ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР,
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Величко Ж. П.,
помощник судьи Краснодарского краевого суда E-mail: zhanna.mir@bk.ru
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ С ПОМОЩЬЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ РФ
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров в настоящее время не является проблемой какой то отдельной страны или даже группы стран, эта проблема носит поистине глобальный характер, противоправная деятельность, связанная с наркотрафиком, объединяет криминальные элементы всего мира в единую сеть, опутавшую весь земной шар.
Глобальный размер проблемы требует глобальных методов борьбы с этим видом преступной деятельности. Сотрудничество правоохранительных органов, в чьи функциональные обязанности входит борьба с незаконным оборотам наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, базируется на целом комплексе правовых норм международного характера, глобального и регионального уровней.
Специальные Конвенция ООН 19611,
2 3
1971 и 1988 г.г. позволили согласовать на
1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961
года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвен-
ции о наркотических средствах 1961 года (Заключена
в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15 - 50.
международном уровне определение и состав преступлений, связанных с наркотиками, активизировать и укрепить международное сотрудничество и координацию деятельности различных органов, дать им правовые средства для более эффективного пресечения международного незаконного оборота наркотиков, а также создать механизмы контроля над прекурсорами, конфискации активов, борьбы с хищением денежных средств и выдачи преступников.
Для мониторинга выполнения Конвенций в марте 1968 г. в качестве независимого квазисудебного органа был создан Международный комитет по контролю над наркотиками, основной задачей которого является мониторинг производства, изготовления, торговли, распределения и по-
2 Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 - 434 .
3 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVП.- М., 1994. С. 133 - 157.
=■ 1/2015
требления наркотиков и на этой основе создать механизм контроля за незаконным перемещением наркотических средств практически во всех частях мира.
На сегодняшний день сформирована и действует глобальная система международного контроля за оборотом наркотиков, в которую, кроме МККН, входят Комиссия по наркотическим средствам (КНС), учрежденная резолюцией Комиссии экономического и социального совета (ЭКОСОС) в качестве центрального директивного органа системы ООН по вопросам контроля над наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), а также специализированные учреждения ООН, в частности Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
По определению МККН, основные задачи данной системы заключаются в том, чтобы координировать и согласовывать принимаемые меры борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков, построенные по принципу общей и совместной ответственности, что является ключевой составляющей интеграции антинаркотических усилий заинтересованных государств.
В области сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом стоит отметить соглашения о сотрудничестве по контролю за прекурсорами наркотических средств, подписанное 06 июня 2013 на саммите Россия - ЕС в Екатеринбурге4 а также целый ряд двухсторонних правительственных соглашений в этой сфере со странами Европейского союза, например, со Словенией, Македонией и Сербией.
Наиболее актуальным, требующего максимального усиления и координации действий ФСКН России с зарубежными правоохранительными органами в области
4 Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом о прекурсорах наркотиков. (Вместе с Определениями и принципами защиты дан-ных)(Заключено в г. Екатеринбурге 04.06.2013) // До-сутп из СПС КонсультантПлюс. 1/2015
борьбы с незаконным оборотом наркотиков, традиционно остается центрально-азиатское направление.
Тот факт, что Центральная Азия превратилась в один из крупнейших каналов поставки героина и других наркотиков на территорию России и дальше в Европу, в настоящее время не является ни для кого секретом. Причиной тому является нахождение традиционного источника опийных наркотиков в странах «Золотого треугольника», вдобавок к которому добавились события в Афганистане, где, за период с момента свержения шаха сложилась довольно устойчивая индустрия по производству опиатов, нередко являющаяся единственным источником добычи средств к существованию для местного населения, а потому трудноискоренимая и опасная социальными взрывами при принятии активных силовых мер. Здесь также необходимо отметить слабость государственных властей центральноазиатских стран, нередко зависящих в финансовом плане от наиболее крупных производителей героина, а потому, лишь демонстрирующих видимость борьбы с наркотрафиком для получения помощи от международного сообщества. Так, по оценкам экспертов ООН, правоохранительными органами этих стран изымается всего лишь 4% провозимого контрабандой героина и 1% опия5.
В сложившейся на сегодняшний день обстановке вопрос о противодействии организованным преступным группировкам, занимающимся наркотрафиком через территорию стран Центральной Азии, стоит чрезвычайно остро как для представителей правоохранительных органов данных государств, так и для российских властей. Сложившаяся криминальная ситуация требует разработки плана совместных действий правоохранительных органов стран,
5 См.: Диченко А.А. Международно-правовые и практические аспекты взаимодействия силовых ведомств Российской Федерации и стран Центральной Азии в сфере обеспечения антинаркотической безопасности // Юридический мир. 2013. N 10. С. 59 - 62.
Величко Ж. П.
по которым проходят основные каналы поставки наркотиков и психотропных веществ в Россию и дальше в Европу, в том числе проведения международных операций по поимке членов организованных преступных группировок и изъятию партий наркотиков.
Довольно значительным на пути консолидации усилий правоохранительных органов в борьбе с наркопреступностью стало решение глав государств ОДКБ 2003 г. об усилении борьбы с наркоманией и наркобизнесом как финансовой базы транснациональной и иной организованной преступности.
Данное решение позволило заложить правовую и организационно-
управленческую основу интеграционного процесса в виде двух антинаркотических проектов, разработанных в ФСКН России. Это, например, международная антинаркотическая операция «Канал», которая в заявила о себе как об эффективном инструменте совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Данная международная операция функционирует и сейчас, привлекая к участию в своих мероприятиях большое число правоохранительных и силовых органов различных государств. С каждым годом объем изъятых при проведении совместных антинаркотичексих операций растет количество изъятых наркотиков и прекурсоров. Так, 14 мая 2014 года в северной провинции Афганистана - Бадахшан (уезд Кешим, кишлак Гундумкуль - Новобад) в ходе подготовки к операции Канал-2014 была проведена совместная российско-афганская антинаркотическая операция, в ходе которой ликвидировано 5 нарколабораторий, изъято более 300 килограммов опиатов и свыше 8 тонн прекурсоров. Все ликвидированные лаборатории обеспечивали наркопродукцией трафикантов, специализирующихся на поставках по «Северному маршруту» на российском направлении.
В операции «Канал - Южный капкан» приняли участие более 21 тысячи сотруд-
ников антинаркотических подразделений, органов внутренних дел, органов безопасности, таможенных и пограничных служб, финансовых разведок Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. В качестве наблюдателей - представители правоохранительных органов Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Иран, Исламской Республики Пакистан и Китайской Народной Республики.
Организовано свыше 1700 совместных оперативных групп и более 1300 постов на объектах железнодорожного, воздушного, морского и автомобильного транспорта, а также для перекрытия приграничной территории. В результате скоординированных действий правоохранительных органов стран - участниц операции изъято 12,5 т наркотиков, из них более 10 т опиатов афганского происхождения, 900 кг гашиша, 250 кг героина, 19 кг синтетики и около 700 кг марихуаны6.
Тем не менее, как показывает существующий уровень числа преступлений, связанных со сбытом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, существующие правовые основы взаимодействия пока не могут обеспечить достаточно высокий уровень координации действий национальных правоохранительных органов, а также быстрый обмен оперативной информацией.
Таким образом, сложившуюся в настоящее время ситуацию с незаконным оборотом наркотиков можно охарактеризовать как достаточно проблемную и сложную: источник поступления наркотиков уничтожить на сегодняшнем этапе представляется невозможным, в деятельности правоохранительных органов центральноази-атских государств в части, касающейся
6 По данным ФСКН России // Электронный ресурс. //
http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_all/2014
/0527/103030660ШаЛ^Йт1.
=■ 1/2015
пресечения наркопотока из Афганистана, имеются пробелы, международное сотрудничество в этом направлении развивается довольно-таки успешно, но встречает на своем пути определенные бюрократиче-
ские препоны. И все же, несмотря на имеющиеся трудности, международное сотрудничество в этой области задает правильное направление в деле противодействия наркопреступности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диченко А.А. Международно-правовые и практические аспекты взаимодействия силовых ведомств Российской Федерации и стран Центральной Азии в
The list of the
1. A.A. Dichenko. International-law and practical aspects of interaction of security services of the Russian Federation and states of
сфере обеспечения антинаркотической безопасности // Юридический мир. 2013. № 10. С. 59 - 62.
used literature
Central Asia in the sphere of ensuring antidrug security
1/2015
МИР СОВРЕМЕННОЙ науки
35