Научная статья на тему 'О совершенствовании международно-правового обеспечения расследования оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции'

О совершенствовании международно-правового обеспечения расследования оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ МЕДИК-РИМ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / INTERNATIONAL LEGAL SUPPORT FOR THE INVESTIGATION / THE MEDICRIME CONVENTION OF COUNCIL OF EUROPE / COUNTERFEITING OF MEDICAL PRODUCTS / TRANSNATIONAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзрахманов Н. Ф.

Раскрыта общественная опасность оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции; рассмотрены актуальные вопросы международно-правового обеспечения расследования данных преступлений; приведены содержание и цели Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция Медикрим).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMPROVEMENT OF THE INTERNATIONAL LEGAL SUPPORT OF THE INVESTIGATION OF THE CIRCULATION OF FALSIFIED AND POOR QUALITY MEDICAL PRODUCTS

The article shows the public danger of the circulation of falsified and poor quality medical products; reviewed the topical issues of international legal support of the investigation of these crimes; disclosed the contents and the objectives of the Council of Europe Convention on combating counterfeiting of medical products and similar crimes, involving threats to public health (the Medicrime Convention).

Текст научной работы на тему «О совершенствовании международно-правового обеспечения расследования оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ И НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Н.Ф. ФАЙЗРАХМАНОВ, адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России

nfaizer@yandex.ru

Аннотация: Раскрыта общественная опасность оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции; рассмотрены актуальные вопросы международно-правового обеспечения расследования данных преступлений; приведены содержание и цели Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция Медикрим).

Ключевые слова: международно-правовое обеспечение расследования; Конвенция Совета Европы Медик-рим; фальсификация медицинской продукции; транснациональная преступность.

ABOUT THE IMPROVEMENT OF THE INTERNATIONAL LEGAL

SUPPORT OF THE INVESTIGATION OF THE CIRCULATION OF FALSIFIED AND POOR QUALITY MEDICAL PRODUCTS

N.F. FAYZRAKHMANOV, competitor of a scientific degree on chair of management of bodies of investigation of crimes of Academy of management

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation: The article shows the public danger of the circulation of falsified and poor quality medical products; reviewed the topical issues of international legal support of the investigation of these crimes; disclosed the contents and the objectives of the Council of Europe Convention on combating counterfeiting of medical products and similar crimes, involving threats to public health (the Medicrime Convention).

Key words: international legal support for the investigation; the Medicrime Convention of Council of Europe; counterfeiting of medical products; transnational crimes.

Человечество вошло в XXI в. с глубокими знаниями о заболеваниях и огромным арсеналом лекарств — средств борьбы с ними. Открытия в области биохимии, нормальной и патологической физиологии позволили понять механизмы, лежащие в основе заболеваний, а молекулярная биология и генетика положили начало генной инженерии, с помощью которой можно расшифровать геномы всех живых организмов, в том числе человека, изучить функцию генов, их роль в возникновении заболеваний и формировании так называемого индивидуального фармакологического ответа.

Однако, использование возможностей научно-технического прогресса в преступных целях и растущая

криминализация фармацевтической отрасли не только сделали сомнительными уникальные открытия человечества в сфере здравоохранения, но и поставили под угрозу основные ценности — жизнь и здоровье людей. Прежде всего, это связано с феноменом фальсификации медицинской продукции, превратившейся в ведущую отрасль теневой индустрии, глобальную социально-экономическую проблему XXI в.

По прибыльности в международном масштабе теневой фармацевтический рынок занимает третье место после рынка оружия и наркотиков. По мнению некоторых экспертов, его объем в настоящее время превышает 350 млрд. долл., что делает его особенно при-

влекательным для криминального бизнеса1. К числу государств с высоким уровнем преступности в сфере фальсификации медицинской продукции относится и Российская Федерация2.

В настоящее время среди экспертов нет единого мнения о доле фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции в общем объеме мирового фармацевтического рынка. Однако, проведение серии специальных операций, координируемых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) совместно с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), позволило выявить шокирующие масштабы торговли фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукцией. Так, в 2009 г. на территории Китая и в ряде соседствующих с ним государств конфисковано 20 млн. таблеток, флаконов и упаковок фальсифицированных лекарственных средств, арестовано 33 человека, закрыто 100 пунктов розничной торговли. В Европе сотрудники таможенных органов конфисковали 34 млн. фальсифицированных препаратов в течение всего лишь двух месяцев 2009 г. В этом же году, в результате проведения в Азии операции «Шторм-2», координируемой Международной целевой группой по борьбе с фальсифицированной медицинской продукцией (IMPACT), были конфискованы огромные объемы самых разнообразных препаратов — от антибиотиков до лекарственных средств контроля рождаемости, противостолбнячной сыворотки, противомалярийных препаратов и лекарств для восстановления эректильной функции. В результате проведения подобных операций в Египте, обнаружены фальсифицированные лекарственные средства на сумму нескольких сотен миллионов долларов и выявлена криминальная сеть, снабжавшая потребителей на всем Ближнем Востоке. Среди изъятых там фальсифицированных препаратов — средства, применяемые при трансплантации органов, а также для лечения таких болезней, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, шизофрения и диабет. Вместе с тем, по мнению экспертов, такие операции затрагивают лишь верхний слой процветающей криминальной отрасли, создающей все большую угрозу здоровью населения во всем мире3.

Наибольшую опасность несут продажи лекарственных средств через Интернет, привлекающий преступников возможностью действовать анонимно. Уровень фальсификации в этом сегменте рынка доходит до 50%. При этом объем электронной торговли медикаментами, в том числе трансграничной, возрастает. До 70% продающихся через Интернет стероидных гормонов и средств для похудения — фальсифицированные препараты.

В связи с обострением криминогенной обстановки, Интерполом и Специальной международной комиссией по борьбе с фальсификацией медицинской продукции (MHRA) Всемирной организации здравоохранения стали ежегодно проводиться меж-

дународные спецоперации под кодовым названием «Пангея»4. В первой такой операции в 2008 г.у приняли участие 8 стран. В 2009 г. участниками операции «Пангея-II» стали уже 25 государств, включая Австралию, Канаду, Израиль, Новую Зеландию, Сингапур, Южную Африку, Таиланд, США и 16 европейских стран. В ходе данной операции было выявлено более 750 интернет-сайтов, с помощью которых осуществлялась нелегальная деятельность по реализации рецептурных препаратов и лекарственных средств строгого учета, изъято около 167 тыс. запрещенных и контрафактных таблеток, в том числе антибиотики, стероиды и средства для похудения.

В 2010 г. к спецоперации «Пангея-Ш» присоединилась Российская Федерации. В результате масштабных международных проверок было выявлено 1200 интернет-сайтов, через которые распространялись поддельные препараты, изъято 10000 ящиков с лекарственными средствами, более миллиона фальсифицированных таблеток на сумму 2,6 млн. дол. США. В 2011 г. в спецоперации «Пангея-IV» приняли участие 165 различных организаций из 81 страны, в том числе представители Интерпола из 37 стран. Закрыто 13495 незаконных веб-сайтов, изъято около 8000 упаковок фальсифицированных препаратов, содержащих около 2,5 млн. доз5.

Специалисты международных организаций отмечают связь оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции с легализацией незаконных доходов («отмыванием денег»). Более того, установлены факты совершения указанных преступлений многонациональными преступными сообществами, нередко связанными с международными террористическими группировками.

Глобальный характер деятельности фальсификаторов указывает на необходимость международного сотрудничества в этой сфере. Ни одна страна, действуя в одиночку, не в состоянии существенно улучшить ситуацию. Как заявила сотрудник Интерпола, сопредседатель рабочей группы IMPACT по правоприменению Элин Плансон: «Транснациональная кооперация имеет важное значение для борьбы со сложно организованными транснациональными преступными сетями, участвующими в фальсификации медицинской продукции»6.

В настоящее время объединение усилий и опыта специалистов различных стран затруднено в связи с отсутствием единой трактовки понятия «фальсифицированная медицинская продукция». В национальном законодательстве ряда стран (США, Австралия, Германия, Россия и др.) имеются определения, не совпадающие с определением ВОЗ и различающиеся между собой, а распространение фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции не признается преступлением. По мнению специалистов ВОЗ, для решения этой глобальной проблемы необходимо совершенствование правоприменитель-

ных механизмов: организация конструктивного международного сотрудничества правоохранительных, контролирующих органов и участников фармацевтического рынка; разработка, принятие и обеспечение реализации международных правовых актов о борьбе с оборотом фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции; активизация расследования указанных преступлений7.

Серьезной мерой в этом направлении стало принятие Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция Медикрим)8. Данная конвенция была подписана в г. Москве 28 октября 2011 г.а представителями Австрии, Германии, Израиля, Исландии, Италии, Кипра, Португалии, Российской Федерации, Финляндии, Франции, Украины, Швейцарии и получила неофициальное название «Московская».

Конвенция Медикрим является завершением многолетней работы стран-членов Совета Европы, включая Российскую Федерацию, по созданию международного правового инструмента, направленного на предотвращение фальсификации медицинской продукции. Разработка конвенции велась на протяжении 5 лет (2006-2011 гг.) при участии экспертов в области права и фармацеи государств-членов Совета Европы в рамках созданной в этих целях экспертной консультативной группы (РС^-СР).

Подготовленная Советом Европы Конвенция Ме-дикрим стала первым правовым соглашением в области уголовного права и криминалистики, направленным на криминализацию оборота фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции, а также правовое обеспечение расследования данных преступлений на международном уровне.

Основной целью этого международного соглашения является охрана здоровья населения путем совершенствования уголовного законодательства, затрагивающего нарушения, связанные с оборотом медицинской продукции, подготовка субъектов расследования данных преступлений и обеспечение их необходимыми ресурсами, содействие развитию межведомственного и международного сотрудничества, защита пострадавших, а также профилактика преступлений в указанной сфере.

Конвенция вводит ответственность за производство, хранение и сбыт фальсифицированной медицинской продукции, активных веществ, наполнителей, компонентов, материалов и принадлежностей; использование фальсифицированных документов, связанных с оборотом медицинской продукции (Ст. 5, 6, 7). Документ регламентирует сотрудничество между органами здравоохранения, таможни, полиции и другими компетентными органами на международном и внутригосударственном уровне (Ст. 17, 21, 22).

Конвенция Медикрим содержит важные нормы уголовно-правового и процессуального характе-

ра, предусматривающие: санкции для физических и юридических лиц (Ст.и 11, 12); установление отягчающих обстоятельств (Ст. 13); назначение наказаний с учетом предыдущих судимостей (Ст. 14); предупреждение фальсификации медицинской продукции (Ст. 18).

В ст.ст. 19-20 Конвенции изложены меры, направленные на защиту потерпевших от фальсифицированной медицинской продукции и сходных преступлений, в частности, путем: обеспечения им доступа к информации, имеющей отношение к уголовному делу и необходимой для защиты их здоровья; оказания помощи в их физической, психологической и социальной реабилитации; закрепления во внутреннем законодательстве права потерпевших на компенсацию за счет правонарушителей.

В соответствии со ст. 12 Конвенции, каждая страна принимает необходимые законодательные и иные меры для того, чтобы в отношении правонарушений, признанных в качестве таковых настоящей Конвенцией, предусматривались эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие санкции, в том числе уголовные или неуголовные санкции финансового характера, учитывающие степень тяжести правонарушений. В случае совершения таких правонарушений физическими лицами, данные санкции должны предусматривать наказание в виде лишения свободы и возможность выдачи преступника стране по месту совершения преступления.

Кроме того, ст. 12 предусматривает принятие каждой страной таких мер, как наложение ареста и конфискацию: предметов и средств, использованных в целях совершения или облегчения совершения правонарушения; доходов, полученных в результате таких правонарушений, или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам.

В соответствии со ст. 15 Конвенции, каждая страна принимает необходимые законодательные и иные меры для обеспечения возможности того, чтобы начало расследования или уголовного преследования в связи с правонарушениями, признанными в качестве таковых настоящей Конвенцией, не зависело от наличия жалобы и чтобы производство по делу могло продолжаться и после отзыва жалобы.

Ст. 16 Конвенции Медикрим устанавливает. следующее.

1. Каждая страна принимает необходимые меры для того, чтобы расследование уголовных дел проводилось лицами, подразделениями или службами, компетентными в вопросах борьбы с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, и чтобы соответствующий персонал обладал необходимой для этих целей профессиональной подготовкой, в том числе в области финансовых расследований. Такие подразделения или службы должны располагать соответствующими ресурсами.

2. Каждая сторона в соответствии с принципами ее внутреннего законодательства принимает необходимые законодательные и иные меры для обеспечения эффективности расследований и уголовного преследования в связи с преступлениями, признанными в качестве таковых настоящей Конвенцией, предусматривая в соответствующих случаях проведение проверок финансовой отчетности, негласных мероприятий, контролируемых поставок и других специальных методов расследования.

Положительной стороной Конвенции Совета Европы Медикрим является то, что она открыта для подписания не только государствами-членами Совета Европы и Европейского союза, но и государствами, не являющимися членами Совета Европы, но участвовавшими в разработке Конвенции или имеющими статус наблюдателя при Совете Европы. Кроме того, Конвенция открыта для подписания любым другим государством по приглашению Комитета министров Совета Европы.

Для достижения целей Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, необходимо ее подписание максимальным количеством стран, ратификация, имплементация норм конвенции в национальное законодательство отдельных государств и активная реализация положений Конвенции в практической деятельности компетентных органов.

После подписания Конвенции Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова заявила о подготовке совместно с МВД, Прокуратурой и Минюстом изменений в УК РФ и УПК РФ, связанных с введением отдельной уголовно-правовой нормы об ответственности за оборот фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции, а также обеспечением ее уголовно-процессуальной реализации9.

Таким образом, Конвенция Совета Европы Медик-рим стала первым международным соглашением по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, устранившим правовые барьеры во взаимодействии между государствами в рассматриваемой сфере деятельности; регламентирующим организацию расследования и предупреждения фальсификации медицинской продукции и сходных преступлений; привлечение виновных к ответственности; сотрудничество компетентных правоохранительных и регуляторных органов; защиту прав и интересов потерпевших от данных правонарушений.

Исходя из анализа судебно-следственной практики, а также требований Конвенции Совета Европы Медикрим, основными направлениями борьбы с оборотом фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции на международном и внутригосударственном уровнях являются:

1) разработка и принятие нормативных правовых

актов, либо включение отдельных норм в действующие нормативные правовые акты, в целях установления уголовной и иной ответственности за оборот фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции, предполагающей санкции, соразмерные совершенному деянию;

2) разработка и принятие государственных программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в области права и фармации, участвующих в борьбе с оборотом фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции;

3) формирование основ для эффективного обмена информацией и передовым опытом с использованием сетевого подхода путем создания национальных сетей единых точек контакта (SPOC) в регуляторных и правоохранительных органах;

4) совершенствование методов контроля качества и безопасности лекарственных средств посредством взаимодействия с Европейским директоратом по качеству лекарственных средств и здравоохранения (EDQM), а также сетью государственных медицинских лабораторий по контролю качества лекарственных средств Совета Европы (OMCL);

5) внедрение адекватных практических подходов в области защиты пациентов на государственном и муниципальном уровнях, в том числе посредством: распространения сведений о рисках, связанных с данными правонарушениями через средства массовой информации; проведения информационных кампаний; информирования о конкретных случаях подобных преступлений;

6) разработка и внедрение технологий оценки вреда здоровью, причиненного вследствие использования и применения фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции;

7) систематическое проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение данных преступлений, а также разработка оптимальных форм проведения данных мероприятий.

1 Фальсификация лекарственных средств в России: Монография / Под ред. С.В. Максимова. - М.: ЮРАЙТ 2008. С. 7.

2 См.: Finnish customs investigates fake drug imports. URL: http://news.asiaone.com/News/AsiaOne%2BNews/Crime/ Story/ A1Story20100518-216978.html.

3 Растущая угроза со стороны поддельных лекарств // Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. 2010. Апрель. Вып. 88. №4 // http://www.who. int/bulletin/volumes/88/4/10-020410/ru/index.htm.

4 Пангея — единый континент, существовавший на планете Земля 150-200 млн. лет назад. Аналогичное название получила международная спецоперация, в связи с тем, что объединила усилия многих государств из различных континентов и была призвана ликвидировать транснациональные преступные группы, действующие посредством глобальной сети Интернет.

5. Материалы международной конференции «Конвенция Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция Медикрим)» (г. Москва, 26-28 октября 2011 г.) // http://www.coe.int/t/dghl/ standardsetting/medicrime/Medicrime_Conference_en.asp.

6 Растущая угроза со стороны поддельных лекарств // Там же.

7 WHO's role in the prevention and control of medical products of compromised quality, safety and efficacy such as substandard/

spurious/falsely-labelled/falsified/counterfeit medical products: Provisional agenda item 5 Working group of member states on substandard/spurious/falsely-labelled/ falsified/counterfeit medical products // A/SSFFC/WG/3 Rev.1. (17 февраля 2011).

8 Конвенция Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения. — Москва, 28 октября 2011.

9 Батенева Т. За поддельные таблетки посадят // Российская газета — Бизнес. 2011. 01 ноября. №39. С. 10.

ВИНА И НЕВИНОВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ

А.М. ХУЖИН, кандидат юридических наук, доцент

Huzhin@mail.ru

12.00.14 - административное право; финансовое право;

информационное право

Аннотация. Рассматривается проблема виновного и невиновного поведения юридического лица в публичном праве.

Ключевые слова: вина, виновность, невиновность, юридическое лицо, публичное право,

FAULT AND INNOCENT BEHAVIOR OF THE LEGAL PERSON

IN PUBLIC LAW

A.M. HUZHIN, candidate of jurisprudence, dotsent

Annotation. In article the problem of guilty and innocent behavior of the legal person in public law is considered. Key words: fault, guilt, innocence, the legal body, public law,

Правовая конструкция «юридическое лицо» представляет собой частноправовую модель, созданную для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота. Возможно, следует согласиться с Е.А. Сухановым, что данная юридическая конструкция теряет смысл в публично-правовых отношениях, где правосубъектность организации никак не связана с ее имущественной обособленностью, ибо определяется совершенно иными задачами1. Однако, действующая практика применения юридической ответственности данных субъектов в публичных отношениях, в частности, в сфере административного и налогового законодательства, вызывают необходимость научного переосмысления роли юридических лиц в публичном праве.

Речь не идет об особом самостоятельном статусе юридического лица в публичных правоотношениях. Поэтому не требуется производить «смену господствующей в отечественной доктрине парадигмы, согласно которой категория юридического лица является циви-листической и пытаться искусственно создать теорию

публичного юридического лица»2. Юридическое лицо — это конструкт частного права, с его свойствами и признаками. Соответственно и характерные признаки и свойства юридического лица определяются, исходя из его частноправовой природы, и не требуют своего «публичного» наслоения и «окрашивания» в тона, присущие публично-правовой сфере.

Рассмотрим с соответствующих методологических позиций проблему установления вины и пределов невиновного поведения юридического лица в публичных отраслях права, а именно, в административном и налоговом праве. Именно в этих сферах публично-правового регулирования предусмотрена ответственность юридических лиц за совершенные правонарушения.

Принцип вины является основополагающим, базисным в системе административного законодательства. Ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает в качестве административного правонарушения противоправное, виновное деяние лица, за которое установлена административная ответс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.