Научная статья на тему 'О способах вербализации оценки как результата познавательного действия'

О способах вербализации оценки как результата познавательного действия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОЦЕНКА / МЕХАНИЗМЫ ПОЗНАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ОЦЕНОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ / COGNITIVE STRATEGIES / EVALUATION / VARIETIES OF COGNITION / COMPONENTS OF EVALUATIVE ACT / EVALUATIVE UTTERANCES / VERBALIZED EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юлдашев Тимур Абдукаххарович

Поднимается проблема моделирования когнитивных стратегий на основе семантической структуры высказываний. В качестве одного из предметов исследований данного направления когнитивной лингвистики возможно использование глаголов с семантикой познавательно-оценочного действия. Приводятся результаты анализа высказываний, содержащих оценочные предикаты consider и find.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Varieties of verbalized evaluation as the result of cognition act

The article touches upon the problem of designing the models of cognitive strategies on basis of semantic structure of utterances. It is possible to use verbs with the meaning of cognitive evaluation act as one of subjects of this research area of cognitive linguistics. The article shows some results of analysis of the utterances containing verbs of cognitive evaluative act consider and find. The author also attempts to give an interpretation of components of evaluative utterances from cognitive point of view.

Текст научной работы на тему «О способах вербализации оценки как результата познавательного действия»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 115-117.

УДК 800 Т.А. Юлдашев

О СПОСОБАХ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ОЦЕНКИ

КАК РЕЗУЛЬТАТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Поднимается проблема моделирования когнитивных стратегий на основе семантической структуры высказываний. В качестве одного из предметов исследований данного направления когнитивной лингвистики возможно использование глаголов с семантикой познавательно-оценочного действия. Приводятся результаты анализа высказываний, содержащих оценочные предикаты consider и find.

Ключевые слова: когнитивные стратегии, оценка, механизмы познания, компоненты оценочного действия, оценочные высказывания, вербализация оценки.

Перед современной когнитивной наукой и когнитивной лингвистикой в частности, наряду с моделированием статических структур сознания (таких как концепты, фреймы и т. д.), стоит не менее значимая и гораздо более сложная задача — моделирование динамических структур сознания. Речь идет о когнитивных стратегиях как алгоритмах оперирования знаниями, способах и закономерностях усвоения опыта и получения новых знаний. Понятие когнитивной стратегии на уровне постановки проблемы ее определения и включения в число объектов когнитивной семантики еще только начинает разрабатываться различными методами в языкознании [1, с. 373-374] и психолингвистике [2, с. 29-37]. Решению этой проблемы в когнитивной лингвистике может способствовать изучение языковых экспликаций ментальных действий, основанных на взаимодействии перцептивных, когнитивных и аффективных процессов, протекающих в сознании человека. Механизмы восприятия, опознавания, категоризации и другого во многом определяют и способ их кодирования в языке, а значит, могут быть (хотя бы частично) декодированы и восстановлены в виде моделей.

В систему перечисленных процессов включается оценка, которую следует понимать как способ познания окружающей действительности, далеко не всегда сугубо аффективный феномен, связанный, как иногда считают, исключительно с выражением эмоционального отношения субъекта к предметам и явлениям. Оценка - это механизм выявления ценно-стно-значимостных отношений, т. е. свойств вещей и явлений по отношению к интересам субъекта. Такие отношения имеют идеальный характер, но могут быть обнаружены и познаны (подробнее о различиях собственно познания и оценки см. работы: [3]).

Определенные перспективы в данной области открывает изучение речевого функционирования глаголов с семантикой познавательнооценочного действия, таких как думать, считать, полагать и других, в составе образуемых ими лексико-грамматических конструкций. Последние могут быть описаны как имеющие структуру модальной рамки оценки, в которой выражаются такие обязательные элементы оценочного действия, как субъект оценки, ее объект, сам процесс (эксплицируемый глаголом познавательного действия) и выявляемая в результате значимость объекта для субъекта, или ценность, выражаемая оценочным предикатом [4, с. 97].

Согласно одной из самых разработанных классификаций, оценки разделяются на сенсорные, сублимированные и рационалистические. К последним относятся оценки, не связанные (или связанные в минимальной степени) с эмоциональной реакцией. Это нормативные, телеологические и утилитарные оценки [5, с. 75-77].

© Т.А. Юлдашев, 2013

116

Т.А. Юлдашев

В данной статье приводятся результаты анализа оценочных предикатов, а также элементов их контекстного окружения в конструкциях с английскими глаголами consider и find на материале высказываний, выражающих различные виды рационалистических оценок, к которым примыкают значимостные оценки.

Наиболее простым способом вербализации оценочных предикатов является использование качественных прилагательных, выражающих результат оценки:

And unfortunately concern about homeless is not a planning issue. It is not considered relevant, however important it is in normal human terms, in planning terms it is nonexistent (здесь и далее приводятся примеры из [б]).

Do you find it strange to see the Sun Chamber so empty, Captain?

Возможности субстантивации прилагательных приводят к тому, что для экспликации оценочных отношений используются также качественно-оценочные имена существительные:

Very old examples consist of brick or stone pillars supporting a pitched roof, but they were rarely built before the late nineteenth century as they were considered an extravagance.

There have been approaches by several institutions but we are not considering new ventures as a priority, he says.

В качестве таких предикатов выступают слова с категориальным значением признака, абстрагированного от его носителя. В случаях же, когда существительное не несет в своем значении оценочного компонента, оно неспособно образовывать оценочную конструкцию и нуждается в атрибуте, в качестве которого могут выступать все те же качественные прилагательные. В таких высказываниях роль оценочного предиката берет на себя атрибутивный компонент, а существительное выполняет классифицирующую функцию и относит оцениваемый объект к тому или иному классу предметов, явлений, процессов и т. д.:

Of other possible causes of these disparities in achievement, IQ differences were considered at length, but not found to be a significant factor.

The physical presence of the supervisor was also found to be an important independent variable.

Ministers and other politicians continue to tell the public that education will continue to grow, in order to retain political credibility -since education is considered an important issue — while at the same time telling administrators to cut budgets.

Кроме того, носителем оценочного значения может выступать наречие, характеризующее признак:

The reason for considering such a policy to be absolutely crucial derives from the recent

decline in social citizenship on both sides of the state-individual reciprocal relationship.

Now I'm I find it particularly strange that paragraph sixty one of N Y seven doesn't give any hint erm that the District Council was concerned about I I five figures until we were Mm. small sites.

Здесь наречие модифицирует уже приписанный объекту оценки признак по интенсивности. Другими словами, в высказывании дополнительно выражена количественная оценка, которую, пусть даже с определенной степенью условности, следует выделить в отдельный акт (этап, компонент?) оценки, так как объектом оценки здесь выступают свойства не предмета, а его оценочного признака (как и в случаях выделения первичных и производных оценок вследствие различия их оснований [7, с. 27-29]).

Однако использованное в оценочных высказываниях относительное наречие может также эксплицировать точку зрения, с которой производится оценка, устанавливать отношение к некоторой предметной, территориальной, социальной или иного рода сфере, для которой данная оценка актуальна:

Yet here too the government was careful to reserve the right to deal with cases it considered politically dangerous through administrative action outside the control of the courts.

Characteristics which were found to be statistically significant in their relation to manufacturing employment change were deemed to be contributory causes of it.

В таких случаях речь идет уже не о новом оценочном акте, а дополнительном компоненте оценки. К числу последних можно также отнести ряд факультативных (с точки зрения формальной выраженности) элементов структуры оценочного высказывания. Это прежде всего предметная сфера оценки, некоторая область действительности, для которой актуальна данная оценка:

The term Earth Mysteries covers not just ancient sites but also the people who visited them and found them significant in their lives.

If the power-assisted rack-and-pinion steering seems excessively light at low speeds its directness, with a mere 2.5-turns lock to lock, makes you wonder whatever happened to the so-called '' sneeze factor '' (i.e. forgiving low gearing) that was once considered essential in American cars.

The third aim is to pilot out the effectiveness of a co-operative group work curriculum as a means of enhancing inter-racial co-operation and attitudes to other ethnic groups. This has been found to be effective in the USA.

Выявление данного дополнительного компонента говорит о том, что один и тот же объект может быть по-разному оценен одним и тем же субъектом, если оценка

О способах вербализации оценки как результата познавательного действия

117

производится по отношению к различным сферам действительности. Это еще раз подтверждает положение о том, что рационалистические оценки находятся в большей зависимости от объективных факторов действительности, чем от эмоционального состояния говорящего.

Подобным факультативным элементом высказывания может также являться вербализация некоторого действия, события или процесса, от успеха которого зависит достижение поставленной перед субъектом (или группой субъектов) цели:

Over 35,000 plant species were carefully screened for anti-cancer properties, and yew bark extract was found to be effective against tumours in mice.

The hierarchical structure of local viewdata has been found useful in the teaching of classification and in the sorting of idea.s from the general to the specific which has proved helpful in note making, especially in the graphic form.

A healthy diet is now considered the most effective way of treating this condition, apart from the use of drugs.

Данный элемент отражает связь между значимостью объекта оценки, действием и целью, достижение которой обеспечивается этим действием. Таким образом, непосредственным получателем пользы, бенефициантом в данном случае выступает не субъект оценки, ставящий перед собой определенную цель, а его действия. Такое положение дел в целом характерно для рационалистических оценок. Более того, в некоторых высказываниях субъект оценочного действия и бенефициант (лицо или группа лиц) вообще не совпадают:

I asked Yngwie to list ten albums which he considers essential listening for all guitarists.

Whenever he's away, Fred says he takes with him a Gucci washbag packed with what he considers to be the essential medication for the business traveller.

Some special schools for visually handicapped pupils which have facilities for producing their own enlarged print use this for lesson notes and for enlarging finely printed text and reference work, finding this helpful to their pupils.

Если в первых двух высказываниях субъект оценки является представителем определенного класса людей (путешественник, гитарист) и оценивает объект как значимый не только для себя, но и для любого другого представителя данного класса, то в последнем высказывании субъект и бенефициант четко разделены. Такое явление нередко встречается в рационалистических оценочных высказываниях, так как оценка здесь производится при помощи рационального взвешивания фактов, что и дает субъекту возможность оценивать значимость объекта не для себя, а для совершенно постороннего человека. Возможно также установление значимости объекта оценивания для деятельности, не являющейся предметом стремления или желания познающего субъекта - говорящего.

Безусловно, все, о чем говорилось выше, - это лишь некоторые частные замечания и наблюдения, однако они показывают, что изучение оценочных высказываний с позиций когнитивной лингвистики вполне возможно и что такие исследования позволяют на основе выделенных компонентов смысловой структуры высказывания строить определенные модели когнитивных стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галич Г. Г. О систематизации категорий языкового содержания с позиций антропоцентризма // Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2.

[2] Курганова Н. И. Роль и место смыслового поля при моделировании структурных и операциональных параметров значения слова : ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2012. 46 с.

[3] Кислов Б. А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (вопросы теории и методологии). Иркутск, 1985. 184 с. ; Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. С. 150, 152 ; Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982 ; Демин М. В. Проблемы теории личности. М., 1977. С. 126-127.

[4] Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд. М., 2002. 139 с.

[5] Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М., 1988. 341 с.

[6] BYU-BNC British National Corpus. URL: http:// www.corpus.byu.edu/bnc.

[7] Ивин А. А. Основания логики оценок. М., 1970. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.