Научная статья на тему 'О традиционном гостевом этикете тюркоязычных народов Дагестана'

О традиционном гостевом этикете тюркоязычных народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2067
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ / ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ГОСТЬ / ТРАДИЦИИ / РИТУАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минатулаева Камилла Магомедрасуловна

Традиционная культура поведения и этикет кумыков, ногайцев, дагестанских азербайджанцев и терекеменцев складывались на протяжении многих веков, в них наиболее ярко отражены этническое своеобразие, национальная самобытность народа, а также культурные предпочтения и традиции. Кроме того, в этикете и культуре поведения тюркоязычных народов Дагестана отражаются характеры народов, их культурное многообразие, стереотипы поведения и этническое самосознание. Добрососедские взаимоотношения тюркоязычных народов с северокавказскими и дагестанскими народами в целом способствовали развитию дружеских отношений между ними. Институт гостеприимства оказал огромное влияние на развитие политических, экономических и духовных связей между народами Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О традиционном гостевом этикете тюркоязычных народов Дагестана»

О ТРАДИЦИОННОМ ГОСТЕВОМ ЭТИКЕТЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

®2010 Минатулаева К.М.

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Традиционная культура поведения и этикет кумыков, ногайцев, дагестанских азербайджанцев и терекеменцев складывались на протяжении многих веков, в них наиболее ярко отражены этническое своеобразие, национальная самобытность народа, а также культурные предпочтения и традиции. Кроме того, в этикете и культуре поведения тюркоязычных народов Дагестана отражаются характеры народов, их культурное многообразие, стереотипы поведения и этническое самосознание.

Добрососедские взаимоотношения тюркоязычных народов с северокавказскими и дагестанскими народами в целом способствовали развитию дружеских отношений между ними. Институт гостеприимства оказал огромное влияние на развитие политических, экономических и духовных связей между народами Дагестана.

Kumyks’, Nogays’, Dagestan Azerbaijanis’ and Terekemen’s traditional behavioral culture and etiquette have been formed throughout many ages. They reflect ethnic originality, national identity of people, cultural preferences and traditions. In addition, etiquette and behavioral culture of Dagestan Turkic-speaking peoples reflect their nature, their cultural variety, behavior stereotypes and ethnic self-consciousness.

Turkic-speaking peoples’ good-neighbourly relations with the North-Caucasian and Dagestan peoples promoted the development of the friendly relations between them. Hospitality institution exerted the large influence upon the development of politic, economic and spiritual connections between Dagestan peoples.

Ключевые слова: этикет, этикетные нормы, тюркоязычные народы, гостеприимство, гость, традиции, ритуал.

Keywords: etiquette, etiquette norms, Turkic-speaking peoples, hospitality, guest, traditions, ritual.

Дагестан многонациональная республика. У его народов

самобытные и очень богатые

история, культура, этика, традиции и обычаи. Каждый этнос уникален по-своему и привлекает немало

исследователей, что позволяет с каждым годом все больше и больше раскрывать новые и немаловажные подробности материальной и духовной жизни дагестанцев. В последнее время заметно возрос интерес исследователей к историческому прошлому больших и малых по численности народов,

этнических и этнографических групп, к их культурному наследию.

Объектом же нашего

исследования послужили

тюркоязычные народы, населяющие территорию Дагестана. К ним относятся: кумыки, ногайцы,

дагестанские азербайджанцы и терекеменцы. Каждый из этих народов объединяет не только

территориальная близость, но и «общность исторических судеб, тесные и длительные экономические и этнокультурные контакты» [5. С. 26]. Эти связи развивались

многосторонне. Существовало много причин, по которым, например, кумыки и азербайджанцы вступали между собой в тесные экономические и культурные контакты. Это выражалось «в совместном пользовании пастбищами, лесными угодьями, в совместном освоении отходниками промысловых

территорий (нефть, соль, рыбные промыслы, маренные плантации)» [2]. В большинстве случаев все контакты между кумыками и дагестанскими азербайджанцами носили добрососедский характер, распространение в их среде получили куначеские связи. Кунаки посещали друг друга не только по необходимости, по важным событиям, но и для приятного времяпровождения, для отдыха и дружеского общения [5. С. 239].

Г оворя о дагестанских азербайджанцах, нельзя не упомянуть о близких им во многих отношениях терекеменцах, которые являются особой этнической группой азербайджанцев [6. С. 3].

Терекеменцы говорят на диалекте азербайджанского языка, но в целом «на их язык определенное явление оказали языки народов Дагестана, в первую очередь и в наибольшей степени кумыкский [9]. Несмотря на некоторые существующие различия в элементах быта и культуры, терекеменцев и азербайджанцев иногда рассматривают как одну народность, имеющую одно этническое лицо [10].

Немалое участие в «культурном обмене» приняли и ногайцы, часть которых вела кочевой образ жизни. Благодаря тесному социально-экономичес-кому и культурному взаимодействию с дагестанскими и северокавказскими народами

произошли качественные изменения в культуре ногайцев. Под

воздействием оседлых народов культура ногайцев видоизменялась, приспосабливалась к новым условиям, приобретая новые черты [8. С. 8].

Традиционная культура поведения и этикет кумыков, ногайцев, дагестанских азербайджанцев и терекеменцев складывались на

протяжении многих веков, в них наиболее ярко отражены этническое своеобразие, национальная

самобытность народа, а также

культурные предпочтения и

традиции. Кроме того, в этикете и культуре поведения тюркоязычных народов Дагестана отражаются характеры народов, их культурное многообразие, стереотипы

поведения и этническое

самосознание.

Одним из самых ярких проявлений культуры поведения и этикета у тюркоязычных народов Дагестана, как и у других дагестанских народов, можно считать обычай

гостеприимства. Ритуалу

гостеприимства свойственны

поразительные совпадения у народов, удаленных друг от друга во времени и пространстве, которые не могут быть случайными, они свидетельствуют об устойчивости неких глубинных структур ритуала, его семантических мотиваций [3].

Обычай приема гостей имеет давние традиции и является типичной этикетной ситуацией. Развитые формы гостеприимства ориентированы на человека,

прибывшего издалека, незнакомого

или малознакомого [4], а наиболее простые, зачаточные формы наблюдаются при приеме хорошо знакомого гостя, возможно, родственника или соседа. У тюркоязычных же народов Дагестана прием гостя развертывается как многодневный детализированный ритуал, что говорит о развитой форме гостеприимства. Как бы развивая эту мысль, С. А. Лугуев пишет, «что обычай развивался,

содержательно наполнялся и

обретал институтолизированные черты особенно с периода становления производящего

хозяйства, обособления таких его

форм, как земледелие, скотоводство, а в последующем - домашних промыслов и ремесел,

хозяйственной специализации и

результата этих сложных процессов

- развития обмена и торговли. Именно с развитием торговообменных операций и

налаживанием, интенсификацией соответствующих связей обычай гостеприимства и куначества обрел ту «законченную», «классическую» форму, которая с некоторыми изменениями и этноспецифическими чертами, характеристиками дошла до поколений людей нового и

новейшего времени» [12. С. 228].

В условия отсутствия

централизованной власти,

бездорожья, сурового и замкнутого быта, слабо развитых товарноденежных отношений институт гостеприимства был одним из важнейших каналов общения представителей различных селений, обществ, народов [7]. Как писал русский исследователь XIX в. А. Лилов, «... гостеприимство было

священной обязанностью каждого. Не принять гостя, не угостить его самым радушным образом... считается и всегда считалось делом унизительным, позорным» [11].

Отказать гостю в ночлеге (гость, как говорили кумыки, это «аллагъ къонакъ») считалось бесчеловечным и безнравственным поступком, что вызывало резкую критику и осуждение со стороны

общественности.

Какая бы беда не постигла дом, какое горе не поселилось бы в доме, хозяин всегда радушно встречал гостя, всегда был ему рад. Не оказать почета гостю считалось позором. «Гостю еду можешь не дать, а встречай радушно», - гласит старинная кумыкская пословица. Даже самые бедные семьи старались угодить гостю, угощая его самым лучшим, что было в доме.

В устном народном творчестве содержится ряд преданий о том, как

некоторые семьи, принимая в своем доме гостя, скрывали от него постигшее семью несчастье, даже смерть члена семьи, стараясь тем самым создать благоприятную обстановку для гостившего и всячески угодить ему.

Принимая в своем доме гостя, все члены семьи относились к нему одинаково радушно, независимо от его социального положения или известности. Также у ногайцев не было принято различать мусульман и христиан.

У терекеменцев же «при гостьбе обычно учитывали равенство статусов. В домах богатых терекеменцев принимали не каждого путника, а только человека того же социального ранга. Равным образом рядовые путники обычно останавливались в домах рядовых общинников, где для них создавались по возможности хорошие условия» [6. С. 165].

Почетным гостем знатного ногайца мог быть только ему равный. У его дома специально устанавливались три столба, к которому прибывшие гости привязывали своих коней [8. С. 302]. Обычно ближайший к дому князя столб был предназначен для коней феодала, второй - для узденей, а дальний столб отводился для коней крестьян.

Условия приема гостей могли отличаться в зависимости от экономических возможностей семьи. Так, наиболее состоятельные кумыки, особенно засулакские, строили во дворе своего дома специальные помещения для гостей, где можно было удобно расположиться и отдохнуть после долгой дороги. «У князей и у

больших именитых узденей были свои кунацкие комнаты в домах. Встав утром и опоясав себя туго поясом при оружии, они уходили в свою кунацкую комнату и там оставались. до тех пор, пока не настанет время спать. В кунацких князей собирались их уздени, молочные родственники» [1].

У состоятельных ногайских семей также имелась специальная юрта для приема гостей (конак уьй), которая всегда обставлялась лучше других юрт. У зажиточных дагестанских терекеменцев существовали

специальные гостевые комнаты (гонаг эв), которые обставлялись лучшей мебелью, утварью и украшались коврами. В домах же рядовых терекеменцев, которые не могли позволить себе иметь кунацкую комнату, хозяин отводил гостю лучшее место в обычной комнате, угощал его лучшими из имеющихся в доме блюд, уступал гостю лучшую постель и всячески старался угодить гостю, чтобы он остался доволен приемом.

Гости делились на несколько категорий: специально

приглашенные (званые гости), неожиданные (незваные гости, случайный путник) и гости, которые могли прийти без приглашения (соседи, родственники,

односельчане) [8. С. 288].

Соответственно ситуации проходил и прием гостей.

Приглашенных гостей всегда встречали более торжественно, нежели незваного гостя, визит которого, как правило, был непродолжительным. Хозяева дома прилагали все усилия, чтобы принять нежданных гостей по всем правилам гостеприимства, и стремились создать максимальный комфорт для уставшего путника. Соседей, родственников и односельчан обычно угощали чаем.

Вот что писал о гостеприимстве ногайцев А. Павлов: «.выбежал лет 12-ти мальчик, живой, резвый, проворный. Он взял под уздцы наших коней и, указывая на свое переездное жилище, сказал нам учтиво: «Милости просим, добрые гости! Войдите, мы рады вам!». Потом отвел он наших лошадей сажень на десять, разнуздал их, стреножил и пустил пастись» [14].

Достойно принять гостя -священный долг хозяина дома,

поэтому он лично встречал приезжего на пороге своего дома. Встреча гостей начиналась с обязательного приветствия и рукопожатия. Желая оказать

внимание молодому гостю, более старший хозяин дома при встрече подавал руку первым, гость же в ответ должен пожать протянутую руку двумя руками. Если среди гостей были женщины, то мужчины здоровались с ними и передавали под покровительство хозяйки дома.

После обмена приветствиями проходили в дом, в богатых семьях в кунацкую. Первым в дом, у ногайцев в юрту, входил гость, вслед за ним хозяин, а затем все остальные. Усаживали гостя на почетное место, если же гость был моложе хозяина, то ему отводили место по левую руку от хозяина дома, а хозяин занимал почетное место.

Пока готовилась еда, хозяин и его гости вели непринужденную беседу, во время которой неукоснительно придерживались этикета,

запрещавшего гостю интересоваться здоровьем жены, дочерей и делами, как-то связанными с ними. В свою очередь, хозяин никогда не спрашивал о цели визита до тех пор, пока гость сам не заговорит об этом. Не принято было задавать гостю двусмысленные вопросы или касаться неприятных гостю тем. Узнав о цели визита, гостю всячески старались помочь, «если гость

приехал для продажи в селении своих товаров или покупки зерна, семья, оказавшая гостеприимство, активно ему помогала: рассказывала о нем соседям, посылала гонцов к своим родственникам, знакомым.» [6. С. 165].

Очень ценилось умение гостя вести беседу за столом, произносить благопожелания или давать советы. Если гость был старше хозяина дома, то трапеза заканчивалась благопожеланиями гостя. Слушать гостя надо было внимательно, изредка вставляя уместные, короткие фразы, не перебивая говорящего. Переговариваться или

перешептываться при госте запрещалось. У дагестанских

азербайджанцев и кумыков женщины на гостевой стол не накрывали, а только готовили еду. Обслуживание стола было обычным делом молодых мужчин, но не юношей. У ногайцев же во время приема наиболее почетного гостя его обслуживал сам хозяин.

Процесс угощения приезжего завтраком ли, обедом или ужином был не только удовлетворением потребностей гостя, но и целой системой ритуализированных

предписаний, а также ограничений и запретов, представлявших в

совокупности детализированный церемониал [12. С. 81]. Вкусить первым пищу считалось

проявлением уважения, и эта

привилегия принадлежала самому старшему за столом.

Для почетных гостей хозяин устраивал пышное застолье, на которое приглашались родственники и соседи. Зажиточные хозяева в честь почетного гостя проводили

соревнования борцов, приглашали

музыкантов, певцов, танцоров. Размах гостеприимства зависел от ранга и состояния принимающей стороны. В прошлом традиционный обычай гостеприимства разворачивался в полной мере представителями аристократии [13].

На следующий день гость мог изъявить желание продолжить свой путь, в таком случае хозяин дома не должен был его задерживать, но для приличия и без лишней настойчивости предлагал приезжему погостить еще день. Гостю же надлежало в мягкой форме отказаться от приглашения и еще раз поблагодарить за предоставленный кров и угощение.

Согласно этикету, первым жилье покидал хозяин, а следом за ним -гость. Обратное могло истолковаться как выпроваживание гостя, что было неприемлемо в этикете

Примечания

тюркоязычных народов Дагестана. Прощаясь, гость и хозяин пожимали друг другу руки и обязательно произносили традиционные по такому случаю пожелания: «счастливо оставаться» и «доброго пути». Также была обязательна со стороны гостя просьба к хозяину дома о посещении последним и его дома.

«Уехать, не попрощавшись, считалось верхом неприличия. Если гость приехал верхом, то сыновья хозяина поддерживали стремя, чтобы он сел на лошадь. Если гость был молодым или средних лет, то он с удалью быстро садился в седло, как бы лишая возможности помочь ему. Садиться на лошадь следовало обернувшись лицом к дому» [8. С. 303].

Согласно гостевому этикету, хозяин дома должен был прежде всего обеспечить своему гостю максимально комфортные условия и оказать ему радушный прием. Он обязывался обычаем выполнять все пожелания гостя и оказывать ему всяческие знаки внимания, содействовать в решении проблем гостя, охране его чести, достоинства и, что немаловажно, сохранности его жизни. Принимая знаки внимания хозяина дома, гость так же неукоснительно следовал этикету, присущему данному случаю, стараясь не обременять принявший его дом своим присутствием.

Добрососедские взаимоотношения тюркоязычных народов с северокавказскими и дагестанскими народами в целом способствовали развитию дружеских отношений между ними. Институт гостеприимства оказал огромное влияние на развитие политических, экономических и духовных связей между народами Дагестана.

1. Алибеков М. Маты кумыков. Махачкала, 1927. С. 27. 2. Алимова Б. М. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев (XX—XIX вв.). Махачкала, 2007. С. 5. 3. Байбурин Д. Е„ Топорков А. А. У истоков этикета. Л., 1990. С. 4. 4. Бгажноков Б. X. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгейских (черкесских) народов // Этические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 179. 5. Гаджиева С. Ш. Дагестанские азербайджанцы XIX- начала XX вв. М., 1999 6. Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы (XIX - начало XX вв.). Историкоэтнографическое исследование. М., 1990. 7. Гаджиева С. Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. Кн. 2. Махачкала, 2005. С. 259. 8. Гимбатова М. Б. Культура поведения и этикет ногайцев в

семейном и общественном быту (XIX- начало XX вв.). Махачкала, 2007. 9. Даданов Н. В. Современная материальная культура азербайджанцев Дагестана (Этнографическое исследование): Авторефер. дис. ... канд. истор. наук. М., 1989. С. 3. 10. Исламмагомедов А. И. Дореволюционное поселение дагестанских азербайджанцев. Махачкала, 1981. С. 17. 11. Лилов А. С. Очерк быта кавказских горцев // СМОМПК. Вып. XIX. Тифлис, 1892. С. 24.12. Лугуев С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет дагестанцев (XIX- начало XX вв.). Махачкала, 2006.13. Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России (XIX - начало XX вв.). М., 1999. С. 79. 14. Павлов А. О ногайцах, кочующих по Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 31.

Статья поступила в редакцию 22.06.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.