Научная статья на тему 'О стандартах как составляющих научно-исследовательской работы студента вуза: ЗА и ПРОТИВ'

О стандартах как составляющих научно-исследовательской работы студента вуза: ЗА и ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЕРАТ / РЕФЕРИРОВАНИЕ / КУРСОВАЯ РАБОТА / ВЫПУСКНОЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ / КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ / ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гехтляр С. Я.

В статье характеризуются основные виды учебной деятельности, содержащие элементы исследования, в их отличии от чисто учебной работы; излагаются основные признаки и требования к содержанию и структуре реферата, курсовой работы, выпускного квалификационного сочинения, раскрываются этапы исследовательской работы, композиционная структура курсовой работы. Отмечается, что все варианты научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе дополняющей и выходящей за рамки учебного процесса, взаимосвязаны и должны быть представлены как система, так как, только в этом случае на групповом фоне будет развиваться индивидуальная научно-исследовательская деятельность студентов и расти степень их самостоятельности в освоении научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стандартах как составляющих научно-исследовательской работы студента вуза: ЗА и ПРОТИВ»

Through a series of experiments the author analyses the ways of effective study of nonlinear phenomena and systems at the lessons of electrical and radio engineering. Special attention is given to describing the role of physical electronics, electric and radio engineering and physical world view courses in training students in natural sciences. Nowadays the level of natural science development is characterized not only by research, but also by applying nonlinear phenomena and by the use of nonlinear devices in many spheres of science and engineering.

The key words: electrical and radio engineering, nonlinear element, nonlinear system, nonlinear regime.

Список литературы

1. Гершензон E. И. и др. Радиотехника.: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. аа- культетов / Е.И. Гершензон, Г.Д. Полянина, Н.В. Соина. М.: Просвещение, 1986 г. 319 с.

2. Быстрое Ю.А., Мироненко И.Г. Электронные цепи и устройства: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа., 1989. 287 с.

3. Пригожий К, Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. 268 с.

4. «Не линейные волны и солитоны» Н.А. Кудряшов, «Соросовский образовательный журнал», №2, 1997 (85-92).

Об авторе

М.Н. Степанищева - канд. физ.-мат. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 378.183

С .Я. Гехтляр

О СТАНДАРТАХ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ВУЗА: ЗА И ПРОТИВ

В статье характеризуются основные виды учебной деятельности, содержащие элементы исследования, в их отличии от чисто учебной работы; излагаются основные признаки и требования к содержанию и структуре реферата, ворсовой работы, выпускного квалификационного сочинения, раскрываются этапы исследовательской работы, композиционная структура курсовой работы. Отмечается, что все варианты научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе дополняющей и выходящей за рамки учебного процесса, взаимосвязаны и должны быть представлены как система, так как, только в этом случае на групповом фоне будет развиваться индивидуальная научно-исследовательская деятельность студентов и расти степень их самостоятельности в освоении научного познания.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, реферат, реферирование, курсовая работа, выпускное квалификационное сочинение, квалификационная работа, доказательность изложения, композиционная структура положения, выносимые на защиту.

Общеизвестно, что с элементами научного исследования в процессе обучения будущий студент знакомится еще в школе. Реферативные доклады, конференции и презентации - виды деятельности, требующие обобщения, классификации, а главное -требующие от обучающегося позиции, когда необходимо сделать выбор. К сожалению, практика вузовского обучения обнаруживает у поступивших две, в равной мере негативные закономерности: первокурсник не только не умеет подчас сделать выбор и обосновать его (пьеса, кинофильм понравились - а что именно понравилось?), но и не знают основных стандартов, отличающих учебную практику от содержащей элементы исследования (многие ли представляют различие задач и, соответственно, ожидаемых

результатов: лабораторная работа - практическое занятие - семинар?). Опыт показывает, что даже основные требования к реферату неизвестны, а принципы написания курсовой работы, как правило, уясняются на основании «консультаций», причем чаще не с преподавателем, а со студентами-предшественниками: всегда ли этот путь оптимален?

Представляется, что не только начинающий студент, но и старшекурсник нуждается в специальных пособиях, помогающих освоить теорию того или иного вида деятельности обучающегося.

Данная статья - фрагмент, основные положения пособия, подготовленного к печати сотрудниками кафедры журналистики (авторы - С.Я. Гехтляр, Е.А. Чернявская, A.A. Рубан), в котором: 1) характеризуются основные виды учебной деятельности, содержащие элементы исследования, в их отличии от чисто учебной работы; 2) излагаются основные требования к содержанию и структуре реферата, курсовой работы, выпускного квалификационного сочинения.

Первое, что необходимо освоить первокурснику, - основные признаки того или иного вида работ. Коротко представим их.

Конспект с элементами исследования - когда из прочитанных работ выписываются положения, подтверждающие или опровергающие предварительную установку. На этом этапе преподавателю важно показать, чем такой конспект отличается ог изложения содержания, показать, что основной признак такого конспекта - концептуаль-ность.

Второй этап на этом пути - реферирование. Оно, как известно, может быть учебным и научно-учебным. Учебное реферирование является в основе своей репродуктивным, т.е. представляет в обобщенном виде только фактографическую информацию, но включает и иллюстративный материал, в нем обязательно подчеркиваются сведения о полученных автором результатах и возможностях их использования.

Используется также жанр реферата-резюме, он - переходный от учебного к имеющему элементы исследования: в нем только основные положения, тесно связанные с темой реферируемого издания.

Реферат-обзор - путь подготовки к будущему исследованию: автор такого реферата с необходимостью охватывает несколько точек зрения, не исключая частных аксиологических моментов.

Специфика научно-учебного реферирования состоит в том, что наряду с изложением содержания той или иной научной работы дается анализ представленной в первоисточниках информации и её, с позиции автора, оценка в непременной связи с объективными данными о состоянии проблемы.

Структура учебно-научного реферата включает три основных компонента: библиографическое описание источника (полные выходные данные), собственно реферативный текст и справочный аппарат.

Вторая часть, собственно реферативный текст, строится следующим образом:

- характеристика темы и объекта;

- описание результатов, выводов;

- характеристика применения результатов.

Учебно-научное реферирование -- и нгел л екту а л ьн ы й творческий процесс, включающий осмысление текста, элементы аналитико-синтетического преобразования использованной информации, следовательно, на выходе мы имеем новый, принадлежащий автору реферата текст.

В языке реферата максимально выражена тенденция преобладания существительных над другими частями речи, большое число глаголов с общим значением типа считать, рассматривать, описывать.

Синтаксис характеризуется однообразием, материал подается не в развитии, а в статике (например: Сообщается..., а не Будет сообщено...). В тексте преобладают констатирующие обобщения и перечисления. Используя элементы оценки, важно быть

предельно корректным, т.е. нельзя в репродуктивном реферате ни излишне восхищаться мыслями автора, ни, тем более, порицать. Важно помнить, что на стадии реферирования той или иной работы мы не способны увидеть проблему во всей ее полноте.

Одним из распространенных приемов перечисления является использование параллельных конструкций и однородных членов предложения. Так как, как правило, в реферате не даются обоснования выдвигаемых положений, в нем мало примеров, совсем не принято приводить сравнения, сноски, ссылки на первоисточники. Точные даты положено заменять указанием периодов, конкретные имена - наименованием школ и направлений.

Особенность реферата как первой стадии научно-исследовательской работы: в нем должно быть показано, насколько глубоко изучен и понят определенный раздел той или иной учебной дисциплины. Рекомендуемый объем - 10-30 страниц формата А4.

Этапы работы:

выбор темы (тематика определяется преподавателем, но студент выбирает из нее проблему, имея в виду перспективу своего научного интереса. Идеальный вариант: изученная при подготовке реферата научная литература помогает в определении темы курсовой работы - курсовая работа кладется в основу доклада на спецсеминаре - апробация в результате участия в научных студенческих конференциях, конкурсов - подготовка выпускной квалификационной работы);

подбор и изучение основных источников (для перспективы научной работы - 8-10 источников);

составление библиографии (записи лучше делать на карточках, на их основе -список литературы в конце готовой работы);

обработка и систематизация информации; разработка плана; написание реферата.

Курсовая работа - первый по сложности вид исследовательской деятельности, который является прежде всего квалификационной работой. Теоретическая значимость, актуальность темы и прикладное значение при этом стоят на втором плане. Хорошо выполненная курсовая работа должна свидетельствовать в первую очередь о том, что:

в ее основе имеется определенная задача (вопрос), касающиеся данной отрасли знания (выбор определяется предложенной преподавателем тематикой; роль студента -отобрать из предлагаемой тематики наиболее близкое интересам, при возможности использовать прежний опыт реферативных и др. работ);

в ее основе - теоретические положения той или иной научной школы, концепция, которая в определенной мере известна и ясна студенту;

эти положения рассматриваются применительно к новому материалу (или в новом ракурсе), подтверждаются или оспариваются выводами работы;

содержание курсовой работы должно позволить дать оценку имеющегося на данный период научного представления по данному вопросу, т.е. работа должна содержать конкретные выводы, возможно, предложения, указывать перспективу развития и практические результаты (методического или другого характера).

Композиционная структура курсовой работы: титульный лист; оглавление; введение; главы (как правило, две); к каждой главе - выводы; заключение; библиографический список; приложение (не обязательно; сюда входят материалы, не являющиеся научно важными для понимания содержания); вспомогательные указатели.

Основные компоненты введения в курсовой работе: обоснование темы, выбора материала, предполагаемые цели и результаты, содержание и формулировка задач.

Характеризуется объект и предмет исследования, сообщается об используемых методах анализа, о теоретических основаниях и практической значимости наблюдений

(обобщений). В конце введения обязательно формулируются положения, выносимые на защиту, они, как правило, - есть обобщенные и квалифицированные выводы.

Содержание первой главы - обзор литературы вопроса, изложение важнейших теоретических оснований того анализа, который представлен второй главой.

Главный смысл и содержание первой главы курсовой работы - представление того состояния вопроса, которое застало начало данного исследования. Главное, на что следует обратить внимание: в обзоре литературы нельзя перечислять все, что известно из прочитанного! Особенно осторожными нужно быть с утверждением, что тебе в данной области принадлежит первое слово!

Вторая глава - квалификация, классификация и выводы в результате исследования материала, в котором проявила себя логика теории-обоснования, формулировка важнейших положений теории, которые могут получить как подтверждение, так и опровержение.

Заключение в такой работе играет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, носит форму синтеза накопленных впечатлений, резюме основной и научно-обосновательной частей. Этот синтез - последовательное, логичное, стройное изложение итогов и указание на их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение - это выводное знание, тот собственно результат, который может быть вынесен на обсуждение, оно должно соотноситься с формулировками цели и положений, выносимых на защиту.

Размеры курсовой работы для гуманитарных специальностей - 30-40 стр., картотека должна насчитывать не менее 400-600 единиц.

Дипломное сочинение (или, как официально называется эта работа, выпускная квалификационная) в основном выполняется с соблюдением указанных для курсовой работы требований.

Отличия: она должна быть больше по размеру (в среднем 75 стр. текста), тема формулируется с учетом постановки более серьезной, чем в курсовой работе, проблемы. Наиболее удачно (мы уже говорили об этом), когда тема дипломной работы формулируется с учетом осведомленности студента в данной проблематике, с учетом тем его реферативных и курсовых работ по проблемам выпускающей кафедры.

(Примерный перечень типа источников теоретических сведений и материала в связи со специальностью «Журналистика» представлен в подготовленных выпускающей кафедрой методических рекомендациях. Там же - образцы оформления титульного листа и оглавления, формы для документации, представляемой вместе с работой в Государственную аттестационную комиссию.)

Здесь опишем некоторые характеристики выпускной работы, важные для любой специальности, но которые, как показывает опыт, часто остаются за пределами внимания как исполнителя, так и научного руководителя.

Введение необходимо начинать с обоснования темы: чем обусловлен выбор студента, почему выбранная проблема или идея научного направления может служить темой выпускной работы. Обоснование должно позволить читающему работу понять, что студент обладает способностью определить, что в избранной им теме позволяет выявить уровень подготовки, его соответствие присуждаемой квалификации и потенциал. Главное при формулировании обоснования - показать границу между знанием и незнанием в затронутом вопросе. Важным показателем правильности вхождения в проблему является тот факт, если изложение обоснования отвечает на вопрос «что?»

Вслед за обоснованием темы необходимо характеризовать объект и предмет исследования. Так как объект - это философская категория, которая выражает то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, то для исследования объект - реально существующая, независимо от человека и его сознания действительность, точнее, ее определенная часть, выступающая для познаю-

щего индивида в формах деятельности, языка и знаний, вырабатываемых в ходе истории. Таким образом, для филолога в качестве объекта могут выступать определенные тексты, определенным образом фиксированная речь; для психолога, к примеру, объектом может служить поведение человека, для историка - совокупность сведений о событиях того или иного периода в жизни народа и т.п.

В тесной связи с понятием объекта находятся такие понятия, как предмет исследования и материал его.

Предмет, или предметная область, - то содержание внутри избранного объекта, на которое направлена мысль исследователя, множество всех явлений, свойства которых и отношения между собой подлежат рассмотрению в научной работе. Та же фактура (тексты, словари, архивные сведения, статистические данные, формулы и т.п.), через которые реализует себя объект исследования, выступает в качестве его материала.

Естественно, что сам исследователь выступает при этом в качестве субъекта.

Разобравшись с понятиями объект, предмет, материал, необходимо сформулировать актуальность темы исследования. Словари определяют актуальность как «значимый для настоящего времени», « имеющий значимость для настоящего времени», отсюда следует, что неверным является часто встречающееся в работах обоснование актуальности как отсутствие работ подобного плана («тема актуальна, так как до сих пор к ней не обращались исследователи»). На самом деле актуальность определяется злободневностью, значимостью темы, ее современностью, а главное - важностью для решения смежных научных проблем. В качестве своеобразного «оселка», позволяющего проверить, правильно ли сформулирована актуальность, можно использовать вопрос - «почему?».

Следовательно, автору необходимо показать, с какими именно вопросами теории связана его тема и что позволит в этой теории выяснить или уточнить рассмотрение избранного им вопроса.

Как правило, студенческая выпускная работа не решает собственно научной проблемы, ее специфическая черта - необходимость выхода за пределы достигнутого знания. С опорой на ранее изученное и обоснованное студент рассматривает собственный объект и материал, имеет возможность подтвердить или опровергнуть достигнутое предшественниками выводное знание.

Именно поэтому, определяя (что требуется от выпускной работы) теоретическую значимость, студент показывает, какого рода новые сведения или материал введены им в научный оборот, какие аспекты базовой теории позволил уточнить произведенный анализ.

Практическая значимость может определяться возможностью использования результатов исследования в практике дальнейших наблюдений, обучения, при разработке в дальнейшем планов студенческих научных проектов.

Прежде чем перейти к содержательным главам, важно осветить во введении еще несколько вопросов: определить цели, задачи, связанную с ними структуру исследования, сообщить об использованных научных методах, сформулировать положения, выносимые на защиту.

Цель исследования - это всегда ответ на вопрос «зачем?». «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 2000) определяет понятие «цель» как «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить», но мы в данном случае имеем дело с целью как философским понятием, поэтому важно, что «Философский словарь» подчеркивает: «цель - идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия... выражает закономерность познавательной деятельности человека, его зависимость от объективных законов... это также непосредственный сознательный мотив, направляющий и регулирующий действие...» (М., 1963. С. 496). Формулируя цель, исследователь представляет основное содержание своей научной гипотезы.

Для достижения цели требуется постановка и решение ряда исследовательских задач. При выполнении выпускной квалификационной работы это, как правило, изучение специальной литературы и определение теоретической базы исследования, выборка необходимого материала и составление картотеки, на основании которой материал обоснованно квалифицируется и\или классифицируется.

Цель и материал определяют, в свою очередь выбор методов исследования.

Как известно, набор исследовательских методов - это, наряду с объектом, предметом исследования и собственным метаязыком, тот необходимый минимум, которым должна обладать каждая самостоятельная наука. В философском смысле метод - путь познания и истолкования любого явления действительности, «форма практического и теоретического .освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта, система регулятивных принципов преобразующей, регулятивной или познавательной, теоретической деятельности» [1].

В зависимости от того, к какому типу из перечисленных видов исследовательской деятельности обращается субъект, вырабатываются различные специальные методы той или иной науки (тут слово «метод» - в узком смысле), система приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определенной точки зрения.

Наиболее распространенная ошибка дипломных сочинений - расхождение между списком использованных методов и практикой применения, поэтому для благополучного прохождения работы через «препоны» рецензирования автор, называя метод, методику, прием, должен коротко и четко указать способ его применения. Например, если автор лингвистического исследования называет среди методов нормативно-стилистический, он обязательно должен добавить, что, опираясь на него в процессе анализа текста, исследует языковые явления, выходящие за пределы литературно-языковой нормы, и дает им функциональную характеристику.

Иногда возникают сомнения: обязательно ли формулировать в выпускной работе положения, выносимые на защиту? квалификационной работы, доказательность изложения выносимые на защиту?

Представляется, что такие положения нужны, это не пустая формальность, а важная часть исследования, которая позволяет (можно сказать даже - помогает) связать воедино постановку задачи и результаты, это тоже своего рода «оселок»: в правильно и доказательно построенной работе непременно проявляется логический параллелизм между названием, целью, защищаемыми положениями.

Приведем образец такого соотношения. Если тема работы «Индивидуально-авторские словообразования в языке русской поэзии (на примере произведений М. Цветаевой и И. Северянина)», то цель ее - описав неологизмы указанных поэтов, выявить характерные черты, отличающие, прежде всего в области развития словарного состава, поэтический текст определенного периода русского языка. Тогда естественно, если на защиту автор выносит следующие положения: «1. Процесс образования новых слов, присущий языку как постоянное явление, особенно интересен в языке поэзии. 2. Именно творчество М. Цветаевой и И. Северянина может с наибольшей полнотой характеризовать процессы периода Серебряного века. 3. Анализ текстов М. Цветаевой и И. Северянина показывает, что, несмотря на особенности поэтического почерка, есть в области образования поэтами новых слов общие черты, позволяющие сделать вывод о закономерностях...» (следующие далее специальные характеристики из стремления к экономии места опускаем. - С.Г.).

Наиболее важные доказательства правомерности утверждений, содержащихся в положениях, выносимых на защиту, как правило, концентрируются в выводах по главам и заключении.

Заканчивая разговор о стержневых узлах работы, - несколько слов о библиографии. Совершенно непреложное требование (на практике далеко не всегда выполняв-

мое): в список использованной литературы имеют право войти только те исследования, на которые были ссылки в тексте.

Кроме процедуры предзащиты и различных способов апробации результатов исследования (доклады на итоговых конференциях, публикации в сборниках студенческих работ и др.) выпускное сочинение, чтобы предстать перед ГАК, как известно, должно быть рекомендовано к защите научным руководителем и получить положительную оценку рецензента.

Научный руководитель в своем отзыве может только характеризовать студента, его отношение к работе, указать на соотношение поставленной задачи и того, что представлено как результат. Но не должен научный руководитель, не имеет права, высказывать свои, соображения о заслуживаемой оценке, это решает только экзаменационная комиссия.

Точно так же и рецензент дает оценку прежде всего существу рассматриваемой квалификационной работы, обязательно касаясь в отзыве параметров: обоснованность тематики, актуальность, доказательность изложения, язык, выполнение требований к оформлению.

Практика прохождения защит показывает, что здесь нередки нарушения. Одной из важнейших составляющих правильно проведенной процедуры защиты является выполнение требования: выставляя оценку, ГАК в первую очередь учитывает умение студента ответить на замечания и вопросы рецензента, которые в отзыве должны быть обязательно (иначе что же это за защита, если никто не нападает?)!

The article describes the main types of academic activity, containing the elements of research and their variation from school work in its pure sense; sets forth the basic features and requirements on the content and structure of a report, term paper, graduate essay; analyses the stages of research work, term paper structure. It is stressed that all the variations of students' research work including as well optional tasks and extra-curriculum activity are interrelated and should be treated as a system, since only in this case there will be an opportunity of developing students' individual research activities and increasing their independence in assimilating scientific knowledge. The key words: scientific research, report, annotation, coursework, graduate essay, qualijying paper, narrative validity, compositional structure, presentation abstract.

Список литературы

1. Мостепаненко M.B. Философия научного познания. Л., 1972. С. 19.

Об авторе

С Я. Гехтляр - докт. филол. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, sv_ge@mail.ru. УДК 372

И.И. Крупская, О.В. Коршунова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья написана на основе комплексного педагогического эксперимента, позволившего решить задачу повышения эффективности использования дидактических игр в развитии цветовосприятия у дошкольников. В ней раскрывается суть, задачи и ход комплексного педагогического эксперимента в ДОУ, для проверки эффективности использования различного вида дидактических игр содействующих развитию цветовосприятия у старших дошкольников.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, комплексный педагогический эксперимент, дидактическая игра, восприятие цвета, цветовой словарь, игры с предметами, настолъно-печатные игры, словесные игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.