Научная статья на тему 'О специфике работы учителя информатики по выполнению дополнительной профессионально-трудовой функции в качестве информационно-технологического делопроизводителя'

О специфике работы учителя информатики по выполнению дополнительной профессионально-трудовой функции в качестве информационно-технологического делопроизводителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / СЕКРЕТАРЬ ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" / ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА / РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / SOCIETY INFORMATION / SCHOOL INFORMATION / THE TEACHER OF INFORMATICS / INFORMATION -TECHNOLOGICAL THE CLERK / A SUBJECT "INFORMATION TECHNOLOGIES" / THE SCHOOL INFORMATION / SUPERVISOR OF A CIRCLE / INFORMATION WORKING OUT / INFORMATION ORDERING / INFORMATION PROCESSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икромова И. У.

Переход от монофункциональной профессионально-педагогической подготовки учителей к полифункциональной предполагает подготовку учителей к выполнено и дополнительных профессионально-трудовых функций, что позволяет им быть более востребованными на рынке труда. В статье рассматриваются теоритические и практические вопросы работы учителя информатики в качестве секретаря информационно-технологического делопроизводителя, который является очень востребованным и объективно необходимым в условиях информатизации школьной жизни. Помимо этого, автор вполне аргументированно считает возможным также и организацию кружка «Информационно-технологическое делопроизводство», где роль руководителя кружка также может выполнять учитель информатики. Привлечение в данный данной кружок позволяет осуществить систематизацию и обработку всей школьной информации, что играет немаловажную роль в управлении школьной жизнью. Указывается, что члены кружка также получают бесценный опыт по обработке информации, что является шагом вперед в повышении качества их компьютерной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About specificity work of the teacher of informatics on performance of additional professional - labor function as the information - technological clerk

Transition from monofunctional is professional pedagogical preparation of teachers for the multifunctional assumes preparation of teachers to execute and additional professional labor functions that allows them to be more demanded in a labor market. In the given article is considered theoretical and practical questions of work of the teacher of informatics science as the secretary of the information technological clerk, which is much claimed and objectively necessary in the conditions of information of a school life. Besides it the author of article quite with deep arguments considers possible as well the circle organization «information -technological office work» where a role of the head of a circle the teacher of informatics also can carry out. Attraction of the talented schoolchildren with high level of computer literacy in given a circle allows carrying out ordering and processing of the school information that plays an important role in management of a school life. On the other hand members of a circle also receive invaluable experience on information processing that quality of their computer literacy is a step forward in increase.

Текст научной работы на тему «О специфике работы учителя информатики по выполнению дополнительной профессионально-трудовой функции в качестве информационно-технологического делопроизводителя»

УДК 33.08 Т И.У. ИКРОМОВА

ББК 65.050.9(2)2

О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

В условиях информатизации общества информатизация школы и школьной жизни является важной частью данного процесса. И в этом плане особую и приоритетную роль могут сыграть учителя информатики, которые в качестве дополнительной профессиональной трудовой функции выполняют функцию информационно - технологического делопроизводителя, который будет заниматься обработкой, оперированием школьной информацией: школьная информация обо всех и об всем, что касается школьной жизни, участниках и процессах. Какую роль играет данная информация? Информация - это, прежде всего знания, а знания - это сила. Отсутствие информации - это незнание, а незнание, в свою очередь, отсутствие силы, информационной силы.

Информационная сила в данном случае имеет созидательный характер, они используется для совершенствования, оптимизации, развития школьной жизни. Поэтому, чем больше информации, тем больше и предпосылок для совершенствования и развития школьной жизни. Работа информационно - технологического делопроизводителя не ограничивается только набором, распечаткой, ксерокопией и аналогичными операциями второстепенного предназначения, а заключается в том, чтобы осуществить поиск, прием, обработку, систематизацию, хранение и использование школьной информации для улучшения школьных дел. Нельзя думать, что информационно - технологический делопроизводитель будет работать в одиночку. Он будет работать вместе со всеми с другими субъектами. Это могут быть и члены администрации школы, и учителя - предметники, и классные руководители, и члены родительского комитета школы, и, конечно, же, сами школьники.

В ходе поиска нужной и необходимой информации используются эмпирические и теоретические методы исследования, математические методы обработки количественной информации, на основе которых делается качественный анализ полученных данных. Школьная информация включает в свое содержание все о школьной жизни, начиная от этапа планирования, организации и анализа школьной деятельности субъектов школьной жизни. Например, создается база данных о всех видах плана: учебно -воспитательном, финансово -хозяйственном, оздоровительно - профилактическом, учебно - методическом, и других видов жизнедеятельности школы.

Также создается база данных об отсутствующих на занятиях школьников ежедневно, еженедельно, ежемесячно, выявляются уважительные и неуважительные причины их неявки на занятия, после анализа объективных и субъективных причин принимаются соответствующие меры, даются рекомендации по снижению количество неявок школьников на занятия по неуважительной причине. Аналогичные мероприятия проводятся и по снижению количество опозданий школьников на первый урок. Такой подход к работе может помочь устранить или снизить количество неявок и опозданий, которые позволяют улучшить школьную дисциплину, дисциплину учебного труда. Ведь все в школьной жизни начинается с соблюдения дисциплины, реализации принципов соблюдения дисциплины. Это является основой учебного труда. Неявка и опоздания на занятия как со стороны учителя, так и со стороны ученика, должны быть наказаны. Учителя в этом плане должны подавать положительной пример. Ибо соблюдение учебной дисциплины и учителями, школьниками является основой успеха учебно - воспитательного процесса.

Рис.№ 1. Деятельность информационно - технологического делопроизводителя

Секретарь -1елопроизводитель о информационной технологии

Руководитель кружка

поиск

учение

обработка_^

систематизация

-хранение ►

передача подавание

Школьная информация

Одновременно секретарь - делопроизводитель может руководить кружком по информационно - технологическому делопроизводству, обучая активных школьников информационным технологиям параллельно знакомит их с основами у своего труда, а те, в свою очередь, помогают ему в выполнении дополнительной профессионально - трудовой деятельности. Такой подход имеет свои положительные стороны: школа получает качественную информацию о состоянии школьных дел, учитель получает дополнительный источник дохода, ученики учатся азбуке делопроизводителя на основе информационных технологий. Как мы уже отметили, деятельность секретаря - делопроизводителя не узкая, как у секретаря в обычном смысле, а очень широкая и поэтому сложная и трудная, но вместе с тем очень полезная и нужная.

Поскольку информация в текстовом виде, в виде схем, таблиц, диаграмм, показывает все состояние дел, вся школьная информация представляется в электронном варианте. В ней отражается исходное состояние школьных дел на основе количественных данных, которые затем анализируются, систематизируются, отрабатываются и в конечном итоге совместно с компетентными лицами выносятся соответствующие решения и даются рекомендации. Например, составляется не только электронный журнал, где выставляются оценки каждого ученика по каждому учебному предмету, но указываются, например, типичные ошибки при усвоении тех или иных тем по тем или иным учебным предметам, которые группируются, анализируются, и даются рекомендации по их ликвидации.

Разрабатываются программы по изучению отношения учителей, классных руководителей к своим профессиональным трудовым обязанностям, на основе которых выделяются группы учителей с высокой, средней и низкой культурой отношения, вследствие анализа данных даются рекомендации по повышению культуры ответственности учителей по выполнению своих профессионально - трудовых обязанностей. Точно так же при помощи определенных программ определяется отношение учеников к учению, выделяются категории учеников с высокой, средней и низкой культурой отношения, на основе полученных данных даются советы, пожелания и рекомендации по повышению чувства ответственности за выполнение учебно - познавательных задач по различным учебным дисциплинам.

Разрабатывается информация по повышению профессионально - трудовой компетенции всего педагогического коллектива в целом и каждого конкретного учителя в частности. Также разрабатывается информация по повышению качества решения учебно -познавательных задач школьниками по различным учебным дисциплинам. Такие школьные информации разрабатываются совместно с учителями и предметниками на заседаниях методического объединения, где они все анализируют, принимают соответствующие решения и даются конкретные рекомендации.

Обработка, систематизация, оформление и представление данной информации в виде текста, схем, таблиц, диаграмм, зарисовок является делом секретаря - делопроизводителя. Не менее важным фронтом работы секретаря - делопроизводителя также является и разработка информации о воспитательной деятельности школы. Что необходимо делать для всестороннего развития школьников? Как обстоят дела с их физическим, умственным, нравственным, профессионально - трудовым, эстетическим развитием? И что необходимо делать для того, чтобы улучшить качество их воспитания и всестороннего развития? Первоначально добывается информация об исходном состоянии дел в области воспитания, а

затем на основе изучения и анализа исходных данных разрабатывается новая информация о тактике и стратегии действия в формировании сознания и поведения школьников. Организуется группа из компетентных лиц для анализа исходных данных и разработки рекомендаций. Таким образом, осуществляется контроль - оценка и анализ - рекомендация.

Самое главное - школьная информация должна охватывать все стороны жизни школы. Всесторонний охват объекта изучения учебной или же воспитательной деятельности позволяет получить объективную и достоверную информацию, что уже является залогом успешного продвижения школьных дел. С этой точки зрения в области воспитания следует охватывать все виды воспитания, ибо только тогда мы можем представить себе полную картину. Иначе, получая одностороннюю информацию, мы не можем способствовать всестороннему развитию школьников.

В процессе разработки информации в области воспитания секретарь -делопроизводитель активно сотрудничает с руководителем методического объединения классных руководителей, а также с представителями родительского комитета и, естественно, с классными руководителями, со школьниками - активистами. Также разрабатывается информация о взаимодействии школы и семьи, что позволяет обеспечить единство и взаимосвязь школьного и семейного воспитания. Очень важную ценность имеет информация о самовоспитании школьников, ибо без этого нельзя создать целенаправленную организацию самодеятельности школьников и достичь достаточных результатов в их учебно -воспитательной деятельности.

Следует также разрабатывать и использовать формулы для определения коэффициента полезного действия субъектов школьной деятельности: администрации, педагогического коллектива в целом, учителей - предметников, классных руководителей, исходя из их профессиональной компетентности для выполнения своих профессионально-трудовых обязанностей. Также следует определить коэффициент полезного действия ученика на каждом уроке для того, чтобы определить, контролировать и объективно оценить учебно -познавательную деятельность школьника. В этом случае информацию можно представить в виде рейтинговой системы. Каждый субъект школьной деятельности будет иметь свои рейтинговые баллы, на основе которых делаются соответствующие выводы и даются рекомендации.

Информационно - моделирующая система также необходима для отражения состояния материально - технической базы школы: наличия достаточного количества учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, спортзалов, книжного фонда, технических, компьютерно - технических средств обучения, фонда наглядных пособий по различным учебным предметам и других составляющих материально - технической базы определенного количества и качества, без которых очень трудно представить себе полноценную школьную жизнь. Полное и всестороннее отражение должна найти и сфера финансово хозяйственной деятельности школы, этого требуют жесткие условия рыночной экономики. Нельзя выпускать из виду и оздоровительно - профилактическую, спортивную, художественно -искусствоведческую деятельность школьников, которые играют основополагающую роль в физическом и духовном развитии школьников. Информационный охват данных жизнедеятельности школьников также очень важен.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гершунский, Б.С. Философия образования/ Б.С. Гершунский. -М.: Московский психолого-социальной институт, Флинта, 1998. - 432с.

2. Перспектива развития системы непрерывного образования/ Под ред. Б.С.Гершунского. -М.: Педагогика, 1990. - 224с.

3. Миронов, В.Б. Век образования.- М.: Педагогика, 1990. - 176с.

REFERENCES:

1. Gershunsky, B.S. Philolosophy of edication/ B/S. Gershunsky.- M: Moskow psychoiogy- social Instity, Flinta, 1998.-432p.

2. Prospective of development system of contious edication / Edited by B.S. Gershunskogo. - M: Pedagogic, 1990. -224p.

3. Mironov, V.B. Centyry of edication /V.B. Mironov. - Pedagogic, 1990. -176p.

О специфике работы учителя информатики по выполнению дополнительной профессионально-трудовой функции в качестве информационно-технологического делопроизводителя

Ключевые слова: информатизация общества, информатизация школы, учитель информатики, секретарь информационно - технологического делопроизводителя, учебный предмет «Информационные технологии», школьная информация, руководитель кружка, разработка информации, систематизация информации, обработка информации.

Переход от монофункциональной профессионально-педагогической подготовки учителей к полифункциональной предполагает подготовку учителей к выполнено и дополнительных профессионально-трудовых функций, что позволяет им быть более востребованными на рынке труда.

В статье рассматриваются теоритические и практические вопросы работы учителя информатики в качестве секретаря информационно-технологического делопроизводителя, который является очень востребованным и объективно необходимым в условиях информатизации школьной жизни. Помимо этого, автор вполне аргументированно считает возможным также и организацию кружка «Информационно-технологическое делопроизводство», где роль руководителя кружка также может выполнять учитель информатики. Привлечение в данный данной кружок позволяет осуществить систематизацию и обработку всей школьной информации, что играет немаловажную роль в управлении школьной жизнью. Указывается, что члены кружка также получают бесценный опыт по обработке информации, что является шагом вперед в повышении качества их компьютерной грамотности.

About specificity work of the teacher of informatics on performance of additional professional -labor function as the information - technological clerk

Keywords: society information, school information, the teacher of informatics, information -technological the clerk, a subject ««Information technologies», the school information, supervisor of a circle, information working out, information ordering, information processing.

Transition from monofunctional is professional - pedagogical preparation of teachers for the multifunctional assumes preparation of teachers to execute and additional professional - labor functions that allows them to be more demanded in a labor market.

In the given article is considered theoretical and practical questions of work of the teacher of informatics science as the secretary of the information - technological clerk, which is much claimed and objectively necessary in the conditions of information of a school life. Besides it the author of article quite with deep arguments considers possible as well the circle organization ««information -technological office work» where a role of the head of a circle the teacher of informatics also can carry out. Attraction of the talented schoolchildren with high level of computer literacy in given a circle allows carrying out ordering and processing of the school information that plays an important role in management of a school life. On the other hand members of a circle also receive invaluable experience on information processing that quality of their computer literacy is a step forward in increase.

Сведения об авторе:

Икромова Инобатджон Умарбоевна, соискатель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]

Information about the author:

Ikromova Inobatjon Umarboyevna, researcher of the Department of General Pedagogics, Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov. (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.