Научная статья на тему 'О творческом Союзе писателей «Из народа»'

О творческом Союзе писателей «Из народа» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ ПИСАТЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / PEASANT WRITERS / ORGANIZATION / ARCHIVE MATERIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева Светлана Николаевна

Статья посвящена истории союза (общество, организация) крестьянских писателей 1920-х начала 1930-х годов. В научный обиход введены архивные документальные материалы из фондов РГАЛИ и РО ИМЛИ РАН, дополняющие историко-литературные факты послеоктябрьского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE UNION OF WRITERS «OF THE PEOPLE»

He article is devoted to the history of the union (associaton, organization) of peasant writers(1920sthe beginning of 1930-ies) The archive documentary materials from the funds of Russian state archival depository are introduced into the scientific use. The materials expand historical and literary facts of the post-October period.

Текст научной работы на тему «О творческом Союзе писателей «Из народа»»

ББК: 83.3 (2Рос-Рус)6 УДК: 831.161.1.0.

Лебедева С.Н.

О ТВОРЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ «ИЗ НАРОДА»

Lebedeva S. V.

THE CREATIVE UNION OF WRITERS «OF THE PEOPLE»

Ключевые слова: крестьянские писатели, организация, архивные материалы.

Keywords: peasant writers, organization, archive materials.

Аннотация: статья посвящена истории союза (общество, организация) крестьянских писателей 1920-х - начала 1930-х годов. В научный обиход введены архивные документальные материалы из фондов РГАЛИ и РО ИМЛИ РАН, дополняющие историко-литературные факты послеоктябрьского периода.

Abstract: the article is devoted to the history of the union (associaton, organization) of peasant writers(1920s- the beginning of 1930-ies) The archive documentary materials from the funds of Russian state archival depository are introduced into the scientific use. The materials expand historical and literary facts of the post-October period.

Сегодня идет основательное изучение русской литературы 1920-х - 1930-х годов, в историю литературы возвращены многие имена и художественные произведения метрополии и Русского зарубежья, идет процесс восстановления целостности русской литературы ХХ века. В научный литературоведческий оборот вводятся новые материалы - архивные источники, дневники, мемуары, публикуются ранее запрещенные художественные и

публицистические тексты. Историки литературы активно выявляют и собирают произведения из периодики, ведется работа по составлению списков художественных произведений ранее запрещенных авторов. Все это необходимо для создания фундаментальных работ о жизни и творчестве литераторов, углубленного исследования поэтики их произведений, изучения деятельности существующих в послеоктябрьский период многочисленных творческих групп, союзов, объединений, а также выявления общих закономерностей развития русской литературы ХХ века. Без всестороннего изучения литературы с учетом совокупности художественных произведений и авторских судеб невозможно составить подлинно научную картину историко-литературного процесса послеоктябрьского периода.

Вместе с тем, несмотря на усилия ученых, восстановление общей картины литературного процесса первых послереволюционных десятилетий еще далеко не завершено. «20-е годы ХХ века, -пишет Роберт Магвайр, - одно из золотых десятилетий русской литературы»1. Добавим - во многом не изученное десятилетие, как и следующие за ним 1930-е годы. До настоящего времени не вовлечена в научный оборот значительная часть художественной прозы крестьянских писателей 1920-х - 1930-х годов -свидетелей и участников трагических революционных преобразований в деревне. И это несмотря на то, что, по утвердившемуся в отечественной науке мнению, тема переустройства советской деревни заняла важное место в прозе этих лет.

Однако до настоящего времени в поле зрения исследователей крестьянской литературы послеоктябрьских десятилетий оказываются, в основном, одни и те же авторы:

М. Шолохов, Ф. Панферов, Л. Сейфулина, П. Замойский, А. Неверов. Вместе с тем важно осмысление роли в процессе становлении крестьянской литературы и

1 Роберт, А. Магвайр. Красная новь. Советская литература в 20-е годы. - СПб., 2004. - С. 8.

других писателей, о которых современные литературоведы или не упоминают вовсе, или лишь включают их имена в краткие обзоры, общие перечни авторов тех лет. Это относится как к известным в те годы писателям, составившим в дореволюционный период литературу крестьянской «плеяды»1 (С.П. Подъячев, И.Е. Вольнов, С.Т. Семенов, И.М. Касаткин, А.П. Чапыгин и др.), так и к вошедшим в литературу в 20-е годы молодым авторам - А. Тверяку, И. Никитину, А. Дорогойченко, Н. Брыкину, В. Ряховскому, М. Карпову, И. Макарову и др. Забвению крестьянских литераторов способствовало и то, что многие из них были репрессированы, физически уничтожены в конце 30-х годов (И. Касаткин, М. Карпов, И. Макаров, И. Катаев и др.) или погибли во время Великой Отечественной войны (А. Тарасов, А. Молчанов, В. Кудашев и др.).

Отсутствие интереса к творчеству крестьянских авторов отчасти объясняется и встречающимся в различных источниках суждением о художественной

несостоятельности их произведений, якобы не заслуживающих серьезного научного изучения (проза писателей «второго ряда»). Между тем, как справедливо отмечает В. Жирмунский, «произведения писателей второстепенных <...> часто для историка литературы имеют не меньшее значение, чем классиков <...> Общие закономерности литературного процесса иногда легче проследить на примере писателей второго ряда»2.

Сегодня стало очевидным, что деление литераторов на «первый» и «второй» ряды не является бесспорным, окончательно устоявшимся. Распределение по «рядам» (или «планам») сформировалось в те годы, когда художественные достоинства произведений измерялись главным образом политическими и классовыми убеждениями авторов,

идеологическими установками в обществе. Наиболее активно эта тенденция проявилась в первые два послеоктябрьских десятилетия - времени выстраивания литературной иерархии из конъюнктурных соображений. В начале 1929 года Сталин в письме к В.Н. Билль-Белоцерковскому указывал, что при оценке литературы нужно оперировать антитезами «советский-антисо-ветский», «революционный-антиреволю-ционный» и «понятиями классового порядка»3.

Современные литературоведы охотно пишут о различных творческих объединениях, союзах, существовавших в литературном процессе 1920-х - 1930-х годов. Но немногие ученые уделяют внимание творческой организации крестьянских писателей ВСКП - ВОКП -ВОПКП, полная и объективная история которой еще не написана. Между тем критики 1920-х годов выделяли три основные составляющие литературного процесса: пролетарская литература, крестьянская литература и литература «попутчиков». Как справедливо отмечает Н.Н. Примочкина, нельзя не учитывать эту классификацию «несмотря на всю условность и грубость применения классовых, политических критериев к

4

живым и тонким явлениям искусства» . Думается, не следует разрушать логику развития литературы 1920-х - 1930-х годов, игнорируя или не уделяя должного внимания крестьянским писателям -литераторам «из народа» и их творческой организации.

Понятие «крестьянский писатель» используется сегодня прежде всего при рассмотрении историко-литературного процесса 1920-х - начала 1930-х годов. При этом проводится грань между творчеством крестьянских и новокрестьянских авторов -Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца, П. Орешина, С. Есенина и др., которые не

1 «Плеядой» крестьянских писателей начала ХХ века почти одновременно назвали Н. Страхов и М. Минокин. См.: Страхов Н. И. Иван Касаткин // Касаткин И. Перед рассветом. - М., 1977. - С. 3; Минокин М. В. Современная советская проза о колхозной деревне. - М., 1977. - С. 6.

2 Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций / В.М. Жирмунский.

- СПб., 2004. - 464. - С. 28.

Сталин И. Ответ Билль-Белоцерковскому // Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: сост. Г.А. Белая; автор вступ. ст. В.Г. Воздвиженский. - М., 2001. - С. 217-218.

4 Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов / Н.Н. Примочкина. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 256 с. - С. 10.

входили в ВОКП, придерживались иных принципов изображения деревни и крестьянства. Представляется

справедливым мнение литературоведа Г.С. Зайцевой, заявившей, что «.черты психобиографического, художественно-тематического, мировоззренческого

порядка, вместе взятые, определяют крестьянскую литературу как некое самостоятельное литературное явление»1. Подчеркнем: «явление», нуждающееся в изучении, достойное рассмотрения как немаловажной составляющей историко-литературного процесса 1920-х - 1930-х годов.

Первые сведения о ВСКП и обозначение «крестьянский писатель» появляются в начале 1920-х годов в официальных документах и наименованиях, в статьях, заметках, рецензиях критиков Л. Авербаха,

В. Ржиги, А. Дивильковского, М. Шишкевича, А. Ревякина, Н. Острогорского (опубликованы, в основном, в журналах «На литературном посту», «Новый мир», «Жернов», «Земля советская»). В качестве важнейшего фактора, указывающего на принадлежность автора к союзу (позже - к обществу) крестьянских писателей, указывалась социальная принадлежность, жизненный опыт литератора.

Примечательно, что еще в начале ХХ века Л. Толстой в беседе с «писателем из народа» С. Семеновым отметил: «Для народа хорошо выходит у тех писателей, кто сам знает народ и живет с ним» . А Максим Горький в многочисленных высказываниях о крестьянских писателях советского периода особо подчеркивал, что они «деревенские люди., живут жизнью деревни» и «не могут не знать, не чувствовать ее» . Это высказывание 1927

1 Зайцева, Г.С. М. Горький и «крестьянские писатели» начала 20 века / Г.С. Зайцева. - Горький, 1985. - 101 с. - С. 9.

2 Семенов, С.Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом / С.Т. Семенов. - СПб., 1912. -С. 7.

3 Думается, стоит вспомнить и размышления А. Луначарского на эту тему: литератор не может называться крестьянским, если «сам и не пашет, если он ушел от нивы и стал специалистом-писателем»; крестьянский писатель «должен жить одной жизнью

года Горького обращено к С. Подъячеву и И. Вольнову - представителям старшего поколения крестьянских писателей, начавших творчество на рубеже Х1Х - ХХ веков. Но то же можно сказать и о крестьянских писателях, вошедших в литературу в 1920-е годы - многие из них, покинув деревню по разным причинам, возвращались или поддерживали тесную связь с малой родиной на протяжении всей жизни.

Объединение крестьянских писателей тесно связано с литературно-музыкальным Суриковским кружком (в названии было подчеркнуто: «...кружок писателей из народа»), который существовал в Москве с 1905 года. Истоки кружка - в творчестве писателей-самоучек конца Х1Х века, его появление связано с именем поэта Ивана Захаровича Сурикова, объединившего многих вышедших из народа музыкантов, писателей и поэтов, среди них - А. Бакулин, С. Дергунов, М. Козырев, И. Родионов. В составе кружка начинали творчество Н. Клюев,

С. Клычков, С. Есенин, П. Орешин, А. Ширяевец, после Октябрьской революции образовавшие группу новокрестьянских поэтов. После смерти Сурикова (1880) кружок продолжил существование в соответствии с задачами, обозначенными в уставе. Основными среди них были просветительские: подъем национального самосознания, утверждение в русском обществе самобытных духовно-

нравственных основ, продолжение и углубление традиций классической отечественной литературы.

В 1921 году Суриковский кружок утратил единство. На Московской конференции крестьянских писателей было принято решение об образовании Всероссийского союза крестьянских писателей (ВСКП), принят новый устав с прописанным пунктом о признании советской власти. Председателем союза был избран Г.Д. Деев-Хомяковский (один из руководителей «старого» Суриковского кружка), его ближайшими помощниками стали С.Е. Ганшин, Е.Л. Афонин - тоже

с деревней и оставаться крестьянином по интересам и по методам изложения своих мыслей».

бывшие члены кружка. Решение об формировании союза не приняли немногочисленные бывшие суриковцы, которые не вошли в союз, оставшись в составе Суриковского литературно-музыкаль-ного кружка (упразднен в конце 1933 года). С этого времени понятие «крестьянский писатель» стало активно употребляться вместо ранее встречавшихся формулировок: «писатель из народа», «писатель, вышедший из низин» (Л. Клейнборт), «писатель-самоуч-ка»,

«писатель-мужик» (Горький) и др.

В фонде Г.Д. Деева-Хомяковского Российского государственного архива литературы и искусства хранится документ, датированный 28 октября 1924 года, -«Литературная платформа Всероссийского союза крестьянских писателей, принятая расширенным Пленумом Центрального Совета Союза». В нем говорится, что «основами платформы» союза должны стать следующие положения:

в своих произведениях крестьянский писатель, поэт должен разоблачать темные стороны жизни деревни, беспощадно бороться против посягательств,

направленных на срыв коллективных начал в труде;

крестьянский писатель должен стремиться к теснейшей смычке с передовым отрядом пролетарских

писателей;

- крестьянский писатель в творчестве не должен допускать ничего мистического, должен стремиться дать реальное, полное живой правды изображение и т.д. 1.

В документе особо подчеркивалась задача активного привлечения в союз крестьянских писателей литераторов из народа. Что и происходило: если в начале существования организации в нее входило несколько десятков литераторов, то к Первому съезду крестьянских писателей (июнь 1929 года) их было около тысячи. Примечательно, что в литературу нередко «шли» профессионально неподготовленные и даже малообразованные люди -«колхозный и сельхозрабочий молодняк». При вступлении в союз крестьянских

1 Деев-Хомяковский, Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2, ед.хр. 155.

писателей они заполняли анкету, указывая социальное происхождение, партийность, род занятий, «вид творчества, который считают для себя более характерным» и даже «литературный псевдоним». Вопрос об образовании в анкете отсутствовал.

В Рукописном отделе ИМЛИ РАН хранятся вступительные документы нескольких крестьян, желавших войти в ВСКП. Один из них - «Лохин Семен Иванович, 1906 года рождения, уроженец деревни Волчий враг Пензенской губернии; без партийный (орфография и пунктуация автора анкеты сохранена - Л.С.), начал писать с 1924 года; наиболее характерный вид творчества - поэзия; литературный псевдоним - Залесный; основная профессия - землепашество». В приложенной к анкете автобиографии Лохин указал, что закончил четыре класса сельской школы, после чего занимался крестьянским трудом. Ощутив «тягу к литературному творчеству», просит принять его «в ряды писателей»2 (заявление датировано 24 октября 1924 года). Просьба была удовлетворена и не только его -подобных лохиных в рядах ВСКП было немало, особенно в первые годы существования общества. В основном, произведения крестьянских «самородков» помещались на страницы журнала «Жернов» (1925-1927 гг.), впоследствии резко раскритикованного М. Горьким.

Вместе с тем подчеркнем: согласно пункту № 12 Платформы ВСКП, принятой на Пленуме Центрального совета 28 октября 1924 года, «члены союза должны были неуклонно повышать общеобразовательные знания, изучать технику письма и слова, производить строгий анализ

художественных достижений как современной, так и предшествующей нашей эпохе литературы»3.

Значительная роль в деятельности ВСКП принадлежала литераторам из Ленинграда. В. Саянов в конце 1920-х годов отмечал: «Наиболее сильной творческой группой крестьянских писателей следует признать ленинградскую группу «Стройка». На первом месте здесь И. Никитин и М.

2 Материалы ВОКП // РО ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 148.

3 ЦГАИПД, ф. 24, оп. 9, ед.хр. 21.

Карпов...»1. Информация о «Стройке» крайне скудна. О ее возникновении в начале 1930-х годов высказался И.М. Васильев: «Весной 1923 года при Петроградском университете организовалась группа начинающих писателей, куда вошли Б. Соловьев, Г. Фиш, В. Саянов и др. Сразу к ней примкнули рабфаковцы Е. Панфилов, Я.А. Тверяк. Группа эта, названная -«Стройка», осенью слилась с группой пролетписательского молодняка при Комвузе им. Зиновьева «Звенья», откуда пришли Мих. Карпов, Д. Мазнин, рук. группы

А. Крайский»2. В зиму 1923-1924 гг. «Стройка» заняла центральное положение в петроградской ассоциации писателей. В конце 1920-х годов некоторые бывшие «стройковцы» вошли в ВОКП.

В союзе крестьянских писателей складывались непростые отношения. Постепенно образовались две группы, лидеры которых - представитель старшего поколения писателей Г. Деев-Хомяковский и молодой писатель П. Замойский -претендовали на руководящую должность объединения. Противостояние завершилось в ноябре 1927 года, на пленуме ВСКП. Деятельность Деева-Хомяковского была признана неудовлетворительной

(«антипартийная работа, <...>

материальные упущения, <...> неэтические поступки»), ему предложили сложить полномочия председателя союза3. Пленум принял решение о переименовании ВСКП во Всероссийское общество крестьянских писателей - ВОКП. Председателем общества избрали отсутствующего на пленуме писателя из крестьян С.П. Подъячева, заместителем - П. Замойского.

1 Саянов, В. Современные литературные группировки / В. Саянов. - М. - Л., 1928.

2 Саянов, В.М. Современные литературные группировки. - М.: Л., 1928. - 100 с. - С. 45.

3 Примечательно, что в заявлении Деева-Хомяковского указаны другие причины ухода с должности председателя: «Невыносимо тяжелая работа по руководству обществом крестьянских

писателей в течение 6,5 лет, федерацией советских

писателей, Литфондом <...>. Я по предложению врачей должен сократить нагрузку вследствие осложнения болезни сердца» (Деев-Хомяковский Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2.).

Семен Павлович Подъячев, известный и уже немолодой тогда писатель, был далек от окололитературной суеты, жил с семьей в деревне Обольяново, готовил к изданию собрание сочинений, вел активную переписку, боролся с болезнями и бытовой неустроенностью. О своей новой должности он узнал из письма И.М. Касаткина, который участвовал в работе пленума. Фактически обществом стал руководить П. Замойский, в целом деятельность ВОКП осуществлялась под контролем ЦК ВКП (б).

Об отношении Замойского к разгромленным суриковцам (в лице Г. Деева-Хомяковского, прежде всего) свидетельствует его письмо к С.П. Подъячеву с просьбой способствовать объединению «вокруг ВОКП всех уже выявившихся мастеров слова, крестьянских писателей, привлечь их в организацию и окончательно угробить суриковский дух, так провонявший наше общество»4. Под «суриковским» духом Замойский подразумевал «реакционное

народничество», отвергаемое новой властью, «голое» просветительство.

Важно отметить, что с этого времени руководители ВОКП обращают особое внимание на классовое расслоение, неоднородность крестьянства,

непримиримую классовую борьбу в деревне. «Первое из основных положений ВОКП, - писал критик В. Карпинский, -требует признания классового расслоения, классовой борьбы внутри крестьянства, классового подхода к крестьянской художественной литературе и исключения буржуазно-кулацких писателей из крестьянских писательских рядов»5. Очевидно, что эта позиция была определена намеченным партией курсом на коллективизацию и уничтожение кулака как класса.

Пленум 1928 года обновленного ЦС ВОКП вынес на обсуждение вопросы о путях развития крестьянской литературы, платформе общества. Но прежде

Подъячев, С.П. // РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр.

242.

5

Карпинский, В. Кого же считать крестьянским писателем? / В.Карпинский // Земля советская. -1929. - № 4. - С. 52.

4

необходимо было определиться в главном: кого можно назвать «подлинно крестьянским писателем»? Вопрос вызвал активную дискуссию на страницах «Нового мира» и оппонирующих ему журналов «Земля советская» и «Октябрь». Участники пленума предложили свое определение крестьянского писателя, подчеркнув в качестве основного - классовый принцип. Утверждалось, что не являются крестьянскими писатели «с кулацкой идеологией», а также те, кто «продолжает по традиции переживать дореволюционные народнические мотивы, пассивно воспринимать природу, идеализировать патриархальную жизнь и старые деревенские порядки: религию,

собственность, национализм»1.

Обсуждение вопроса получило продолжение на Первом съезде крестьянских писателей. Этому событию предшествовала серьезная

подготовительная работа. Еще в октябре 1925 года заведующий отделом печати ЦК РКП (б) И.М. Варейкис обратился в Оргбюро ЦК РКП (б) с докладной запиской «О созыве съезда крестьянских писателей», в которой обосновывает необходимость съезда. Варейкис, в частности писал: «По самым скромным подсчетам в РСФСР имеется сейчас не менее 1000 организованных в различные союзы и кружки крестьянских писателей <...> Руководить этим стихийным писательским движением становится все труднее <... > Отсюда возникает настоятельная необходимость в координации и объединении действий центральных литературно-крестьянских группировок <...>». В связи с обращением Варейкиса Оргбюро ЦК приняло постановление «О созыве Всероссийского Съезда

Крестьянских писателей», в котором была определена дата: 25 ноября 1925 года. Однако съезд был созван значительно позже, он начал работу третьего июня 1929 года в Центральном Доме крестьянина в Москве. Главный вопрос повестки - пути крестьянской литературы, основное

направление работы съезда - «выяснение идеологической линии и творческого лица крестьянских писателей». Этому посвятили свои выступления А. Дорогойченко, А. Луначарский, И. Батрак,

А. Ревякин и другие. За неделю работы съезда были заслушаны шесть основных докладов, два содоклада, в обсуждении докладов приняли участие около ста делегатов. Яркими были выступления в прениях

А. Чапыгина (« я ушел в исторический роман <...>»), И. Васильева, А. Ревякина, М. Горького («<...> курсы литературной техники, языкознания нужны для крестьянского писателя»), М. Карпова («<...> наконец-то за крестьянской литературой признали свой путь развития <...>»). Ленинградский писатель М. Карпов проявил искреннюю тревогу за судьбу крестьянской литературы: «Странно, в стране со стомиллионным крестьянским населением и вдруг не может быть крестьянской литературы! <...> Подход к материалу у крестьянского писателя иной, чем у пролетарского писателя. Иной метод работы, иная среда у крестьянства, у крестьянского писателя иное

мироощущение, другой язык, другой образ, свойственные только крестьянству <...> Критик же, не знающий деревни, не всегда понимает и не чувствует произведения крестьянского писателя и критикует как раз за то, что является основным в произведении»3.

Главное направление развития крестьянской литературы, в итоге обозначенное съездом, - «изжитие мелкобуржуазной ограниченности и переход на пролетарские позиции», при этом важно «отмежеваться от враждебной кулацкой литературы» .

Переход на «пролетарские позиции» вызвал необходимость изменения названия общества: на расширенном пленуме ВОКП

1 Материалы ВОКП // РО ИМЛИ РАН, ф. 156, оп. 1, ед.хр. 24.

2 РЦХИДНИ, ф. 17, оп.112, ед.хр. 704.

Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.-Л., 1930. - С. 95.

4 Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М. - Л. 1930. - С. 3.

в марте 1931 года было принято решение «О переименовании ВОКП» - оно стало называться Всероссийское общество (организация) пролетарско-колхозных

писателей (ВОПКП). В документах пленума, в частности, говорится: «Борясь за сплошную коллективизацию единоличного сектора деревни и ликвидацию кулачества как класса, пленум отказывается от названия «крестьянских»1. На пленуме были сформулированы задачи нового общества: «<...> поднять большевистскую

боеспособность, чтобы ликвидировать всякую возможность проникновения в ее ряды кулаков и кулацких агентов; на основе жестокой, беспощадной самокритики начать

социалистического наступления»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность ВОКП - ВОПКП в конце 1920-х годов, после первого съезда, заметно оживилась, чему способствовал и журнал крестьянских писателей «Земля советская» (1929-1933), организованный после упразднения журнала «Жернов». По поводу «Земли советской» П. Замойский писал С. Подъячеву в апреле 1928 года: «Цель альманаха - купно показать крестьянских литераторов, а главное - собрать вокруг ВОКП всех уже выявившихся мастеров слова, крестьянских писателей, привлечь их в нашу организацию <...>»4. Отметим, что «Земля советская» является одним из первых советских «толстых» журналов,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Антология крестьянской литературы послеоктябрьского периода. - М.: Л., 1931. - 659 с.

2. В борьбе за пролетарскую литературу (редакционная статья) // Перелом. - 1931.

3. Деев-Хомяковский, Г.Д. // РГАЛИ, ф.1883, оп.2, ед.хр. 155.

4. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. - СПБ., 1996. - 2004. - 464 с.

5. Зайцева, Г.С. М. Горький и крестьянские писатели начала 20 века - Горький, 1985. -101 с. - С. 9.

6. Карпинский, В. Кого же считать крестьянским писателем? // Земля советская. - 1929. - № 4. - С. 47-55.

7. Материалы ВОКП // ОР ИМЛИ РАН, ф.156, оп.1, ед.хр. 148.

8. Материалы ВОКП // ОР ИМЛИ РАН, ф.156, оп. 1, ед.хр. 24.

9. Пути развития крестьянской литературы: Стенограммы и материалы Первого всероссийского съезда крестьянских писателей. - М.: Л., 1930.

10. Подъячев, С П. // РГАЛИ, ф.374, оп. 1, ед.хр. 242.

решительную перестройку и чистку рядов ВОКП, пополняя их новыми пролетарско-колхозными писательскими кадрами»2.

Нередко общество называли организацией пролетарско-колхозных

писателей. Замена слов не была случайной: в целом наименование стало, по словам А.И. Михайлова, «наиболее идеологически выдержанным, поскольку не содержало порочного понятия «крестьянство». Взятое взамен устаревшего слова «общество» слово «организация», - пишет А.И. Михайлов, - действительно, более соответствовало актуальной, поставленной партией перед этим писательским объединением цели: стать «штабом

Постановление пленума ЦС ВОКП «О переименовании ВОКП» // Земля советская. - 1931. -№ 10.

2Там же.

опыт существования которого в новых -советских - условиях нуждается в изучении5.

Период активности общества крестьянских писателей продлился недолго - постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) поставило под вопрос его дальнейшее существование. История ВСКП-ВОКП-

ВОПКП завершилась 1934 годом -

Михайлов, А.И. Ленинградское отделение Российской организации пролетарско-колхозных писателей (1931-1932 гг.) // Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда (1910-1930-х годов): Исследования. Материалы. - Кн. 1. - СПб., 2002. - 391 с. - С. 331.

4 Подъячев, С.П. // РГАЛИ, ф.374, оп. 1, ед.хр. 242.

5 О роли «Земли советской» в истории ВОКП -

крестьянские литераторы вошли в состав Союза советских писателей. Этому предшествовала «чистка» рядов ВОПКП.

О важности «чисток» в партийных рядах ВОПКП говорится в редакционной статье журнала «Перелом»: «На пути перестройки крестьянского литературного движения в целом применительно к задачам развернутого социалистического

наступления чистка занимает одно из видных мест. Без очищения своих рядов от классово чуждых и примазавшихся элементов невозможна консолидация коммунистических сил крестьянской литературы.»1.

Для многих крестьянских писателей «чистка» закончилась драматично - их творчество было определено как «проникновение в писательские ряды классового врага». Это, в частности, И. Баранкевич, Н. Кузнецов - «оба по происхождению бывшие дворяне, старые борзописцы, скрывшие свое происхождение»; В. Карпатов, «не знающий решений партии и правительства о коллективизации. и вообще мертвый человек»; Д. Щеглов, опрометчиво заявивший членам комиссии, что «обязанность писателя заключается в его творчестве»2.

ВОПКП см.: Лебедева С.Н. «Земля советская»: К истории забытого журнала // Известия Самарского научного центра РАН. - Вып. 9. - Самара, 2009. - С. 141146; Лебедева С.Н. Проза забытых русских писателей 1920-х годов: Художественное осмысление крестьянской темы: монография. - Тольятти, 2009. - 167 с.

1 В борьбе за пролетарскую литературу (редакционная статья) // Перелом. - 1931. - № 5. - С. 37.

2 Там же. - С. 38.

11. Постановление пленума ЦС ВОКП «О переименовании ВОКП» // Земля советская. - 1931. - № 10.

12. Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 256 с. - С. 10.

13. Роберт, А. Магвайр. Красная новь. Советская литература в 20-е годы. - СПб., 2004. - С. 8.

14. РЦХИДНИ, ф.17, оп. 112, ед.хр. 704.

15. Семенов, С.Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. - СПб., 1912. - С. 7.

16. Сталин, И. Ответ Билль-Белоцерковскому // Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: сост. Г.А. Белая; автор вступ. ст. В.Г. Воздвиженский. - М., 2001. - С. 217-218.

17. Саянов, В.М. Современные литературные группировки. - М.: Л., 1928 - 100 с.

18. Михайлов, А.И. Ленинградское отделение Российской организации пролетарско-

колхозных писателей (1931-1932 г.г.) // Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда (1910-1930-х годов): Исследования. Материалы. - Кн. 1. - СПб., 2002. - 391 с.

19. ЦГАИПД, ф. 24, оп. 9, ед.хр. 21. С.1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.