Научная статья на тему 'О совершенствовании взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по развитию туризма'

О совершенствовании взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по развитию туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гатауллина С.Ю.

В статье рассматривается необходимость и основные направления совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по повышению эффективности развития туризма в муниципальных образованиях субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по развитию туризма»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА

© Гатауллина С.Ю.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматривается необходимость и основные направления совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по повышению эффективности развития туризма в муниципальных образованиях субъектов РФ.

Ключевые слова туристская деятельность, туризм, туристские ресурсы, муниципальные образования.

Возрастание роли и ответственности органов государственного и муниципального управления в Российской Федерации за социально-экономическое развитие территории, ресурсная ограниченность, недостаточная обеспеченность кадрами и, нередко, транспортная отдаленность муниципальных образований от центральных транспортно-логистических систем актуализируют задачу поиска в пределах муниципального образования точек экономического роста на основе имеющихся конкурентных преимуществ. Одной из таких точек роста экономики в муниципальном образовании может быть развитие туристской деятельности.

На ранних этапах развития туризма в муниципальном образовании не требуется значительных инвестиционных вложений, а само начало туристской деятельности является катализатором развития предпринимательской активности и роста самозанятости населения. Для периферийных или характеризующихся депрессивным состоянием экономики муниципальных образований развитие туризма может способствовать ускорению социально-экономического развития территории.

Развитие туризма может оказывать позитивное и негативное воздействие на внешнюю среду, поэтому эффективность туристской деятельности и её роль в социально-экономическом развитии муниципального образования во многом определяется эффективностью регулирования этой сферы деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] функция регулирования туризма возложена на федеральные органы исполнительной власти, часть этих функций и полномочий передается органам государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые реализуют эти функции во взаимодействии с органами власти местного самоуправления. С

* Доцент кафедры Сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента.

принятием в 2008 году изменений к Федеральному Закону от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Ф3-131) полномочия органов местного самоуправления по развитию туризма значительно расширились. За органами власти в муниципальных образованиях законодательно закреплено право создания всех необходимых условий для развития туризма.

Таким образом, регулирование туристской деятельности в РФ построено на многоуровневой основе. Задачей любого многоуровневого управления является обеспечение гармонизации всех сфер жизни территории, проблемой -несогласованность интересов и целей всех участников процесса развития [2].

Приведенная на рис. 1 авторская схема организации туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях наглядно демонстрирует множественность участников процесса организации туристской деятельности и необходимость гармонизации их интересов.

Рис. 1. Схема организации туристской деятельности

Анализ результатов развития туризма в Приморском крае за предшествующее десятилетие показал, что доля туризма в валовом региональном продукте и доходной части консолидированного бюджета не превышает 0,2 %, объем въездного международного турпотока значительно уступает объему вы-

ездного международного турпотока, работу регионального туристского комплекса отмечает крайняя неравномерность в течение года, что является следствием высокого влияния сезонности на организацию туристской деятельности.

Проведенные маркетинговые исследования в Приморском крае показали, что органы власти в муниципальных образованиях еще не вполне используют права, предоставленные Ф3-131. Так, из 34-х муниципальных образований Приморского края программы по развитию туризма разработаны в 10-ти, а специалисты по туризму находятся в штате только 4-х администраций муниципальных образований, доходы от туризма не являются значимой статьей в доходах местных бюджетов.

К причинам того, что туризм еще не стал значимым фактором социально-экономического развития муниципальных образований края и всего Приморья, относятся:

- не достаточная эффективность деятельности государственных органов власти и необходимость реформирования их работы [3], а также использование не в полной мере органами местного самоуправления прав, предоставленных Ф3-131;

- недостаточный уровень использования туристского потенциала страны, высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения), отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

- невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг [4];

- необходимость преодоления предпринимателями многочисленных административных барьеров, несовершенство налогообложения, необходимость получения многочисленных разрешений, согласований при решении вопросов аренды (территории или помещений), проблемы в решении вопросов финансирования и имущественной поддержки предпринимателей [5];

- несовершенство методологического обеспечения туристской деятельности и недостатки государственного регулирования развитием туризма.

К основным направлениям совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по повышению эффективности развития туризма могут быть отнесены следующие меры:

- разработка региональными органами государственной власти совместно с органами власти муниципальных образований концепции

программы развития туризма в регионе на основе формирования туристских кластеров, учитывающих пространственно-территориальные схемы развития муниципальных образований, особенность их географического положения, качественное состояние и наличие биоресурсов, а также культурно-исторический потенциал и конкурентоспособные факторы территорий, способные повысить туристскую аттрактивность муниципальных образований;

- формирование и реализация региональными органами государственной власти совместно с образовательными организациями обучающих программ для специалистов и предпринимателей муниципальных образований по основам бизнес-планирования создания объектов и предприятий в сфере туризма и туристской индустрии, формирования туристских маршрутов, подготовке наиболее востребованных специалистов в сфере туризма и гостеприимства;

- содействие региональных органов государственной власти в формировании информационного пространства муниципальных образований как части единого туристского информационного пространства региона, создание общедоступной информационной базы проведения событийных мероприятий в муниципальных образованиях и в регионе в целом;

- реализация региональными органами государственной власти организационных, методических и финансовых мер по обеспечению развития туризма в муниципальных образованиях, проведение в муниципальных образования регулярного мониторинга состояния развития туризма;

- формирование и регулярное обновление паспорта туристских ресурсов на территории муниципальных образований;

- активное привлечение общественности и бизнеса региона к развитию туризма. Одной из таких форм может быть создание коллегиальных общественных органов по вопросам развития туризма. Например, в Приморье при губернаторе края создан и действует Общественный совет по развитию туризма, в который входят известные в регионе специалисты в этой сфере. Повышению эффективности деятельности данного совета будет способствовать проведение выездных заседаний в муниципальных образованиях края с обсуждением вопросов развития туризма в конкретных муниципальных образованиях;

- формирование неповторимого узнаваемого туристского имиджа территории муниципального образования и разработка программы событийных мероприятий, поддерживающей этот имидж;

- обеспечение региональными органами государственной власти мер, направленных на информационно-рекламное продвижение турпро-дуктов муниципальных образований;

- проведение региональными государственными и муниципальными органами власти совместных исследований эффективности развития туризма в муниципальных образованиях и в регионе в целом, регулярное обсуждение перспектив развития туризма на конференциях, семинарах, заседаниях «круглого» стола и др. мероприятия.

Список литературы:

1. Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Цукублина Н.Н. Влияние государственного сектора на управление развитием территории // Известия ТПУ - 2004. - № 5.

3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261.

4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View Fcp/View/2011/361 (дата обращения: 20.01.2014).

5. Медведева Л.Л. Туристический продукт как фактор социально-экономического развития внешнеэкономической деятельности муниципальных образований // Вопросы регулирования экономики. - 2011. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.