Научная статья на тему 'О структурном содержании понятия «Экологическая культура»'

О структурном содержании понятия «Экологическая культура» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
859
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривошеева Е. С.

В статье рассматривается экологическая культура как социально-духовный феномен. Раскрывается структурное содержание экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структурном содержании понятия «Экологическая культура»»

лизинговых компаний, активизировать деятельность банков на селе, организовать систему заготовки сельхозпродукции.

На начальном этапе перехода к рыночной экономике многие люди не понимали специфику рыночной экономики и у них не были формированы такие социальные качества, как предприимчивость, мобильность, оправданная расчетливость, экономическая рациональность, необходимые в условиях рыночной экономики. Несмотря на трудности, в настоящее время укрепляются новые типы хозяйства, такие, как аратское (крестьянское) и личное. Таким образом, создалась своеобразная база для социальной активизации малого бизнеса, предпринимательства и личной инициативы граждан.

Исследования Г.Ф. Балакиной показали, что коллективистские традиции, закрепившиеся у населения, не препятствуют проведению социально-экономических реформ. «Не очень высокие притязания людей, обусловленные низким уровнем развития социальной инфраструктуры Тувы и отставанием от среднероссийских стандартов, помогают выдержать трудности, а формирование нового, «рыночного» мировоззрения у молодежи окажет благотворное влияние на перемены в республике», - считает экономист Г.Ф. Балакина9.

Правительство Республики Тыва и кожунная администрация активно рассматривают вопрос о создании перерабатывающих предприятий, чтобы эффективно организовать систему: производство - переработка - сбыт. Для Тоджинского кожуна с малым числом населения, но богатыми природными ресурсами создание малых современных перерабатывающих предприятий по изготовлению мясных, рыбных, грибных, ягодных консервов является большой перспективой для развития малого бизнеса, сокращения количества безработных, ликвидации бедности среди жителей.

----------♦'------------

УДК 008:574 Е.С. Кривошеева

О СТРУКТУРНОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье рассматривается экологическая культура как социально-духовный феномен. Раскрывается структурное содержание экологической культуры.

Современное культурологическое знание встает перед проблемой о преодолении жизненно важных и привычных для настоящего времени максим «Человек - властелин природы» и «Задача человека - овладеть природой» на максимы современной технической эпохи «Человек - органическая часть природы» и его цель должна состоять не в том, чтобы преобразовывать природу, а приспосабливаться к ней, что возможно лишь при условии повышения уровня культуры в широком понимании этого термина всеми категориями населения, но в первую очередь придерживающих власть, экономику и индустрию, тех, от кого зависят глобальные процессы и стратегия развития отдельных государств, а также мирового сообщества в целом.

Складываются серьезные предпосылки формирования на базе цивилизованного подхода новой глобальной культуры с доминированием в ее общественном содержании технико-технологических форм бытия. Глобальная культура - это общечеловеческая культура, реализуется она сегодня в наибольшей мере в экологической культуре. На это есть целый ряд своих причин, к числу которых относятся:

- отход от традиционных классовых и других содержательных форм общественной организации и формирование современного индивидуализированного общества, основанного на поисках собственной идентичности;

- осознание пагубности для человека противостояния природы и общества;

- превращение проблем природы в проблему человека, индивида.

Экологическая культура как социально-духовный феномен - сложное явление, отражающее в себе глобализацию культуры, детерминантом которой являются цивилизационные процессы общества и духовное сознание личности. Говоря об отечественной экологической культуре, необходимо отметить, что ни историческая, ни идеологическая социокультурная парадигма экологии долгое время в полной мере не вписы-

9 Балакина, Г.Ф. Динамика социокультурных процессов в Республике Тыва в трансформационный период // Эт-носоциольные процессы в Сибири: темат. сб. / под. ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - Вып. 3. - С.200-201.

валась в нормативный менталитет российского общества, с середины 80-х гг. ХХ в. начинается резкое усиление внимания к экологическим проблемам, что объясняется рядом общецивилизационных причин: во-первых, ценностным конфликтом и социально-культурным шоком, вызванным последствиями атомных и техногенных аварий, а также варварским отношением к природе, породившими тотальное загрязнение окружающей среды, нарушившими сбалансированное развитие и биоритмы человеческого бытия; во-вторых, глобальной модернизацией производства, способствующей отчуждению людей друг от друга и одновременно усиливающей влечение человека к природе. Эти два существенных обстоятельства нашей жизни в новейшей истории позволяют говорить о том, что осознание экологических проблем постепенно становится нормой культурной и социальной жизни российского общества.

Применительно к экологии возникают три комплекса проблем: место человека в мире природы, наличие объективных пределов воздействия на нее со стороны человека, экологизация сознания человека средствами культуры.

Экологический пессимизм пронизывает сегодня многочисленные духовные, экономические, социальные и политические прогнозы. Порождает его непрерывный рост негативных явлений в экосоциальных системах, которыми мы сегодня не умеем управлять. Ни сегодняшние научные изыскания, ни практические внедрения не осознали планетарной ситуации во всем ее многообразии. Поэтому справедливо говорить о том, что экологический кризис - это кризис мировоззрения, культуры: этот кризис будет преодолен тогда, когда описания экосистем освободятся от локальности, мистической зависимости, природных факторов и поднимутся на новый уровень научного и общественного сознания экологических проблем общества. На смену теории катастроф закономерно приходит концепция гармонии природы и общества, их сбалансированного развития. Кризис мировоззрения связан с понятием «экологическая опасность» и выход из него предполагает всеобщее осознание необходимости борьбы за экологическую безопасность не только в материальной, но, прежде всего, в духовной сфере. Экологические вопросы не разрешить, если во время не осознается их глобальный характер.

На всех этапах своего становления общество в той или иной форме разрешает основной вопрос культуры - проблему взаимоотношений человека с природой в поле ценностей и ценностных ориентаций. Можно отметить, что природа является самым ранним объектом культурообразующего воздействия на ценности человека.

Выход на понятие «экологическая культура» связан с изучением закономерностей развития экологической деятельности общества, форм экологического сознания, методов распространения экологических идей, а также эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок и образов поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек-природа». В этой связи существенными проблемами являются проблемы жизненной среды человека. Однако экология сознания, духовности, культуры, процессы деэкологизации этих сфер, носящие не менее глобальный и губительный для человека и природы характер и являющиеся первичным по отношению к материальным проявлениям и последствиям, практически не исследуются и не регулируются.

Городская материальная и духовная экосреда характеризуется не только новыми условиями ускорения социальных и технологических изменений, но и негативными воздействиями на духовную, культурную, сферу городского социума. В условиях потребительского общества средства массовой информации, литература, театр, музыка зачастую несут отрицательный духовный заряд. Современная массовая культура не способна к воспитанию гармонически развитой личности, осознающей свое единение с окружающим миром. Культивирование гипертрофированного индивидуализма, вседозволенности в отношениях между людьми, приоритеты по отношению к обществу и природе ведут к деэкологизации сознания и соответствующим моделям поведения.

А.Л. Маршак [2] рассмотрел экологическую культуру как своеобразный социальный феномен, выделил в процессе становления экономической культуры два ее вида:

1. Общечеловеческая экологическая культура; она присуща обществам с долгой исторической традицией.

2. Функционально-потребительская экологическая культура, отражающая систему недавно сложившихся государств.

Первый вид характеризуется целостным подходом к экосистеме общества и отражает общецивилизационную идентификацию.

Второй вид отражает роль экокультуры в процессе становления этнокультурной и социокультурной маргинальности и гибели цивилизации.

Формирование экологической культуры - объективный процесс, его нельзя отождествлять с какой-либо одной цивилизацией или культурной традицией. Глобальная экологическая культура и национальная экология - суть двух сторон единого процесса. Их соединение позволяет выстроить модель экологической культуры, которая носит многополярный и интеграционный характер.

Еще Д.С. Лихачев подчеркивал, что «отношение природы и человека - это отношение двух культур, каждая из которых по своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения» [1]. Их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна, а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может».

Необходим диалог двух различных культур - человека и природы, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким и очень осторожным собеседником.

Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания. Понятие «экологическое сознание» тесно связано и достаточно часто смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и «экологическое поведение» человека. Приведем определения в том виде, как это сделано В.А. Ясвиным [6].

«Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредовано связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранительных представлений, мировоззренческих позиций и отношений к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты».

В своих работах по экологическому сознанию С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин показывают, что осознание необходимости перехода к новому типу человеческого сознания имеет свои философские и естественнонаучные истоки. Носителями этих идей были выдающиеся мыслители И. Киреевский, В. Соловьев, Н.Федоров и другие. Их центральной идеей было утверждение о том, что человек - составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого, Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, то есть экологическая мораль.

Применительно к сфере экологических проблем, мораль - это, в первую очередь, осознание людьми общественно необходимого типа поведения по отношению к природе и его реализация в свободных действиях личности с опорой на ее убеждения и общественное мнение.

Экологическая мораль (как и мораль вообще) - это историческое явление, она эволюционирует, существует в виде развивающихся и сменяющих одна другую моральных систем, в составе которых, в первую очередь, следует выделить:

- моральные нормы и оценки;

- поступки как ситуационное воплощение экологической морали во внешней активности людей, приводящей к антропогенным воздействиям на природу;

- моральные качества личности в совокупности, образующие ее моральный склад;

- нравственные чувства, эмоции, переживания как восприятие людьми нравственной стороны жизни, отличные от рациональной реакции.

Обращение к моральным феноменам в связи с социально-экологическими проблемами неизбежно. В результате многовековой практики «покорения природы» выявило, что «в обществе, за некоторым исключением, нет единой стабильной системы ценностей, в которой оценивалась бы возможность приложения категорий морали к окружающей среде».

Можно предположить, что возможность пренебрегать экологическими последствиями ради экономических и иных выгод постоянно создавала ситуацию, при которой «моральное» поведение по отношению к природе наказывалось (в первую очередь, удорожанием продукции, падением ее конкурентоспособности, со всеми вытекающими последствиями), а «аморальное», напротив, поощрялось. Таким образом, можно гово-

рить о необходимости «пробуждения» латентной экологической морали в той или иной форме, присущей современному обществу.

В заключение можно отметить, что понятие экологическая культура в своей простанственно-временной содержательности, а если быть точнее, в социокультурной, позволяет видеть глобальную экологию планеты как мозаичную множественность различных форм жизнедеятельности социокультурных систем. Эти системы не однозначны в своих технических возможностях, ценностных ориентациях, идеологии, политики и т.д.

Литература

1. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М., 1988. - С. 238.

2. Маршак, А.Л. Экологическая культура: сущность и пути становления / А.Л. Маршак // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюл. - 2005. - №4. - С. 138-141.

3. Медведев, В.И. Экологическое сознание / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. - М., 2001. - С. 59.

4. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №4. - С. 114-129.

5. Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. - М., 2001. - С. 238.

6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М., 1996. - С. 480.

7. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры / В.А. Ясвин. - М., 1999.

----------♦'-------------

УДК 577.4 Н.А. Гончаревич

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний рекреантов в процессе освоения ими экологических ценностей. Также анализируется влияние эмоциональных состояний на развитие отдельных видов рекреационной деятельности.

Классический подход к рекреации заключается в ее определении как процесса восстановления работоспособности после достаточно напряженного труда, в ходе рекреационной деятельности человек, как правило, старается восполнить естественные связи с природой, утраченные в ходе развития цивилизации. Однокоренное с латинским recreatio французское recreation означает развлечение, приятное занятие, не являющееся трудовой деятельностью. Важной особенностью рекреации принято считать также ее осуществление вне места постоянного жительства или работы. В последние годы эмоционально привлекательные поездки (выходы) в природные ландшафты включают изменения природной среды в той или иной степени. В целом эти изменения не должны приводить к появлению тех компонентов окружающей среды, которых не должно было быть в соответствующих ландшафтах. Но именно такие искусственные компоненты привлекают в природные ландшафты посетителей. Трансформация первоначального облика девственной природы осуществляется в интересах посетителей, обычно ее называют благоустройством, с другой же стороны, то, что нравится одним, может не нравиться другим. Это приводит к тому, что понятие рекреации в природных условиях становится неопределенным и в каждом конкретном случае по-разному сочетается с другими формами эмоционально привлекательной или желательной по валеологическим соображениям деятельности. Указанные трудности не снижают значения оптимизации природной среды в рекреационных целях [1].

Количественная оценка объема положительных эмоций, которые сопровождают те или иные события в жизни личности - одна из самых сложных проблем. Человеку сложно детально описывать те события, которые вызывают изменения их эмоционального состояния. Справедливое для античного мира высказывания о том, что мелкие печали словоохотливы, а глубокая скорбь безмолвна, не стало менее справедливо также для современного общества. В результате каждый раз, когда та или иная личность испытывает радости или огорчения (восторг, ликование или горе, отчаяние), ничем иным, кроме традиционных смысловых оттенков соответствующих понятий, массовое сознание не располагает. При этом «смакованием» горя, как и подробным описанием своих успехов, блаженства при достижении тех или иных целей люди, как правило, не зани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.