Научная статья на тему 'О совершенствовании Федерального закона от 10. 12. 2003 г. № 174-ф3 «о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «о рынке ценных бумаг»'

О совершенствовании Федерального закона от 10. 12. 2003 г. № 174-ф3 «о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «о рынке ценных бумаг» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ АКЦИЙ / ОБРАЩЕНИЕ АКЦИЙ / ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКОВ АКЦИЙ / РАЗМЕЩЕННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» / FEDERAL LAW «ON THE STATE REGISTRATION OF SHARES ISSUED BEFORE COMING INTO EFFECT OF THE FEDERAL LAW «ON THE SECURITIES MARKET» / REGISTRATION OF SHARES / MOVEMENT OF SHARES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фиалковская Ирина Дмитриевна, Савинов Кирилл Александрович

Рассматривается совершенствование Федерального закона от 10.12.2003 г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Указываются проблемы, вызвавшие принятие Закона, обосновывается необходимость его совершенствования и формулируются конкретные предложения по его изменению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF THE FEDERAL LAW NO. 174-FZ DATED DECEMBER 10, 2003 «ON THE STATE REGISTRATION OF SHARES ISSUED BEFORE COMING INTO EFFECT OF THE FEDERAL LAW «ON THE SECURITIES MARKET»

We consider some possible improvements to the Federal law dated December 10, 2003 No.174-FZ «On the state registration of shares issued before coming into effect of the Federal law «On the securities market». The authors point out the problems that caused the adoption of the law, justify the need to improve it and formulate concrete proposals for changes.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании Федерального закона от 10. 12. 2003 г. № 174-ф3 «о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «о рынке ценных бумаг»»

ПРАВО

УДК 340.133.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10.12.2003 г.

№ 174-Ф3 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКОВ АКЦИЙ, РАЗМЕЩЕННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»

© 2011 г. И.Д. Фиалковская, К.А. Савинов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

kiriUsavinov@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.06.2011

Рассматривается совершенствование Федерального закона от 10.12.2003 г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Указываются проблемы, вызвавшие принятие Закона, обосновывается необходимость его совершенствования и формулируются конкретные предложения по его изменению.

Ключевые слова: регистрация акций, обращение акций, Закон о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 [1] (далее - Закон о рынке ценных бумаг), одним из ключевых этапов в процедуре эмиссии ценных бумаг является государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных, отчета об итогах выпуска. Указанное связано с тем, что в силу действующего законодательства сделки с эмиссионными ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию, являются незаконными, в связи с чем не порождают юридически значимых последствий.

Напомним, обязанность по государственной регистрации выпусков акций, размещенных при учреждении акционерного общества, существовала уже на первой стадии становления рынка ценных бумаг [2]. Однако в связи с низким уровнем развития нормативно-правовой базы, неразвитостью института ответственности и механизма государственного контроля значительное количество эмитентов эмиссионных ценных бумаг не регистрировали выпуск. Более чем за 15-летний период существования таких акционерных обществ было совершено значительное количество сделок с такими ценными бумагами, не влекущих юридических последствий, на которые они были направлены, что в свою очередь могло привести к дестабилизации гражданско-правового оборота. Между тем ещё в 1998 году президиумом Высшего арбитражного суда было особо отмечено, что сделка купли-

продажи акций, совершенная до регистрации в установленном порядке решения об их выпуске (эмиссии), недействительна [3].

Как правильно отмечает Д.А. Вавулин, без государственной регистрации выпусков акций все решения органов управления акционерного общества (исполнительных органов, совета директоров, общего собрания), в том числе решения о привлечении инвестиций, реорганизации общества, внесении изменений в учредительные документы и т.д. являются нелегитимными и при желании могут быть оспорены каким-либо заинтересованным лицом. Любые сделки, осуществляемые предприятием, в том числе в рамках его текущей деятельности, а также сделки с имуществом и недвижимостью в соответствии с действующим законодательством могут быть признаны ничтожными [4].

Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» [5] (далее - Закон о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации) был призван решить обозначившуюся проблему.

Согласно закону, в течение года с момента вступления его в силу эмитент обязан был представить в регистрирующий орган докумен-

ты для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а регистрирующий орган провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации. При неисполнении указанной обязанности акционерные общества подлежали ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Однако основная масса эмитентов так и не представила документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что в итоге привело к ликвидации некоторых из них в соответствии с иском налогового органа [6; 7; 8]. Впрочем, нельзя сказать, что данный процесс носил массовый характер. В ряде случаев судебный орган отказывал в ликвидации только лишь по указанному основанию [9; 10; 11].

Отдельно следует отметить эмитентов, предпринявших попытку осуществить государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. По мнению Д.А. Вавулина, «ликвидация тех акционерных обществ, которые все же предпринимали попытки зарегистрировать не зарегистрированные вовремя выпуски, но не смогли это сделать по объективным причинам (обоснованный отказ в регистрации выпуска со стороны регистрирующих органов), является несколько спорным и не вполне справедливым» [12]. Интересна в данном случае позиция ФСФР России, изложенная в письме от 28 марта 2005 г. № 05-ВГ03/4424 «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», где отмечается следующее [12]:

1) в случае представления документов для государственной регистрации незарегистрированных выпусков акций в установленный срок решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации таких выпусков акций может быть принято после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации (т.е. после 28 декабря 2004 г.);

2) в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации упомянутых выпусков акций документы для государственной регистрации указанных выпусков акций после устранения нарушений, послуживших основанием для принятия такого решения, могут быть повторно представлены акционерным общест-вом-заявителем, в том числе после истечения

срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации. В этом случае такие документы подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Законом, в том числе после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 указанного Закона.

Наконец, в случае представления документов для государственной регистрации упомянутых выпусков акций позднее установленного срока регистрирующий орган выносит отказ в государственной регистрации. Данная позиция ФКЦБ России получила поддержку в деятельности судебных органов [13; 14; 15], в связи с чем и этот вопрос не нашел своего решения в рамках Закона о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации.

Таким образом, Закон о государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации не только не решил обозначенную проблему, но и создал ряд новых, требующих изменения самого Закона.

По нашему мнению, наиболее возможным вариантом решения комплекса указанных проблем является, во-первых, признание утратившими силу отдельных положений указанного закона, а именно: а) нормы пункта 1 статьи 1 Закона, касающейся сроков представления документов для государственной регистрации; б) пункта 2 статьи 2 Закона, касающегося ликвидации эмитентов по искам уполномоченных органов. Необходимо также закрепление правила, в соответствии с которым в случае отказа в государственной регистрации выпуска эмитент подлежит преобразованию в иную организационно-правовую форму по иску органа, отказавшего в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Следовательно, у акционерных обществ, не зарегистрировавших свой выпуск ценных бумаг при создании, появится нормативно обеспеченная возможность представить документы для государственной регистрации в уполномоченный орган, а у контролирующего органа - направлять предписания о представлении документов для государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Кроме того, будет разрешена ситуация, связанная с существованием акционерных обществ, созданных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг и получивших отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Список литературы

1. Собрание законодательства РФ 1996. № 17. Ст. 1918.

2. Положение о выпуске ценных бумаг и фондовых биржах, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 78 (утратило силу) // СП РФ. 1992. № 5. Ст. 26.

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 г. № 33 «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 6.

4. Вавулин Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4860.

6. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.08.2008 г. по делу № А29-8497/2006-3э. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2006 г. по делу № А82-4582/2005-36. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2005 г. по делу № А41-К1-17755/05. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Постановление ФАС Северо-западного округа от 17.10.2007 г. по делу № А05-3371/2006. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Постановление десятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 г. по делу №А41-К1-2555/06. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Постановление десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2006 г. по делу № А41-К1-26143/05. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Вавулин Д.А. О возможности зарегистрировать выпуски акций, размещенные до вступления в силу закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Постановление ФАС Поволжского округа от 30 января 2007 г. № А65-10066/2006-СГ1-5. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2007 г. № КГ-А40/3617-07. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Постановление от 26 сентября 2007 г. № КГ-А40/9868-07. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Котельникова Е.В. Особенности государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных до 22 апреля 1996 года // Рынок ценных бумаг 2008. № 2 (353). С. 56-59.

ON THE IMPROVEMENT OF THE FEDERAL LAW NO. 174-FZ DATED DECEMBER 10, 2003 «ON THE STATE REGISTRATION OF SHARES ISSUED BEFORE COMING INTO EFFECT OF THE FEDERAL LAW «ON THE SECURITIES MARKET»

I.D. Fialkovskaya, K.A Savinov

We consider some possible improvements to the Federal law dated December 10, 2003 No.174-FZ «On the state registration of shares issued before coming into effect of the Federal law «On the securities market». The authors point out the problems that caused the adoption of the law, justify the need to improve it and formulate concrete proposals for changes.

Keywords: registration of shares, movement of shares, Federal law «On the state registration of shares issued before coming into effect of the Federal law «On the securities market».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.