Научная статья на тему 'О стратегических направлениях развития лесного комплекса Российской Федерации'

О стратегических направлениях развития лесного комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
227
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЯ / ПЕРЕРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурдин Н. А.

Бурдин НА. О СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В статье приводится анализ экономической и производственно-технической ситуации в лесном комплексе и рассматриваются стратегические направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burdin N.A. ON STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE FOREST SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION. Analysis of economic and production and technical situation in the forest sector is presented and strategic directions of its development are considered in the article.

Текст научной работы на тему «О стратегических направлениях развития лесного комплекса Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА

О СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.А. БУРДИН, проф., каф. бух. учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, д-р экон. наук

burdin@mgul.ac.ru

маются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятий, расположенных во всех регионах страны. Однако экономическая, социальная и производственно-техническая ситуация в лесном комплексе, как свидетельствуют фактические показатели, остается неустойчивой.

Доля лесного комплекса в ВВП страны составляет всего 1,1 %. Темпы ежегодного прироста лесопромышленной продукции значительно ниже, чем в других отраслях промышленности.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесно-стружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в 2007 г. были ниже уровня 1990 г. Наибольшее отставание наблюдается в лесозаготовительной промышленности, производстве пиломатериалов, бумаги и картона. Фактический объем лесовосстановления в 2007 г. составлял менее половины от уровня 1990 г.

Т а б л и ц а 1

Динамика объемов производства основных видов лесобумажной продукции и лесовосстановительных работ по Российской Федерации

Наименование 1990 1998 2000 2005 2006 2007 2007 в % к 1990

Лесовосстановление, тыс. га 1831 1019 973 812 877 900 49,2

Заготовка древесины, млн м3 303,8 130,2 167,9 185,0 186,3 190,6 62,7

Пиломатериалы, млн м3 75,0 18,6 20,0 22,0 22,1 23,2 30,9

Фанера, тыс. м3 1597 1102 1484 2556 2614 2763 173,0

Древесно-стружечные плиты, тыс. м3 5568 1568 2335 3830 4717 5261 94,5

Древесно-волокнистые плиты, млн м2 483,1 196,6 292,2 404,9 453,0 493,1 102,1

Целлюлоза по варке, тыс. т 7525 3210 4960 6001 6008 5954 79,1

Бумага и картон, тыс. т 8325 3595 5312 7126 7434 7559 90,8

Лесной комплекс РФ, включающий лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России как возобновляемые природные ресурсы составляют четверть мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие функции.

Запасы лесных ресурсов РФ позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.

Продукция лесного комплекса широко используется в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Производство и потребление мебели и бумаги оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества.

Воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины зани-

Т а б л и ц а 2

Объемы мирового лесопромышленного производства за 1990-2007 гг.

(без учета Российской Федерации)

Показатели 1990 1995 2000 2007 (оценка) 2007 в % к 1990

Вывозка древесины, млн м3 3147,2 3097,9 3199,0 3400,0 108,0

Пиломатериалы, млн м3 430,7 399,3 367,5 410,0 95,2

Фанера, млн м3 46,2 54,4 56,7 67,0 145,0

Древесно-стружечные плиты, млн м3 44,8 62,4 82,5 102,0 227,7

Древесно-волокнистые плиты, млн м3 18,7 19,6 32,8 60,0 320,9

Бумага и картон, млн т 230,7 278,0 319,1 349,0 151,3

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

7

ЭКОНОМИКА

60 и 50-

58,0

□ Россия ■ Китай

40-

30-

20-

10-

0-

7,4

Бумага и картон, млн т

Рис. 1. Сравнительные объемы производства основных видов лесоматериалов России и Китая в 2006 г.

Мировой лесной сектор за рассматриваемый период развивался динамично (табл. 2). В 1990-2007 гг. развитые страны характеризовались наиболее высокими темпами производства по механической и химической переработке древесины.

Одним из главных недостатков лесного комплекса РФ является несовершенная структура лесопромышленного производства, обусловленная низким уровнем глубокой химической переработки древесины.

Структура лесопромышленного производства развитых стран мира характеризуется высокоразвитой целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленностью, ориентированной на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Показатели многолетней эффективной деятельности лесного сектора США, Канады, Финляндии, Швеции подтверждают, что целлюлозно-бумажная промышленность в конечном итоге определяет эффективность использования леса и экономику лесного комплекса в целом. Наглядным примером высоких темпов роста производств по глубокой химической и химико-механической переработке древесины является лесной комплекс Китая. Если в 90-е годы Китай уступал России по объемам и структуре лесопромышленного комплекса, то в настоящее время по производству бумаги и картона превосходит в 8 раз, фанеры - в 10,8 раза, древесных плит - в 5,3 раза (рис. 1).

Наибольшая прибыль в расчете на 1 м3 переработанной древесины достигается

в целлюлозно-бумажной промышленности, что подтверждается фактическими данными отечественных интегрированных целлюлозно-бумажных корпораций: ОАО «Группа «Илим», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Соликамскбумпром» и др. В 2007 г. производство бумаги и картона в России составило 7,6 млн т, что соответствует показателям 1980 г. За последние тридцать лет в стране не построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината.

Экспортируя балансовую древесину в другие страны для обеспечения сырьем их целлюлозно-бумажных комбинатов, Россия из-за отсутствия собственных мощностей по глубокой переработке древесины вынуждена ежегодно импортировать значительные объемы бумаги и картона. В 2007 г. импорт бумажно-картонной продукции превысил 2,5 млрд дол. США. При этом наблюдается неблагоприятная тенденция превышения темпов роста импорта целлюлозно-бумажной продукции над темпами роста экспорта.

Несовершенная структура лесопромышленного производства обусловила и сырьевую направленность лесного экспорта.

В 2007 г экспорт необработанного круглого леса, несмотря на ввод новых повышенных экспортных пошлин, составил 49,3 млн м3, т.е. практически остался на уровне 2006 г.

Негативным фактором являются диспропорции в территориальном размещении лесопромышленного производства. Так, 83,6 % производства бумаги и картона и почти 50 % фанеры и древесных плит приходится на Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. В Дальневосточном округе вообще отсутствуют производства по глубокой переработке древесины.

Для лесного хозяйства и лесопромышленных отраслей РФ характерны следующие негативные факторы:

1. Низкий технический уровень и недостаточная оснащенность лесохозяйственных организаций и арендаторов оборудованием для проведения комплекса лесохозяйственных, лесомелиоративных и противопожарных работ.

2. Слаборазвитая лесохозяйственная инфраструктура, не позволяющая, с одной стороны, проводить необходимый объ-

8

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

ем работ по уходу за лесными ресурсами, а с другой стороны, сокращающая экономически доступный лесной фонд.

3. Низкий технический уровень всех лесопромышленных отраслей. В лесозаготовительной промышленности эксплуатируется в основном физически и морально устаревшая техника с высокой долей ручного труда и низкой производительностью.

В лесопильной промышленности практически повсеместно работают лесопильные рамы - наиболее энергоемкое и наименее производительное оборудование. Большинство фанерных и плитных предприятий используют морально и физически устаревшее оборудование. На целлюлозно-бумажных предприятиях около 80 % варочных установок непрерывного действия находятся в эксплуатации свыше 25 лет, половина варочных котлов периодического действия требует замены. Износ активной части основных фондов ЦБП составляет 69,6 %, износ оборудования на ряде предприятий достигает 80 %.

4. Технологическое отставание от мирового уровня характеризуется отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках (конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения элементарного хлора, высококачественные виды бумаги и картона и др.).

5. Высокая загруженность производственных мощностей. К началу 2008 г. в лесном комплексе достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей, который в производстве продукции глубокой переработки древесины составляет более 86 % (по варке целлюлозы - 82,4 %; товарной целлюлозе - 83 %; производству бумаги - 87,7 %; картону -94,0 %).

6. Развал российского лесного маши-ностроения.В настоящее время многие предприятия лесного машиностроения перепрофи-

лировали деятельность. Разрушена отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения. Основная часть производимой отечественной лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования не отвечает современным требованиям качества. Слабо развита база сервисного и эксплуатационного обслуживания.

7. Кадровые проблемы обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким по отношению к другим отраслям экономики уровнем оплаты труда , ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке и недостатком кадров, высоким уровнем безработицы в населенных пунктах, моноэкономическая структура производства которых связана с лесохозяйственной деятельностью и лесозаготовками.

8. Неустойчивое финансовое положение большинства предприятий и организаций лесного комплекса вызвано высоким уровнем материало- и энергоемкости производства и опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов.

Одной из причин низкой эффективности лесного комплекса и несовершенной структуры лесопромышленного производства можно считать отсутствие внятной промышленной политики в целом по стране, отсутствие национальной лесной политики и долгосрочной стратегии развития лесного комплекса.

При сложившейся ситуации и с учетом принимаемых Президентом и Правительством РФ мер по социально-экономическому развитию страны на перспективный период одной из важных задач является разработка научно обоснованной Стратегии развития лесного комплекса РФ на долгосрочный период.

Основные методические подходы, принципы, задачи и исходные предпосылки разработки и реализации отраслевой стратегии хотелось бы выделить. Стратегия развития лесного комплекса должна включать и лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс. Только в единстве и взаимосвязи можно решить проблему повышения эффективности и устойчивого развития. При разработке Стратегии необходимо учитывать основные параметры социально-экономического развития

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

9

ЭКОНОМИКА

экономики РФ на период до 2020 г., а также приоритетные национально значимые задачи, определенные Президентом РФ.

С позиций государства стратегия - это составная часть политики, которая определяет общую ориентацию и направление социально-экономического развития страны на длительный период, предусматривает крупномасштабные преобразования в основных сферах деятельности, определяет механизмы реформирования экономики страны в целом, отраслей и регионов. Стратегия предполагает стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, разработку эффективной структурной политики, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и отечественном рынках, создание надежного правового законодательства.

При разработке Стратегии необходимо учитывать основные положения законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих политику государства в лесном комплексе на длительную перспективу: новый Лесной кодекс РФ; постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. №75, утвердившее график поэтапного повышения

ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы; постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (рис. 2).

Начальным этапом разработки долгосрочных стратегических направлений развития лесного комплекса РФ является подробный анализ и объективная оценка изменений в экономической, социальной и производственно-технической деятельности отраслей лесного комплекса в 1990-2007 гг., а также анализ состояния и тенденций развития мирового лесного сектора и развитых лесопромышленных стран мира (США, Канада, Финляндия, Швеция, Германия, Китай, Япония и др.).

Основные задачи стратегического развития лесного комплекса России:

- расширенное воспроизводство лесных ресурсов, эффективное их использование и удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей в продуктах и полезностях леса;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования;

Рис. 2. Алгоритм разработки Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.

10

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

- опережающее развитие мощностей по глубокой химической, механической и энергетической переработке древесины;

- развитие лесопромышленного производства с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной отечественной продукции;

- устранение диспропорций в размещении лесопромышленных производств по территории страны.

Достижение стратегических задач развития лесного комплекса потребует достаточно длительного времени, поэтому важно определить последовательность и взаимосвязь проводимых мер и выделить этапы реализации каждой из поставленных целей.

Разграничение основных задач Стратегии по этапам позволит определить те задачи развития лесного комплекса и каждой из его отраслей, которые являются первостепенными исходя из экономических, социальных требований и которые учитывают реальные условия и возможности данного периода.

Важное положение перспективного развития лесного комплекса РФ - оценка спроса на лесобумажную продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Анализ материалов ФАО и Комитета по лесоматериалам ЕЭК ООН и показателей Перспективного исследования по лесному сектору Европы до 2020 г. показал, что потенциальными импортерами российских лесных товаров останутся страны Европы, Тихоокеанского региона, Средиземноморского бассейна и страны СНГ.

При оценке внутреннего рынка лесоматериалов необходимо учитывать:

- рост основных показателей социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.: ВВП, продукции промышленности, реальных доходов населения и др.;

- реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и рост деревянного домостроения;

- необходимость роста душевого потребления бумаги и картона;

- необходимость роста душевого потребления мебели.

Для реализации основных стратегических задач развития лесного комплекса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребуется осуществить комплекс экономических, организационных, структурных и финансовых мер, включающих:

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;

- развитие системы организационных и экономических отношений между государством, лесным бизнесом и населением;

- совершенствование правового механизма на основе развития лесного законодательства, гражданского и корпоративного права;

- упорядочение экономических отношений предприятий лесного комплекса с естественными монополиями;

- развитие отечественного лесного машиностроения;

- создание благоприятного налогового и финансового климата для развития лесного бизнеса;

- консолидация потенциала образования, науки и бизнеса лесного комплекса на основе взаимовыгодного стратегического партнерства, продвижения результатов учебно-методического и научно-информационного обеспечения на рынок труда, товаров и услуг;

- воссоздание системы переподготовки кадров и повышения квалификации инженернотехнических работников лесного комплекса;

- развитие деревянного домостроения;

- совершенствование правовых и законодательных актов по борьбе с нелегальными рубками;

- создание надежной системы статистического учета производства и потребления лесобумажной продукции;

- переход от заявительного к планируемому лесопользованию на основе лесного плана и лесохозяйственных регламентов;

- организация государственной инвентаризации лесов на всех лесных землях;

- развитие транспортной инфраструктуры лесного фонда;

- обеспечение правовой защиты лесов и земель лесного фонда, четкое разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в области охраны, использования и воспроизводства лесных ресурсов;

- внесение изменений в Лесной кодекс в части совершенствования системы лесоуправления и лесопользования.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.