Научная статья на тему 'О трудностях адаптации леворуких детей к обучению в школе по данным анкетирования родителей'

О трудностях адаптации леворуких детей к обучению в школе по данным анкетирования родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
446
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ / ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / PARENTS' QUESTIONNAIRE / LEFT-HANDED CHILDREN / SCHOOL ADAPTATION DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арбузова Елена Станиславовна, Цветков Андрей Владимирович

Анкетирование родителей использовалось для выявления трудностей адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах школы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство леворуких детей в начальных классах продолжают ориентироваться на дошкольные виды деятельности, а при трудностях отказываться от заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School adaptation difficulties in left-handed children study by parents questionnaire

Parents were questioned with the purpose of study how left-handed children pass through school adaptation. Preschool types of activity and denial in case of difficulties prevail among most of children during their study at primary school.

Текст научной работы на тему «О трудностях адаптации леворуких детей к обучению в школе по данным анкетирования родителей»

группы характерно восстановление исходно высокого уровня творческой мотивации при благоприятных условиях деятельности (свобода действий и мышления), для низкокреативных детей изначально характерна низкая творческая мотивация и формальный уровень отношения к выполняемым заданиям.

Снятие ограничений в мышлении и действиях повышают уровень творческой мотивации, однако это не является ведущим фактором творческой мотивации.

1. Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

4. Семилеткина М.В. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с

различным уровнем креативности: дис. ... канд. псих. наук. М., 1998.

5. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Kuzmin M.A. Peculiarities of creative activity motivation of junior pupils. The article deals with the results of research of the peculiarities of creative activity motivation of junior pupils: there are considered types of creative activity motives, their correlation and peculiarities of dynamics (stability) of creative motivation of different categories of junior pupils (highly creative, medium creative and low creative).

Key words: creativity, creative activeness, creative activity, creativity motivation, junior pupils.

О ТРУДНОСТЯХ АДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Е.С. Арбузова, А.В. Цветков

Анкетирование родителей использовалось для выявления трудностей адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах школы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство леворуких детей в начальных классах продолжают ориентироваться на дошкольные виды деятельности, а при трудностях - отказываться от заданий.

Ключевые слова: леворукие дети, трудности школьной адаптации, анкетирование родителей.

Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе, всегда представляет для ребенка серьезную психологическую нагрузку, а в настоящее время у многих детей вызывает школьную дезадаптацию (школьный стресс).

Возникновение школьного стресса у детей младшего школьного возраста может происходить по следующим направлениям [1, 2]:

1. Появление у ребенка явных трудностей в усвоении школьных знаний и овладении учебными навыками, что приводит к тому, что ребенок «выпадает» из учебного процесса, а взрослые заставляют его тратить слишком много времени на подготовку до-

машних заданий, лишая его достаточного количества времени на восстановление сил.

2. Возникновение у ребенка рассогласования между его возможностями и требованиями, которые предъявляет к нему школа, что провоцирует возникновение психосоматических реакций, негативных эмоциональных состояний, снижение работоспособности и т. д.

3. Освоение ребенком нового типа взаимоотношений: с одноклассниками и учителями, которые могут коренным образом отличаться от привычного ребенку семейного уклада, что может привести к возникновению чувства тревоги, беспокойства и неуверенности к себе.

Именно проблеме рассогласования индивидуальных возможностей ребенка и

школьных требований уделено основное внимание в данной статье.

Первой причиной этого несоответствия является то, что в настоящее время большинство детей приходят в школы не готовыми к обучению, что является результатом скоростной подготовки ребенка к школе в большинстве детских дошкольных учреждений [2].

Второй и наиболее важной причиной рассогласования являются индивидуальнопсихологические характеристики ребенка. Одной из индивидных психологических особенностей человека является профиль латеральной организации психических функций.

По нашим наблюдениям: в школы города Новомосковска Тульской области в 1998 г. поступило 5,2 % леворуких детей, в 1999 г. -

6,1 %, в 2000 г. - 5,5 %, в 2001 г. - 7,5 %, в 2002 г. 7,9 %, в 2003 г. - 8,3%, в 2004 г. - 8,6 %, в 2005 г. - 9,3 %, 2006 г. 11,4 %, в 2007 г. -

13,2 %.

Возрастание количества леворуких первоклассников актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к школе, где учебный процесс ориентирован исключительно на детей, использующих для письма правую руку [4].

Исследование поставленной проблемы проводилось в 2003-2007 гг. в г. Новомосковске Тульской области в средних школах № 14, 12, 25. Экспериментальную группу составил 41 учащийся 1-х классов с правополушарным типом распределения психических функций (леворукие дети). В качестве контрольной группы были взяты 41 учащийся этих же классов с левосторонним типом распределения психических функций (праворукие дети). Исследование проводилось в 2004-2006 учебном году. Средний возраст испытуемых: 7 лет. Гендерный состав групп: экспериментальная группа: 22 мальчика, 19 девочек; контрольная группа: 21 мальчик, 20 девочек.

Для диагностических целей были использованы следующие методики: 1. Беседа и анкетирование родителей детей; 2. Методика «Беседы о школе» [3].

По результатам анкетирования родителей право- и леворуких детей были получены следующие результаты:

1. На вопрос «Есть ли в семье еще левши?» 66 % родителей леворуких детей и 14 % родителей праворуких детей ответили «есть».

2. Патологию беременности или родов отметили 19,5 % родителей леворуких детей и 26,8 % праворуких детей.

3. 100 % родителей леворуких детей и

46,3 % праворуких детей считают, что ребенок-левша сталкивается с трудностями в школе и в быту.

4. 87,2 % родителей леворуких детей отметили, что их ребенок неохотно ходит в школу, у праворуких детей данный показатель равен 9,76 %.

5. На вопрос «Принимает ли ребенок школьный распорядок?» ответили «нет» 61 % родителей леворуких детей и 34,1 % родителей праворуких детей.

6. За свои успехи и неудачи переживает

95,1 % леворуких детей и 100 % праворуких детей.

7. Лишь 90,2 % леворуких детей делится с родителями о своих впечатлениях о школе, у праворуких детей этот показатель 100 %.

8. Отрицательные впечатления о школе у 78 % леворуких детей и 4,8 % у праворуких детей.

9. На приготовление домашних заданий ежедневно тратят 1 час: 9,8 % леворуких детей и 39,2 % праворуких детей; 2 часа тратят

60.9 % леворуких детей и 48,7 % праворуких детей и более 3-х часов тратят на приготовление домашних заданий 29,3 % леворуких детей и 12,1 % праворуких детей.

10. 75,6 % леворуких детей и 21,9 % праворуких детей всегда нуждается в помощи при приготовлении школьных уроков.

11. При возникновении трудностей в работе 44,9 % леворуких детей и 4,8 % праворуких детей пасует, 46,3 % леворуких и 31 праворуких детей просят помощи.

12. Не способны сами проверить свою работу и найти ошибки 58,5 % леворуких и

4.9 % праворуких первоклассников.

13. 46,3 % леворуких детей и 51,2 % праворуких детей жалуется на своих одноклассников.

14. 75,6 % леворуких детей и 9,7 % праворуких детей не справляется со школьной нагрузкой - испытывает напряжение и усталость.

15. 61 % родителей леворуких детей и 17,7 % родителей праворуких детей считают, что деятельность учителя не способствует устранению трудностей в школе для их ребенка.

16. Отрицательно отзываются о своем учителе 60,9 % леворуких и 12,2 % праворуких детей.

Таким образом, можно отметить, что леворукие дети испытывают большие трудности в школе, так как неспособны сами приготовить уроки и найти свои ошибки, их отношение к школе и учителю в большинстве случаев отрицательное, и, хотя они меньше жалуются на одноклассников по сравнению с праворукими детьми, посещают ее леворукие дети в основном неохотно. 50,57 % родителей леворуких детей отметили, что их ребенок обладает высоким показателем тревожности.

При проведении методики «Беседы о школе» 54 % леворуких первоклассников показали ориентацию на дошкольные виды деятельности, при 29 % у праворуких детей, и даже при положительном отношении к школе у леворуких детей более ярко выражена направленность на внешние атрибуты школьной деятельности и игровые ситуации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) леворукий ребенок и по данным самоотчета (Беседы о школе), и по данным анкетирования родителей имеет низкий уровень готовности к школьному обучению;

2) школьная дезадаптация у леворуких детей протекает по следующим вариантам -уход в дошкольные виды деятельности; отказ от деятельности, невротизация.

1. Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1-2. С. 15-19.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2006.

3. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 2003.

4. Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. М., 2004.

Поступила в редакцию 22.11.2007 г.

Arbuzova E.S., Tsvetkov A.V. School adaptation difficulties in left-handed children study by parents’ questionnaire. Parents were questioned with the purpose of study how left-handed children pass through school adaptation. Preschool types of activity and denial in case of difficulties prevail among most of children during their study at primary school.

Key words: left-handed children, school adaptation difficulties, parents’ questionnaire.

ПОТРЕБИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА

Ю.Е. Болотин

В статье анализируется проблема субъектности потребителя с позиций отечественной психологической методологии. Установлено, что при маркетинговом подходе субъектность потребителя учитывается недостаточно. В результате эмпирического исследования обнаружено: 1. Субъектность потребителя проявляется в интерпретации мотиваторов-причин покупки товара. 2. Интерпретацию детерминируют такие компоненты субъектности потребителя, как удовлетворенность актуальных потребностей и интернальность локуса субъективного контроля.

Ключевые слова: потребитель, субъект, интерпретация.

Современное российское общество уверенно движется по пути формирования общества потребления. В зарубежных исследованиях теория потребления разрабатывается примерно с середины XIX в., когда был выдвинут ряд идей, касавшихся мотивации потребления вообще и потребительского поведения, в частности. Как правило, данная проблематика разрабатывалась в русле социоло-

гии: идея товарного фетишизма К. Маркса; теория «показного» (престижного) потребления Т. Веблена; теория моды Г. Зиммеля; концепция роскоши В. Зомбарта; концепция статусных групп и протестантской этики М. Вебера и другие. Наиболее крупными современными теоретиками потребления являются П. Бурдье (главный труд «Отличия: социальная критика суждений о вкусе») и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.