Научная статья на тему 'О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза'

О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / LEGAL EDUCATION / TRANSDISCIPLINARITY / TECHNOLOGICAL CONVERGENCE / SECTORAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щурикова Л.Г., Барабанова С.В., Гарипова О.Н.

Реформа системы высшего образования обозначила необходимость реализации новых подходов к правовому образованию студентов технического вуза. Применение трансдисциплинарного подхода с позиции технологической конвергенции, а также с позиции конвергенции правового знания и отраслевой экономики является одним из направлений повышения качества профессионального правового образования инженера. Технологическая конвергенция дает возможность использовать в процессе правового образования студентов технического вуза новейшие достижения в сфере информационных и гуманитарных технологий. Применение конвергенции правового знания и отраслевой экономики призвано обеспечить решение задачи перерастания фрагментарных правовых знаний, приобретаемых обучающимися в рамках изучения правовых дисциплин, в целостное профессиональное знание, позволяющее решать будущим инженерам сложные, многопрофильные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TRANSDISCIPLINARY APPROACH TO LEGAL EDUCATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The reform of the higher education system highlighted the need to implement new approaches to the legal education of technical university students. The application of a transdisciplinary approach from the standpoint of technological convergence, as well as from the standpoint of the convergence of legal knowledge and the sectoral economy is one of the ways to improve the quality of professional legal education of an engineer. Technological convergence makes it possible to use the latest advances in the field of information and humanitarian technologies in the process of legal education of students of a technical college. The application of legal knowledge and sectoral economics convergence is intended to provide a solution to the problem of the development of fragmented legal knowledge acquired by students in the study of legal disciplines into holistic professional knowledge, allowing future engineers to solve complex, multidisciplinary tasks.

Текст научной работы на тему «О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза»

УДК 378

О ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМ ПОДХОДЕ К ПРАВОВОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Л.Г. Щурикова, С.В. Барабанова, О.Н. Гарипова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли - СИНЕРГИЯ-2018»

Аннотация. Реформа системы высшего образования обозначила необходимость реализации новых подходов к правовому образованию студентов технического вуза. Применение трансдисциплинарного подхода с позиции технологической конвергенции, а также с позиции конвергенции правового знания и отраслевой экономики является одним из направлений повышения качества профессионального правового образования инженера.

Технологическая конвергенция дает возможность использовать в процессе правового образования студентов технического вуза новейшие достижения в сфере информационных и гуманитарных технологий. Применение конвергенции правового знания и отраслевой экономики призвано обеспечить решение задачи перерастания фрагментарных правовых знаний, приобретаемых обучающимися в рамках изучения правовых дисциплин, в целостное профессиональное знание, позволяющее решать будущим инженерам сложные, многопрофильные задачи.

Ключевые слова: правовое образование, трансдисциплинарность, технологическая конвергенция, отраслевая экономика.

ABOUT TRANSDISCIPLINARY APPROACH TO LEGAL EDUCATION

OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

L. Shchurikova, S. Barabanova, О. Garipova

Abstract. The reform of the higher education system highlighted the need to implement new approaches to the legal education of technical university students. The application of a transdisciplinary approach from the standpoint of technological convergence, as well as from the standpoint of the convergence of legal knowledge and the sectoral economy is one of the ways to improve the quality of professional legal education of an engineer.

Technological convergence makes it possible to use the latest advances in the field of information and humanitarian technologies in the process of legal education of students of a technical college. The application of legal knowledge and sectoral economics convergence is intended to provide a solution to the problem of the development of fragmented legal knowledge acquired by students in the study of legal disciplines into holistic professional knowledge, allowing future engineers to solve complex, multidisciplinary tasks.

Keywords: legal education, transdisciplinarity, technological convergence, sectoral economics.

Отличительной чертой XXI века является беспрецедентный спрос на высшее образование, вследствие осознания его значимости для преобразования и устойчивого развития как отдельного человека, так и общества, нации в целом. Это возлагает на систему высшего образования необходимость решения

грандиозных задач повышения качества подготовки посредством разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, способствующих «созданию новых знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними» [5].

Особенностью современного научного знания является весьма условное его деление на отрасли, подотрасли, имеющее целью упрощения его

понимания. Такое деление дает нам право утверждать, что в настоящее время предметом изучения становятся различные формы окружающей нас действительности без изучения связей между этими формами и способов их взаимовлияния [7;6].

Необходимость укреплять и развивать междисциплинарность и трансдисциплинарность в системе высшего образования определена Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века. Основное значение данных подходов состоит в том, что их применение способствует формированию навыков и развитию способностей к жизни в меняющихся условиях, обеспечивает становление социальной и профессиональной мобильности.

Первое определение трансдисциплинарности в науке было дано в 1970 г. Жаном Пиаже. Он рассматривал трансдисциплинарность как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами». Он считал, что новая область знаний должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. «Такая

трансдисциплинарность, - писал он, - должна являться «координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» [13].

В настоящее время существует много подходов к определению

трансдисциплинарности. Она рассматривается и как декларация, провозглашающая равные права ученых [15], и как высокий уровень образованности. Некоторые ученые

рассматривают ее как «правило исследования окружающего мира» [12]. С точки зрения профессионального образования,

трансдисциплинарность рассматривается нами как «принцип организации научного знания» [14]. Несмотря на то, что в настоящее время анализу трансдисциплинарности посвящено достаточно много исследований, всесте с тем применение данного подхода к системе правового образования еще не нашло достаточного осмысления.

Трансдисциплинарность в правовом образовании обеспечивает обогащение и преобразование правовых знаний, основанных на трансдисциплинарном дискурсе разного рода дисциплинарных практик.

Трансдисциплинарность права в системе технического и технологического образования предполагает также включение «гуманитарных ценностей в контекст научного исследования» [6, с.205].

Трансдисциплинарность в правовом образовании многоаспектна.

Прежде всего, трансдисциплинарность в правовом образовании можно рассматривать как модификацию профессионального правового образования, основанного на конвергенции науки и технологий. XXI век характеризуется повышением роли науки в происходящих социальных изменениях. В основе всех этих изменений являются технологии: промышленные, научные, социальные. «Конвергенция науки, технологий и общества, проявляющегося в парадигме научно-технологического развития общества, обеспечивает соорганизационное взаимодействие и развитие технонаучной и социальной сфер» [11;7].

Конвергенция технологий и знаний в правовом образовании студентов технического вуза основана, прежде всего, на философском обосновании среды жизненного мира человека с этическими императивами, ценностными установками, обеспечивающими решение задачи формирования у обучающихся активной жизненной позиции, их воспитание в духе гражданственности.

Правовое образование студентов технического вуза основано также на конвергенции правового знания и надотраслевых информационных технологий, которые на современном этапе общественного развития стали методологической базой научного познания, представляющего собой соединение педагогических и информационно-сетевых технологий на основе свободного обмена [8; 14]. Правовое образование немыслимо без применения информационных технологий, обеспечивающих его переход на новый технологический уровень, соответствующий требованиям современного профессионального образования. Применение информационных технологий способствует решению

принципиально новых дидактических задач, обеспечивающих эффективность и качество обучения. Использование правовых

информационных систем, электронных образовательных средств, средств коммуникации позволяет студентам обучаться по оптимальной для них программе с учетом их познавательных способностей. Информационные технологии также обеспечивают решение задачи оптимизации соотношения теоретической и практической подготовок обучающихся.

В системе социальных технологий необходимо, прежде всего, выделить педагогические технологии, обеспечивающие целенаправленное проектирование

педагогического процесса формирования правовой компетентности обучающихся. В системе педагогических технологий с позиции трансдисциплинарного подхода особо следует обратить внимание на когнитивные технологии.

Когнитивные технологии включают в себя знание «общих принципов управления ментальными процессами в человеческом мозгу, восприятия и осмысления окружающего мира» [11, с.56]. Когнитивные технологии в правовом образовании представляют собой особую тактику целедостижения, опирающуюся на процессы познания, переработку информации и обеспечивающую возможность индивидуального и коллективного воздействия на обучающихся, включающего в себя пропаганду правовых

знаний, изменение индивидуального и коллективного правового сознания.

Применение когнитивных технологий имеет целью воздействия на подсознание обучающегося с целью раскрытия внутренних резервов познания. Таким образом, в основе когнитивных технологий лежат психологические теории, достижения в сфере нейро-физиологии, обеспечивающие управление процессом познания. Человеческий мозг постоянно воспринимает огромный поток информации. Основная задача применения когнитивных технологий - возможность направить эту информацию в нужное русло, соответствующее задачам обучения. Применение когнитивных технологий дает возможность использовать индивидуальные возможности или привычки обучающихся в целях усвоения преподаваемого материала на подсознательном уровне, а не в качестве зубрежки.

В основе развития когнитивных технологий в правовом образовании лежит формирование эндогенного общества, предусматривающего широкое применение информационных технологий в процессе восприятия правовой информации. Основной задачей правового образования в эндогенном обществе является усвоение обучающимися методологии восприятия полезной правовой информации.

Применение когнитивных технологий предусматривает поэтапный мониторинг достижений обучающихся. На основе когнитивного мониторинга строится диаграмма когнитивного профиля обучающихся в соответствии с которым осуществляется проектирование учебного процесса. Сущность когнитивной технологии, а также этапы проектирования учебного процесса на основе применения когнитивных технологий проанализированы в работе М.Е. Бершадского «Когнитивная образовательная технология».

Когнитивные технологии относятся к категории алгоритмизированных технологий, «базирующихся на кибернетических принципах процесса обучения» и предусматривающих наличие обратной связи [4].

Результаты мониторинга служат точками бифуркации педагогического процесса, определяющими необходимость коррекции педагогической модели формирования правовой компетентности обучающихся.

Применение гуманитарных технологий в правовом образовании студентов технического вуза основано на философском осмыслении юридической аксиологии и обеспечивает решение как педагогических, так и

общепрофессиональных задач, рассматриваемых нами в контексте реализации принципа гуманизации современного инженерного образования. Исследованию гуманитарных технологий посвящены труды многих современных авторов, таких как Н.А. Кузнецова, О.С. Мартьянова, М.В. Силантьева и др. Несмотря на то, что существуют некоторые различия в понимании сущности гуманитарных технологий различными авторами, анализ данных исследований приводит нас к выводу, что основной целью применения данных технологий является культивирование ценности человека, его прав и свобод как «наивысшего достижения природы». Применение гуманитарных технологий в правовом образовании студентов технического вуза предполагает ориентацию педагогического процесса непосредственно на обучающегося с учетом его личностных качеств и ценностных ориентаций, обеспечивающую в дальнейшем его субъективную самореализацию. Гуманитарные технологии с позиции профессионального правового инженерного образования имеют целью очеловечивания постиндустриального состояния России, основанного на технических и технологических успехах. Таким образом, гуманитарные технологии в правовом образовании студентов технического вуза рассматриваются нами как совокупность педагогических методов и инструментов, основанных на аксиологическом подходе и обеспечивающих решение задачи правового образования и воспитания обучающихся.

Трансдисциплинарность в правовом образовании можно рассматривать также как конвергенцию правового знания и отраслевой экономики, основанную на холистической парадигме, предполагающей целостность научных знаний, единство профессиональной подготовки. При трансдисциплинарном подходе, предполагающем конвергенцию

технологических, организационных и

менеджерских инноваций, правовое образование становится элементом единой науки, основанной на постнеклассической когнитивной методологии «формирования новых способов работы и средств мышления» [2]. Таким образом, трансдисциплинарный подход в правовом образовании способствует синтезу изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи.

Трансдисциплинарность правового научного знания характеризуется развитием новых направлений институциональной теории права,

таких как экономика права, социология права и др.

Изучение внутренних связей права с иными видами научного знания, использование результатов научных исследований по иным научным направлениям в правовом образовании является необходимым условием обеспечения целостности профессионального знания.

В настоящее время отсутствует единая трактовка дефиниции экономики права. Это объясняется неоднозначностью понимания ее сущности и, как следствие, наличием внутренних разногласий и противоречий методологического характера в ее изучении.

Экономика права выделилась в самостоятельное институциональное направление еще в середине 60-х годов XX века. Изучением сущности экономики права занимались многие выдающиеся ученые, такие как Р. Коуз, Р. Познер, Г. Калабрези. С точки зрения профессионального правового образования, особо необходимо выделить труды Г. Беккера по экономическому анализу преступности, труды В.С. Автономова и др. авторов, анализирующих экономическую эффективность права.

Среди предлагаемых определений нами выделено соответствующее целям правового профессионального образования: экономика права - это изучение «механизма воздействия права на поведение экономических агентов» [3]. Таким образом, в рамках экономики права осуществляется анализ реакции экономических агентов на различные правовые установления с позиции их целесообразности.

При изучении экономики права необходимо также обратить внимание не только на взаимосвязь, но и на взаимовлияние экономики и права. Требование экономической эффективности способствует тому, что изменение экономических

факторов приводит к изменению самих правовых норм.

С точки зрения экономической эффективности, «агенты ведут себя как рациональные максимизаторы при принятии не только рыночных, но и внерыночных решений (таких, например, как нарушать или не нарушать закон, возбуждать или не возбуждать судебный иск и т.д.)» [1, с.676]. Таким образом, правовая система, подобно рынку, рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов.

Социология права является достаточно молодой отраслью науки. Одной из основных задач социологии права является исследование социальных закономерностей применения и развития правовых норм [9, с.475], изучение социальной эффективности права [10;7]. В рамках изучения социологии права происходит уяснение социальных причин, порождающих ту или иную правовую норму, а также социального эффекта от ее применения с учетом интересов и установок лиц, чье поведение определено реализацией норм права. В рамках изучения социологии права происходит усвоение подлинной сути и назначения права как способа реализации интересов как общества в целом, так и каждого отдельного индивида. При этом в обществе формируется отношение к праву как социальной ценности.

Таким образом, применение

трансдисциплинарного подхода к правовому образованию студентов технического вуза призвано обеспечить адаптацию полученных в процессе профессиональной подготовки знаний, к их совместному использованию и решению сложных многопрофильных профессиональных задач.

Литература:

1. Автономов В.С. История экономических учений / В.С. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонией; под ред. В.С. Автономова. - М., 2002. - 784 с.

2. Алиева Н.З. Образование в XXI веке: аксиологический аспект: монография / Н.З. Алиева. -Шахты: ЮРГУЭС, 2010. - 223 с.

3. Бальсевич А. Экономика права: предпосылки возникновения и история развития [Электронный ресурс] / А. Бальсевич. - Режим доступа: http://institutiones.com/theories/1025-ekonomika-prava.html

4. Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология [Электронный ресурс] / М.Е. Бершадский. - Режим доступа: http://bershadskiy.ru /шdex/kogmtivmja_obrazovatelmja_ tekhnologija/0-27

5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901839539

6. Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности / Л.П. Киященко, В.И. Моисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2009. - 205 с.

7. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - новый этап научно-технического развития / М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина // Вопросы философии. - 2013. - № 3. - С. 312.

8. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв а будущее / М.В. Ковальчук // Российские нанотехнологии. - Т.6. - № 1-2. - С. 13-23.

9. Социологический словарь; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М., 2014 - С. 474-475.

10. Социология права: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение»; авт.-сост. В.Н. Дубовицкий. - Минск: БГУ, 2009. - 67 с.

11. Шевченко Ю.С. Конвергенция науки, технологий и человека: философский анализ: дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.08 / Ю.С. Шевченко. -Ростов-на-Дону, 2014. - 128 с.

12. De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of Sao Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS).

13. Erich Jantsch. Vers l'interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l'enseignement et l'innovation, in Léo Apostel et al, 1972.

14. Moral Project. CIRET. 1987. URL: http://ciret-transdisciplinarity.org/moral_ project.php

15. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrabida, Portugal, November 2-6. URL: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/ charten.htm

Сведения об авторах:

Щурикова Лариса Геннадьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: Lara6524@mail.ru

Барабанова Светлана Васильевна (г. Казань, Россия), доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: sveba@inbox.ru

Гарипова Ольга Николаевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: garipova2103@mail. ru

Data about the authors:

L. Shchurikova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Law, Kazan National Research Technological University, e-mail: Lara6524@mail.ru

S. Barabanova (Kazan, Russia), Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Law at Kazan National Research Technological University, e-mail: svevaba@inbox.ru

O. Garipova (Kazan, Russia), Senior Lecturer, Department of Jurisprudence, Kazan National Research Technological University, e-mail: garipova2103@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.