Научная статья на тему 'О состоянии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами в1999 году'

О состоянии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами в1999 году Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами в1999 году»

О СОСТОЯНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ С КАДРАМИ В1999 ГОДУ

Заместитель начальника отдела социально-психологической работы

В.Н.Смирнов

УРЛС ГУКи КП МВД России

11 января 1999 г. приказом № 12 объявлено решение коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1 о Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел. Составной частью в нее вошел ра здел, посвященный развитию психологической службы органов внутренних дел, и план ее реализации до 2005 г.

Отделом социально-психологической работы УРЛС ГУ К и КП МВД России разработан дополнительный план:

1. В 1999 г. провести работу по укомплектованию вакантных должностей практических психологов в органах и подразделениях внутренних дел квалифицированными специалистами.

2. В 1999 г. подготовить и утвердить "Положение о психологической службе в МВД России", составить "Рабочую книгу психолога ОВД', куда включить оптимальный перечень нормативных документов, исключив их ду блирование.

3. В 2001 г. разработать, с привлечением ученых и практиков, систему критериев оценки труда практических психологов органов внутренних дел, утвердить ее и рекомендовать к использованию в подразделениях психологической службы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

4. В 2001 г. ввесги перспективную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов органов внутренних дел. Перспективная программа должна учесть все апробированные формы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обмена опытом.

5. В 2002 г. с целью закрепления кадров и создания устойчивого профессионального ядра специалистов решить вопрос о введении классности психолога.

6. В 2000 г. провести Всероссийское совещание психологов МВД России, ежегодно проводить 1-2-дневные семинары практических психологов по обмену опытом на базе образовательных учреждений МВД России.

7. В 2000 г. в целях интеграции работы по обеспечению практических психологов методиками и

прогрессивными технологиями работы решить вопрос о создании во ВНИИИ МВД России исследовательского подразделения по проблемам работы с личным составом.

8. В 2000 г. подготовить перспективный 5-летний план научно-исследовательских работ по обеспечению деятельности и развитию единой психологической службы органов внутренних дел.

9. В 2001 г. с целью формирования текущей сети научно-методической информации организовать издание центрального ведомственного специализированного научно-практического журнала "Практическая психология в деятельности органов внутренних дел".

10. С 1999 г. начать издание ежегодных серий психологических библиотек для практического психолога. руководителя, сотрудника органов внутренних дел (по отдельным категориям).

11. Не реже одного раза в два года организовывать ведомственные конкурсы на научную, учебную, методическую литературу по практической психологии с широким использованием материального стимулирования участников. Работы победителей конкурсов оперативно издавать и обеспечивать ими практических психологов органов внутренних дел.

12. До 2001 г. разработать учебные программы и учебно-методические пособия по обеспечению психолого-педагогической подготовки руководителей и сотрудников органов внутренних дел.

13. До 2002 г. определить конкретные формы участия психологов-практиков ОВД в экспертной и консультационной работе при расследовании уголовных дел. Разработать методику проведения след-ственно-психологичсской (судебно-психологичес-кой) экспертизы психологами органов внутренних дел.

14. До 2003 г. разработать методические рекомендации по применению психологических средств и методов в охране общественного порядка, профилактике и пресечении противоправных деяний, обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД.

Рост преступности, ее организованных форм, сложность экономического положения повлекли многократное увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок на сотрудников милиции. В этой ситуации эффективная работа психологов приобретает особенно важное значение.

В 1998 г. продолжалась работа по дальнейшему развитию психологической службы в органах и подразделениях внутренних дел. Количество штатных должностей психологов в системе МВД России, по сравнению с 1997 г., выросло на 16,54% и на 1 января 1999 г. составило 1543 ед. (укомплектовано 1358 или 88% от общего количества). Наиболее успешно

проведена работа по введению и комплектованию указанных должностей в МВД Республики Башкортостан (ЗУ должностей, замещено 36), Удмуртской (23, 21) и Карачаево-Черкесской (9, 8) республик, УВД Ставропольского (25,25), Приморского (16,16) краев. Калининградской (22, 22), Кемеровской (43, 43), Оренбургской (34,32), Омской (28,28), Тульской (26.26), Брянской (19,18), Саратовской (17,16), Костромской (11, 10). Новгородской (10, 10) и Липецкой (10,9) областей. В этих регионах на 1 психолога приходится около 500 сотрудников ОВД, что позволяет относительно качественно проводить индивидуальную психологическую работу, оказывать влияние на результаты служебной деятельности.

Практические психологи системы МВД России в 1998 г. работали по следующим основным направлениям: •

1. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу и работа с резервом на выдвижение. Это направление достаточно последовательно реализуется почти во всех МВД, ГУВД. УВД субъектов Российской Федерации. Отбор осуществляется центрами психодиагностики (ЦПД) и психологами кадровых аппаратов. На предварительном этапе практические психологи изучают целесообразность направления кандидатов на дальнейшее обследование, а после получения заключения из ЦПД при необходимости проводят дополнительное изучение, выдают рекомендации по возможному использованию кандидата в конкретной должности, установлению оптимального срока стажировки и мероприятиях индивидуально-воспитательного характера. Вместе с тем некоторые руководители недостаточно внимательно относятся к заключениям психологов, игнорируют полученные рекомендации.

Работа психологов с резервом кадров на выдвижение ведется в необходимом объеме далеко не во всех регионах. Чаще всего она ограничивается проведением психологического обследования, описанием характерологических особенностей кандидата и выдачей заключения — "рекомендован" или "не рекомендован". Только в УВД Тверской области организован постоянно действующий семинар для сотрудников, зачисленных в резерв на выдвижение, по вопросам практической психологии и ее использования в деятельности ОВД. актуальным проблемам теории и практики воспитания личного Состава в современных условиях.

2. Выявление лиц, склонных к деструктивному поведению. Практическими психологами проводятся плановые обследования сотрудников для определения их психологического состояния и направленности личности. Особенно следует отмстить УВД Брянской области, где решен вопрос об обязательном прохождении психодиагностического обследо-

вания всем личным составом в процессе ежегодной медицинской диспансеризации: УВД Красноярского края — организовано психодиагностическое обследование; для сотрудников оперативных служб 1 раз в год, для остальных — 1 раз в 2 года; МВД Чувашской Республики и УВД Новгородской области — организовано целенаправленное изучение динамики психологического состояния сотрудников, использование полученных данных, в том числе при расстановке и аттестации кадров. Проводится психокоррекционная работа с сотрудниками, у которых имеются признаки профессиональной деформации. а также психологическое сопровождение лиц, относящихся к "группе риска".

В результате проделанной психологами работы удалось добиться улучшения морально-психологического состояния личного состава. Например, в УВД Тульской области на основании анализа эффективности работы психологов было установлено, что в тех подразделениях органов внутренних дел области, где психологи работают не менее 2 лет. показатели состояния служебной дисциплины и текучести кадров значительно лучше, чем там, где должности психологов не введены. Так, количество уволенных из ОВД на первом году службы при наличии психологов в подразделении — 16,4% против 20,4%— при их отсутствии: преступлений и нарушений законности — 15,7 случаев на 1 тысячу личного состава против 30,4; суицидов — 3,2 случая на 10 тысяч личного состава против 5,2.

3. Профилактика самоубийств среди личного состава органов внутренних дел. В результате усиления внимания к этому вопросу в целом по Министерству в 1998 г. достигнуто снижение суицидов на 33,1% в сравнении с 1997 г. Их число составило 283 случая (в 1997 г. — 423). В три и более раза снизилось количество самоубийств в МВД Республик Калмыкия. Коми, Марий Эл, Тыва и Хакасия, ГУВД Краснодарского края. Ростовской области и г. Москвы, УВД Курганской, Мурманской. Рязанской и Тульской областей.

Однако имеются факты, когда работа по профилактике суицидов проводится формально и непоследовательно, принимаемые решения расходятся с реальной повседневной практикой. Так, несмотря на общее снижение уровня самоубийств в целом по МВД России, в 24 регионах отмечался рост числа суицидов: в МВД Респу блики Башкортостан — на 4 случая, МВД Республики Дагестан, УВД Владимирской и Нижегородской областей — на 3 случая, в других — на 1,2 случая.

4. Семинары по психологии управления и тре-нинговые занятия для руководителей организованы практически во всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Однако во многих регионах эта работа проводится в качестве разовых ме-

ропршггий и с охватом только части руководителей. Со стороны последних зачастую отмечается недостаточно серьезное отношение к проводимым занятиям. В качестве попытки устранить данные факты и придать этому направлению деятельности плановость и обязательность в УВД Пермской области издан приказ "О проведении занятий по психологической подготовке с руководящим составом ОВД".

5. Социально-психологическое исследование служебных коллективов и вынесение предложений руководству по улучшению морально-психологического климата и корректировке стиля и методов работы с личным составом. Организовывались мероприятия по решению проблем, возникающих в коллективах. Введены в практику опросы сотрудников по проблемным вопросам служебной деятельности. В УВД Тульской области были проведены опросы сотрудников о работе УК и руководителей УВД. Полученные результаты позволили составить объективное представление об отношении личного состава к организации работы в кадровой службе УВД области, ояределить пути ее улучшения, выявили необходимость корректировки стиля и методов управления у ряда руководителей служб и подразделений. Однако в большинстве регионов по результатам исследования не принимают кардинальных мер или ограничиваются констатацией фактов.

6. Индивидуально-психологическое консультирование сотрудников и членов их семей в условиях социально-экономической нестабильности и напряженной работы приобретает особенно большое значение. Практические психологи оказывают посильную помощь в разрешении личных (семейных) и социальных проблем и конфликтов. Но на одного практического психолога во многих подразделениях приходится большое количество сотрудников, хгго делает невозможным знание проблем каждого сотрудника. Командиры подразделений не всегда оказывают необходимую помощь в данном вопросе, сами сотрудники зачастую не обращаются за помощью к психологу. Существует также предвзятое отношение к психологической службе со стороны ряда руководителей и личного состава.

7. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности. В связи с важностью данного направления деятельности и нехваткой психологов в оперативных службах системы МВД России психологи кадрового аппарата оказывают помощь некоторым категориям сотрудников по психологическим аспектам оперативной деятельности. Так, в 1998 г. психологической службой на местах было проведено более 18 тысяч консультаций по данному направлению, что на 45% больше, чем в предыдущем году. В раде регионов психологи составляют психологические портреты преступников, экспертные заключения по несовершеннолетним

правонарушителям, оказывают помощь в ведении переговоров и др. Заслуживает одобрения организация этого направления работы в МВД Удмуртской Республики, ГУВД Ростовской, УВД Тульской, Мурманской и Пермской областей.

В качестве положительной инициативы в УВД Нижегородской области утверждена "Программа развития и функционирования психологической службы в 1999 г.", которая предусматривает объединение в единый, эффективно работающий комплекс центров психофизиологической диагностики и восстановительного лечения, группы психофизиологического обеспечения учебного центра и штатных специалистов-психологов горрайорганов и подразделений внутренних дел под организационным и координирующим руководством отделения психологического обеспечения и развития личности отдела по работе с личным составом Управления кадров УВД. Программа включает систему конкретных мероприятий по коренному улучшению деятельности психологической службы УВД области: меры по оптимизации организационной структуры и нормативному регулированию работы, развитию кадрового потенциала, материально-технического и научно-методического обеспечения. Необходимо особо отметить мероприятия по созданию на базе ЦПД УВД Центра специальной подготовки практических психологов для работы в системе МВД России, а также локальной компьютерной системы для структурных подразделений психологической службы УВД.

Подчеркнем, что в некоторых регионах психологическая служба развивается крайне медленно. Так, в МВД Республик Алтай и Хакасия введено по 1 должности психолога, в УВД Магаданской и Пензенской областей— по 3 должности. В ряде МВД. ГУВД УВД субъектов Российской Федерации в 1998 г произошло сокращение таких должностей: в МВД Республики Саха (из 10 осталось 8). ГУВД Санкт-Петербурга и УВД Ленинградской области (из 34 —; 32), УВД Хабаровского края (из 29 — 11), Иркутской (из 32 — 27), Орловской (из 15 — 14), Псковской (из 6 — 5), Тамбовской (из 13 — 10) областей. Эти факты указывают на ослабление внимания со стороны отдельных руководителей к работе с личным составом, что снижает возможность выполнения в полном объеме задач, возложенных на психологическую службу органов внутренних дел.

Отсутствуют кабинеты психологической разгрузки в МВД Республик Ингушетия, Хакасия, Ка-бардино-Балкария. По I кабинету на весь регион в МВД Республик Алтай, Карачаево-Черкесская. УВД Архангельской, Курской. Пензенской, Псковской. Смоленской и Ярославской областей. Такое положение дел практически лишает психологов указанных регионов возможности качественного прове-

дения всего комплекса необходимых мероприятии по психологическому обеспечению деятельности личного состава.

8. Особенно хочется обратить внимание на психологическую подготовку и сопровождение деятельности сводных отрядов милиции, направляемых в Северо-Кавказский регион.

Психологическая подготовка личного состава, вто.м числе к действиям в экстремальных ситу ациях. осуществляется через проведение практическими психологами кадровых аппаратов специальных лекций, практических занятий, тренингов, деловых игр и др. В некоторых регионах уже в учебных центрах в рамках первоначальной подготовки проводится комплекс занятий по психологии. Разрабатываются методические рекомендации и памятки по различным аспектам служебной деятельности, налажена система психологического отбора сотрудников в специальные командировки ,ч

Однако имеются факты недостаточно глубокого. формального подхода к обследованию командируемых сотрудников и отсутствия необходимой психологической подготовки непосредственно перед выездом в зоны повышенной напряженности. Не все МВД. ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации выполняют п.4 указания ГУК и КП МВД России от 10.08.1998 г. № 21/13/2882 о направлении в УРЛС подготовленных на местах методических разработок по психологическому обеспечению деятельности личного состава, что делает невозможным проведение анализа качественного уровня, соответствия требованиям общей кадровой политики и руководящих документов МВД России.

В соответствии с приказом министра группа психологов из 8 человек (из регионов) постоянно работает в Северо-Кавказском регионе. После возвращения личного состава из командировок психологической службой проводятся диагностика и реабилитация сотрудников. В ряде субъектов Российской Федерации созданы специальные реабилитационные центры либо найдены другие возможности интенсивного восстановления работоспособности нуждающихся в этом сотрудников (в комнатах психологической разгрузки, на базе профилактических и лечебных учреждений и др.). Кроме того, практические психологи оказывают необходимую помощь сотрудникам, применившим оружие при выполнении служебных обязанностей.

Всего сотрудниками психологической службы в течение 1998 г. проведено более 36 тысяч восстановительных мероприятий, в результате которых 27017 сотрудникам восстановлена профессиональная работоспособность, что примерно на 10% больше, чем в 1997 г.

Однако в этом вопросе остается много нерешенных проблем:

а) не уделяется должного внимания подбору и подготовке командного состава отрядов. Руководи-телями отрядов направляются сотрудники, не имеющие авторитета среди подчиненных, навыков работы с личным составом, иногда с психологическими противопоказаниями к направлению в командировку. Моральная деградация, игнорирование интересов и ну жд подчиненных, отсутствие должного контроля за ними со стороны таких командиров приводят к созданию в отраде напряженной обстановки:

б) при формировании сводных отрядов милиции сотрудники и руководители зачастую набираются из разных подразделений, что является одним из факторов, способствующих развитию конфликтных ситуаций между руководителями и подчиненными;

в) неудовлетворительно качество отбора и подготовки личного состава сводных отрядов милиции;

г) продолжается направление сотрудников в командировки в Северо-Кавказский регион без предварительного психодиагностического обследования, как это было с сотрудниками батальона особого назначения (БОН) ГУГИБДД МВД России. Формирование отряда проходило в последние два дня перед отъездом. Психологами Мобильного отряда по прибытии БОН во Владикавказ выявлены четыре сотрудника (19% личного состава БОН), относящихся к "группе риска . В тех случаях, когда обследование проводится, его результаты либо не сообщаются руководителям подразделений, либо не учитываются при формировании отрядов. Так, при обследовании перед командировкой СОМ УВД Псковской области было установлено, что из 40 человек личного состава 35 относились к "группе риска". однако все они остались в составе отряда. Только постоянный контроль и систематическая работа психологов в этих подразделениях позволили избежать психологических срывов:

д) не всегда перед командировкой проводятся учебные сборы, в связи с чем затруднена психологическая адаптация личного состава, который прибывает в командировку, не ознакомившись с задачами и спецификой несения службы в ВОГ и МО МВД России;

е) в конце 1998 г. подразделения федеральных сил МВД России были практически полностью заменены подразделениями МВД Республики Дагестан. которые комплектовались, в основном, из сотрудников приграничных РОВД и ГОВД. За последние годы в эти подразделения произведен массовый набор молодых сотрудников, что привело к снижению уровня подготовки милиционеров. Лишь 5-10% сотрудников имеют юридическое образование. Свыше 73% имеют только среднее образование, в органах служат от 1 до 3 лет и прошли сокращен-

ную подготовку (стажировка 1,5 месяца и учебный центр 2 месяца). Именно этот контингент сотрудников допускает 2/3 нарушений дисциплины;

ж) в январе 1999 г. для совместного несения службы к Мобильному отряду были прикомандированы 50 сотрудников МВД Республики Северная Осетия-Алания и 50 сотрудников МВД Республики Ингу шетия. Направление сотрудников из МВД обеих республик осуществлялось без психодиагностического обследования кандидатов, они были плохо экипированы и подготовлены.

Прикомандированным сотрудникам не было разъяснено, распространяются ли на них какие-либо льготы и социальные гарантии из тех, что распрост-раняются на сотрудников МО. Неясность в этом вопросе породила крайне негативные настроения, озлобленность по отношению к руководству и друг другу, послужила причиной невыходов сотрудников на службу. Рад сотрудников МВД Республики Северная Осетия-Алания высказали желание уволиться из органов внутренних дел;

з) отсутствуют такие средства морального поощрения. как нагрудные и памятные знаки, грамоты, которые в достаточном количестве имеются на местных рынках. В результате сложилась практика, что после издания приказа о награждении сотрудников нагрудными знаками личный состав покупает их на базарах;

и) личном}' составу МВД Республики Дагестан не предоставляется полноценного отдыха. Сотрудники. отработавшие срок командировки, через небольшой промежуток времени (2-3 дня) снова направляются для прохождения службы на административную границу с Чечней. Средняя продолжительность пребывания в командировках составляет 10-11 месяцев в год. что приводит к эмоциональной и психологической усталости личного состава;

к) в местах базирования подразделений ОВД на КПП и КПМ крайне неудовлетворительно организован досуг личного состава. Отсутствуют спортивный инвентарь, настольные игры, телевизоры, не организовано обеспечение периодическими изданиями.

Для устранения выявленных недостатков УРЛС ГУК МВД России подготовлены специальный план мероприятий по психологическому обеспечению сотрудников ОВД в Северо-Кавказском регионе и соответствующие указания .

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К СЛУЖБЕ В ОВД

Преподаватель В.В.Хадыкина

УЦ при УВД Омской области

Минувшее десятилетие кардинально изменило жизнь общества. Негативные последствия противоречивых попыток государственных преобразований, таких, как колоссальный разрыв между идеями становления правового государства и уровнем действительного правопорядка, неопределенность идеологии и стратегии производимых реформ, пропаганда низкопробных образцов западной массовой культуры, кризис целевых социальных установок общественного сознания повергли страну в хаос.

Преступность является своеобразным индикатором состояния общества. Рост ее как неизбежное следствие указанных изменений в обществе поднял на особый уровень социальную роль правоохранительных структур. Проблемы общества характерны и для представителей органов внутренних дел как полноправных его членов. Происходит отток из правоохранительных органов наиболее квалифицированных сотрудников в коммерческие, а нередко и криминальные структуры, где в обмен за их знания и опыт им обеспечивается вполне благополучное социальное положение. На их место приходят молодые, неопытные сотрудники. Зачасту ю это люди, весьма далекие от правовой сферы. Вполне прогнозируемый итог этого — текучесть кадров, в последние годы — рост нарушений, престу плений, совершаемых сотрудниками ОВД.

Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется, в первую очередь, состоянием кадрового потенциала. В области кадровой политики немало вопросов до сих пор остается злободневными, а именно.

— высокий уровень текучести кадров (из ОВД России ежегодно увольняется до 10% личного состава, в том числе до 40% — по собственному желанию).

— уровень профессиональной и специальной подготовки не соответствует постоянно растущим требованиям к личному составу;

— значительное сокращение доли опытных специалистов-профессионалов в аттестованном составе ОВД (за последние 5 лет число специалистов со стажем работы свыше 20 лет по России сократилось в три раза, в ведущих службах ОВД до 60% сотрудников имеют стаж работы менее трех лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.