Научная статья на тему 'О технологии организации самостоятельной работы студентов'

О технологии организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6747
866
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / LEARNING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Г. Ю.

В данной статье раскрываются технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов, являющейся ведущей формой организации современного учебного процесса. Выделены условия активизации самостоятельной работы, способствующие формированию учебной и профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK

The article considers the technological aspects of the organization of independent work of students, which is the leading form of organization of modern educational process. It singles out the conditions of independent work activation, contributing to the formation of educational and professional competence.

Текст научной работы на тему «О технологии организации самостоятельной работы студентов»

УДК: 378: 14.35.07

Г. Ю. Титова

О ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В данной статье раскрываются технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов, являющейся ведущей формой организации современного учебного процесса. Выделены условия активизации самостоятельной работы, способствующие формированию учебной и профессиональной компетенции.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, технология организации самостоятельной работы студентов, профессиональная компетентность, учебные стратегии.

Модернизация образования обусловливает становление самостоятельной работы студентов (далее - СРС) как ведущей формы организации учебного процесса, что, в свою очередь, обосновывает проблему ее активизации.

Под активизацией СРС понимается повышение эффективности самостоятельной работы в достижении качественно новых образовательных целей через придавание ей проблемного характера, мотивирующего субъектов (студентов) на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции.

Практика показывает, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не решает данной проблемы. Те 50 % учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам:

- содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых курсов, не связано напрямую с новыми целями формирования компетенций;

- в настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной дифференциации и вариативности, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы субъектов, не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач.

Кроме того, значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще либо выполняется формально, или просто списывается с различных и доступных источников.

Таким образом, очевидна необходимость активизирования самостоятельной работы, повышения ее роли в улучшении качества образования и подготовки специалистов.

СРС - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной де-

ятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей [1].

Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени [2].

СРС подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинарских или практических занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение реферата, курсовой работы и т. п. Она организуется в течение всего периода изучения учебной дисциплины и не имеет жестко регламентирующих норм [1].

Выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень -самостоятельные работы по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Основными критериями качества ее организации служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и приобрести навыки решения определенных практических задач. Существуют следующие виды контроля:

а) корректирующий - осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки;

б) констатирующий - осуществляется по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного

задания для оценки результатов завершенных этапов работы;

в) самоконтроль - осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам;

г) итоговый - аттестация студентов по всем видам работы [3].

Организационно-технические условия СРС предусматривают научно-методическое обеспечение (необходимая литература, ориентационные (технологические) карты, алгоритмы и образцы выполнения работ, нормативные требования и т. д.), наличие компьютерных мест, свободного доступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ, а также возможность консультации по вопросам, возникающим в ходе выполнения самостоятельной работы.

Особые требования следует предъявлять к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы. Задания должны быть направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер, происходит увеличение разнообразия форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов. Это создает условия для более широкого использования заданий по выбору студентов. Необходимо увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внут-рипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности студентов [1].

Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями, под которыми понимается устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов задач [4].

Учебные стратегии определяют содержание и технологию выполнения самостоятельной работы. Ставя человека перед выбором конкретных действий из множества, они характеризуют ориентировочную и исполнительскую активность студентов и состоят из привычных навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Процесс их формирования начинается в начальной школе и продолжается в течение всего периода обучения: разные учебные действия и алгоритмы образуют взаимосвязи и устойчивые сочетания (комплексы действий), автоматически включаясь в учебную деятельность при выполнении того или иного задания.

Основными компонентами учебных стратегий выступают:

1) долговременные цели (планы, программы), определяющие организацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей);

2) технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей;

3) ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.

Входящие в их состав учебные действия и алгоритмы позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат [4].

В соответствии с процессуальными характеристиками учебной деятельности (получение и обработка информации, планирование учебной работы, контроль и оценка) учебные стратегии студентов могут быть разделены на две группы.

1. Когнитивные стратегии: входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации.

2. Метакогнитивные стратегии (от греч. meta -после, за, через; означает следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение) - стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью.

К когнитивным учебным стратегиям относятся:

- повторение: заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и т. п.;

- элаборация (от англ. elaboration - детализация, разработка, совершенствование): конспектирование, подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.);

- организация: группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и др.

К метакогнитивным учебным стратегиям относятся:

- планирование: составление плана, логика

построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.;

- наблюдение: оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.;

- регуляция: самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий и др. [4].

В связи с этим СРС должна рассматриваться в контексте не только овладения профессиональными компетенциями, но и формирования методичес-

ких основ самостоятельного решения профессиональных задач.

Приведем пример взаимосвязи уровней самостоятельной работы, учебных стратегий и профес-

сиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «введение в профессию» для студентов специальности «социальная педагогика» (см. таблицу).

Внеаудиторная самостоятельная работа

Уровень СР Учебные стратегии Профессиональные компетенции

когнитивные метакогнитивные

повторение элаборация организация планирование наблюдение регуляция

1-й уровень Компетенция в

Письменные ответы сфере теоретичес-

на вопросы + ких и методологи-

Определение понятий ческих основ

своими словами + профессиоведения

2-й уровень в области социаль-

Составить ной педагогики

мини-гло сс арии +

Подобрать примеры

трудных жизненных

ситуаций +

3-й уровень

Выделить группы риска + +

Составить тестовые

задания + +

4-й уровень

Написать эссе + +

5-й уровень

Составить портфолио + + + + + +

3-й уровень Компетенция в

Законспектировать сфере научно-ис-

спец. литературу + + следовательской и

4-й уровень методической

Подготовить обзор работы по профес-

по теме + + + сиоведению в

5-й уровень области социаль-

Выполнить ной педагогики

мини-исследование + + + + + +

Разработать

модель деятельности

и модель специалиста + + + + + +

Задания первого и второго уровней самостоятельной работы опираются на базовые учебные стратегии (повторения и элаборации), поэтому могут быть использованы для формирования любых видов профессиональных компетенций. Задания третьего и выше уровней являются более сложными, они требуют глубокой подготовки и интеграции нескольких учебных стратегий.

Для повышения ответственности студентов за качественное и неформальное выполнение самостоятельных работ необходимо изменить систему контроля, например осуществлять оценку учебных достижений студентов с помощью балльно-рейтинговой системы [3].

Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающей их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направленности выделяются следующие варианты индивидуальных маршрутов студента:

- ориентированный на получение знаний;

- формирование себя как человека образованного;

- формирование себя как будущего специалиста;

- ориентированный на научную деятельность.

Выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера. На последних курсах больший объем самостоятельных заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, т. к. предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

Список литературы

1. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. 186 с.

2. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференции. Волгоград: ВолгГТУ, 1994. С. 6.

3. Андросюк Е. и др.Самостоятельная работа студентов: организация и котроль // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 59-63.

4. Костромина С. Н., Дворникова Т. А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып. 3. Сент. СПб., 2007. С. 295-306.

Титова Г. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: titova_g@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материал поступил в редакцию 20.10.2009.

G. Yu. Titova

ABOUT TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK

The article considers the technological aspects of the organization of independent work of students, which is the leading form of organization of modern educational process. It singles out the conditions of independent work activation, contributing to the formation of educational and professional competence.

Key words: independent work of students, technology of organization of students independent work, professional competence, learning strategies

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: titova_g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.