. 118-121.

5. Черватюк А.П. Мастерство будущего му-

зыканта: роль исследовательской деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 51-55.

6. Мансурова А.П. Модульный подход к му-

зыкально-педагогической подготовке // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 56-62.

Автор:

КОРИНА Вероника Станиславовна - канд. пед. наук, доцент, Московский государственный университет культуры и искусств, nika-korina@rambler.ru

KORINA V.S. VARIATIVITY PRINCIPLE IN MUSICAL TRAINING AT THE UNIVERSITIES OF MUSIC PROFILE

Abstract. This article considers the author’s understanding of solution the problem of variative bachelors’ training. Variation is considered as a principle of organizing structure and content of training process on different stages of education system. The individual students’ itineraries and individual educational modules are designed on the base of variative approach. The author represent the conception of variative education in the sphere of music. The structure of educational process is considered as the complex of universal and variative units. It allows to form the unique content of individual itineraries and educational modules, taking into account peculiarities of courses and training profiles.

Keywords: higher education, variative approach, variative training, musicians training, system complex of educational modules

References

1. Chervatyuk P.A. (2013) [Music art: Bachelor

and Master’s degree programmes]. Kulturnaya zhizn’ Yuga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. No. 2 (49), pp. 26-29. (In Russ.)

2. Malysheva M.A. (2007) [Variative approach to

the organization of postgraduate pedagogic education]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. No. 1 (43), pp. 63-70. (In Russ.)

3. Sazonov B.A. (2011) [Individually oriented

organization of training process as a condition of higher education modernization]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 10-24. (In Russ.)

4. Platonova Yu.Yu. (2008) [The factors supporting

the competitive ability of modern university activity]. Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial’noy raboty [Proceedings of Saint Petersburg State Institute of psychology and social work]. Vol. 9, no. 1, pp. 118-121. (In Russ.)

5. Chervatyuk A.P. (2009) [The skills of musical

students: the role of research activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 51-55. (In Russ.)

6. Mansurova A.P. (2014) [Modular approach to

the music-pedagogic training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 56-62. (In Russ.)

Author:

KORINA Veronika S. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russia, nika-korina@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.