Научная статья на тему 'О специфике проблем среднего профессионального образования в малом моногороде'

О специфике проблем среднего профессионального образования в малом моногороде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SMALL TOWN / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / STRATEGY FOR REFORMING VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Обшивалкина Татьяна Анатольевна

Выявлены проблемы развития и функционирования системы профессионального образования в условиях малого города. На основе проведенного социологического исследования отмечено изменение функции и эффективности среднего профессионального образования. Определены перспективы и даны предложения по реформированию существующей системы профессионального образования в малом городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Обшивалкина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Specifics of the Problems of Secondary Vocational Education in Small Single-Industry Towns

The paper pinpoints the development and functioning problems of the vocational education system in conditions of a small town. Having conducted the sociological study the authors point out the changes in efficiency and functions of the secondary vocational education. In addition, the article outlines the prospects and gives recommendations on reforming the existing vocational education system in small towns.

Текст научной работы на тему «О специфике проблем среднего профессионального образования в малом моногороде»

ГЕРМАИДЗЕ Георгий Ефимович

Кандидат экономических наук, доцент

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (912) 202-38-40 e-mail: gegermaidze@yandex.ru

ОБШИВАЛ КИНА Татьяна Анатольевна

Директор

Краснотурьинский индустриальный колледж

624460, РФ, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Базстроевская, 1 Контактный телефон: (950) 200-37-70 e-mail: direktor.kik@mail.ru

О специфике проблем среднего профессионального образования в малом моногороде

Ключевые слова малый город; среднее профессиональное образование; стратегия реформирования профессионального образования.

Выявлены проблемы развития и функционирования системы профессионального образования в условиях малого города. На основе проведенного социологического исследования отмечено изменение функции и эффективности среднего профессионального образования. Определены перспективы и даны предложения по реформированию существующей системы профессионального образования в малом городе.

Одна из наиболее сложных проблем постсоветского периода развития России - обеспечение профессиональной образованности ее населения. Сложность заключается как в смене политического и экономического устройства страны, так и в своеобразии размещения и жизненного уклада населения. Сегодня большинство населения России проживает в моногородах. По определению, моногород (МГ) - населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий. В связи с тем что в официально утвержденный Правительством список моногородов включены крупные города, явно не подпадающие под это определение (например, Нижний Тагил), возникла необходимость ввести понятие «малый моногород».

По сути, малый моногород (ММГ) - это монопрофильное поселение (город, поселок), сформированное на базе крупного (градообразующего) предприятия, содержащего на своем балансе (бюджете) большинство организаций социальной сферы. Это -«город-завод». Результативность функционирования и перспективы существования градообразующего предприятия существенно влияют на судьбу поселения как такового. Поэтому появился термин «якорное предприятие», достаточно отчетливо характеризующий связь жизнеобеспечения и благополучия населения поселения с судьбой и благополучием градообразующего предприятия.

В федеральном списке моногородов Урал представлен в основном «металлургическими» городами, такими как Каменск-Уральский, Сатка, Карабаш, Чусовой. Все якорные предприятия этих населенных пунктов частные. Они функционируют в конкурентных

© Гермаидзе Г. Е., Обшивалкина Т. А., 2013

условиях, а основная причина их проблем, вне зависимости от подотрасли, - неблагоприятная ценовая конъюнктура мировых сырьевых рынков. Особенно уязвимыми в тяжелых условиях оказываются ММГ, расположенные на севере Свердловской области (Краснотурьинск, Кировоград, Североуральск, Красноуральск, Качканар). Их характеризует малая численность жителей, высокая доля занятых на градообразующем предприятии в среднегодовой численности работников (от 26,9 до 53,8%), относительно невысокий уровень доходов, удаленность от областного центра и крупных городов, низкая плотность населения на прилегающих территориях, высокая чувствительность к социальноэкономическим процессам в стране. Эти особенности повышают значимость системы профессионального образования для обеспечения процесса социализации молодежи.

В современном виде российские моногорода сформировались в советское время. Если обратиться к истории строительства градообразующих предприятий, то можно заметить достаточно характерную для тех времен деталь: одновременно со строительством заводов на местах создавались учебные заведения, готовящие кадры для вновь построенного предприятия.

Сегодня положение коренным образом изменилось. Из-за резкой деформации традиционных бизнес-моделей существования градообразующих предприятий и разрыва большинства горизонтальных и вертикальных экономических связей бывшего народнохозяйственного комплекса СССР многие моногорода оказались депрессивными зонами, стоящими порой на грани коллапса и социальных волнений. Но при этом образовательное пространство ММГ перенасытилось образовательными учреждениями (филиалами) не только разного уровня, но и разных городов России, нередко пространственно отдаленных от места проживания студента. Так, в 2011 г. при общей численности населения Краснотурьинска 61,3 тыс. чел. в нем функционировали 5 филиалов (представительств) вузов, 2 техникума, 3 колледжа. В соседнем Серове при численности населения 99,4 тыс. чел. имеется 8 филиалов вузов, 12 учреждений СПО. В Североуральске при численности населения 44,8 тыс. чел. имеется 4 филиала вуза и 5 учреждений СПО.

Считается, что изобилие и разнообразие образовательных учреждений разного уровня и направлений в ММГ обеспечивает высокую доступность образовательных услуг, что должно облегчать социализацию большого пласта молодежи и способствовать уменьшению ее оттока из мест проживания. В теории это так. На практике же чрезмерная доступность профессионального образования вызывает ряд глубоких противоречий, которые не могут быть устранены принимаемыми государством мерами. К основным противоречиям относятся:

• поточно-массовый процесс «штамповки квалифицированных кадров» с низким качеством сформированных для конкретного образовательного уровня компетенций;

• перенасыщение рынка труда выпускниками, что приводит к работе их не по профилю и массовой смене специальностей;

• превращение естественного для нормального развития личности процесса повышения квалификационного уровня в формальную попытку получить диплом, нередко противозаконным способом;

• неизбежное снижение требовательности образовательных учреждений к качеству профессиональной подготовки, что ведет к уменьшению отсева и хорошо иллюстрируется характером кривых приема и выпуска в вузы и ССУЗы (см. рисунок);

• усиление ориентации ссузов на преимущественную подготовку рабочих кадров без изменения технологии учебного процесса;

• диверсификация традиционной роли среднего профессионального образования в формировании рынка труда с превращением его в поставщика абитуриентов для вузов и др. [2. С. 82].

На последнем факторе остановимся подробнее.

1 800 п 1 600 1400 1 200 1 ООО 800 6001 400 2001 о

Прием в вузы Выпуск вузами Прием в ССУЗы Выпуск ССУЗами

2001 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Тенденции приема в учебные заведения России и выпуска дипломированных специалистов, тыс. чел. [1]

Возникает естественный вопрос: зачем многие выпускники ССУЗов ММГ стремятся в вузы, нередко минуя рынок труда?

Опрос студентов Краснотурьинского индустриального колледжа (КИК) и школьников 9-11-х классов школ Краснотурьинска выявил типичную, на наш взгляд, для России ситуацию1. Почти две трети (68%) респондентов сошлись во мнении: чтобы добиться успеха в жизни, получение высшего образования «просто необходимо», а 21,3% считают, что получить высшее образование «желательно». Таким образом, общий итог предпочтений в получении высшего образования составляет почти 90%! Следовательно, профессиональное неравенство, изначально закладываемое в разделение системы образования по уровням, подсознательно формирует у будущего студента представление о преимуществе «высшего» перед «средним» и тем более перед «начальным» уровнем.

При этом массовым спросом пользуются специальности гуманитарно-социального и экономико-управленческого профиля, которые в представлении абитуриентов и их родителей наиболее доступны на рынке образовательных услуг. Ситуация на рынке труда не является значимым фактором при выборе профессии и планировании карьерного роста ни для абитуриентов, ни для их родителей.

Желание выпускника ССУЗа (или средней школы) иметь диплом вуза связано не столько с его намерением получить более основательную фундаментальную подготовку (этот фактор имеет существенное значение для 15-17% абитуриентов), сколько с признанием более высокого социального статуса диплома вуза, повышением шанса на трудоустройство (в ММГ - хоть какого-нибудь), повышением общественного престижа, уровня самооценки личности, оплаты труда и др. В структуру предпочтений также входит стремление родителей оградить детей от службы в армии. По данным КИК из 255 чел. выпуска 2012 г. в вузы поступили 68 выпускников, или 26,7%. Таким образом, общей тенденцией является усиление роли колледжей как поставщика абитуриентов для вузов и их филиалов. Этой же цели служат колледжи при вузах или в составе учебных комплексов.

Стремление выпускников общеобразовательных школ получить профессиональное образование связано и с местом проживания. Это наглядно показывают данные таблицы. Обратим внимание, что многие семьи из малых городов и сел либо еще не определились с будущим своего ребенка, либо рассматривают другие, не связанные с образованием, жизненные траектории - армия, устройство на работу (43% - среди учащихся райцентров, 40% - среди жителей сел).

1 Исследование проведено в городе Краснотурьинске в 2011 г. Всего было опрошено 655 чел. (школьников выпускных классов и студентов-старшекурсников КИК): 350 девушек и 305 юношей (53,4 и 46,6% соответственно), поэтому результаты можно считать достоверными.

Образовательные планы школьников в разных типах населенных пунктов, %

Желательные перспективы обучения Тип населенного пункта

Город федерального значения Республиканский и областной центр Райцентр, малый моногород, поселок городского типа Село Всего

Планы после 9-го класса

Учиться в 10-м классе 63,0 64,9 65,3 59,9 63,5

Учиться в ПТУ 12,0 16,9 13,5 16,4 15,2

Другое, затруднились ответить 25,0 18,2 21,2 23,7 21,3

Планы после 11-го класса

Учиться в вузе 79,0 61,3 43,6 38,3 47,8

Учиться в ССУЗе 3,9 8,9 13,2 21,8 14,5

Другое, затруднились ответить 17,1 29,8 43,2 39,9 37,7

Примечание. По данным 3].

Как и следовало ожидать, в городах федерального значения и крупных областных центрах доля желающих стать студентами вуза почти в 2 раза выше, чем в малых городах и селах (соответственно 79 и 61% против 44 и 38%) [3].

Популярность выбора уровня среднего профессионального образования выше всего у сельских жителей (21,8%) и жителей моногородов (13,2%). Качество школьных знаний здесь, как правило, ниже, а уровень жизни в таких городах и в сельской местности затрудняет получение дорогостоящего высшего образования, поэтому обучение в колледже (техникуме) является значительно более доступным. И это обстоятельство во многих случаях играет решающую роль.

Проведенный нами опрос также показал, что больше половины (52,7%) отличников и хорошистов собираются продолжить свое обучение в вузах Екатеринбурга и других крупных городов. В родном городе намерены продолжать обучение (в том числе в филиалах вузов) менее четверти, но тоже достаточное количество (21,5%) выпускников школ и ССУЗов. Этот факт предостерегает от излишнего сокращения филиалов вузов, обеспечивающих обучение по месту проживания. Тем более что потребность в высшем профессиональном образовании не только достаточно велика, но и с годами возрастает.

Аналогичная картина наблюдается и в других городах.

Опыт подготовки в колледже вуза (например, Уральского государственного экономического университета) показал, что доля абитуриентов, «транзитом» поступающих в вузы, нередко со сменой специальности, достаточно велика (от 18 до 80% в зависимости от специальности и ситуации на рынке образовательных услуг)1. Высок данный показатель у Екатеринбургского экономико-технологического колледжа (ЕЭТК) - из 282 чел. выпуска 2012 г. в вуз поступили 127 чел. (45%); из выпускников Нижне-Тагильского колледжа им. Н. Демидова - 30%; из Нижне-Тагильского горно-металлургического колледжа (НТГМК) - 25,9%. В ряде городов этот показатель еще выше и ограничивается в основном проблемами сдачи вступительных испытаний 4]. Поэтому, учитывая, что численность молодых людей России, испытывающих органическую потребность в глубоких знаниях, не превышает 20-25%, можно считать, что остальными колледжи используются в первую очередь в качестве трамплина (или «социального лифта») для поступления в вуз, что неминуемо ведет к снижению качества рабочей силы 5. С. 42]. Фактически автономные колледжи не столько выполняют функции подготовки

1 Верхние значения относятся к сфере культуры и крупным городам.

выпускников к обучению по более сложной программе высшей школы, сколько способствуют своему финансовому благосостоянию и, пользуясь более высоким престижем ВПО, облегчают выполнение своей задачи - формирования контингента 6].

Такие процессы наводят на мысль о необходимости объединить усилия учебных учреждений разного уровня, чтобы создать единую одноуровневую систему для усиления преимуществ и ослабления недостатков многоуровневости. Например, использовать НПО для формирования практической квалификации студентов ССУЗа. А выпускников ССУЗов считать бакалаврами, с тем чтобы затем в магистратуре сформировать и довести до высокого уровня их общепрофессиональный интеллект. Для этого даже развивается практика слияния учебных учреждений разного уровня системы профессионального образования в одно под эгидой вуза (интегрированная магистратура) [5. С. 43]. Казалось бы, это перспективное направление. Но мешает устойчивое, на наш взгляд неправильное, представление об уровневости как гарантии класса (иначе говоря, преимущества) выпускника. Поэтому Законом об образовании сохранена поуров-невая автономизация. Например, ССУЗ, включенный в состав вуза, сохраняет статус среднего профессионального образовательного уровня. Как показывает многолетний опыт множества модернизаций системы профессионального образования, с этим явлением практически бесполезно бороться организационно-запретительными мерами: повышением уровня требований к студентам, включением учреждения НПО в структуру ССУЗов, а самих ССУЗов в вузы и т. п. [7]. Но проблему можно было бы успешно решить во благо экономики и социума, если использовать возможности ССУЗов (и ПТУ) для обеспечения последовательного наращивания компетенций от прикладных умений (необходимых любым специалистам, независимо от уровня диплома) до общепрофессионального интеллекта в пределах одного уровня. Для этого нужно все образование выше школьного признать высшим. То есть преобразовать многоуровневую систему управления профессиональным образованием в одноуровневую трехступенчатую, в которой формируются и шлифуются грани профессионального мастерства. Тем самым обеспечить естественный отбор на каждую ступень наиболее талантливых и мотивированных студентов [8. С. 214]. Но для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, чему препятствуют внутриуровневые условия и нормативы (на практике такие препятствия обходятся за счет перезачетов и «кредитной системы», достаточно формально).

Появление уровня прикладного бакалавриата в вузах ограничивает эффективность ССУЗов. Теряется главный смысл сохранения исторически обусловленного для России среднего профессионального уровня, изначально созданного для восстановления и обслуживания огосударствленной экономики. Меры по переориентированию ССУЗов на формирование высококвалифицированных рабочих для нужд инновационной экономики, принимаемые в последнее время управляющими органами, не находят понимания ни у работодателя, ни у преподавателей, ни у студентов и их родителей. Поэтому среднее профессиональное образование в настоящее время нуждается в переосмыслении своей роли и функциональных задач в области подготовки квалифицированных специалистов. В связи с появлением бакалавриата совершенно по-новому должно определиться место уровня СПО в общей системе профессионального образования.

Формат статьи не позволяет охватить все аспекты проблемы профессионального образования в условиях малого моногорода, но дает возможность сделать выводы, подтверждающие необходимость процесса его реформирования.

1. Специфика образовательного пространства ММГ характеризуется большим числом образовательных учреждений (филиалов) разного уровня и разных городов России, зачастую отдаленных от места проживания студента. Это создает проблемы нежелательной миграции и снижения качества образовательных услуг ради сохранения контингента обучаемых и учебного учреждения. Государственный курс на

регионализацию управления системой профессионального образования позволяет ставить вопрос о необходимости протекционистких институциональных мер с целью защиты ММГ от экспансии образовательных учреждений других регионов.

2. Состояние и перспективы развития якорного предприятия ММГ оказывают решающее влияние на выбор уровня и типа учебного учреждения. Преимущественная ориентированность молодежи на высшее профессиональное образование не согласуется с возможностями трудоустройства и использованием выпускников по специальности. Эти проблемы свойственны и другим типам поселений, что позволяет говорить об отсутствии принципиальной связи с типом поселения.

3. Чрезмерная тяга большой части выпускников ССУЗов (и школ) к получению высшего образования (не оправданная социально-экономической потребностью государства, социума, рыночной экономики, а также индивидуальными способностями) поддерживается и стимулируется устаревшей, ориентированной на централизованно управляемую экономику многоуровневой моделью системы профобразования.

4. Ликвидация или смягчение нежелательных последствий возможны при переходе на ступенчатую модель непрерывного образовательного процесса в многоуровневом образовательном учреждении. Но это даст эффект только при ликвидации статусных барьеров между ступенями.

Источники

1. Россия в цифрах - 2012 / Федер. служба гос. статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm.

2. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналит. обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006.

3. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность : инф. бюл. / В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, Е. Ю. Меркулова, К. В. Петренко; науч. ред. Е. С. Петренко. М. : ГУ-ВШЭ, 2006.

4. Ахметова Д. З., Тимирясова А. В., Хадиев М. М. Как сделать образовательное учреждение процветающим? Казань : Таглимат, 2003.

5. Гермаидзе Г. Е. Могут ли колледжи стать ступенью высшей школы? // Среднее проф. образование. 2002. № 7.

6. Колледж как системообразующий элемент в сети непрерывного образования малого города с моноразвитой экономикой. Из опыта работы Железногорского горно-металлургического колледжа. Железногорск, 2000.

7. Исследование тенденций развития малого города как центра формирования социокультурной среды : отчет о НИР (заключительный) / кол. авт. под науч. рук. В. М. Зуева. М., 2002.

8. Гермаидзе Г. Е., Голицын С. И., Голицына С. В. О возможности использования колледжей среднего профессионального образования в качестве базы для реализации образовательных программ бакалавриата // Миссия образования в формирующейся новой экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 22-23 января 2009 г.) : в 3 ч. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2009. Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.