Научная статья на тему 'О совершенствовании законодательства о несостоятельности (банкротстве) гражданина'

О совершенствовании законодательства о несостоятельности (банкротстве) гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3837
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНИК / КОНКУРСНЫЙ КРЕДИТОР / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ / ПЛАН РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ / DEBTOR / COMPETITIVE CREDITOR / AUTHORIZED BODY / BANKRUPTCY PROCEEDINGS / PLAN OF DEBTS RESTRUCTURIZATION / DEBTS RESTRUCTURIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзрахманова Лейсан Миннуровна

Цель: изучение и обоснование необходимости создания в России института банкротства физического лица. Метод: сравнительно-правовой и описательный методы, а также метод системно-структурного анализа. Результаты: Проведен анализ законодательства ряда зарубежных стран по урегулированию неплатежеспособности физических лиц для определения целесообразности и возможности введения процедур несостоятельности в России. Проанализированы основные положения законопроекта «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». Обоснованы причины необходимости принятия в нашей стране законодательства по урегулированию неплатежеспособности физических лиц. Научна новизна: Выявлены положительные и отрицательные стороны законопроекта «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», перспективы и пути совершенствования законодательства о несостоятельности физических лиц (граждан) в России. Практическая значимость: Возможность и необходимость цивилизованно решить проблемы долгов у граждан путем создания новой среды взаимоотношений между кредиторами и гражданами должниками по урегулированию задолженности. Банкротство физических лиц должно стать тем институтом, который позволит людям удовлетворить требования кредиторов, не нарушая интересы других лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING THE LEGISLATION ON INSOLVENCY (BANKUPTCY) OF A CITIZEN

Objective: To study and prove the necessity to create an institution of physical person’s bankruptcy in Russia. Methods: Comparative-legal and descriptive methods, as well as systemic-structural method. Results: Analysis is made of legislation of a number of countries on regulating physical persons’ insolvency in order to determine the purposefulness and possibility to introduce insolvency procedures in Russia. The main provisions of a draft law “On rehabilitation procedures implemented to a debtor citizen” are analyzed. The reasons are grounded of the necessity to adopt legislation on regulation of physical persons’ bankruptcy in Russia. Scientific novelty: Positive and negative sides of a draft law “On rehabilitation procedures implemented to a debtor citizen” are revealed, as well as prospects and ways of improving legislation on physical persons’ (citizens’) bankruptcy in Russia. Practical value: Possibility and necessity to solve the problems of citizens’ debts in a civilized way by creating a new environment of interrelations between creditors and debtors for regulating the debts. Physical persons’ bankruptcy should become the institution which would aloe people to satisfy the demands of creditors without violating other people’s interests.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании законодательства о несостоятельности (банкротстве) гражданина»

УДК 347.736

Л.М. ФАЙЗРАХМАНОВА, кандидат юридических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ГРАЖДАНИНА

Цель: изучение и обоснование необходимости создания в России института банкротства физического лица.

Метод: сравнительно-правовой и описательный методы, а также метод системно-структурного анализа.

Результаты: Проведен анализ законодательства ряда зарубежных стран по урегулированию неплатежеспособности физических лиц для определения целесообразности и возможности введения процедур несостоятельности в России. Проанализированы основные положения законопроекта «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». Обоснованы причины необходимости принятия в нашей стране законодательства по урегулированию неплатежеспособности физических лиц.

Научна новизна: Выявлены положительные и отрицательные стороны законопроекта «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», перспективы и пути совершенствования законодательства о несостоятельности физических лиц (граждан) в России.

Практическая значимость: Возможность и необходимость цивилизованно решить проблемы долгов у граждан путем создания новой среды взаимоотношений между кредиторами и гражданами должниками по урегулированию задолженности. Банкротство физических лиц должно стать тем институтом, который позволит людям удовлетворить требования кредиторов, не нарушая интересы других лиц.

Ключевые слова: должник; конкурсный кредитор; уполномоченный орган, конкурсное производство; реструктуризация долгов; план реструктуризации долгов.

Введение и результаты исследования

Во многих странах в действующем гражданском законодательстве существуют институты банкротства физических лиц, не являющихся предпринимателями, поскольку «исторически теория конкурсного процесса ... формировалась на основе того, что несостоятельным (банкротом) может быть объявлено только лицо физическое» [1, с. 232]. В законодательстве многих зарубежных стран, в том числе Великобритании, Германии и США для урегулирования таких ситуаций разработаны и широко применяются на практике особые процедуры несостоятельности граждан-потребителей.

Так, в Великобритании различается конкурсное производство в отношении имущества физических лиц (bankruptcy) и обществ (winding up). Конкурсное производство открывается по заявлению должника, кредитора либо прокуратуры в случае злонамеренной несостоятельности. До подачи заявления кредитор должен обратиться к должнику с требованием об уплате долга. Срок неисполнения обязательства приравнен

к трем неделям после получения требования о погашении долга; сумма неисполненного обязательства - 750 фунтов стерлингов. В Германии согласно §11 Положения о несостоятельности от 5 октября 1994 г. несостоятельным может быть признано любое физическое лицо. Производство по делу о несостоятельности возбуждается по заявлению должника либо одного из его кредиторов [2, 8. 812-830]. Правовые основы института банкротства физического лица в Норвегии составляет Закон о производстве по делу о потребительской несостоятельности, вступивший в силу с 1 января 1993 г. (О|еЫ80гёп^810уеп), согласно которому конкурсное производство может быть открыто в отношении физических лиц, независимо от того обладают они качеством предпринимателя или нет. Правом на обращение с заявлением о признании несостоятельным обладают кредитор и должник [3, с. 477]. В настоящее время в законодательство многих европейских стран внесены изменения, которые направлены на защиту прав должника. В частности, в Германии сокращен период добросовестного поведения должника

перед списанием долгов с 7 до 6 лет, в Великобритании - с 3 лет до 12 месяцев.

Отношения, связанные с несостоятельностью между государствами-членами Евросоюза, регулируются Регламентом ЕС №»1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности. Данный Регламент после вступления в силу с 31 мая 2002 г применяется ко всем юридическим и физическим лицам и устанавливает систему, в которой судебное решение одной страны-члена признается другими государствами [3, с. 287-288].

В США отношения о несостоятельности регламентируются Кодексом о банкротстве (Bankruptcy Code) от 6 ноября 1978 г. Конкурсное производство может быть открыто в отношении физических лиц и юридических (партнерств, корпорации, муниципалитетов), кроме государственных образований. Должником может быть только лицо, которое проживает, имеет бизнес или собственность в Соединенных Штатах или является муниципалитетом [4, с. 17]. Особые процедуры предусмотрены для фермеров с регулярным годовым доходом (раздел 12 Кодекса США о банкротстве) и для физических лиц с регулярным доходом (раздел 13 Кодекса США о банкротстве) [5, с. 161-228]. Законодательство США о несостоятельности, в отличие от законодательства европейских стран, носит «продолжниковый» характер. Суть данной позиции заключается в том, что при применении к должнику процедуры несостоятельности в большей степени защищаются интересы должника:

- проводится политика «нового старта» (fresh start), которая позволяет должнику списать остатки долгов и «начать жизнь с чистого листа»;

- в случае подачи заявления о собственной несостоятельности должником у него существуют возможность навязывать суду проведение сана-ционных процедур;

- судом могут применяться различные отсрочки и скидки долгов и др.

Если должник является физическим лицом, то по завершению распределения конкурсной массы суд выносит решение об освобождении от долгов. Решение не включает требования по взысканию налогов, сборов, алиментов, а также возврату кредита, предоставленного для обучения.

По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф. Шершеневича, в дореволюционной

России конкурсное производство возможно было «относительно всех тех лиц, против которых допускается взыскание в общем исполнительном порядке» [6, с. 129]. Действующее российское законодательство о банкротстве также содержит указание на возможность признания гражданина-должника банкротом. Десятая глава Закона о банкротстве посвящена особенностям банкротства граждан, однако сейчас этот институт не работает - для его функционирования необходимо внести некоторые изменения в федеральные законы.

Вместе с тем с 2006 г. Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) ведется работа над совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части введения реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника. Основанием для этого послужило, прежде всего, активное вовлечение граждан в осуществляемые банками процессы кредитования.

В настоящее время существует масса проблем, связанных с механизмом взыскания кредиторской задолженности физического лица. В частности, исполнительное производство зачастую представляет собой длительную процедуру, сопряженную с большим количеством издержек экономико-правового характера. В отличие от исполнительного производства механизм банкротства физических лиц имеет ряд преимуществ, связанных с предоставлением льгот гражданину, возможностью урегулирования его долгов.

Возрождение института несостоятельности физических лиц в России - одно из основных направлений совершенствования законодательства о несостоятельности. Однако при принятии новых законов или поправок к ним, необходимо учитывать и международный опыт в этой сфере.

17 ноября 2009 г. Правительством Минэкономразвития РФ был внесен законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее -Законопроект о реабилитационных процедурах). С учетом некоторых изменений данный законопроект в июле 2012 г был представлен в Государственную Думу РФ, в декабре 2012 г. он был рассмотрен в первом чтении. Законопроект о реабилитационных процедурах, безусловно, имеет так называемый «продолжниковый» характер,

поскольку этот проект предлагает гражданам, оказавшимся в сложном финансовом положении, льготный режим реструктуризации долгов.

Законопроект о реабилитационных процедурах в значительной мере направлен на решение проблем с кредиторской задолженностью и создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождение гражданина от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур. Он регулирует отношения, возникающие в связи с неспособностью гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя (исключая глав крестьянских фермерских хозяйств), удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Кроме того, документ устанавливает основания и порядок применения реабилитационных процедур, основания для признания гражданина несостоятельным (банкротом), а также регулирует порядок и условия проведения иных процедур, применяемых в деле о банкротстве физического лица.

Этот проект закона состоит из четырех глав, включающих в себя 40 статей. Согласно Законопроекту о реабилитационных процедурах при рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: конкурсное производство, реструктуризация долгов и мировое соглашение. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50 тыс. руб. и указанные требования не исполнялись в течение шести месяцев с даты исполнения. Однако, на наш взгляд, эта сумма незначительна и нуждается в изменении в сторону увеличения, поскольку несоразмерна затратам, которые возникают при рассмотрении дела о банкротстве гражданина. В законопроекте закреплено, что должник может подать заявление о признании его банкротом только при наличии у него средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца.

По результатам проверки обоснованности заявления суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий шесть месяцев. Этот срок может

продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев. С даты открытия конкурсного производства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением случаев, предусмотренных данным законопроектом).

Следует отметить, что понятие конкурсного производства как процедуры в деле о банкротстве гражданина несколько отличается от формулировки, предложенной в Федеральном законе РФ от 26 октября 2002 г «О несостоятельности (банкротстве)1 (далее - Закон о банкротстве). Во-первых, при определении данного термина не применяется понятие «банкрот». Во-вторых, эта процедура направлена на проведение анализа финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, а также на соразмерное удовлетворение требований кредиторов к должнику. При этом анализ финансового состояния и составление реестра требований кредиторов по Закону о банкротстве являются основными целями процедуры наблюдения, т.е. по своему содержанию процедура конкурсного производства при банкротстве гражданина отчасти напоминает процедуру наблюдения.

Положения Законопроекта о реабилитационных процедурах предусматривают возможность введения реабилитационной процедуры, предпо-лагащей возможность реструктуризации долгов в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до пяти лет. Для этого в ходе конкурсного производства должник не позднее десяти дней с даты закрытия реестра требований кредитора вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов (ст. 16 Законопроекта о реабилитационных процедурах).

Законопроект устанавливает требования как к должнику, рассчитывающему на признание его банкротом, так и к самому плану реструктуризации долгов. Так, должник будет обязан представлять в суд доказательства наличия у него постоянного дохода, отсутствия не снятой или непогашенной судимости по уголовным делам за преступления в сфере экономики и непривлече-

1 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

ния его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, за преднамеренное или фиктивное банкротство. Он также должен будет доказать отсутствие фактов признания его банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов и уполномоченных органов в денежной форме. Законопроект также выделяет требования кредиторов, которые не включаются в план реструктуризации долгов. К ним относятся требования кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, а также требования по алиментным обязательствам, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п. 4 ст. 18 Законопроекта о реабилитационных процедурах). Также план реструктуризации долгов должен быть одобрен решением собрания кредиторов, которое принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Кроме того, гражданин-должник вправе самостоятельно осуществлять полномочия арбитражного управляющего. Фактически закон наделяет должника широким кругом полномочий, которые у должников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляет арбитражный управляющий. Должник будет сам вести реестр кредиторов, созывать собрания кредиторов и др. При этом обжаловать неправомерные действия должника и привлечь его к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей будет достаточно проблематично.

В период действия процедуры реструктуризации долгов нельзя будет обратить взыскание на единственную квартиру гражданина. Кроме того, проценты, которые придется платить кредиторам, в период реструктуризации долгов будут начисляться не по рыночной ставке, а в значительно меньшем размере - половина ставки

рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату утверждения плана реструктуризации долгов.

Если гражданин не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов и переходит к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между кредиторами пропорционально суммам их требований. После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника.

Минэкономразвития РФ предлагает, чтобы закон, касающийся банкротства граждан, вступил в силу не сразу после его принятия, а через год. Это должно позволить судам подготовиться к появлению новой категории дел.

Таким образом, основная суть законопроекта заключается в распространении на граждан преимущества института банкротства и в предоставлении кредиторам возможности для регулирования долгов, которые установлены для юридических лиц, т.е. в создании новой среды взаимоотношений между кредиторами и гражданами-должниками по регулированию долгов.

Следует отметить, что одновременно с льготами законопроектом предусматривается ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего план реструктуризации долгов. Во-первых, с даты введения реструктуризации долгов должник не вправе вносить свое имущество в качестве вклада (паевого взноса) в уставный капитал (паевой фонд) юридического лица, а также приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах (паевых фондах) юридических лиц. Во-вторых, должник не вправе в течение пяти лет с даты признания его банкротом принимать на себя обязательства по кредитным договорам и/или договорам займа без указания на свое банкротство. В-третьих, после признания должника банкротом дело о банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению в течение пяти лет. Кроме того, Минэкономразвития РФ предлагает ввести административную и уголовную ответственность за фиктивное и преднамеренное

банкротство граждан. Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 196, 197) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2 уже предусмотрена ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.12). По данному вопросу Правительством РФ в июне 2012 г. был представлен официальный отзыв, в котором обосновывается позиция о преждевременности криминализации составов преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении физических лиц. Однако мы полагаем, что введение уголовной ответственности в отношении граждан-должников является весьма логичным предложением, поскольку в уголовном законодательстве, например, существует ответственность за уклонение от уплаты налогов, как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Однако при применении этих новых уголовно-правовых норм могут возникнуть проблемы, так как в настоящее время реализация действующих уголовных норм о банкротстве на практике вызывает определенные затруднения. Так, например, по данным государственной статистической отчетности судами РФ в 2011 г по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) - 45 лиц, по ст. 197 УК РФ (фиктивное банкротство) осужденных не было3.

Несмотря на положительные аспекты данного законопроекта по отношению к должникам, имеются и противники совершенствования законодательства по банкротству физического лица. Причем их аргументы в пользу преждевременности принятия закона, касающегося банкротства граждан, в ряде случаев вполне обоснованны.

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 5574.

3 Письмо Правительства РФ от 7 июня 2012 г. №2 1-ВС-3000/12«Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и некоторые зако-

нодательные акты в части регулирования реабилитационных процедур, принимаемых в отношении гражданина-должника» // Текст письма официально опубликован не был.

Прежде всего, ярыми противниками принятия законопроекта в версии Минэкономразвития РФ являются банки, поскольку считают, что данный закон рискует превратиться в легальный способ ухода от выплаты долга. Безусловно, законопроект рассчитан на добропорядочных должников, то есть на тех, которые изначально планировали рассчитываться по кредиту, но, к сожалению, большая часть должников не относится к категории добросовестных. Каждый второй должник будет стремиться получить статус «банкрот» и тем самым избежать исполнения долговых обязательств. Принятие закона может привести к серьезному пересмотру условий предоставления беззалоговых кредитов физическим лицам, значительному ужесточению принципов рассмотрения заявок от заемщиков, повышению ставок по кредитам, а возможно, даже полному отказу от некоторых кредитных продуктов. Поэтому для практической реализации реабилитационных механизмов законопроект потребует необходимой доработки, в нем должен быть соблюден баланс интересов кредитора и заемщика.

Кроме того, еще одним сдерживающим фактором для принятия закона является отсутствие норм, регулирующих досудебное удовлетворение требований кредиторов. Во многих европейских странах такая процедура предусмотрена. Например, в Норвегии, для кредитора предусмотрена обязанность проведения досудебного порядка по исполнению должником обязанности по уплате задолженности. Причем, кредитор должен дважды обратиться к должнику с требованием о погашении задолженности [3, с. 478].

Минэкономразвития РФ полагает, что в первый год действия закона о реабилитационных процедурах ожидается около 204 тыс. заявлений о признании граждан банкротами4.

Это обстоятельство существенно увеличит нагрузку на судейский корпус. Учитывая тот факт, что процедуры досудебной санации име-

4 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» // Текст записки официально опубликован не был.

ют большое значение для предупреждения банкротства, считаем необходимым дополнить данный законопроект главой «Предупреждение банкротства», которая должна будет содержать нормы о возможном досудебном удовлетворении требований кредиторов. Кроме этого, должник должен подтвердить в суде, что за шесть месяцев до подачи заявления он пытался договориться с кредитором о способах погашения долга.

В законопроекте не прояснено еще множество важных моментов. В частности, не урегулированы вопросы, связанные с созданием единого реестра лиц, признанных банкротами, обеспечением доступа к данной информации, а также обменом информацией о банкротах между кредиторами.

Выводы

Однако, несмотря на несовершенство ряда положений законопроекта, Закон «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» необходим, поскольку он будет способствовать цивилизованному решению проблемы кредитных долгов. Возникнут гарантии справедливого и пропорционального удовлетворения требований за счет конкурсной

массы должника. Возрождение института несостоятельности физических лиц в России - одно из основных направлений совершенствования законодательства о несостоятельности. Банкротство физических лиц должно стать тем институтом, который позволит людям удовлетворить требования кредиторов, не нарушая интересы других лиц.

Список литературы

1. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие. - М., 2001. - С. 232.

2. Hess /Weis/ Wienberg, InsO. Kommentator zur Insolvenzordnung mit EGInsO, 2. Auflage, 2001, Т. II. - S. 812-830.

3. Конкурсное производство. Учебно-практический курс / под ред. В.В. Яркова. - СПб.: ИД С.-Петерб. гос. унта, 2006. - С. 477.

4. Epstein D.J., Nickles S.H., White J.J. Bankruptcy. St. Paul, Minn., 1993. P. 11. Цит. по : Колиниченко Е. А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве. Сравнительно-правовой анализ. - М.: Статут, 2001. - С. 17.

5. Степанов В.В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России // Актуальные проблемы гражданского права: сборник статей. - М.: Статут, 1999, Вып. 1. - С. 161-228.

6. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. 2-е изд. - Казань: Типография императорского ун-та, 1898. - С. 129.

В редакцию материал поступил 27.02.13 © Файзрахманова Л.М., 2013

Информация об авторе

Файзрахманова Лейсан Миннуровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Институт экономики, управления и права (г Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: lmf_leisan@mail.ru

Как цитировать статью: Файзрахманова Л.М. О совершенствовании законодательства о несостоятельности (банкротстве) гражданина // Актуальные проблемы экономики и права. -2013. - № 2(26). - С. 212-218.

L.M. FAIZRAKHMANOVA,

PhD (Law), associate professor

Institute of economics, management and law (Kazan), Russia

ON IMPROVING THE LEGISLATION ON INSOLVENCY (BANKUPTCY) OF A CITIZEN

Objective: to study and prove the necessity to create an institution of physical person's bankruptcy in Russia.

Methods: comparative-legal and descriptive methods, as well as systemic-structural method.

Results: Analysis is made of legislation of a number of countries on regulating physical persons' insolvency in order to determine the purposefulness and possibility to introduce insolvency procedures in Russia. The main provisions of a draft law "On rehabilitation procedures implemented to a debtor citizen" are analyzed. The reasons are grounded of the necessity to adopt legislation on regulation of physical persons' bankruptcy in Russia.

Scientific novelty: Positive and negative sides of a draft law "On rehabilitation procedures implemented to a debtor citizen" are revealed, as well as prospects and ways of improving legislation on physical persons' (citizens') bankruptcy in Russia.

Practical value: Possibility and necessity to solve the problems of citizens' debts in a civilized way by creating a new environment of interrelations between creditors and debtors for regulating the debts. Physical persons' bankruptcy should become the institution which would aloe people to satisfy the demands of creditors without violating other people's interests.

Key words: debtor; competitive creditor; authorized body; bankruptcy proceedings; debts restructurization; plan of debts restructurization.

References

1. Belykh V.S., Dubinchin A.A., Skuratovskii M.L. Pravovye osnovy nesostoyatel'nosti (bankrotstva) (Legal bases of insolvency (bankruptcy)), Moscow, 2001, p. 232.

2. Hess /Weis/ Wienberg, InsO. Kommentator zur Insolvenzordnung mit EGInsO, 2. Auflage, 2001, T.II, pp. 812-830.

3. Konkursnoe proizvodstvo. Uchebno-prakticheskii kurs, pod red. V.V. Yarkova (Bankruptcy proceedings. Academic-practical course, edited by V.V. Yarkov), Saint Petersburg: ID S.-Peterb. gos. un-ta, 2006, p. 477.

4. Epstein D.J., Nickles S.H., White J.J. Bankruptcy. St. Paul, Minn., 1993. P. 11. Tsit. po: Kolinichenko E.A. Zashchitainteresovneplatezhes-posobnogo dolzhnikapri bankrotstve. Sravnitel'no-pravovoi analiz (Protection of insolvent debtor's interests during bankruptcy. Comparative-legal analysis), Moscow: Statut, 2001, p. 17.

5. Stepanov V.V. Pravovoe regulirovanie nesostoyatel'nosti v Germanii, SShA, Anglii, Frantsii i Rossii (Legal regulation of insolvency in Germany, USA, Great Britain, France and Russia), Aktual'nyeproblemy grazhdanskogoprava, Moscow: Statut, 1999, Vol. 1, pp. 161-228.

6. Shershenevich G.F. Konkursnoepravo (Bankruptcy law), Kazan: Tipografiya imperatorskogo un-ta, 1898, p. 129.

Information about the author

Faizrakhmanova Leysan Minnurovna, PhD (Law), associate professor of the chair of civil and entrepreneurship law, Institute of economics, management and law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: lmf_leisan@mail.ru

How to cite the article: Faizrakhmanova L.M. On improving the legislation on insolvency (bankruptcy) of a citizen, Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2013, No. 2(26), pр. 212-218.

© Faizrakhmanova L.M., 2G13

Процессуальные, криминалистические, уголовно-правовые и криминологические проблемы ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления в России и Германии: материалы Международного научно-практического форума в рамках Года Германии в России 2012/13, 4-5 апреля 2013 г / отв. ред. А.Г. Никитин, Э.Ю. Латыпова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 452 с.

В сборнике представлены доклады по широкому спектру вопросов, касающихся квалификации, расследования и рассмотрения тяжких и особо тяжких преступлений в России и Германии.

Предназначен для научных и педагогических работников, практикующих юристов, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемами ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления в России и Германии.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.