Научная статья на тему 'О состоятельности концепции инновационного лифта'

О состоятельности концепции инновационного лифта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремкин Владимир Александрович

Статья посвящена исследованию концепции непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, получившей название «инновационный лифт». Отмечается, что в РФ лишь небольшое число инновационных проектов попадает в поток непрерывного финансирования. Анализируется теоретическая обоснованность концепции инновационного лифта, исследуются причины искажений и сбоев в ходе ее практической реализации. Автором вносятся предложения по дальнейшему развитию концепции финансирования инноваций, составляющей основу государственной инновационной политики в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIABILITY OF «INNOVATION LIFT» CONCEPT

The article investigates concept of continuous financing of innovation projects at all stages of innovation cycle, named “innovation lift”. It is noted, that only a small number of innovation projects swims with the current of continuous funding in Russia. Theoretical underpinnings of the concept “innovation lift” are analyzed; reasons for “distortions” and “failures” during its implementation are examined. Author makes suggestions for further development of the concept for financing innovation the basis of state innovation policy in Russia.

Текст научной работы на тему «О состоятельности концепции инновационного лифта»

в.А. Еремкин О СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИИ

ИННОВАЦИОННОГО ЛИФТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию концепции непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, получившей название «инновационный лифт». Отмечается, что в РФ лишь небольшое число инновационных проектов попадает в поток непрерывного финансирования. Анализируется теоретическая обоснованность концепции инновационного лифта, исследуются причины искажений и сбоев в ходе ее практической реализации. Автором вносятся предложения по дальнейшему развитию концепции финансирования инноваций, составляющей основу государственной инновационной политики в РФ.

Ключевые слова: инновационная политика, финансирование инновационной деятельности, институт развития, инновационный цикл, инновационный лифт.

Vladimir Eremkin VIABILITY OF «INNOVATION LIFT» CONCEPT

Abstract. The article investigates concept of continuous financing of innovation projects at all stages of innovation cycle, named "innovation lift". It is noted, that only a small number of innovation projects swims with the current of continuous funding in Russia. Theoretical underpinnings of the concept "innovation lift" are analyzed; reasons for "distortions" and "failures" during its implementation are examined. Author makes suggestions for further development of the concept for financing innovation - the basis of state innovation policy in Russia.

Keywords: innovation policy, financing innovation, development institute, innovation cycle, innovation lift.

Уже более трех лет государственная политика РФ в области финансирования инновационной деятельности строится на основе концепции инновационного лифта. Ее смысл состоит в обеспечении непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Государство видит свою роль в том, чтобы создать такой механизм поддержки инновационного процесса на всех его этапах, благодаря которому будет осуществляться быстрый переход от инновационной идеи к инновационному продукту.

В теории инноваций выработано достаточно много моделей протекания инновационных процессов. Эти модели на протяжении довольно длительного времени совершенствовались и продолжают развиваться и сейчас. Концепция инновационного лифта вписывается в рамки как наиболее ранней модели science push, так и более поздних моделей, например модели Кляйна-Розенберга [2]. Однако большинство этих моделей не может уйти от свойства дискретности инновационной деятельности, описанного Робертом Купером [1]. Свойство дискретности является имманентным процессу инновационной деятельности, то есть даже при наличии благоприятных условий для развития инновационного проекта обязательно происходит периодическая проверка его состоятельности (так как нет смысла продолжать инвестировать в проект, если он уже обладает признаками неэффективного). Концепция инновационного лифта не направлена на преодоление свойства дискретности. Ее суть, как было указано выше, состоит в том, чтобы обеспечить финансирование инновационного проекта на всех его этапах (то есть создать благоприятные условия для его реализации).

Таким образом, концепция инновационного лифта не противоречит теории инновационных процессов, что свидетельствует о ее теоретической состоятельности. Рассмотрим теперь практическую сторону вопроса.

Стратегия инновационного лифта была сформулирована в «Соглашении о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла» [11], которое было подписано 11 институтами развития и заинтересованными организациями [3]. Кроме того, термин «инно-

© Еремкин В.А., 2014

вационный лифт» употребляется и в проекте стратегии «Инновационная Россия - 2020», разработанной Минэкономразвития в 2010 году [7]. Концепция инновационного лифта упоминается и в государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассчитанной на период с 2013 по 2020 год [4]. Идея создания инновационного лифта была поддержана во многих научных трудах [5;10;13;14].

Можно утверждать, что государство в настоящее время выстраивает свою политику в области инноваций на основании концепции инновационного лифта. Наибольшее отражение эта концепция получила в политике финансовой поддержки инновационной деятельности малых и средних предприятий. Можно привести первые примеры успешного развития компаний, реализующих свои проекты при помощи инновационного лифта. Так, компания «МАРОМА технологии» получила сначала финансирование в рамках программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, после чего ее поддержали венчурные инвесторы (ФПИ РВК), которые в дальнейшем продали свою долю в проекте управляющей компании «Сибинвест» [6].

Вместе с тем концепция инновационного лифта в РФ реализуется непоследовательно. Так, сначала в рамках государственных программ были созданы институты развития и организации, осуществляющие финансовую (и не только) поддержку инновационных проектов на разных этапах (например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РФТР, фонд «Сколково», МСП Банк, ВЭБ, РОСНАНО и ММВБ, а также венчурные фонды с государственным участием), и только потом сформулирована идея инновационного лифта. Таким образом, концепция инновационного лифта была привязана к уже существующей структуре институтов, финансирующих инновационную деятельность на разных ее этапах. Однако эти институты не были интегрированы в единую систему, их принципы деятельности весьма различны, они создавались в разное время и для решения различных задач. В результате при реализации концепции инновационного лифта проявились различного рода искажения и сбои.

В таблице ниже приведем основные характеристики институтов развития, финансирующих инновационную деятельность, которые обусловливают искажения и сбои в ходе реализации концепции инновационного лифта.

Таблица

Характеристики институтов поддержки инновационной деятельности, влияющие на реализацию концепции инновационного лифта

Наименование организации Направления поддержки Кого поддерживают Ограничение в географии действия Ограничения в деятельности Ограничения в стадиях

Фонд Бортника Информационные технологии; медицина будущего; современные материалы и технологии их создания; новые приборы и аппаратные комплекса; биотехнологии [16] Физические лица от 18 до 28 лет, [16] малые предприятия (существующие на рынке не более двух лет, обороты не более 300 тыс. рублей в год) [16] Низкая географическая ограниченность: представительства в 62 регионах [16] Деятельность ограничивается фактически двумя программами финансирования. Максимальный объем финансирования - 6 млн рублей за 3 года (в действительности эта сумма намного меньше) с обязательным привлечением Финансирование только на ранних стадиях

Наименование организации Направления поддержки Кого поддерживают Ограничение в географии действия Ограничения в деятельности Ограничения в стадиях

соинвесторов

РВК Любые Любых инновато-ров Отсутствуют Существенных ограничений нет Отсутствуют. Финансирование осуществляется на всех стадиях, что делает эту организацию в некотором роде самодостаточной с точки зрения концепции инновационного лифта

«Сколково» Энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические и телекоммуникационные технологии, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение [17] Юридические лица (два вида участников проекта: стартапы и центры прикладных исследований [8]) Значительные Максимальный объем финансирования государством в зависимости от стадии развития проекта, колеблется от 5 млн рублей до 300 млн рублей (при условии привлечения соинве-стора, который вложит не менее 75 % от суммы, внесенной государством) [15] Действует на стадии стартап и более поздних стадиях

РОСНАНО Нанотехнологии Физические лица Отсутствуют Основная форма инвестиций -вклад в уставный капитал. Объемы финансирования -не ниже 300 млн рублей (в редких случаях меньше этой суммы). Максимальный объем инвестиций не ограничен, но в крайне редких случаях превышает 10 млрд рублей [9]. Максимальные сроки - 6 лет Чаще - поздние стадии развития

РФТР 32 технологические платформы [12] Предприятия, заказывающие Нет Размер займа - от 30 до 100 млн Поздние стадии

Наименование организации Направления поддержки Кого поддерживают Ограничение в географии действия Ограничения в деятельности Ограничения в стадиях

или осуществляющие НИОКР. Чистые активы компании должны быть больше суммы займа рублей, срок - до 60 месяцев

Источник: составлено автором

Характеристики, представленные в таблице, демонстрируют ограничения основных институтов развития и организаций, через взаимодействие которых должны создаваться инновационные лифты. Причинами этих ограничений являются различия в изначальных целях создания данных организаций.

Рассмотрим возможности продвижения абстрактной инновационной компании с помощью инновационного лифта. В начале своей деятельности такая компания может обратиться в Фонд Бортника и получить финансирование только в том случае, если ее деятельность соответствует одному из перечисленных направлений. После этого этапа (при условии достаточности инвестиций, а во многих случаях этих средств недостаточно) она может попробовать стать резидентом «Сколково» (опять же если совпадает ее направление деятельности, и она находится недалеко от Москвы) или обратиться в РВК или созданный ею фонд. Невыполнение жестких требований «Сколково» относительно сроков реализации проекта (или любых других требований) приведет к прекращению финансирования. При условии успешного выполнения требований «Сколково» и в случае получения инновационных результатов в области нанотехнологий она может обратиться в РОСНАНО, чтобы получить дальнейшее финансирование. Если же по какой-либо причине РОСНАНО откажется инвестировать в инновационный проект данной компании, то чтобы получить средства из других источников, она должна иметь большой оборот. И только при соблюдении этого требования, а также условий соответствия, например технологическим платформам, инновационный проект может завершить свой подъем по инновационному лифту. В описанной схеме чрезвычайно много ограничений и условий для продвижения компании при помощи инновационного лифта.

Подводя итог, можно сделать ряд выводов:

^ В основу государственной политики РФ, направленной на развитие системы финансирования инноваций, положена концепция инновационного лифта.

^ Соответствие концепции «инновационного лифта» положениям теории инноваций (в части моделей инновационных процессов) не вызывает сомнений.

^ Теоретическая состоятельность концепции не подтверждается ее успешной реализацией на практике: лишь единичные компании в РФ могут реально воспользоваться инновационным лифтом для продвижения своих инновационных проектов.

^ Основная причина искажений концепции «инновационного лифта» в России состоит в том, что идея обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла была приспособлена к сложившейся практике инвестирования в инновации, а не наоборот. Поскольку институты развития и организации, осуществляющие финансовую поддержку инновационных проектов в РФ на разных этапах деятельности, не интегрированы в целостную систему, при реализации концепции инновационного лифта происходят различного рода искажения и сбои.

^ Развитие концепции «инновационного лифта» может идти по следующим направлениям (которые не являются взаимоисключающими):

1) формирование новых и совершенствование существующих институтов развития в соответствии с концепцией инновационного лифта;

2) создание благоприятных условий для развития частных финансовых источников, которые,

занимая свободные рыночные ниши, сами будут способны создать инновационный лифт.

Библиографический список

1. Взаимодействие с институтами развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fasie.ru/vzaimodejstvie-s-institutami (дата обращения: 13.12.2013).

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. - №467-р.

3. Гурнян Т.В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего предпринимательства: финансовый аспект. - Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 6 (95).

4. Данилов С.И. Технологии во спасение. Инициативы XXI века. - 2012. - № 4.

5. Минэкономразвития России. Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2010.

6. Положение о присвоении и утрате статуса участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» [Электронный ресурс]. - URL: http://community.sk.ru/foundation/documents/ (дата обращения: 13.12.2013).

7. Портфельные компании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnano.com/projects/portfolio (дата обращения: 13.12.2013).

8. Ракитина И.С., Меньщикова В.И. Механизмы повышения эффективности функционирования региональной инновационной подсистемы // Социально-экономические процессы и явления. - 2013. - № 5 (051).

9. Соглашение о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, 6 апреля 2010 года.

10. Технологические платформы России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rftr.ru/activity/tp.aspx (дата обращения: 13.12.2013).

11. Федулова Л.И., Яненкова И.Г. Организация взаимодействия участников процесса управления инновационным развитием экономики // Бизнесинформ. - 2012. - № 10.

12. Фомичев О.В., Волошина А.Г., Михайлова Д.С. Современная Россия в эпоху инновационного развития: вызовы и риски // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. - 2012. - № 1.

13. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий // Грантовая политика. -Москва, 2012.

14. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fasie.ru/ (дата обращения: 13.12.2013).

15. Что такое Сколково? [Электронный ресурс]. - URL: http://community.sk.ru/foundation/about_fund/ (дата обращения: 13.12.2013).

16. Cooper R.G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. - Cambridge (MA), Perseus Publishing, 2001

17. Kline S.J. & Rosenberg N. An overview of innovation. The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. National Academy of Science. 1986 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nap.edu/openbook.php?record_id=612&page=275 (дата обращения: 13.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.