Научная статья на тему 'О специфике реализации экономических интересов в системе «Общество–Вуз–Бизнес–индивид»'

О специфике реализации экономических интересов в системе «Общество–Вуз–Бизнес–индивид» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ECONOMIC INTERESTS / EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL SERVICES / PRINCIPLES OF FORMATION OF EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коляскина София Владимировна

В статье рассматриваются экономические отношения в системе образования. Рассмотрена модель реализации экономических интересов субъектами системы образования. Выявлены противоречия между потребностями системы образования в развитии и внешней средой ее функционирования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPECIFICS OF REALIZATION OF ECONOMIC INTERESTS IN SOCIETY-HEI-BUSINESS-INDIVIDUAL SYSTEM

In article the economic relations in an education system are considered. The model of economic interests’ realization by subjects of an education system is considered. Contradictions between needs of an education system for development and environment of its functioning for modern Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «О специфике реализации экономических интересов в системе «Общество–Вуз–Бизнес–индивид»»

О СПЕЦИФИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ «ОБЩЕСТВО-ВУЗ-БИЗНЕС-ИНДИВИД»

С. В. КОЛЯСКИНА

В статье рассматриваются экономические отношения в системе образования. Рассмотрена модель реализации экономических интересов субъектами системы образования. Выявлены противоречия между потребностями системы образования в развитии и внешней средой ее функционирования в современной России.

Ключевые слова: экономические интересы, система образования; образовательные услуги; принципы формирования образовательной системы.

Среди экономических категорий важное значение имеют экономические интересы, которые выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Категория «экономические интересы» взаимодействует с такими понятиями, как экономические потребности, стимулы к трудовой деятельности, материальная заинтересованность и ответственность. Сущность экономических интересов можно раскрыть лишь на основе познания смежных категорий, их взаимосвязей и подчинения. Нужно также учитывать, что они диалектически взаимосвязаны с экономическими законами, в действии которых отражены сущность и направленность экономических интересов. В свою очередь, экономические законы оказывают регулятивное воздействие на согласование и сочетание экономических интересов.

Экономические интересы являются, по сути, общественно-производственными отношениями относительно различных социальных групп, хозяйствующих субъектов, которые возникают относительно определенных объектов. Социальным отражением экономического интереса является индивид, коллектив, регион, общество, а конечным выражением экономических интересов - результат (продукт труда, услуга) общественного производства (народнохозяйственного воспроизводственного процесса), который удовлетворяет потребности, о которых сложились конкретные отношения людей. Основная функция экономического интереса - обеспечение самостоятельности, саморазвития социального субъекта. Исходя из конкретного экономического интереса, хозяйствующий субъект ставит перед собой определен-

ную цель и функционально вступает в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами.

Сочетание различных экономических интересов общества в одно целое нельзя достичь только с помощью администрирования центра, поскольку налаживание работы всех составляющих хозяйственного механизма на различных структурных уровнях - это объективный процесс поступательного развития, действие экономических законов, отражающих сложную гамму отношений по производству, распределения, обмена и потребления определенной части общественного продукта.

Объектом общего экономического интереса является прежде национальный доход, предприятия - прибыль, интереса работника - необходимый продукт. Однако существуют противоречия между общегражданским экономическим интересом, с одной стороны, и интересами предприятий, регионов - с другой, поскольку экономические интересы различных субъектов хозяйственной деятельности не совпадают, а в рыночных условиях даже могут поляризоваться. Решению этих коллизий должно способствовать развитие общественного производства за счет сочетания всех экономических интересов и использования экономических рычагов и инструментов, а также регулирующего экономико-правового механизма со стороны государства.

Одной из действенных форм налаживания наилучшего сочетания экономических интересов является согласование их по вертикали: общест-во-предприятие-работник. Стоит воплотить в жизнь принцип: что выгодно обществу, должно быть выгодным регионам, предприятиям.

Сферу профессионального образования можно характеризовать, с одной стороны, как составную часть национального хозяйства (народнохозяйственного комплекса), функционирующую по общим экономическим законам, господствующим на данном этапе социально-экономического развития общества, а с другой стороны, как системообразующую основу всего социально-экономического развития, формирующую новые всеобщие экономические законы и закономерности [6]. Такая характеристика может считаться достаточной в силу неравномерного по скорости происходящих процессов перехода общества из индустриального в информационный этап своего развития, когда главной сферой экономики становится сфера услуг, а доминирующим фактором развития - информация, представленная в форме навыков и знаний.

Сфера профессионального образования динамична и включает себя процессы различных уровней, в самом распространенном смысле образовательный процесс есть непосредственно процесс передачи знаний индивиду в рамках образовательной программы (оказание образовательной услуги). Это определение процесса на уровне образовательного учреждения. Если рассматривать образовательный процесс на уровне социальноэкономической системы (макроуровень), то непосредственно термин «процесс» не применим, так как наблюдается дуализм процесса и результата образования.

Рассмотрим систему экономических интересов применительно к сфере образования.

Образовательная услуга является объектом взаимодействия субъектов сферы профессионального образования, в качестве которых можно выделить государство, социум (общество) как субъектов макроуровня и предприятия, образовательные учреждения, индивиды как субъектов микроуровня в процессе формирования человеческого капитала как на уровне индивида, так и на уровне предприятия, при этом необходимо провести разделение между человеческим капиталом индивида и человеческим капиталом предприятия (фирмы), которое будет касаться структуры и характера социально-экономических отношений. В процесс формирования человеческого капитала индивида выделим следующие взаимодействия субъектов:

Общество - Индивид:

- построение вектора движения индивида к формированию человеческого капитала и получению образовательной услуги:

^ формирование потребности в получении высшего профессионального образования под

воздействием ряда факторов (социальных, экономических, экологических, научных, культурных и др.);

^ предоставление возможности в получении образования в различных формах;

^ престижность занимаемого положения образованной личности в обществе;

- наполнение индивидом общества агрегированным человеческим капиталом, на основе чего вырабатывается новый образовательный вектор.

На основании этого вектора строятся отношения между субъектами:

Государство - Индивид:

- предоставление условий для реализации интереса в формировании человеческого капитала (ст. 47 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование» [4]);

- стимулирование данного интереса:

^ предоставление льгот при поступление в определенные образовательные учреждения либо определенным группам населения;

^ предоставление отсрочки в прохождении воинской службы;

^ социальные гарантии и социальная значимость;

^ осуществление трансфертов (бесплатное для индивида образование, стипендии, гранты и т. д.);

- отношения по поводу собственности на человеческий капитал (в случае бесплатного образования): человеческий капитал и право его использования принадлежат индивиду, однако могут накладываться временные «обременения» в случае специальной подготовки по госзаказу (например, военные учебные учреждения). В условиях плановой экономики, реализуемой СССР, права собственности на использование человеческого капитал принадлежали государству (система обязательного распределения, борьба с тунеядством и т. д.).

Вуз - индивид:

- отношения товарно-денежного обмена: оказание возмездных и безвозмездных образовательных услуг, последние оплачиваются государством (в 2011 учебном году доля внебюджетных учебных мест достигла 57,7 % [7]);

- отношения собственности: в сфере образования процесс и результат лишь частично могут характеризоваться как труд и как продукт отчуждения, в результате чего образовательная услуга, в силу ее свойств, неотделима от производителя, но при этом человеческий капитал, формируемый посредством образовательной услуги, становится неотделимым от индивида;

- отношения партнерства независимо от денежной формы оказания услуги, выполняя функ-

цию стимулирования данного интереса, развивают конкуренцию между индивидами;

Бизнес - Индивид:

- формирование интереса получения человеческого капитала, адаптированного к применению в производственном секторе;

- косвенные товарно-денежные отношения, касающиеся направления на целевое обучение, и оплата оказания образовательных услуг;

- отношения собственности на право использования приобретенного человеческого капитала в течение некоторого времени, оговоренного договором целевого обучения.

Дальнейшие товарно-денежные отношения и соответствующие им отношения собственности будут формироваться в процессе использования человеческого капитала на протяжении трудовой деятельности.

Общество - Вуз:

- формирование содержания образовательных услуг исходя из актуальных нужд и потребностей общества:

^ демографическая среда;

^ национальная среда;

^ культурная среда;

Государство - Вуз:

- товарно-денежные отношения, финансирование вузов, размещение госзаказа в зависимости от текущих финансовых возможностей и потребностей общества;

- стимулирование научно-исследовательской деятельности;

- контроль качества оказания образовательных услуг вне зависимости от финансирования и принадлежности:

^ лицензирование;

^ аккредитация;

^ формирование реестра образовательных программ;

- права собственности на государственные образовательные учреждения, передача государству части управляющих функций;

Бизнес - Вуз:

- финансирование в оказании образовательных услуг в рамках целевых договоров;

- товарно-денежные отношения по поводу научных исследований, формирующих человеческий капитал, и дальнейших прав собственности на них (индивидуально);

- формирование содержания образовательной услуги (практической части);

- отношения партнерства, основанные на взаимовыгодных условиях.

Внутри субъектов сферы образования в процессе формирования человеческого капитала также происходят социально-экономические отношения, в первую очередь это относится к непосредственным участникам оказания и получения образовательной услуги.

Индивид-индивид:

- отношения конкуренции претендентов на получение образовательной услуги, оказываемой образовательным учреждением бесплатно (за счет государства или предприятия);

- партнерство в процессе получения образовательной услуги;

Вуз - Вуз:

- конкуренция за получение государственного финансирования в рамках перспективных госзаказов, грантов и проектов;

- права собственности одного учреждения на другое, в случае филиалов или центров на базе головного учреждения;

- финансово-денежные, в случае обмена ресурсами, в том числе человеческими и информационными;

- партнерство в процессе научноисследовательской деятельности, академической мобильности студентов;

Бизнес - Бизнес:

- отношения конкуренции за потребление результатов человеческого капитала (за кадры) и в процессе его формирования, стимулирование перспективных студентов (стипендии, заключение трудовых договоров уже в период обучения и т. д.).

Между различными интересами и их носителями - субъектами могут возникать противоречия. Причины этих противоречий могут быть объективными и субъективными, долговременными и кратковременными. К объективным причинам возникновения противоречий между различными экономическими интересами относятся, например, неблагоприятные природно-климатические условия, обострение международной обстановки, кризисное состояние экономики в регионе и в стране и др. Субъективными причинами возникновения противоречий между интересами можно назвать принятие неправильных хозяйственных решений руководителями и специалистами различных предприятий и организаций, низкая квалификация работников, причинение экономического ущерба по субъективным причинам и др.

В современных кризисных условиях основными причинами возникновения противоречий между различными экономическими интересами выступают спад производства, убыточность мно-

гих предприятий, обострение кризиса неплатежей, задержки с выплатой зарплаты, низкий ее уровень, высокие рыночные цены. Эти негативные явления возникали вследствие проведения правительством монетаристского курса, крупных просчетов в ходе реформирования экономики, слабой поддержки отечественных товаропроизводителей. Предприятия многих отраслей находятся в трудном экономическом положении, прежде всего, из-за высоких цен на энергоносители, высоких налогов и дорогих кредитов.

Названные причины обострили противоречия, прежде всего, между личными и коллективными, личными и государственными, коллективными и государственными, региональными и государственными экономическими интересами.

Для преодоления противоречий между основными видами экономических интересов необходимо быстрее внести научно-обоснованные коррективы в ход проводимых реформ, повернуть эти реформы на пользу товаропроизводителей, создать благоприятные условия для более полной реализации их экономических интересов. Для более полной реализации экономических интересов следует совершенствовать формы их реализации.

Современная система образования нацелена на удовлетворение множества потребностей и интересов (общегосударственных, социально-групповых, индивидуальных), способствуя сглаживанию соответствующих противоречий в социальной системе. В связи с этим можно согласиться с мнением

В. В. Боброва: «Система образования, как социальный институт общества, должна создаваться и функционировать в интересах решения общегосударственных задач. Она призвана дать минимально необходимые знания, навыки и умения всем членам общества, чтобы они могли успешно адаптироваться в любых физико-географических и климатических условиях бытия и социализироваться в любой социальной среде» [ 2]. Однако далеко не все институты и инструменты современного образования в равной степени учитывают интересы человека, общества и государства. Так ЕГЭ удовлетворяет, главным образом, интересы субъекта, усиливает «эффект пылесоса» и способствует тому, что столичные вузы перестали работать на страну, которая нуждается в пополнении региональных культурных элит и управленческих кадров [3].

Предполагаем, что указанный конфликт интересов может быть смягчен путем оптимизации многопрофильности образования, многообразия уровней профессиональной подготовки специалистов, дифференциации образования посредством

движения от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и т.п. В целом, гетерогенность учреждений высшего профессионального образования во всем мире является результатом их самостоятельного поиска путей повышения конкурентоспособности. Вузам вовсе не обязательно делать одно и то же, чтобы преодолеть конкурентные недостатки и создать конкурентные преимущества. Так, Ю. Рубин указывает на целесообразность функционирования конкурентных кластеров в российском образовании - исследовательских вузов, основанных на фундаментальных и прикладных исследованиях, предпринимательских, представленных сетевыми университетами, которые ориентируются на применение дистанционных образовательных технологий, и исследовательско-предпринимательских, сочетающих предпринимательскую деятельность с научно-исследовательской практикой [5].

Расширение сектора негосударственных вузов и существующее множество уровней профессиональной подготовки, как нам кажется, позволяет иначе подойти к проблеме, обозначенной И. А. Александровым. По мнению ученого, в настоящий момент система образования в России отвечает в большей степени «принципу единства определенностей». Она направлена на подготовку специалистов узкого профиля и основана на естественных науках, господстве «профессионального максимализма»: «Образовательная модель, ориентированная только на природу мира и, в особенности на специальные дисциплины, на узкое профилирование в технике и даже научной сфере, направленная только на усвоение знаний без понимания их целостного содержания, ... всесторонних взаимосвязей в самой системе знаний и в самой сущности явлений и процессов, . превращает специалиста в ремесленника.» [1].

Таким образом, на основе сопоставления интересов субъектов системы образования можно выявить противоречия между потребностями системы образования в развитии и внешней средой ее функционирования в современной России (уменьшение объемов НИОКР при необходимости модернизации экономики; сокращение бюджетного финансирования при необходимости развития системы образования; низкие показатели трудоустройства и нехватка специалистов в определенных сферах при увеличении количества выпускников; увеличение числа учебных заведений при снижении численности обучаемых и снижении признания российского образования в мире), наличие которых привело к деформации системы

экономических отношений, определяющих конфигурацию и специфику системы образования, и их несоответствию этапу перехода к информационному типу общества, характеризующемуся следующими тенденциями: изменение мотивов интернационализации в сторону усиления экономических; развитие международного рынка образовательных услуг; усиление глобализации экономики, что увеличивает мобильность специалистов; обеспечение непрерывности сопровождения профессионального роста.

Прежде всего, возможные пути реформирования образовательного комплекса предполагают реальное знание его состояния, тенденций развития, особенностей механизма воспроизводства. Можно констатировать три момента, характеризующих состояние высшего образования:

- в стране, несмотря на все передержки перестроечных и постперестроечных лет, удалось сохранить образовательный потенциал, а по отдельным его составляющим прирастить (доступ к мировой научной информации, компьютеризация учебного процесса и др.) и укрепить;

- достигнут порог устойчивости образовательной системы. Подвижничество работников образовательной сферы обеспечило сверхэффективность соотношения затрат и результатов в образовании. При этом, тратя на образование одного школьника, студента в 20 раз меньше, чем в развитых странах, Россия сохранила сопоставимый с ними уровень знаний и численность учащихся на 10 ООО населения;

- дальнейшее игнорирование государством образовательной системы приведет к ее кризису. Страна потеряет возможность поддержания массового воспроизводства и обучения по всей номенклатуре отраслей современных знаний. Целостная образовательная система распадется на локальные центры отдельных регионов, где будут

готовить специалистов только по конкретным специальностям из слоев элитной молодежи.

Литература

1. Александров И. А. Философская концепция высшего образования: к постановке новых образовательных моделей // Философия образования. 2002. № 5. С. 60-61.

2. Бобров В. В. Философские основания образовательного стандарта // Философия образования. 2003. № 6. С. 30.

3. Гребнев Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 5.

4. Конституция Российской Федерации. иКЬ: http://www.constitution.ru

5. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1.

С. 31-32.

6. Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования: науч. монография. Кострома, 1998.

7. иКЬ: http://www.gks.ru

* * *

ABOUT SPECIFICS OF REALIZATION OF ECONOMIC INTERESTS IN

SOCIETY-HEI-BUSINESS-INDIVIDUAL

SYSTEM

S. V. Kolyaskina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article the economic relations in an education system are considered. The model of economic interests’ realization by subjects of an education system is considered. Contradictions between needs of an education system for development and environment of its functioning for modern Russia are revealed.

Key words: economic interests, education system, educational services, principles of formation of educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.