Научная статья на тему 'О суверенитете России'

О суверенитете России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавровский Игорь Камилович

Рыночная реформа невозможна без и вне сильного государства. Необходимы модернизация и укрепление системы федеральной власти для того, чтобы сделать ее способной совершить крупный структурный экономический маневр. В России должна проводиться политика двух скоростей: "мягкая посадка" с сохранением шансов на выживание для предприятий, унаследованных от советской системы плюс мощная государственная экономическая поддержка вновь создаваемых предприятий-лидеров. Осуществление федеральной реформы и крупномасштабного экономического маневра потребует воссоздать на новой основе системы экономического анализа и планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Sovereignty of Russia

Market reform is not feasible without and outside of the strong statehood. Federal power bodies must be modernized and reinforced to make them capable of handling a sweeping structural economic change. Russia shall adopt a policy of two speeds: "soft landing" while maintaining survival chances for enterprises inherited from the Soviet system plus strong government support for new market leaders being established. Federal reform and large-scale economic change will require a recreation of renewed system of economic analysis and planning

Текст научной работы на тему «О суверенитете России»

Экономическая наука современной России

№ 3, 1999 г.

О суверенитете России

© И.К.Лавровский, 1999

Рыночная реформа невозможна без и вне сильного государства. Необходимы модернизация и укрепление системы федеральной власти для того, чтобы сделать ее способной совершить крупный структурный экономический маневр. В России должна проводиться политика двух скоростей: "мягкая посадка" с сохранением шансов на выживание для предприятий, унаследованных от советской системы плюс мощная государственная экономическая поддержка вновь создаваемых предприятий-лидеров. Осуществление федеральной реформы и крупномасштабного экономического маневра потребует воссоздать на новой основе системы экономического анализа и планирования.

Переходный период «раздачи суверенитетов» несколько затянулся. Пора перейти к восстановлению суверенитета России над

собственной территорией и собственным хозяйством. Аморфность российского федеративного устройства и российской экономики достигла опасной степени, за которой может последовать необратимая дезинтеграция. Объединительные импульсы исходят сегодня не столько от Кремля, сколько от региональных образований. Однако сильное федеральное государство не может быть построено по принципу «колхоза» губернаторов. Ядерная держава, простирающаяся на десять часовых поясов, просто не имеет права не быть сильным централизованным

государством. Эффективная власть федерального правительства должна быть распространена на всю российскую территорию, вплоть до самых дальних ее уголков. Это можно обеспечить только постоянным присутствием мощных федеральных, контролируемых из центра государственных учреждений во всех территориальных единицах и во всех крупных городах.

Вопреки мнению идеалистов от экономики, эффективная экономическая реформа невозможна без создания сильного государства. Рыночная демократия - удовольствие очень дорогое, которое не по карману большинству стран мира. Надо это осознать и не строить на этот счет иллюзий. Создание вы-

сокопроизводительной экономикой гигантской собственности требует наличия гигантского государственного механизма обеспечения прав собственности и прав ее создателей. В дополнение к патриархальной «адам-смитовой» защите «имущих от неимущих» современные западные общества создали и развили гарантирующую их стабильность мощную систему защиты неимущих от имущих, которой так не хватает России.

Рыночная демократия, как в свое время и диктатура пролетариата, свалилась на Россию неожиданно, застав врасплох ее правящий класс. Можно, конечно, надеяться, что «революционное творчество масс» в конечном счете, лет через двести, породит в России необходимые правовые, государственные и экономические механизмы развитого общества. Однако вряд ли у нее в запасе есть столько дефицитного исторического времени. С окончанием «холодной войны» международная конкуренция вовсе не угасла, а стала принимать еще более жесткие формы. ^ России, чтобы выжить как нации, необходи-§ мо сравняться с конкурентами по уровню об-^ щественной производительности труда, ка-

со

^ питала и использования природных ресур-

♦ сов и добиться этого в считанные годы. Это § значит, что новая система государственного £ и экономического устройства должна быть

сконструирована подобно тому, как это бы-| ло сделано в послевоенной Японии, а затем & во Франции и в других странах. ° Отсутствие или неприятие правящими > кругами действенной стратегии государст-

* венного и экономического строительства об-£ ходится очень дорого. В 80-х годах мною Ц была разработана концепция перестройки | как реконструкции советской экономичес-го кой системы. На основе анализа эволюции

экономики СССР был сделал вывод о том, что она уже в значительной степени марке-тизирована. Централизованный контроль постепенно переродился в гигантскую «фондовую биржу» Госплана и «товарную биржу» Госснаба, в которых отраслевыми министерствами-протокорпорациями совершались хотя и не денежные, но все же не менее реальные сделки с материальными и иными экономическими ресурсами. Если бы к тому времени успел сформироваться профессиональный, патриотически настроенный, высокоморальный и политически сильный центр, было бы возможно завершить этот эволюционный процесс всего лишь несколькими «хирургическими надрезами», монетаризировав процесс обмена между государственными корпорациями и разрешив свободное образование частных компаний. В своих статьях того времени я предупреждал, что потеря контроля над процессом «разгосударствления» неминуемо приведет к расцвету гангстеризма в стиле «банановых республик». К сожалению, сбылись самые пессимистические прогнозы.

Единственной группой, которая тогда прислушалась к моим и другим аналогичным рекомендациям, было руководство Мингазпрома. Советская протокорпорация организационно оформилась в виде РАО Газпром, на котором, как на единственном гвозде, сегодня держится все российское хозяйство. Другие министры и члены союзной комиссии по экономической реформе, которым мы старались объяснить преимущества целенаправленной экономической политики в сравнении с «либеральными» импровизациями, отказались последовать даже вполне очевидному примеру газовиков. В результате Россия имеет только один

Газпром, а не сто, не двести и не пятьсот богатых и активных госкорпораций. Призрак приватизации, бродивший тогда по России, оказался более привлекательным, чем стратегия, основанная на здравом экономическом смысле.

Сегодня, должно быть, уже всем очевидно, что личные, региональные и отраслевые амбиции, если их не направлять и не регулировать ко всеобщей пользе, ведут к войне всех против всех и, в конечном счете, к полной дезинтеграции. Остановить далеко зашедший распад и воссоздать сильную экономику может только сильное государство.

Федеральный оплот демократии

Для восстановления нации необходимо восстановить государство на новой, современной основе. «Расширенный обком» явно не справляется с управлением страной: не годятся ни его принципы выдвижения персонала, ни организация взаимодействия федеральной и региональных властей, ни система оплаты услуг чиновников, ни система контроля за их деятельностью. Косметический ремонт уже не поможет, нужна серьезная профессиональная работа по созданию нового государства и новой экономики в России.

Каковы основные компоненты этого нового государства?

Основным принципом государственного строительства должен стать российский суверенитет, и не как сумма региональных суверенитетов, а как высший приоритет российской нации. Именно он должен стать основным стержнем для формирования новой государственной системы. Реги-

оны должны являться составными частями единой системы, а не квази-государствами, и иметь равные права. Из истории, в том числе недавней советско-российской, хорошо известно, что как только появляются территориальные или территориально-этнические образования, претендующие на особые, по сравнению с другими, права, усиливаются центробежные тенденции и некогда единая нация распадается.

Российский суверенитет должен быть обеспечен путем создания системы федеральных органов, пронизывающей весь государственный механизм сверху донизу. Федеральная ответственность не перекладывается на нижестоящие органы власти, а реализуется территориальными представительствами федеральных органов. Областные органы власти решают только те вопросы, которые входят в зону областной компетенции. Муниципальные власти также получают свои четко определенные специфические полномочия. Ответственность не дублируется и не делегируется, а взаимодополняется. О

Взаимодополнение ответственности и О взаимопроникновение государственных ор- | ганов гарантируют реализацию федераль- о ной политики на местах и взаимный кон- * троль госучреждений различных уровней. О Такой принцип организации власти приме- "

о

няется всеми странами с развитой демокра-

„ ф

тией. Рассмотрим в качестве наглядного ф примера систему организации полиции в о США. Ее верхний, федеральный уровень о представлен Федеральным бюро расследо- § ваний, которое занимается наиболее тяже- ♦ лыми преступлениями и правонарушения- ^ ми, а также выполняет функции контрразведки. Полиция штатов следит за порядком 9 на дорогах и между городами. Муниципаль- .

ная полиция занята мелкими правонарушениями и поддержанием общественного порядка. Возьмите любой штат, любой город США и вы увидите, что все три уровня достойно представлены везде, они не дублируют и не делегируют свои функции вниз по иерархии, а дополняют друг друга.

По уровню представительства в областях и городах федеральная власть не должна уступать областной и муниципальной власти. Затраты на создание мощной федеральной системы сторицей окупятся за счет синергического эффекта централизованной национальной экономической политики.

Новая государственная система потребует создания нового класса государственных служащих, новой номенклатуры. «Кухарка» не может и не должна иметь права управлять государством. Чтобы управлять автомобилем, нужно пройти курс обучения и получить водительские права. Почему же управление государственной машиной, от которой всецело зависят и автомобили, и пассажиры, с и дороги часто попадает в руки недостаточен но подготовленных людей? Те, кто допущен ^ к рулю, должны быть всесторонне провере-^ ны на профессиональную пригодность и хо-

♦ рошо подготовлены к управлению страной.

§ Должны быть повышены требования и

£ к претендентам на выборные должности.

'§ Электорат должен понять, что демократия

| - это серьезно, не менее серьезно, чем, ска-

& жем, выбор зубного врача. Избиратели

° вправе желать и требовать того, чтобы об-£

^ щественные администраторы, которых они

* выбирают, были профпригодны. Демокра-£ тия - это не анархия. Напротив, анархия -Ц это смерть демократии.

| Номенклатура в той или иной форме су-

то ществует во всех развитых странах. В отли-

чие от советской и постсоветской системы, западная номенклатура формируется не на принципе личной преданности начальнику, а путем обучения в определенных учебных заведениях, прохождения определенных этапов чиновничьей карьеры и работы в политических партиях. В западных бюрократиях нет неприкасаемых и «зон, закрытых для критики». Весь мир недавно имел возможность убедиться, что даже президента США, самого могущественного чиновника в мире, могут «вызвать на ковер». Аналогичная по своим принципам система должна быть введена в России - иного просто не дано. Российскому правящему классу следует осознать, что особая «ментальность», понимаемая как индульгенция на бездарность и разнузданность, -это не забавная этническая игрушка, вроде матрешки, а смертельный приговор для нации. Выбирайте, что вам дороже - пресловутая «российская ментальность» или Россия.

Необходимо организовать крупную государственную программу обучения национальных администраторов, соответствующую лучшим мировым образцам. Наличие слегка подновленных школ управляющих, унаследованных от советского периода, вводит в заблуждение. Выпускники таких школ оказались, увы, полными банкротами перед лицом национального системного кризиса. Новое государство потребует формирования эффективной и современной бюрократии, высокопрофессиональной и не пораженной ни «блатом», ни коррупцией. Добиться этого можно восстановлением престижа госслужбы, обеспечением достойного уровня жизни чиновников, постоянным повышением их квалификации, географической ротацией персонала, публичным характером деятельности госслужб.

Если будет создан жесткий федеральный каркас, то выборность региональны« лидеров может быть сохранена. Однако при этом должна быть упорядочена политическая система. Стихийное образование партий на постсоветском пространстве оказалось неэффективным. Вместо бессильнык квази-партий, полностью зависящих от неимоверно раздутого спекулятивного «рейтинга» одного-двух лидеров, нужно сформировать две-три общенациональные партии, отличающиеся своими взглядами, но равно поддерживающие конституционный строй.

Ведущим политическим партиям следует выработать консенсус по вопросу о правилах взаимных отношений и политического поведения. Каждая партия должна стремиться к однородности своей позиции и соответствию выступлений и действий своих отдельных членов согласованной партийной линии. Другими словами, нужна партийная дисциплина, которая вовсе не является признаком тоталитаризма, а лишь важным атрибутом предсказуемости и стабильности демократической системы. Главные партии должны совместно стремиться к вытеснению «независимых» кандидатов и маргиналов с политической арены. Выдвигая своих кандидатов на выборах, партии будут нести за них политическую ответственность, обеспечивать их профессионализм и эффективность. Это совершенно необходимо, поскольку новым выборным членам законодательных и испол-нительнык органов придется провести колоссальную по своим масштабам работу по расчистке «авгиевык конюшен» российского законодательства, в котором, если постараться, можно найти законы как pro-, так и contra- всего чего угодно.

Мощная система федеральной исполнительной власти и очищенная от перестроечного «мусора» система общенациональных политических партий представляют собой тот политический механизм, с помощью которого Россия сможет реально осуществить широкий стратегический маневр в экономике, стать полноценной современной державой.

Сила экономики государства

Необходимо вернуть российскому государству суверенное право выпуска национальной валюты. Почему эмиссия российского рубля фактически определяется решениями МВФ? Если российское правительство не знает, как отрегулировать денежное обращение, лучше бы взять на работу отставного западного центрального банкира, чем постоянно следовать в кильватере чужой политики. Для снижения степени зависимости от внешних контраген- ш тов, должна найти свое конструктивное ре- I шение проблема внешней задолженности § (см. подробнее «Эксперт» №41, 1998). О

Денег в экономике должно быть не § много и не мало, а столько, сколько требу- | ется экономике и государству. Нужно смело ® финансировать экономические программы § национальной значимости. Чтобы кредит- ф ная эмиссия не приводила к росту инфля- О

ции, выполнение экономических программ ^

о

должно вести к росту национального дохо- §

да. Здесь мы опять упремся в проблему ка- §

чества номенклатуры. Практически все ^

программы, выполнявшиеся до сих пор, §§

служили не интересам российской нации, а §

9

интересам отдельных лиц, проталкиваю- .

щих эти программы. Но это проблема кадровая, иногда милицейская, а не экономическая. Деньги должны эмитироваться, кредиты выдаваться, люди должны иметь возможность расплачиваться за товары и услуги.

Если вернуться сегодня к «либеральным» «антиинфляционным» мерам, то российская экономика может окончательно задохнуться. Если же начать «социально ориентированно» поддерживать всех подряд, то это надолго, если не навсегда, «заморозит» нынешнюю устаревшую и неэффективную структуру российской экономики. Поэтому следует гибко сочетать политику поддержки с политикой развития.

Политика поддержки действующих производителей должна заключаться в обеспечении адекватных денежных ресурсов для обслуживания их существующего оборота. Политика развития являет собой предоставление дешевых государственных креди-с тов, включая валютные, для обновления эко-§ номической инфраструктуры и создания но-^ вого производства. Предыдущие российские ^ правительства сделали все наоборот - они

♦ лишили отечественных производителей не-§ обходимого рублевого оборота и истратили £ ресурсы, собранные на фондовом рынке и

полученные за границей в виде грантов и | кредитов, фактически на проталкивание иностранных производителей на российский ° рынок и удушение собственной обрабатыва-> ющей промышленности и сельского хозяйст-

* ва со всеми вытекающими отсюда экономи-

¡5 ческими и социальными последствиями.

ф

Ц В отсутствие значительных иностранце ных инвестиций и дееспособной системы

о

то фондового рынка выпуск государственных

платежных обязательств остался единственным доступным для правительства методом стимулирования и финансирования давно назревшей тотальной модернизации российской экономики. Предоставляя средства, государство должно предъявлять высокие требования к организационно-техническому уровню выпускаемой продукции и создаваемых объектов. Иначе будет происходить только физическое, но не технологическое обновление индустриальной базы. Критерием предоставления кредитов развития должна служить международная конкурентоспособность проектов. Оценить степень конкурентоспособности проектов не так сложно - для этого существуют проверенные методы экспертизы.

Путем хорошо спланированной кредитной эмиссии государство может создать новый высокоэффективный госсектор, новые современные госкорпорации, которые затем можно будет продуманно и поэтапно приватизировать за счет привлечения свободных денежных средств населения. Сегодня уже всем должно быть ясно, что демагогические утверждения о якобы принципиально меньшей эффективности государственных корпораций по сравнению с частными не более чем демагогия. Компании, имеющие значительную государственную долю и координирующие свою деятельность с государством, на протяжении всех перестроечных лет лучше управлялись, меньше обворовывались и оказались намного более надежными для вкладчиков и клиентов. Газпром, Сбербанк, областные и муниципальные предприятия оказались теми слонами, на спинах которых сегодня стоит российская экономика. России нужно иметь больше таких «слонов», и, желательно, лучшего качества.

Должен быть восстановлен российский суверенитет и в области сбора налогов. Все налоги должны поступать в единое Федеральное Казначейство, из которого затем процентная доля территориальных органов перечисляется в областные (губернские) казначейства. Счета областных казначейств могут находиться только в региональных банках, принадлежащих области. Ведение государственных счетов частными банками должно быть запрещено. Зачем бороться с коррупцией, когда ее можно просто не создавать.

Федеральное правительство должно отказаться от практики предоставления региональных субсидий и дотаций территориальным органам. Все трансферты, которые пожелает произвести федеральное правительство, должны поступать в распоряжение федеральных органов, действующих на данной территории. Территориальные органы будут получать лишь установленный законом процент от общей суммы собранных налогов. Областные органы тоже можно будет привлекать к реализации федеральных программ за счет их собственных средств или же для выполнения оплачиваемых вспомогательных функций под контролем федеральных органов. Областные или муниципальные программы будут осуществляться за счет, соответственно, областного или муниципального бюджетов.

Консолидация доходов и четкое разделение федерального, областного и муниципального расходных бюджетных потоков облегчат планирование и контроль в фискальной сфере и повысят эффективность расходования бюджетных средств.

Вопреки назойливой и нечестной пропаганде, российскому частному бизнесу

нужно, просто необходимо сильное государство. Частного предпринимателя нужно защищать и поддерживать. Существует миф об особой прибыльности частного бизнеса. Однако рокфеллеры получаются далеко не из всех, нормальный частный предприниматель - это человек, который работает на обеспечение общества нужными этому обществу товарами и услугами, вкладывая в бизнес свои собственные деньги и эксплуатируя самого себя, а часто и свою семью. Экономические преимущества крупных предприятий не могут быть реализованы без инициативы и самоэксплуатации многочисленных частных предпринимателей. Во всех развитых экономиках частный сектор поддерживается государством - за счет налоговых льгот, специальных программ помощи, бесплатных консультаций и обмена опытом и т.д. Это тем более актуально для России.

Технология большого скачка ш

0

1

О

Пропасть, отделяющую Россию от раз- |

®

витых рыночных демократий, невозможно 8 преодолеть серией мелких «прыжков». Нуж- | на колоссальная концентрация ресурсов, ко- I

ю

торая позволит радикально модернизиро- о

вать государственные и экономические -§

структуры, привести их в соответствие с |

уровнем международных конкурентов. Что- |

бы ныне живущее поколение действительно о

увидело результаты реформ, нужен «боль- |

шой скачок». Создание современной госу- ♦

дарственной системы и мощной экономики ^

со

восстановит и укрепит суверенитет России, 1 даст людям достойную цель, объединит на- 9 цию в едином творческом процессе. .

Как спланировать «большой скачок»?

Не только правящий класс, но и экономическая наука России оказалась неготовой ни к перестройке, ни к постперестроечному кризису. Чтобы спланировать и скоординировать структурный маневр, равного которому не знала российская история, должны быть сформированы совершенно новые высокопрофессиональные экономические учреждения мирового класса с участием наиболее подготовленных представителей российской и международной экономической мысли, обладающих опытом разработки крупных экономических программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо инициировать процесс формирования новой федеральной системы путем создания возможно более широ-

кой и хорошо организованной многопартийной группы в поддержку идеи общенациональной модернизации на основе всего позитивного опыта, имеющегося в России и за рубежом. Нужно актуализировать стратегические и предвыборные установки кандидатов с точки зрения качества экономического развития и формирования эффективной системы федеральной власти. Требуется убедительная, реалистичная и профессионально разработанная общенациональная политическая платформа модернизации. Руководство разработкой (см. рис.) и популяризацией такой платформы могут стать для политика федерального уровня мощным трамплином на пути к президентскому креслу.

1 1

Организационно-экономическое исследование

1 г

Госстроительство

• Реорганизация Федеральной системы власти

• Программа подготовки национальных

администраторов

• Формирование 2-3 ведущих общенациональных партий

• Оптимизация системы законов

Экономическая реформа

Программа поддержки действующих предприятий/ регулирование спроса и предложения денег

Программа развития новых предприятий/

кредитная эмиссия

Решение проблемы внешнего долга /

иностранные инвестиции

Программа поддержки частного бизнеса

Национальный План Модернизации

Политическое Решение

1 ~

Создание системы национального планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.