Научная статья на тему 'О создании музея-скансена в Томске'

О создании музея-скансена в Томске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / МУЗЕЙ-СКАНСЕН / МУЗЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ТОМСКЕ / HISTORY OF MUSEUM SCIENCE / SKANSEN-MUSEUM / DEVELOPMENT OF TOMSK MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриенко Надежда Михайловна

Раскрывается малоизвестная страница истории музейного дела России, освещается опыт создания музея нового типа музея-скансена в центре страны и в Томске, где в 1911-1915 гг. была разработана концепция и развернуто формирование музея под открытым небом. Томский музей-скансен планировался к открытию на участке земли, выделенном городским самоуправлением в районе современного Лагерного сада. К его созданию привлекались такие видные деятели науки и культуры, как археолог и публицист А.В. Адрианов, архитектор Т.Л. Фишель, ботаник П.Н. Крылов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attempt of making a Skansen-museum in Tomsk

The first Museum of a new kind of open air museums appeared in 1891 in Sweden and was named the Skansen-museum after the name it was organized in. It exhibited buildings and furnishings, tools and memorials, and as his founder Artur Hazelius said, ''It was devoted to folklore and the history of civilization". Skansen-museums in Russia were established in the early decades of the 20th century. For example, there was such a museum in the former Manor of Grand Duke Nikolay Mikhailovich Romanov near Petrograd in 1919-1922. In the late 1920s an open air museum like Swedish Skansen was organized in Moscow, in the former Tsar estate Kolomenskoye. It is important to note that there were attempts to create a new type of Museum in Tomsk. Those attempts were connected with creating of the Siberian Regional Science and Art Museum. In order to make this Museum a special Committee for the Siberian Regional Museum was organized in February 1911. The members of this Committee, Baron B.A. Aminov, F.Ya. Nesmelov and explorer of Siberia A.V. Adrianov, proposed the establishment of a museum to preserve and study the culture of the peoples of Siberia in a natural landscape. And they used Hazelius' idea of preserving and representing culture of ancestors at the Skansen open-air museum in Stockholm. They developed a plan to move dwelling and household buildings of northern aboriginals of Tomsk Province to Tomsk, placing them in the Park area in the southern part of the city, on the bank of the Tom River. The plan was backed by the Tomsk Duma, which had allocated a plot of land covering an area of more than 7.8 hectares at a territory of modern Lagerny Garden, struggled to find sources of funding for the new Museum. Architect T.L. Fischel and university botanist P.N. Krylov drew plans for the open-air museum. There were developed the ways of forming the museum: B.A. Aminov was ready to transport aboriginal buildings to Tomsk, Museum Committee Chairman F.Ya. Nesmelov published an article in newspaper ''Siberian life'' and invited citizens to participate in the scientific field trips to collect material. A.V. Adrianov, who was in exile in Minusinsk District, made a scientific trip to the South of Eastern Siberia, where he made archaeological excavations, visited and observed the ancient Russian settlements. The projected Scansen-museum was not opened in Tomsk, but the attempts to create it were significant: first of all, it was the integration of Tomsk researchers and world museums and their willingness to understand and implement the latest museum ideas and projects.

Текст научной работы на тему «О создании музея-скансена в Томске»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 71-72

УДК 069.01(571.1)

НМ. Дмитриенко О СОЗДАНИИ МУЗЕЯ-СКАНСЕНА В ТОМСКЕ

Раскрывается малоизвестная страница истории музейного дела России, освещается опыт создания музея нового типа - музея-скансена - в центре страны и в Томске, где в 1911-1915 гг. была разработана концепция и развернуто формирование музея под открытым небом. Томский музей-скансен планировался к открытию на участке земли, выделенном городским самоуправлением в районе современного Лагерного сада. К его созданию привлекались такие видные деятели науки и культуры, как археолог и публицист А.В. Адрианов, архитектор Т.Л. Фишель, ботаник П.Н. Крылов.

Ключевые слова: история музейного дела; музей-скансен; музейное строительство в Томске.

Об открытии в 1891 г. первого музея под открытым небом в местечке Скансен близ Стокгольма хорошо известно в музееведческой литературе. Особый способ музеефикации народной культуры, презентации жизни различных этносов в окружении природной среды был разработан и реализован шведским музеологом Артуром Хазелиусом. По словам организатора, которые цитируются в Интернете, этот музей, не похожий ни на один другой в мире, «посвящался фольклору и истории цивилизации» [1]. В 1900-х гг. музеи-скансены стали открываться в других местах Швеции, а также в Дании и Финляндии. Известно, что в 1919-1922 гг. петроградские исследователи под руководством В.П. Семенова-Тян-Шанского предпринимали попытки организовать музей-скансен в бывшем имении великого князя Николая Михайловича Романова, оказавшиеся, к сожалению, неудачными. Более успешным оказалось устройство музея, как подобия шведского скансена, в тогдашнем Подмосковье, в бывшем царском имении Коломенском в конце 1920-х гг. [2. С. 138-139, 419]. Важно, однако, отметить, что идеи музея-скансена были востребованы в России гораздо раньше, и связаны они, в частности, с попытками создания музея нового типа в Томске.

В январе 1911 г., когда начались работы по подготовке к устройству Сибирского областного научнохудожественного музея, в Томскую городскую думу поступило письмо, подписанное начальником Томского округа путей сообщения бароном Б.А. Аминовым, кандидатом юридических наук, чиновником Ф.Я. Несме-ловым и видным исследователем Сибири, публицистом А.В. Адриановым. Они писали о необходимости сохранить «уклад как старожилого населения, так в особенности многочисленного инородческого» в условиях «широких и быстрых изменений в жизненном обиходе коренного сибирского населения». А в качестве примера того, как в европейских странах оберегают от уничтожения и забвения «следы былой материальной и духовной культуры своих древних родичей и аборигенов», сообщали об открытии около Стокгольма Сканзена, а около Гельсингфорса - Фолизэна. Следует отметить, во-первых, несколько отличающееся от современного название стокгольмского музея, а во-вторых, то, что в машинописный текст письма музейные названия - и шведское, и финское - были вписаны от руки. По этому поводу можно высказать такое предположение: либо машинистка не смогла разобрать в рукописи непривычные названия, либо авторы письма не сразу их установили. Так или иначе, они со знанием дела разъясняли суть «своеобразного музея, в котором вся обстановка

древних обитателей страны вместе с их жильем, костюмами, орудиями передвижения и проч., и проч. сохраняется в ее натуральном виде, под открытым небом» [3. Л. 14].

Далее в письме сообщалось, что намерение создать в сибирском городе подобие скансена зародилось не позже 1908-1909 гг., когда предполагалось вывезти из Нарым-ского края «старинное остяцкое и самоедское жилье со всей обстановкой, амбар для хранения запасов, амбар для помещения семейных или общественных божков-покровителей, остяцкие лодки, ловушки на зверя и проч.». А кроме того, планировалось свозить в Томск памятники старины со всей Сибири, но отсутствие средств помешало реализации задуманного [Там же].

Узнав о поддержке со стороны Томской городской думы проекта Сибирского областного научно-художественного музея, авторы письма обращались в думу с предложением учредить одновременно и «музей на открытом воздухе» (дословно переводя иноязычное выражение) как часть проектируемого Сибирского музея. Они предлагали избрать для будущего томского музея-скансена участок бывших лагерей, т.е. современный Лагерный сад. «На этом участке, - писали авторы проекта, - могли бы быть разбросаны типичные для различных народностей постройки, устроены дорожки, беседки и площадки для гуляния». И, желая приурочить свое предложение к готовящемуся юбилею - 50-летию отмены крепостного права, предлагали назвать этот участок Народным парком имени императора Александра II [3. Л. 15]. Инициатива создания парка и нового музея в нем получила поддержку комиссии по благоустройству города, городской управы и, наконец, самой думы во главе с городским головой И.М. Некрасовым [Там же. Л. 19-а].

Реализация проекта перешла в ведение городского комитета по устройству Сибирского областного музея, созданного решением городской думы в феврале 1911 г., в составе которого и работали инициаторы музея-скансена. В январе 1912 г. Томская городская дума приняла решение отвести под будущий Народный парк обширный участок в 17430 кв. саженей (более 7,8 гектаров) на территории бывших лагерей, вдоль берега Томи. В парке предполагалось устройство Музея на открытом воздухе, который получил в документах именно такое наименование. Член музейного комитета, архитектор Т.Л. Фишель взял на себя обязанность разработать план будущего парка и размещения в нем музея. Осознавая сложность и новизну задачи, Т.Л. Фишель совершил специальную поездку в Финляндию, где осмотрел музей-скансен в Гельсингфорсе, побывал также в Павловском

парке под Петербургом. Вернувшись в Томск, в мае 1912 г. архитектор посчитал необходимым привлечь к созданию будущего парка основателя Ботанического сада и Гербария, приват-доцента Императорского Томского университета П.Н. Крылова. Тот согласился при условии, чтобы «при осуществлении плана никаких изменений и отступлений от него в будущем не делалось» [3. Л. 66].

При совместном осмотре территории будущего парка и музея-скансена участники проекта увидели, что «чрезвычайно красивая местность находится в состоянии разрушения весенними и дождевыми водами и лишена всякого ухода». Было принято решение, не откладывая, начать устройство водостоков, попытаться сохранить ели и пихты на обрыве к Томи, на участке, захваченном размывами. Кроме того, было высказано пожелание пригласить профессора Томского технологического института П. К. Соболевского произвести мензульную съемку и нивелировку местности, привлекая к работам, по возможности, студентов-технологов. Обдумывая планы посадки деревьев и кустарников, П.Н. Крылов предлагал заложить питомник, который, по его мнению, со временем мог бы обеспечивать посадочным материалом и другие нужды города, в частности, устройство сада около Троицкого кафедрального собора, уход за бульварами и Пушкинским садом. Все предложения были приняты на заседании городской думы 13 июня 1912 г., и в смету 1913 г. были внесены расходы в сумме 1040 руб. на подготовительные работы [3. Л. 69-70].

К тому же, заручившись согласием министра финансов В.Н. Коковцева, в Томской городской думе рассчитывали на получение 8 тыс. руб. единовременно, а затем по 1,0-1,5 тыс. руб. ежегодно из сумм попечительства о народной трезвости. Б.А. Аминов намеревался доставить на казенных пароходах «остяцкие постройки» из северных территорий Томской губернии [4]. Председатель музейного комитета и инициатор музея-скансена в Томске Ф.Я. Несмелов обратился через газету «Сибирская жизнь» к томской интеллигенции и особенно к студентам, приглашал их, по примеру жителей Санкт-Петербурга, участвовать в ученых экскурсиях и собирать материалы для создаваемого областного музея [5]. Вполне возможно, он имел в виду и музей-скансен.

Однако устройство нового музея оказалось для Томска весьма затруднительным. По словам А.В. Ад-

рианова, высказанным в 1913 г., «дело создания музея не только остановилось в самом начале, а и самая мысль об этом заглохла...» [4]. Обещанные министерством средства были «заморожены». Инициатор му-зея-скансена Б.А. Аминов вышел в отставку и переселился в Финляндию, а Ф.Я. Несмелов был переведен на службу в Европейскую Россию. И все же А.В. Адрианов, который за освещение в печати стачки торговых приказчиков в Томске был выслан в Минусинск, сохранял интерес к созданию нового музея. Так, в апреле 1915 г. он направил в адрес томского городского головы П.Ф. Ломовицкого письмо, в котором сообщал о посылке в Сибирский областной музей двух музыкальных инструментов, инструктировал, как нужно вписать это поступление в инвентарную книгу. И добавлял, что если бы у музейного комитета было побольше средств, то он смог бы приобрести «кое-какие коллекции и в Урянхайском крае», и у «минусинских инородцев» [3. Л. 113]. В первую очередь речь шла, конечно, о формировании фондов Сибирского областного научно-художественного музея, но можно предположить, что А.В. Адрианов думал и о музее-скансене. В письмах Г.Н. Потанину он писал: «Лично мне очень хочется объехать все русские поселки в крае, побывать в каждой избе и в каждой семье, с каждой побеседовать и выяснить как состав населения, так и причины, затягивающие его сюда, их экономику, их взаимоотношения с сойотами и прочее (на днях я примусь за разработку программы такого исследования)». И действительно, получив небольшое ассигнование от столичных научных организаций, А.В. Адрианов совершил поездку по Урянхайскому краю и наряду с проведением археологических раскопок расспрашивал местных жителей об их поселениях, занятиях, достатке, планировал приобретение этнографических коллекций [6. С. 220, 222, 226], т.е. собирал сведения и материалы, пригодные как раз для музея-скансена.

По свидетельству М.Б. Шатилова, «широким планам, так хорошо начатым, однако же не суждено было осуществится» [7. С. 3]. Но эти планы и разработки не были напрасными, они свидетельствовали о включенности томских исследователей в мировую музейную проблематику, об их способности воспринять и приступить к реализации новейших музейных идей и проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. The creation of Skansen. URL: http://www.skansen.se/en/artikel/creation-skansen (дата обращения: 23.04.2013).

2. Музейное дело России. 3-е изд., испр. и доп. / отв. ред. М.Е. Каулен. М. : ВК, 2010. 676 с.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 233. Оп. 2. Д. 3367.

4. Адрианов А. К истории областного музея в Томске // Сибирская жизнь. Томск, 1913. 15 нояб. № 252.

5. Несмелов Ф. От городского комитета по устройству Сибирского областного музея в Томске // Сибирская жизнь. Томск, 1912. 17 июня.

№ 135.

6. Адрианов А.В. «Дорогой Григорий Николаевич.»: письма Г.Н. Потанину / сост. Н.В. Васенькин. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 288 с.

7. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея / под ред. М.А. Слободского,

М.Б. Шатилова. Томск, 1927. Т. 1. С. 1-37.

Статья представлена научной редакцией «История» 30 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.