Научная статья на тему 'О технологиях диаконического служения (историко-социальный анализ)'

О технологиях диаконического служения (историко-социальный анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ДИАКОНИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОКОВ / ВИДОВ И ФОРМ ХРИСТИАНСКОГО ДИАКОНИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIETY / DIACONAL MINISTRY OF THE CHURCH / HISTORICAL INVESTIGATION OF SOURCES / KINDS AND FORMS OF CHRISTIAN DI-ACONAL MINISTRY / SOCIAL WORK / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисова Л.Е.

Статья посвящена генезису технологий диаконического служения в контексте отечественной и мировой социальной истории. В работе дается оценка основным научным подходам к исследованию истоков, видов и форм диаконического служения. Социальную деятельность диаконических организаций и учреждений автор статьи определяет как неотъемлемую часть общегражданского социального служения, что может рассматриваться как одно из перспективных направлений теории и практики социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technologies of diaconal ministry (historical and social analysis)

The article deals with the genesis of the diaconal ministry technologies in the context of Russian and world social history. The author assesses the basic scientific approaches to the research of the sources, kinds and forms of the diaconal ministry. The author considers social activities of diaconal organizations and institutions as an integral part of the public social ministry, which can be treated as one of the prospective trends of the theory and practice of social work.

Текст научной работы на тему «О технологиях диаконического служения (историко-социальный анализ)»

УДК 364.044.66

Денисова Людмила Евгеньевна магистр по направлению

«Государственное и муниципальное управление», доцент Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе

О ТЕХНОЛОГИЯХ ДИАКОНИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ (ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Denisova Liudmila Evgenyevna

Master of Public Administration, Assistant Professor, Russian State Geological Prospecting University

THE TECHNOLOGIES OF DIACONAL MINISTRY (HISTORICAL AND SOCIAL ANALYSIS)

Аннотация:

Статья посвящена генезису технологий диакони-ческого служения в контексте отечественной и мировой социальной истории. В работе дается оценка основным научным подходам к исследованию истоков, видов и форм диаконического служения. Социальную деятельность диаконических организаций и учреждений автор статьи определяет как неотъемлемую часть общегражданского социального служения, что может рассматриваться как одно из перспективных направлений теории и практики социальной работы.

Ключевые слова:

общество, диаконическое служение Церкви, исто-рическое исследование истоков, видов и форм христианского диаконического служения, социальная работа, социальные технологии.

Summary:

The article deals with the genesis of the diaconal ministry technologies in the context of Russian and world social history. The author assesses the basic scientific approaches to the research of the sources, kinds and forms of the diaconal ministry. The author considers social activities of diaconal organizations and institutions as an integral part of the public social ministry, which can be treated as one of the prospective trends of the theory and practice of social work.

Keywords:

society, diaconal ministry of the Church, historical investigation of sources, kinds and forms of Christian diaconal ministry, social work, social technologies.

Обращаясь к проблеме генезиса технологий диаконического служения в контексте отечественного и мирового исторического наследия, следует подчеркнуть, что включенность Церкви в общественные процессы выступала ее характерной особенностью на протяжении всего периода церковного служения.

Уже в апостольский период благовествовавшие о Царствии любви, братства, мира, справедливости делали это не только словом, но делом, делом служения людям - христианской диаконией [1]. Квинтэссенцией даннного служения выступили принципы - общности имущества, братства и взаимопомощи, справедливого распределения средств и вознаграждения за труд, засвидетельствованные в Евангелиях, Деяниях и Апостольских Посланиях (Мф. 23:8, 12; Деян. 2:44-45; Деян. 4:34-35; Лк. 10:7). Согласно «Канонам святых Апостолов», диаконы - делатели добрых дел, должны быть «готовыми день и ночь ходить повсюду, не презирать бедного ..., чтить притесняемого ..., понуждать тех, кто может, давать средства на добрые дела» [2].

Раннехристианские авторы в своих сочинениях настоятельно рекомендуют следующие формы диаконического служения: попечение о сиротах и вдовах; кров странникам и путешественникам; хлеб голодным и воду жаждущим; одежду нагим и посещение больных; помощь заключенным; ежедневную милостыню. Св. Ерм так характеризует диаконическое служение: «Делай добро и от плода трудов твоих, который дарует тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Давай всем, ибо Бог хочет, чтобы всем досталось от Его даров» [3]. Классификация видов и категорий диаконического служения раннехристианского периода представлена в классическом исследовании Адольфа фон Гарнака «Миссия и распространение христианства в первые три века» [4].

Нравственное богословие, начало которому было положено в первые три века христианства, получает дальнейшее развитие в патристическую эпоху. В этот период в трудах Отцов и учителей Церкви были сформулированы основные теоретические подходы к пониманию диаконического служения, чья сущность раскрывается через понятия «попечение о милости», «милость», «милосердие». Православное богословие не отделяет, таким образом, внутреннюю духовность от деятельного участия в решении общественных проблем:

- тот, кто имеет попечение о милости, кто, подражая Христу, усердно служит бедным, больным, престарелым, бездомным и заключенным, становится «сподвижником, общникомХристовым» [5];

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

- «мы уподобляемся Богу... тогда, когда делаем правду, показываем человеколюбие, бываем добрыми и кроткими, оказываем милосердие к ближним, упражняемся во всякой добродетели» [6].

Впервые к исследованию проблемы диаконического служения отечественная наука обращается в XIX в. В отечественной исторической традиции данный период ознаменован небывалым доселе подъемом общественной инициативы за обновление Русской Православной Церкви, чьей целью выступало восстановление основных контуров канонического церковного устройства [7]. Большой интерес в данном контексте представляют научные публикации, посвященные изучению религиозных аспектов благотворительности, а также исследованию истоков, видов и форм диаконического служения, среди которых следует упомянуть работы А.С. Лебедева, И.Д. Петропавловского, прот. Н. Добронравова и др. [8; 9; 10; 11].

Характерным для описываемого периода явилось проявление особого интереса к вопросу о женском диаконическом служении и возрождении древнего апостольского чина диаконисс в Русской Православной Церкви. Первой попыткой рассмотрения данного вопроса был проект реформы миссионерского дела «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе», составленный в 1837-1838 гг. архимандритом Макарием (Глухаревым). Извлечения из проекта были представлены в еженедельнике Православного миссионерского общества «Миссионер» за 1874, 1875 и 1878 гг. Полностью проект был опубликован в ежемесячнике Православного миссионерского общества «Православный Благовестник» за 1893-1894 гг., отдельное издание вышло в 1894 г. [12].

Во второй половине XIX - начале XX вв. появляется ряд монографий, посвященных вопросам диаконического служения в раннехристианской Церкви, включая женское служение, в частности исследования А.Н. Надеждина, Н.Д. Добронравова, С.В. Троицкого, а также проекты будущих общин [13; 14; 15; 16].

В мировой исторической традиции данный период связан с возрождением диаконического служения в протестантской Церкви. Так, по инициативе пастора и богослова Иоганна Генриха Вихерна была учреждена Внутренняя миссия, признанная в 1848 г. в качестве самостоятельного движения в рамках евангелической Церкви Германии. Основной задачей Церкви Вихерн считал решение социальных проблем, начав свою деятельность с организации социальной миссии в крупных индустриальных городах. «Внутренняя Миссия Евангелической церкви» была опубликована в Гамбурге в 1849 г. [17]. Позже Вихерн опубликовал ряд работ, посвященных диаконическому служению [18].

Возрождение женского диаконического служения в западном христианстве связано с именем пастора Теодора Флиднера, который основал в 1836 г. в Кайзерверте первую общину диаконисс, известную как «Союз для ухода за больными в Рейнской провинции и Вестфалии», преобразованную в последующем в Генеральную Конференцию диаконических обществ и служб, объединившую 74 общины и 9 тыс. сотрудников обоего пола в Германии и 26 аналогичных учреждений в других странах мира [19].

Все члены Кайзервертской Генеральной Конференции бережно относятся к сохранению того духовного и интеллектуального капитала, который был создан за полтораста лет служения людям. Проблемное поле деятельности современных диаконических учреждений включает в себя такие перспективные направления исследовательской деятельности и практики в области медицины, социальной работы и образования, как:

- разработка и научное сопровождение инновационных проектов,

- проведение прикладных исследований,

- научное сопровождение пилотных проектов,

- научное консультирование учредителей и организаций,

- руководство практико-ориентированными научно-исследовательскими проектами,

- обеспечение условий кооперации высших учебных заведений, учредителей и практиков в осуществлении исследовательской деятельности,

- генерация и резервирование научной базы,

- преференция в осуществлении междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований,

- мониторинг проблем трансферта научного знания в практику.

В разные годы при Кайзервертской общине были созданы и успешно работают в настоящее время: больница им. Флоренс Найтингейл, объединяющая 11 клиник и социально-педиатрический центр; научно-исследовательский институт Фредерики Флиднер; Кайзервертские семинары (институт дополнительного образования и повышения квалификации); экуменическое межкооперативное объединение школ по подготовке специалистов по уходу за больными и детьми; академия образования и повышения квалификации в области оперативной хирургии; профессиональный колледж здравоохранения и социальной работы; спецсеминар по геронтологии и гериатрии; специальная школа (колледж) подологии; школа медицинского документоведения; интернат им. Теодора Флиднера.

С точки зрения современного православного богословия в основе понятия «диаконическое служение» лежит продолжение, через практическое доброделание, свидетельства о Христе, к

которому призвана Церковь [20]. Диаконическое служение включает в себя несколько уровней: литургическую диаконию ^eiTOupYiKn AiaKOvia), микродиаконию (MiKpoöiaKOvia), макродиаконию (MaKpoöiaKoVi'a), терапевтическое и профилактическое человеколюбие (берапеишп Kai "профиЛакшп фlЛav0pы"ma) [21; 22; 23; 24; 25]. Существует различие между терапевтическим и профилактическим человеколюбием. Терапевтическое человеколюбие означает служение в узком смысле, осуществляемое самой Церковью в помощь конкретному человеку. Профилактическое человеколюбие предполагает активное взаимодействие государства, общества и Церкви для того, чтобы общество не переставало обращать внимание и помогать всем социально незащищенным членам общества. Главной задачей своего служения Церковь должна рассматривать именно профилактическое человеколюбие, то есть она должна «обнаруживать необходимую гибкость для того, чтобы эффективно отвечать потребностям того или иного контекста, как то: времени, пространства, культуры» [26].

Здесь следует отметить, что в русском языке, в отличие от греческого, где в использовании данного термина предпочтение отдается экклесиологическому контексту, слова «диакония», «диаконическое служение» употребляются в широком значении для обозначения активности верующих по отношению к «миру» через самоотверженное служение ближним. Святейший Патриарх говорит о необходимости Церкви «идти к народу», формируя целостный диаконический подход, затрагивающий все аспекты жизни людей, участвующих в общем служении [27].

Ссылки и примечания:

1. «Диакония» от греч. öiäKovia - «служение».

2. См.: Каноны святых Апостолов. Гл. XXII /1/, /2/.

3. Пастырь Гермы. Заповедь II, 2 // Пастырь Гермы / пер. И.С. Свенцицкая Писания мужей апостольских. М., 1997. 244 с. (текст издания 1862 г. «Памятники древней христианской письменности», т. 2).

4. Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 288-291.

5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиеп. Кесарии Каппадокийской. СПб., 1911. Т. 2. С. 279282. (Беседа 25).

6. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Толкование на пророков Исаию и Иеремию / в рус. пер. СПб., 1900. С. 448.

7. Денисова Л.Е. Христианская диакония: традиции и инновации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 33 (73): Аспирантские тетради. Ч. I (Общественные и гуманитарные науки). С. 164-169.

8. Лебедев А.С. О благотворительности в первые века христианства // Православное образование. 1862. № 11. С. 151-168.

9. Петропавловский И.Д. Исторический очерк благотворительности и учения о ней в языческом мире, в Ветхом Завете и в древней церкви христианской. М., 1895. 107 с.

10. Добронравов Н., свящ. Уход за больными в древнем христианстве // Московские Церковные Ведомости. 1902. № 51-52 ; 1903. № 37.

11. Добронравов Н., прот. Попечение о бедных в древнем христианстве // Душевнополезное чтение. М., 1908. № 11-12. 46 с.

12. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе / [соч.] Архимандрита Макария Глухарева ; с предисл. священника С.В. Страхова. М., 1894. 134 с.

13. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве. СПб., 1873.

14. Николай Добронравов, прот. Диакониссы в древнем христианстве // Душеполезное чтение [Сергиев Посад]. 1912. Февраль. С. 188-196.

15. Троицкий С.В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912. 352 с.

16. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 147. Александра Дьяконова «Православно-русская трудовая община диаконисс».

17. Wichern J.H. Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche. Eine Denkschrift an die deutsche Nation im Auftrag des Centraiausschusses für die innere Mission (1849) // Sämtliche Werke / hrsg. von P. Meinhold. Bd. 1: Die Kirche und ihr soziales Handeln (Grundsätzliches und Allgemeines). Berlin ; Hamburg, 1962. S. 175-366.

18. Gesammelte Schriften : 6 Bde / hrsg. von J. Wichern und F. Mahlin. Hamburg, 1901-1908.

19. Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth: 1836-1998. Düsseldorf, 1998.

20. An Orthodox Approach to Diakonia, from the Consultation on Church and Service, Orthodox Academy of Crete. November 20-25, 1978. Geneva, 1980. P. 12.

21. ДгаЛоуо! каТаЛЛауп? - Dialoge der Versöhnung. Interview mit Prof. Alexandras Papaderos // Strohm Th. Diakonie im ökumenischen Kontext. Diakoniewissenschaftliches Institut der Theologischen Fakultät Ruprecht-Karl-Universität Heidelberg. DWI-INFO. 1995/96. № 29. S. 4-11.

22. Salapatas A.D. Diakonia in East and West // Deacon Digest. 1993. Vol. 10, № 1 (January / February). Р. 27.

23. Papaderos A. Zur diakonischen Theorie und Praxis der Orthodoxen Kirche // Diakonie an der Schwelle zum neuen Jahrtausend: ökumenische Beiträge zur weltweiten und interdisziplinären Verständigung / hrsg. von Th. Strohm. Heidelberg, 2000. S. 32-51.

24. Зубанова С. Г. Социально-исторические вехи православной церкви в сфере социального служения до XIX столетия // История государства и права. 2009. № 12. С. 10-12.

25. Зубанова С.Г., Рузанова Н.П. Русская Православная Церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности). М., 2011. С. 24-72.

26. Papaderos A. Op. cit. S. 36.

27. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [Электронный ресурс] // Размышления о различных аспектах жизни Церкви, о пастырской работе в современных условиях. Тула, 2009. 11 марта. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/581416.html (дата обращения: 25.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.