Научная статья на тему 'О типологической классификации институциональных субъектов экстремистской деятельности в современной России и исполь- зуемых ими политико-правовых стратегиях и методах'

О типологической классификации институциональных субъектов экстремистской деятельности в современной России и исполь- зуемых ими политико-правовых стратегиях и методах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИЭКСТРЕМИСТСКИИ ТЕХНОЛОГИИ / ТИПОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов С. А.

Статья посвящена выявлению и исследованию основных политико-правовых стратегий и методов экстремистской деятельности в современной России для выработки адекватных мер противодействия. Подробно проанализирована типологическая классификация институциональных субъектов экстремистской деятельности в современной России и используемых ими политико-правовых стратегии и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О типологической классификации институциональных субъектов экстремистской деятельности в современной России и исполь- зуемых ими политико-правовых стратегиях и методах»

Воронцов С.А.

О типологической классификации институциональных субъектов экстремистской деятельности в современной России и используемых ими политико-правовых стратегиях и методах

Материалы, характеризующие процессы, происходящие в социально-политической сфере Российской Федерации, позволяют говорить об институционализации основных субъектов экстремистской деятельности. Выделить консолидированный субъект не представляется возможным, так как в данной сфере действует достаточно много крайне разнородных субъектов. Тем не менее можно достаточно уверенно классифицировать основные экстремистские и террористические организации и объединения, формирующие угрозы российской государственности. Актуальность данной работы определяется необходимостью выявления и исследования основных политико-правовых стратегий и методов экстремистской деятельности в современной России для выработки адекватных мер противодействия.

Типологию субъектов экстремистской (террористической) деятельности можно исследовать по нескольким основаниям.

Так, их можно подразделить по характеру взаимоотношений с государством на оппозиционные (вплоть до ведущих открытую борьбу против правящего режима) и умеренные, имеющие прямое присутствие в государственных органах (например, в парламенте, органах местного самоуправления).

Свою типологию организаций, использующих в своей деятельности экстремистские методы, предложил известный исследователь проблем экстремизма З.С. Арухов:

- «революционеры», деятельность которых направлена на свержение существующих правительств;

- «национал-либералы», которые, с одной стороны, стремятся установить соответствующий их принципам политический режим у себя в стране, с другой - ведут борьбу с внешними силами (палестинские «Хамас», «Джихад ислами», ливанская «Хезболлах» и др.);

- «реформисты», ориентирующиеся в основном на парламентские формы деятельности [1, с. 29-31].

Доктор философских наук И.П. Добаев при классификации институциональных субъектов

экстремистской деятельности использовал эволюционный подход:

- организации первого поколения - египетская «Братья-мусульмане» и другие организации, придерживающиеся аналогичных идейных установок;

- организации второго поколения - возникшие под влиянием идей исламской революции в Иране (например, палестинская «Джихад ислами», ливанская «Хезболлах» и др.);

- организации третьего поколения - появившиеся в ходе событий в Афганистане после апреля 1978 года (например, «Талибан»);

- организации четвертого поколения - международные радикальные исламские группировки, стремящиеся консолидировать и управлять всеми субъектами экстремистской деятельности «мусульманского мира» (например, «Аль-Каида», «Мировой фронт джихада» и др.) [2, с. 16-18].

Если отвлечься от политологического подхода к определению типологии экстремистских организаций и посмотреть на данный вопрос с юридической точки зрения, взяв за основу классификации принцип конспирации при формировании структур и осуществлении ими экстремистской деятельности, то можно выделить:

- субъектов, открыто декларирующих в программных документах и использующих в практической деятельности стратегии и методы экстремистской деятельности;

- законспирированных субъектов, чья причастность к экстремистской деятельности тщательно скрывается;

- частично законспирированных субъектов экстремистской деятельности, состоящих фактически из двух организаций - открытой и законспирированной, что позволяет им изменять в широком спектре методы деятельности в зависимости от складывающейся обстановки.

При построении типологии субъектов экстремистской деятельности в Российской Федерации необходимо учитывать терминологический ряд, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Во второй части ст. 1 указанного закона говорится, что экстремистская организация - это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Таким образом, необходимым юридическим признаком экстремистской организации является вступившее в законную силу судебное решение о ее ликвидации или запрете ее деятельности на определенной территории.

Однако далеко не все объединения или организации, использующие в своей деятельности экстремистские методы, запрещены в судебном порядке. Следовательно, при классификации субъектов экстремистской деятельности должны быть разграничены:

- экстремистские организации, признанные таковыми в судебном порядке;

- организации, декларирующие (использующие) в своей деятельности экстремистские методы, но не признанные экстремистскими в судебном порядке.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую типологию организаций, осуществляющих экстремистскую (террористическую) деятельность в современной России:

I. Организации, признанные экстремистскими (террористическими) в судебном порядке.

II. Организации, использующие экстремистские методы достижения политических целей.

III. Организации, использующие для достижения политических целей экстремистские методы, маскируемые религиозными основаниями.

IV. Криминальные сообщества экстремистской направленности.

Рассмотрим указанные группы.

I. Организации, признанные экстремистскими (террористическими) в судебном порядке.

Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 25 ию-ля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет», на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций.

До 2003 года Россия не имела национального списка экстремистских организаций, деятельность которых законодательно запрещалась на ее территории. Это создавало определенные проблемы при контактах с зарубежными партнерами по антиэкстремистской и антитеррористической тематике. В настоящее время установлена следующая процедура признания какой-либо организации террористической.

ФСБ России на основе имеющейся информации о деятельности террористических группировок, а также материалов, предоставленных МИД, МВД, СВР и ГРУ ГШ ВС России, готовит предложения в Генпрокуратуру России о запрете деятельности тех из них, которые представляют угрозу безопасности РФ.

Генпрокуратура на основании обращения ФСБ России готовит исковое заявление и направляет его в Верховный суд РФ. Заявление принимается к рассмотрению Судебной коллегией по гражданским делам, на которой происходит рассмотрение представленных доказательств. В том случае, если суд признает доказательства достаточными, он принимает решение о признании организации террористической и запрещает ее деятельность на территории РФ.

Существует 3 главных критерия отнесения организации к числу террористических:

- проведение деятельности, направленной на изменение конституционного строя в РФ насильственным вооруженным способом, в том числе с использованием террористических методов;

- связь с НВФ и другими террористическими структурами, действующими на территории СевероКавказского региона;

- принадлежность к организациям, признанным международным сообществом террористическими, или связь с ними.

В настоящее время в перечень организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, внесено 17 субъектов. Список опубликован в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 1014-р в «Российской газете» [3]:

1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа».

2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (КНИД).

3. «База» («Аль-Каида»). Входит в Санкционный список, составленный и обновляемый Комитетом, учрежденным резолюцией 1267 (1999 г.) Совета Безопасности ООН (далее - Санкционный список СБ ООН).

4. «Асбат аль-Ансар». Входит в Санкционный список СБ ООН.

5. «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»). Входит в Санкционный список СБ ООН.

6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»).

7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»).

8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»).

9. «Лашкар-и-Тайба». Входит в Санкционный список СБ ООН.

10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»).

11. «Движение Талибан». Входит в Санкционный список СБ ООН.

12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»). Включена в Санкционный список СБ ООН.

13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»).

14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»). Включено в Санкционный список СБ ООН.

15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»). Входит в Санкционный список СБ ООН.

16. «Исламский джихад - Джамаат моджахедов».

17. «Джунд аш-Шам».

Помимо так называемого «списка 17», существует также перечень организаций, признанных российскими судами экстремистскими. В настоящее время в этот перечень включены:

1. Омское региональное отделение Русского национального единства (РНЕ).

2. Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов.

3. Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов.

4. Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов.

5. Татарстанское региональное отделение РНЕ.

6. Группа «Рада земли Кубанской Духовно-Родовой Державы Русь» (Краснодарское краевое отделение организации «Духовно-родовая держава Русь»).

7. Краснодарская Православная Славянская Община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении.

8. Национал-Большевистская партия.

Решения судебных органов о признании ряда организаций террористическими и экстремистскими имеют принципиальное значение не только для внутренней безопасности, но и в международном плане, так как они ликвидировали пробелы в законодательстве и подтвердили стремление нашей страны выполнить взятые на себя международные обязательства в области борьбы с экстремизмом и терроризмом, вытекающие из Резолюции № 1373 ООН, а также иных международных договоренностей.

В правовом аспекте решения судебных органов создали базу для совершенствования российского законодательства в области борьбы с экстремизмом и терроризмом, позволили в дальнейшем при проведении судебных разбирательств по делам, связанным с проявлениями экстремизма и терроризма, усилить меру наказания, а также облегчить процедуру экстрадиции преступников-иностранцев.

II. Организации, использующие экстремистские методы достижения политических целей.

В Российской Федерации существует несколько десятков организаций, объединений, движений и фронтов, декларирующих в программных документах или допускающих в практической деятельности экстремистские стратегии и методы. Опуская малочисленные и прекратившие свое существование организации, можно выделить следующий круг субъектов:

1. Межрегиональное общественное движение «Объединенный гражданский фронт» (ОГФ).

2. Оппозиционное общественное объединение «Другая Россия».

3. Российское общественно-политическое движение леволиберальной ориентации «Российский народно-демократический союз».

4. Молодежное движение «Идущие без Путина».

5. Молодежное движение «Оборона».

6. Молодежная коммунистическая организация «Авангард красной молодежи» (АКМ).

7. Российская секция Комитета за рабочий интернационал «Социалистическое сопротивление».

8. Национал-патриотическая организация «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ).

9. Национал-социалистическое движение «Славянский союз».

10. Национал-социалистическое (национал-революционное) движение «Русское действие».

11. Межрегиональное анархо-коммунистическое объединение «Автономное действие» (АД).

12. Объединение анархических групп и индивидуалов «Ассоциация движений анархистов» (АДА).

III. Организации, использующие для достижения политических целей экстремистские методы,

маскируемые религиозными основаниями.

К рассматриваемой группе организаций следует отнести структуры фундаментального («параллельного») ислама, формируемые с конца 80-х годов ХХ века ваххабитскими эмиссарами-миссионерами из стран Ближнего и Среднего Востока в республиках Северного Кавказа, прежде всего в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. По мнению В.

Бобровникова, эти структуры по своим взглядам и организации относятся «к фундаменталистским движениям конца ХХ в. в арабских странах, вроде египетских "Братьев-мусульман" или алжирского Фронта исламского спасения» [4, с. 51].

Формирование структур «параллельного» ислама в республиках Северного Кавказа осуществляется методами религиозного убеждения с опорой на историческую память народов, порабощенных Российской империей в период Кавказской войны, а также методами материальной заинтересованности лиц, принимающих ваххабизм.

Так, В. Майсая отмечает, что «благодаря помощи, поступающей от исламских организаций стран Ближнего Востока и Персидского залива, становясь ваххабитом, каждый новый член "Джамаата" получал начальную сумму в размере 500-800 долларов США, а далее - по 300 долларов ежемесячно. Чтобы привлечь молодежь на свою сторону, организовалась бесплатная раздача исламской литературы...» [5, с. 202].

В то же время В. Наумкин считает, что относительная эффективность внедрения ваххабизма на Северном Кавказе объясняется не только величиной финансовых вливаний проповедников, но и определенной привлекательностью этого учения, противопоставляющего этнополитической раздробленности и «смешанной идентичности» единую консолидированную исламскую идентичность, опирающуюся на социальный механизм - исламский джамаат [6].

Северокавказский ваххабизм можно рассматривать как политическое движение, характеризуемое:

- негативным отношением к существующей власти и стратегической целью захвата власти;

- наличием собственной идеологии формирования политической системы, отличной от реально существующей;

- наличием программы государственного строительства и радикальной тактики ее реализации;

- активной деятельностью пропагандистского аппарата, направленной на подрыв существующего государственного строя.

Указанные характеристики движения соответствуют основным признакам экстремистской деятельности, изложенным в Федеральном законе от 25 ию-ля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Структуры «параллельного» ислама, сформированные в Южном федеральном округе, тесно связаны с зарубежными радикальными исламистскими организациями, указанными в группе I, за которыми просматриваются геополитические интересы как государств исламского мира, так и ряда западных держав, стремящихся обеспечить благоприятные условия для оказания выгодного им воздействия на развитие политической, экономической и религиозной ситуации на Юге России.

Организационно субъекты, использующие экстремистские методы достижения политических целей, маскируемые религиозными основаниями, выстраиваются в виде так называемых джамаатов -религиозно-военизированных формирований во главе с амиром. По своей сути джамаат в ваххабитском варианте - союз бандитских групп и сочувствующих им лиц, использующих в качестве идейной платформы для прикрытия своей противоправной деятельности радикальный ислам.

В рассматриваемом контексте понятие «джамаат» обычно воспринимается как структурное подразделение НВФ ЧРИ либо как обособленное бандформирование с религиозно-экстремистским уклоном. Отдельные структурные звенья джамаатов зачастую называют по имени командиров или амиров, возглавляющих данное НВФ. Возникает ошибочное представление о множестве самостоятельных джамаатов.

В настоящее время на Северном Кавказе есть только один джамаат, возглавляемый ВВМШ (Высший военный маджлисуль Шура), а его отделения (так же называемые джамаатами) формируются по территориальному принципу и национально-этническому признаку.

Более правильно говорить о чеченском отделении джамаата, ингушском, кабардинском, балкарском и т.д. В свою очередь, внутри данных структур происходит дальнейшее дробление, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением субъекта РФ.

Структуры джамаатов, построенные по сетевому принципу, обеспечивают жизнеспособность структур «параллельного» ислама (НВФ), ликвидация главарей которых до настоящего времени не приводила к полному разрушению экстремистско-террористической системы. Места ликвидированных «амиров» джамаатов незамедлительно занимали другие лица, более молодые, менее образованные, а поэтому более жестокие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. Криминальные сообщества экстремистской направленности.

Анализ процессов, происходящих в криминальной среде, свидетельствует о росте интереса к радикальным религиозным объединениям со стороны представителей организованных преступных сообществ. Так, в 2003 году в г. Ульяновске была выявлена и ликвидирована межрегиональная организованная преступная группа «Сандрыкина» (около 30 человек), члены которой, называя себя ваххабитами, активно занимались грабежами, разбоями и убийствами. Часть средств от преступной деятельности направлялась на издание экстремистской литературы, аудио- и видеопродукции.

С другой стороны, исламские радикальные группы все чаще используют криминальные способы самофинансирования для организации и проведения экстремистских и террористических акций. Так, по данным правоохранительных органов Дагестана, в 2006 году в Унцукульском районе и г. Махачкале произошли нападения на инкассаторов, перевозивших большие суммы денег. Как показало расследование, эти нападения были организованы религиозными экстремистами.

Выявлены факты участия членов молодежных преступных группировок, в том числе несовершеннолетних, в массовых беспорядках, провоцируемых экстремистскими силами. Так, в ночь на 25 мая 2007 го-да в Ставрополе произошла массовая драка на межнациональной основе между молодежными группами, в которой, по разным оценкам, участвовали от 300 до 400 человек.

Сотрудникам милиции Зеленограда (Московская область) удалось предотвратить массовую драку между членами неформальных молодежных объединений и выходцами из республик Кавказа в районе железнодорожной платформы Крюково. Задержано 35 молодых людей, у 15 - изъяты ножи, газовые баллончики и заточки.

Перерастание традиционных форм групповой подростковой преступности в организованные преступные формирования и далее в НВФ, по мнению специалистов, является опасной тенденцией. Следует согласиться с мнением А.В. Баженова [7, с. 4] о том, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Подростки -это, образно говоря, барометр, позволяющий прогнозировать ценностные параметры будущего общества. Пример тому - известные события во Франции, Бельгии, Германии, когда правоохранительные органы этих стран не могли в течение нескольких недель справиться с массовыми беспорядками, учиненными маргинальными молодежными группами.

В Российской Федерации не снижается активность националистически или религиозно мотивированных вандалов. Нападениям подвергаются могилы и культовые сооружения представителей практически всех религиозных течений. Летом 2006 года было совершено четыре акта вандализма в отношении православных объектов, по три - мусульманских и еврейских объектов, два -протестантских и один - языческого. В Воронеже в марте 2007 года неизвестные вандалы разрушили на еврейском кладбище более 20 надгробных плит. В начале 2007 года здесь уже было дело, также связанное с надругательством над могилами. Тогда на плитах были нанесены свастики. Это преступление было квалифицировано прокуратурой как совершенное по мотивам национальной, религиозной ненависти.

Серьезный ущерб престижу государства наносит преступная деятельность, связанная с насильственными действиями в отношении граждан иностранных государств, совершенных по мотиву национальной, расовой и религиозной вражды (2005 г. - 13 преступлений, 2006 г. - 17). Наиболее тревожное положение сложилось в г. Санкт-Петербурге и Воронеже, где были совершены убийства иностранных студентов, вызвавшие общественный резонанс и повлекшие в указанных городах выступления молодежи с протестами против насилия на почве ксенофобии.

Анализ материалов, характеризующих деятельность указанных выше организаций, движений и групп, позволяет выделить основные политико-правовые стратегии и методы, реализуемые субъектами экстремистской деятельности в современной России.

Как известно, стратегия - искусство руководства общественной, политической борьбой, основанное на правильных далеко идущих прогнозах [8, с. 799]. В преломлении к рассматриваемой проблеме к числу основных политико-правовых стратегий экстремистских организаций следует отнести деятельность, направленную на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности Российской Федерации;

- насильственное построение всемирного «Великого исламского Халифата» (либо «Кавказского Халифата») в регионах РФ с преимущественным проживанием населения, исповедующего ислам.

Данных стратегий придерживаются все 17 организаций (группа I), признанных террористическими в судебном порядке.

Частично или в полном объеме указанных стратегий придерживаются радикальные организации, действующие в субъектах Северного Кавказа, которые используют экстремистские методы для достижения политических целей, маскируя их религиозными основаниями (группа III).

Из числа организаций, использующих экстремистские методы для достижения политических целей, стратегии насильственного изменения основ конституционного строя придерживаются отдельные организации из группы I (список 8) и группы II:

- Национал-Большевистская партия;

- Русское национальное единство;

- Авангард красной молодежи (АКМ);

- Социалистическое сопротивление.

Остальные организации, использующие экстремистские методы для достижения политических целей, например, Объединенный гражданский фронт, объединение «Другая Россия», молодежное движение «Оборона» и т.п., ориентируются на стратегию политической борьбы с организацией широких акций протеста, в том числе и в его уличных формах, вплоть до массовых беспорядков.

Субъекты, входящие в группу IV, активно используют методы экстремизма, не преследуя стратегических целей.

Спектр экстремистских методов, применяемых субъектами экстремистской деятельности, весьма широк.

Под методом понимается система приемов, способ действовать, поступать каким-либо образом [8, с. 362]. Исходя из данного определения к числу методов экстремистской деятельности, реализуемых в современной России рассматриваемыми субъектами экстремистской деятельности, относятся следующие:

- распространение радикальной исламской идеологии;

- публичное оправдание терроризма и террористической деятельности;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- организация и проведение несанкционированных акций протеста, в том числе и в его уличных формах, переходящих в массовые беспорядки;

- подбор, вербовка, подготовка террористов для проведения террористических акций;

- захват заложников и транспортных средств;

- подготовка и осуществление убийств политических противников;

- формирование бандподполья для насильственного изменения основ конституционного строя;

- организация и осуществление взрывов зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

- создание организованных преступных сообществ и совершение общеуголовных преступлений, маскируемых экстремистской риторикой;

- финансирование экстремистской и террористической деятельности и т.д.

Выделение политико-правовых стратегий и методов экстремистской деятельности, используемых субъектами экстремистской деятельности в современной России, создает условия для анализа адекватности формируемым ими угрозам безопасности установленных в Российской Федерации законодательных норм обеспечения антиэкстремистской и антитеррористической деятельности силовых структур и реализуемых ими антиэкстремистских технологий.

Литература

1. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

2. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов н/Д, 2001.

3. Российская газета. Федеральный выпуск № 4130. 2006. 28 июля.

4. Бобровников В. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8).

5. Майсая В. Феномен исламского интегризма как новая модель политического ислама: исламизм и фундаментализм // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

6. Наумкин В. О стабилизации ситуации в регионах, соседних с Чечней // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 4(10).

7. Баженов А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: Азъ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.