Научная статья на тему 'О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии'

О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3138
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китайская Народная Республика / Централь ная Азия / центрально-азиатские государства / экономическое сотрудничество / Экономический пояс Шелкового пути / энергоресурсы / межгосударственные отношения / People's Republic of China / Central Asia / Central Asian States / eco nomic cooperation / Silk Road Economic Belt / energy resources / interstate relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Леонид Евгеньевич

Статья посвящена оценке современного состояния межгосударственного сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. В ней дана общая характеристика политики КНР в Центрально-Азиатском регионе, а также приведены особенности межгосударственных отношений Китая с каждой конкретной страной в регионе. В статье исследованы основные проблемы этих отношений, а также приведены возможные направления их развития в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CURRENT STATUS OF POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN CHINA AND CENTRAL ASIAN STATES

The article is dedicated to the assessment of the actual interstate cooperation level between China and Central Asian states. It gives the general description of the People's Republic of China's policy in Central Asia and considers key features of China's interstate relations with each specific state in this region. The article also gives an analysis of the main problems within these relations and considers probable directions of their development in nearterm perspective.

Текст научной работы на тему «О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии»

Л.Е. Васильев

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. Статья посвящена оценке современного состояния межгосударственного сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. В ней дана общая характеристика политики КНР в Центрально-Азиатском регионе, а также приведены особенности межгосударственных отношений Китая с каждой конкретной страной в регионе. В статье исследованы основные проблемы этих отношений, а также приведены возможные направления их развития в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Центральная Азия, центрально-азиатские государства, экономическое сотрудничество, Экономический пояс Шелкового пути, энергоресурсы, межгосударственные отношения.

1. Основные направления политики Китая в Центральной Азии

В своей внешней политике на западном направлении Китай исходит из того, что Центральная Азия (ЦА) играет стратегически важную роль как в обеспечении его национальной безопасности, так и в его становлении в качестве великой мировой державы.

Важность этого региона для Китая определяется следующими обстоятельствами:

1. Центрально-Азиатский регион (далее — ЦАР) имеет и, скорее всего, будет иметь на длительную перспективу существенное значение с точки зрения обеспечения внешней и внутренней безопасности Китая.

2. Энергетическая составляющая в отношениях с государствами Центральной Азии в условиях быстрорастущей китайской экономики также крайне важна для КНР.

3. В ситуации, когда военное присутствие США и НАТО в Центральной Азии и Афганистане приняло долгосрочный характер, Китай должен учитывать, что в случае обострения обстановки в других близлежащих регионах мира, таких как Тайвань, Юго-Восточная Азия, Тибет и т. п., ЦАР может стать плацдармом для нанесения ударов по территории КНР.

В сентябре 2013 г. китайским руководством была озвучена новая программа радикальной активизации всей внешнеэкономической деятельности Китая в Евразии под названием «Экономический пояс Шелкового пути». В китайской экспертной трактовке этот проект является попыткой соединить Центральную, Восточную, Южную и Западную Азию различными узами экономического сотрудничества1. При этом, в соответствии с проектом, КНР предполагает вести свою экономическую экспансию в регионе по следующим направлениям:

• продвижение региональной экономической интеграции;

• ускорение строительства единой транспортной сети, которая включала бы в себя сквозную транспортную магистраль от Тихого океана до Балтийского моря и трасс, соединяющих восточную, западную и южную Азию;

• увеличение объемов торгового и инвестиционного сотрудничества;

• снижение и ликвидация торговых барьеров, сокращение издержек, упрощение бюрократических процедур;

• увеличение доли расчетов в национальных валютах;

• расширение «народных связей» с целью «подкрепить региональное сотрудничество прочной социальной и общественной базой»2.

Таким образом, с началом реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути» экономическое присутствие КНР в ЦАР, скорее всего, будет идти за счет наращивания проектно-инвестици-онной активности, в первую очередь в сырьевых секторах, развития транспортных и трубопроводных проектов, увеличения поставок готовой продукции, а также соответствующего финансового сопровождения этих усилий. Более того, в 2014 г. в отдельных областях отношений между Китаем и странами Центральной Азии был совершен новый прорыв и наметились новые примечательные моменты в политической, экономической, культурной областях, а также в сфере безопасности. Это обусловлено следующим:

Во-первых, новое руководство Китая установило благоприятные «дружеские отношения личного характера» с лидерами стран Центрально-Азиатского региона. В течение года китайские государственные лидеры провели несколько встреч с лидерами практически всех стран ЦАР.

Во-вторых, продолжает укрепляться фундамент «отношений стратегического партнерства», установленный в сотрудничестве КНР со всеми странами Центральной Азии. Поддерживается высокая степень координации и сотрудничества по основным региональным и международным вопросам, предоставляется взаимная мощная поддержка.

В-третьих, международный финансовый кризис продолжает влиять на ситуацию экономического развития региона. Однако Китай и страны Центральной Азии уверенно движутся в направлении развития совместного партнерства, чтобы посредством взаимовыгодного сотрудничества преодолеть многочисленные вызовы международного финансового кризиса и достигнуть положительных результатов. Так, например, в 2014 г. общий объем торговли между Китаем и странами Центральной Азии превысил 40 млрд долл3.

Более того, согласно статистическим данным, Китай уже стал крупнейшим торговым партнером для Казахстана и Туркменистана, вторым торговым партнером для Узбекистана и Кыргызстана. Кроме того, КНР также является крупнейшим инвестором для Узбекистана и вторым по величине инвестором в экономики Кыргызстана и Таджикистана4.

2. Сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии

Казахстан является одним из важнейших объектов экономической «экспансии» Китая в Центральной Азии. Достаточно сказать, что 91,5 % всей суммы прямых инвестиций КНР в страны Евразийского союза (22,57 млрд долл. из 24,67 млрд долл.), вложенных Китаем в 2009—2013 гг., приходится на Казахстан5.

Отношения Китая и Республики Казахстан (РК) постоянно укреплялись в изменчивой международной обстановке и сохранили благоприятную тенденцию здорового и стабильного развития. Они могут считаться образцом добрососедства, дружбы и совместного развития в Центральной Азии и даже во всем мире. Можно сказать, что значение китайско-казахстанских отношений в определенном смысле уже преодолело двусторонние рамки и обрело важный стратегический характер.

Политическое взаимодоверие является базой двусторонних отношений. Китай и Казахстан не имеют неразрешенных проблем в политической области. Стороны решили проблему пограничной линии, подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан (23.12.2002 г.), «Стратегию сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в 21 веке» (20.12.2006 г.) и еще более 200 документов.

Кроме того, основой успешного развития отношений Китая и Казахстана стали следующие факторы.

Во-первых, две страны граничат друг с другом (протяженностью совместной границы более 1780 км) и отличаются большой экономической взаимодополняемостью. Казахстан обладает богатыми природными ресурсами, обширной территорией и транспортными преимуществами, он также создал благоприятный инвестиционный климат для внешних контрагентов. Китай же располагает финансовыми средствами, технологиями, высококвалифицированными профильными специалистами и рабочей силой.

Во-вторых, Китай и Казахстан переживают ключевой период реформ и открытости. Государственные стратегии двух стран имеют много общего и благоприятствуют дальнейшему углублению китай-

ско-казахстанских отношений всестороннего стратегического партнерства.

В-третьих, Казахстан стремится к активному привлечению инвестиций. Это, несомненно, расширяет возможности для китайских предприятий по проникновению на казахстанский рынок.

Сотрудничество Китая и РК развивается по нескольким направлениям. В сфере энергетики предприятия двух стран совместно осваивают и разрабатывают нефтяные, газовые, урановые и другие ресурсы: построены китайско-казахстанский нефтепровод, газохимический комплекс, реконструированы и модернизированы Атырау-ский и Шымкентский НПЗ. Что касается неэнергетического сектора, двустороннее взаимодействие здесь также заслуживает пристального внимания: можно отметить такие проекты, как Мойнакская ГЭС, Павлодарский алюминиевый завод, асфальтный завод в Актау и другие проекты.

Если заглядывать в будущее, то следует отметить, что сотрудничество Китая и РК будет и дальше расширяться. На наш взгляд, для более эффективного его развития необходимы следующие условия.

Во-первых, расширение торговли и инвестирования. Стороны разработали план сотрудничества на средне- и долгосрочную перспективу, чтобы поэтапно достигнуть целей торгово-экономического сотрудничества. Согласно этому плану, стороны должны постоянно продвигать торговые услуги, совершенствовать торговую среду, создавать благоприятные условия для доступа товаров, инвестиций и услуг партнера к своим рынкам. Кроме того, Китай обязался поддерживать китайские предприятия в деле инвестирования и открытия бизнеса в Казахстане.

Во-вторых, синхронизация развития энергетического и нересурсного сотрудничества. Расширяя кооперацию в области экологически чистой и новой энергетики, необходимо активно реализовы-вать план сотрудничества двух стран в нересурсной сфере и принимать соответствующие меры, чтобы способствовать всестороннему и равномерному продвижению делового сотрудничества двух стран. Стороны должны постепенно расширять кооперацию в сфере строительства высокоскоростных железных дорог, глубокой переработки ядерного топлива, космической промышленности и т. д., на-

ращивать научно-технический компонент двустороннего сотрудничества.

В-третьих, эффективная совместная реализация соглашения о валютном обмене, постепенное внедрение внешнеторговых расчетов в национальных валютах двух стран, оказание финансовой поддержки крупным проектам сотрудничества, которые интересуют обе стороны.

В-четвертых, активизация усилий в сфере взаимного объединения и обменов. Стороны должны совершенствовать строительство основных объектов инфраструктуры в пограничных городах, завершить строительство автодороги «Запад Китая—Запад Европы», максимально возможным образом использовать транзитный потенциал Казахстана, активно продвигая взаимодействие в сфере транзитных грузовых перевозок.

В-пятых, Китаю и РК следует интенсифицировать гуманитарные контакты, укреплять взаимодействие в культурной, образовательной и туристической сферах, постоянно содействовать углублению взаимопонимания и традиционной дружбы между народами двух стран, заложить прочную общественную базу для осуществления экономического сотрудничества.

Отношения между Узбекистаном и Китаем также динамично развиваются в духе стратегического партнерства. Взаимовыгодное сотрудничество сторон охватывает все сферы политики, экономики, торговли, промышленности, финансов, строительства, науки, образования, культуры. Взаимосвязи между странами последовательно развиваются на основе ряда таких важных документов, как Совместная декларация об установлении стратегического партнерства (06.06.2012 г.), Договор о дружбе и сотрудничестве (09.09.2013 г.), Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений стратегического партнерства (09.09.2013 г.).

Китай является одним из крупнейших торгово-экономических и инвестиционных партнеров Узбекистана: объемы торговли между двумя странами постепенно растут. За последние шесть лет этот показатель увеличился в три раза и составил 4,7 млрд долл. в 2014 г. и, по оценкам, 5 млрд долл. в 2015 г. В Узбекистане действуют 582 совместных китайско-узбекских предприятия, из них более 80 созданы

на базе только китайских инвестиций. Кроме того, свыше 70 китайских компаний открыли свои представительства в Узбекистане6.

Среди примеров успешной реализации крупных инвестиционных проектов в Узбекистане — газопровод «Центральная Азия — Китай», электрифицированная железная дорога «Ангрен—Пап», а также производственные мощности, размещенные в индустриальных зонах «Навои», «Джизак» и «Ангрен». В 2016 г. при помощи китайских партнеров завершается строительство железнодорожного туннеля на перевале «Камчик», что позволит соединить железнодорожным сообщением основную часть Узбекистана с Ферганской долиной.

Как полагают эксперты, китайский вектор в обозримой перспективе станет одним из главных для Узбекистана, заполнив часть той ниши в его внешней политике, которую ранее занимали США. При этом Китай, в отличие от США, способен быть инвестором в реальной экономике, а не радетелем абстрактных «прав человека» или «демократических ценностей». Ташкент в меньшей степени опасается демографической китайской экспансии, а свои интересы в экономике распределяет осторожно, балансируя между Москвой и Пекином7.

Положительная динамика развития отношений между Китаем и Кыргызской Республикой (КР) всегда была свойственна двустороннему диалогу. Она характеризует как торгово-экономические отношения, так и политический диалог в двустороннем и многостороннем форматах в рамках международных организаций. И в целом, по ключевым проблемам международных отношений Кыргызстан и КНР всегда находили понимание и оказывали взаимную поддержку.

Конечно, вопрос политической стабильности Кыргызстана и его способность сохранять преемственность общего политического курса на добрососедство с КНР — безусловно, важный фактор, который оказывает влияние на отношение самого Китая к Кыргызстану. Две произошедшие в Кыргызстане революции были восприняты в КНР весьма настороженно.

Однако следует отметить, что Кыргызстан, с населением всего лишь в 5,5 млн человек, имеет большие запасы угля, редкоземельных элементов и другие ценные ресурсы. Согласно информационному агентству «Кабар», например, запасы угля в Кыргызстане составляют более 1 млрд т. Китай намерен импортировать уголь из КР

в целях снижения более чем в два раза дополнительных расходов по перевозке угля из других провинций КНР в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Причем СУАР заинтересован стать основным потребителем угля из Кыргызстана.

С другой стороны, в пятилетней «Стратегии созидания Кыргызстана — 2017» изложены планы руководства КР по продаже коксующегося угля в Китай в больших объемах. Но их осуществление возможно только в случае запуска железной дороги из Кыргызстана в Китай, поэтому стороны уже начали реализацию соответствующего

о

транспортного проекта .

Кроме того, Китай и КР подписали соглашение, по которому Пекинская строительная корпорация BUGG вложит около 1 млрд долл. в сооружение непосредственно в аэропорту Манас (23 км от Бишкека) международного торгового терминала оптовых и розничных продаж, а также реконструирует международные аэропорты в Баткене и Тамчи. Следует заметить, что ранее интерес к этим аэропортам проявляла российская компания «Роснефть»9.

Исторически сложилось так, что, по мнению китайских экспертов, Кыргызстан всегда воспринимался в Китае как 4-й по значимости партнер среди центрально-азиатских государств (вслед за Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном), поскольку всегда предполагалось, что отношения и уровень взаимодействия с Кыргызстаном должен быть выше, чем с Таджикистаном. Однако примерно в период с 2007 по 2015 гг. Таджикистан значительно активизировал свою деятельность на китайском направлении. Руководство Республики Таджикистан (РТ) и посольство Таджикистана в Китае чрезвычайно активно налаживали тесные связи с государственными учреждениями, институтами и бизнес структурами Китая. В результате успехи РТ на китайском направлении получили свое материальное воплощение в заключении многомиллиардных контрактов и предоставлении

грантов10.

На сегодня между государствами подписано около 200 документов в таких сферах, как экономика, торговля, техника, инвестиции, энергетика, промышленность, здравоохранение, культура, образование, наука, сельское хозяйство, коммуникации и т. д. Основа двусторонних отношений заложена в Совместной декларации об осно-

вах взаимоотношений между Республикой Таджикистан и КНР (09.03.1993 г.), а также в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (15.01.2007 г.).

Товарооборот между Китаем и Таджикистаном вырос с 2,75 млн долл. на момент установления дипломатических отношений в 1992 г. до 1,5 млрд долл. в 2014 г.11 Основными видами товаров, экспортируемых из Китая в Таджикистан, являются электротехника, оборудование и машины, текстильные изделия, технологическая, продукция для отраслей связи, мебель, товары бытового потребления и др. Таджикистан экспортирует в Китай алюминий и изделия из него, хлопок, кожевенное сырье, шелк и т. д.

Стороны реализуют более 50 крупных и средних проектов сотрудничества. Так, китайские компании построили автодорогу «Таджикистан—Кыргызстан» и строят шоссе «Китай—Таджикистан». Они готовы осваивать полезные ископаемые в РТ. Успешно реализуются проекты по добыче золота, цинка и свинца китайскими компаниями «Цзыцзинькуанье» и «Гоцзи Тачэн».

В последние годы стороны успешно осуществляют сельскохозяйственное сотрудничество. Многие предприятия СУАР арендовали земли в Таджикистане, применяя передовые технологии земледелия и высеивая высокосортные семена риса и хлопка. Они стали высокоприбыльными.

Китай — важный партнер Таджикистана и в сфере коммуникаций. Компании «Хуавэй» и <^ТЕ» наладили выгодное партнерство в Таджикистане с местными операторами и стали главными поставщиками оборудования и услуг в сфере коммуникаций.

Растущий интерес Китай проявляет к проектам таджикской электроэнергетики. Пекин рассматривает Таджикистан как поставщика электроэнергии в СУАР. Участия в достройке Рогунской ГЭС Китай пока не принимает — по-видимому, из-за нежелания ущемить отношения с Узбекистаном, через территорию которого проходит газопровод из Туркменистана в Китай. Однако КНР принимает участие в обсуждении проектов ГЭС средней мощности и строительства ТЭЦ-2 в Душанбе.

Кроме этих отраслей, интересы Китая распространяются и на другие сферы экономики Таджикистана. Участие КНР заметно в

финансовой сфере, геологоразведке, в химической промышленности, в индустрии стройматериалов (производство цемента) и в переработке нефтепродуктов12.

Положительно решен сложный пограничный вопрос, унаследованный исторически. Важность урегулирования вопроса о линии прохождения границы обусловлена тем фактом, что Таджикистан впервые за всю историю своего существования обрел юридически оформленную государственную границу с Китаем.

Энергетическое сотрудничество Китая и Туркменистана — самый важный компонент китайско-туркменских отношений. Начиная с 2009 г., когда был пущен в эксплуатацию газопровод «Китай— Центральная Азия», по настоящее время Туркменистан уже поставил КНР природный газ в объемах, позволивших стабилизировать ситуацию на рынке природного газа в Китае. Кроме того, в 2013 г. стороны заключили соглашение о поставке из Туркменистана в КНР природного газа в объеме 65 млрд м3 в год. Этот проект должен быть завершен в 2020 г. Таким образом, Туркменистан за считанные годы превратился в основного поставщика природного газа в КНР. В настоящее время на его долю приходится больше половины китайского импорта «голубого топлива».

Однако здесь нужно отметить немаловажный факт, вызывающий у экспертов и специалистов серьезные вопросы. Так, в середине декабря 2015 г. Ашхабад принимал лидеров стран-участниц газопроводного проекта ТАПИ («Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия»). Согласно проекту, длина маршрута ТАПИ составит 1800 км, 200 из которых будут проложены по территории Туркменистана и далее пройдут через афганские города Герат и Кандагар и пакистанские Кветту и Мултан до индийского населенного пункта Фа-зилка на пакистано-индийской границе. Проектная мощность газопровода — 33 млрд м3 в год.

Кроме того, в середине декабря 2015 г. Туркменистан завершил строительство газопровода «Восток—Запад». Протяженность этой магистрали составляет 770 км, а пропускная мощность — 30 млрд м3 в год. Этот трубопровод связал месторождение Галкыныш и другие восточные месторождения страны с каспийским побережьем.

На недоуменные вопросы экспертов, откуда у Туркмении столько газа — на газопровод ТАПИ, на магистраль в Китай и на Транскаспийский маршрут в Европу, официальный Ашхабад отвечает: к 2030 г. страна планирует увеличить добычу газа до 230 млрд м3 в год за счет дальнейшего обустройства месторождения «Галкыныш» и

начала разработки еще около 30 месторождений, расположенных на

13

территории страны .

Следует также отметить, что в последние годы деловое сотрудничество Китая и Туркменистана интенсивно продвигается и по другим направлениям. 37 китайских предприятий зарегистрированы в Туркменистане. Реализуется 66 совместных инвестиционных проектов. Китай стал первым крупным торговым партнером Туркменистана. Кроме сфер нефти и природного газа стороны активно работают в области коммуникаций, транспорта и текстильной промышленности.

Огромные перспективы открывает Международный морской порт в городе Туркменбаши, строительство которого идет усиленными темпами. Его использование поднимет торговые отношения между Азией и Европой на новый уровень и облегчит Европе доступ на азиатские рынки. С реализацией данного проекта появится возможность через международный порт Туркменбаши направлять грузы, поступающие из Китая, Японии, Кореи, а также из стран Центральной Азии в иранский порт Бендер-Аббас или в азербайджанский Баку, а оттуда — в грузинский порт Поти.

3. Проблемы и перспективы развития межгосударственных отношений Китая со странами Центральной Азии

Оценивая сотрудничество Китая с центрально-азиатскими государствами при всем их успешном развитии, нельзя не отметить некоторые их особенности и проблемы, которые уже наблюдаются или могут проявиться в ближайшем будущем.

Главным фактором в выстраивании отношений с государствами Центральной Азии является прагматизм Китая. Наличие пояса дружественных государств вокруг своих границ дает возможность сохранения стабильности и неучастия в пограничных конфликтах. Ки-

тай, который является одной из ведущих торговых держав, в этом заинтересован как никто другой.

Экономический компонент сотрудничества также прост: Китай нуждается в энергоресурсах и готов покупать их везде. Очевидно, что чем ближе энергоресурсы, тем ниже издержки их транспортировки, а значит, цены доступнее.

Геополитический компонент заключается в необходимости создать безопасные пути для получения энергоресурсов. Из Ближнего Востока КНР получает нефть танкерами, идущими через Малакк-ский пролив, который легко может перекрыть геополитический конкурент Китая — США. Но даже без учета «Малаккских рисков» морской транспорт может стать небезопасным в случае жесткого обострения геополитической обстановки. Поэтому Китай активно инвестирует в центрально-азиатские месторождения, нефте- и газопроводы, а также транспортные проекты, которые помогут ему получить доступ к азербайджанской и иранской нефти через Центральную Азию.

Главная особенность внешнеэкономической тактики Китая состоит в предоставлении центрально-азиатским государствам льготных кредитов на крупные проекты, причем их основная часть осваивается на территории ЦА китайскими же компаниями. Причем Китай предпочитает применять схему »центральноазиатские ресурсы за китайские кредиты»: предоставляя крупный кредит на реализацию проекта, Китай оговаривает необходимый объем долгосрочных поставок сырья, с учетом которых и будет погашаться китайский заем.

Эта тактика успешно испытана Китаем в беднейших странах Африки. По некоторым данным, с 2000 по 2012 г. торговый оборот Китая с африканскими странами вырос в 20 раз и достиг 200 млрд долл. Инфраструктура на африканском континенте создается почти исключительно силами китайских специалистов. Когда бедные страны оказываются не в состоянии погасить долги, то требовать активы, имущество, предприятия и получать доступ к их недрам становится просто. То же самое может произойти и с государствами Центральной Азии14.

Кроме того, зачастую при предоставлении долгосрочного крупного кредита или инвестиций, Китай ставит условие, что стра-

ной-реципиентом будут предоставлены преференции по привлечению китайского рабочего персонала, беспошлинной поставке китайских материалов и продукции для реализации проектов с китайским участием. В случае отказа Китай теряет экономический интерес к проекту, но он всегда рад поторговаться.

Вместе с тем, географическая близость государств обусловливает ряд проблем. Одной из таких самых болевых точек является проблема трансграничных рек, которая наиболее остро стоит в отношениях Китая с Казахстаном. Прежде всего, это вопрос использования китайской стороной притоков рек Иртыш и Или15. Бурное развитие СУАР, увеличение численности его населения, промышленных и сельскохозяйственных объектов, естественно, вызывают потребность в воде. Но проблема в том, что в Казахстане в бассейне только реки Иртыш проживает порядка 2,5 млн человек и находится ряд крупных городов, таких как Павлодар, Усть-Каменогорск, и Семипалатинск.

Поэтому любые планы Китая по сооружению гидротехнических сооружений или отвода воды для мелиорации сельскохозяйственных угодий вызывают справедливые опасения в Казахстане по поводу обмеления рек и водоемов, которые они питают.

Но помимо снижения уровня воды, также стоит вопрос о ее качестве. А точнее — о загрязнении трансграничных рек. Не секрет, что в Китае в силу бурного развития промышленности возникли серьезные проблемы с экологией. А техногенные катастрофы могут стать угрозой для экологии трансграничных рек. Наиболее показателен случай в ноябре 2005 г., когда вследствие аварии на химическом заводе в северо-восточной китайской провинции Цзилинь, приток Амура река Сунгари была загрязнена бензольными веществами, что породило угрозу экологической безопасности населенных пунктов не только Китая, но и России. Неудивительно, что Астана поднимает вопрос о воде на самом высшем уровне16.

Подводя итоги, с большой долей вероятности можно сказать, что основными направлениями политики Китая в Центральной Азии в ближайшей перспективе, скорее всего, станут следующие:

1. Реализация проекта «Экономическийо пояс Шелкового пути». Китай будет прилагать основные усилия к развитию и расши-

рению сотрудничества с центрально-азиатскими государствами в деле строительства ЭПШП, к переводу межстрановой кооперации на новый, более качественный уровень.

2. Китай активизирует усилия по согласованию политических вопросов, повышению степени координации стратегий развития КНР и государств Центральной Азии; будет оказывать политическую поддержку реализации крупных проектов сотрудничества, совместно создавать благоприятный деловой и инвестиционный климат.

3. КНР продолжит выступать за ликвидацию всех торговых барьеров, ориентацию коммерции на сбалансированное развитие, увеличение объемов торговли и ее ассортимента и за улучшение торговой структуры.

4. Китай будет интенсивно развивать транспортное сообщение, совместно строить коммуникационную и транспортную инфраструктуру, связывающую его с государствами Центральной Азии, стремиться повысить пропускную способность КПП на границах.

5. КНР будет стимулировать денежное обращение, энергично развивать взаимовыгодное сотрудничество между национальными банками и между коммерческими банками Китая и центрально-азиатских государств, расширять практику использования национальных валют в торговле и инвестировании, предоставлять друг другу условия для успешного ведения банковских операций.

6. Кроме того, КНР активизирует людские контакты, будет содействовать дружественным связям между образовательными и научно-исследовательскими институтами, СМИ, народными обществами дружбы, художественными коллективами и молодежными организациями.

Примечания

1 Голишников О. Центральная Азия на прицеле Китая: последствия для России. URL: http://www.globalaffairs.ru/studconf/Tcentralnaya-Aziya-na-pritcele-Kita ya-posledstviya-dlya-Rossii-16693

2 Ларин А., Матвеев В. Китайская стратегия «продвижения на Запад» и «новый Шелковый путь // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 8.

3 Ян Цзинь. Примечательных моментов в отношениях между Китаем и странами Центральной Азии в 2014 году стало больше. URL: http://russian.china. org.cn/exclusive/txt/2015-01/10/content_34524994.htm

4 Материалы Агентства «Синьхуа». 26.01.2015.

5 Китай предпочитает Казахстан // Известия. 19.02.2015.

6 International Centre for Trade and Sustainable Development. URL: http:// ru.ictsd.org/ 07.09.2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Панфилова В. Китай занимает в Узбекистане нишу США // Независимая газета. 20.08.2014.

8 Черное золото Кыргызстана и Китай. URL: http://stanradar.com/news/full/ 3902-chernoe-zoloto-kyrgyzstana-i-kitaj.html

9 Топалов А. Китай прибрал к рукам киргизские аэропорты // Газета.ру. 03.07.2014.

10 Усубалиев Э. Некоторые проблемы двусторонних отношений между Кыргызстаном и Китаем. URL: http://www.ca-portal.ru/article:18974

11 Информационный сайт TopTJ.com. URL: http://www.toptj.com/ (07.11.2014).

12 Захватов А. Сотрудничество Таджикистана и Китая развивается по китайскому сценарию. URL: http://www.dialog.tj/news/news20614

13 Мехтиев А. Почему «Газпром» пошел на разрыв отношений с Туркменией? URL: http://mediafax.ru/?act=show&newsid=24598

14 Захватов А. Сотрудничество Таджикистана...

15 Подробнее см.: Сафронова Е.И. «Водная проблема» в Центральной Азии и ее влияние на имидж России и Китая в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XIV. М.: ИДВ РАН, 2009. С. 94— 114; Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. Дефицит воды — глобальный вызов КНР— РФ—Казахстан. Как распорядиться водой // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. С. 34—38.

16 Каукенов А. Взаимоотношения Китая и Казахстана в новых геополитических условиях. URL: http://vof.kg/?p=18700

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.