Научная статья на тему 'О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов'

О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ГМТ / ИНЖИНИРИНГ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / MARKET OF GMF / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саяпин Алексей Викторович, Кожевникова Татьяна Михайловна, Бельченко Ольга Александровна

В настоящей статье рассматривается реакция на кризис 2008-2009 гг. предприятий и отраслей, связанных с рынками сжиженного углеводородного газа и другими видами газомоторного топлива, в частности инжиниринговых услуг в области оборудования для СУГ, анализируются факторы преодоления кризисных явлений. В статье акцентируется внимание роли рынка ГМТ в комплексном развитии региональных социально-экономических систем и необходимости целенаправленного развития инфраструктуры рынка ГМТ, как условия инновационного развития, повышения конкурентоспособности и экологической стабильности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE STATE AND THE ROLE OF THE MARKET OF THE MOTOR FUEL IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The reaction to the crisis of 2008-2009 of businesses and industries, connected with the market for liquefied petroleum gas and other kinds of the motor fuel in particular of the engineering services in the area of equipment for LPG, is considered in this article; the analysis of factors to overcome the crisis is given. The standing of the role of market of GMF in the integrated development of the regional socio-economic systems and the necessity of the purposeful development of market infrastructure of GMF, as the condition of innovation development, the improving of the competitiveness and the environmental sustainability in the region are analyzed.

Текст научной работы на тему «О состоянии и роли рынка газомоторного топлива в социально-экономическом развитии регионов»

О СОСТОЯНИИ И РОЛИ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

А. В. САЯПИН, Т. М. КОЖЕВНИКОВА, О. А. БЕЛЬЧЕНКО

В настоящей статье рассматривается реакция на кризис 2008-2009 гг. предприятий и отраслей, связанных с рынками сжиженного углеводородного газа и другими видами газомоторного топлива, в частности инжиниринговых услуг в области оборудования для СУГ, анализируются факторы преодоления кризисных явлений. В статье акцентируется внимание роли рынка ГМТ в комплексном развитии региональных социально-экономических систем и необходимости целенаправленного развития инфраструктуры рынка ГМТ, как условия инновационного развития, повышения конкурентоспособности и экологической стабильности в регионе.

Ключевые слова: рынок ГМТ, инжиниринг, проектное финансирование.

Реакция предприятий на кризис 2008-2009 гг. могла существенно отличаться в отраслевом разрезе. В настоящей статье рассматривается состояние отраслей, связанных с использованием СУГ -сжиженного углеводородного газа и других видов газомоторного топлива (ГМТ). Развитие рынка газомоторного топлива весьма противоречиво. С одной стороны, рост цен на бензин заставляет потребителей искать альтернативную замену. Газ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бензином:

1. Существенно более низкие затраты на топливо. По сравнению с бензинами ГМТ в 2-4 раза дешевле. Сроки окупаемости переоборудования зависят от пробега и типа транспорта и составляют 0,5-2 года.

2. Увеличение ресурса двигателей в 1,4-1,6 раза, а также снижение затрат на замену смазочных масел и свечей зажигания.

3. Заметное, в 2-4 раза, улучшение экологических характеристик транспортного средства.

С другой стороны, несмотря на то, что потребление природного газа автомобильным транспортом ежегодно растет на 15-20 %, можно констатировать, что российский рынок природного газа до сих пор не сформирован, его удельный вес на рынке моторного топлива составляет не более 1 % [4].

В свою очередь спрос на продукцию в области инжиниринга оборудования для автогазозапра-вочных станций (АГЗС), газонаполнительных станций и газовых хранилищ ГНС, является производным от спроса на конечную продукцию - газомоторное топливо.

В настоящее время в области инжиниринга оборудования для автогазозаправочных станций

(АГЗС), газонаполнительных станций и газовых хранилищ (ГНС) действует несколько десятков коммерческих фирм, предоставляющих аналогичные услуги и реализующих аналогичную линейку продукции. Рынок является насыщенным и конкурентным. Сегментация по географическому принципу достаточно размыта: фирмы строят АГЗС и ГНС не только в пределах своего региона.

До начала экономического кризиса, т. е. до осени 2008 г. конкурентная борьба в области инжиниринга АГЗС разворачивалась по линии уплотнения АГЗС за счет станций малой (до 100 заправок) и средней (100-150 заправок) производительности. С началом кризиса в отрасли сложилась неблагоприятная конъюнктура.

Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в отрасли (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития отрасли скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка (табл. 1).

С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает. Исходя из модели жизненного цикла все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад.

Жизненный цикл отрасли может меняться под воздействием спроса, развития конкуренции, появления и распространения новых знаний (новые технологии производства, новые товары-заменители, новые потребности), изменения отраслевого окружения.

Влияние факторов внешней среды на жиз- одного из матричных методов, например, STEP-

ненный цикл отрасли можно оценить на основе анализа (табл. 2).

Таблица 1

Влияние жизненного цикла отрасли на экономическую политику предприятий

Выведение на рынок Рост

Характеристики

Продажи Невысокий уровень продаж Быстро растущий объем продаж

Издержки Высокие в расчете на покупателя Средние в расчете на покупателя

Прибыль Отрицательная Растущая

Покупатели «Новаторы» Ранние последователи

Конкуренты Очень мало Растущее количество

Маркетинговые цели Создать возможность ознакомиться с товаром и попробовать его Максимально увеличить долю рынка

Стратегии

Товар Предложить базовый товар Предложить усовершенствованные варианты товара, сервис и гарантии

Цена Цена, равная издержкам плюс фиксированная прибыль Цена, позволяющая проникнуть на рынок

Распространение Сформировать избирательное распространение Сформировать интенсивное распространение

Реклама Добиться ознакомления с товаром первых привержен- Добиться ознакомления с товаром и интереса

цев и дилеров к нему массового рынка

Стимулирование сбыта Использовать интенсивные меры по стимулированию сбыта Сократить мероприятия по стимулированию сбыта

Таблица 2

Возможная реакция отраслей, связанных с ГМТ на основные факторы внешней среды

Г руппа факторов Фактор Проявление Возможная реакция предприятия (отрасли)

1. Экономические Изменение конъюнктуры на рынке энергоносителей Рост мировых цен на альтернативные СУГ источники энергии (бензин, дизельное топливо и т. д.) Расширение объемов производства и ассортимента продукции

Ухудшение конъюнктуры на финансовых рынках Рост процентных ставок, ужесточение условий финансового отсечения заемщиков Снижение инвестиционной активности или поиск альтернативных источников финансирования

Изменение фазы делового цикла Падение платежеспособного спроса Снижение уровня издержек производства и обращения

Уровень основных внешних издержек Рост цен на энергоносители, транспорт, коммуникации и т. д. Освоение ресурсосберегающих технологий, экономия на базе интеграции

2. Политические Либерализация внешнеэкономической политики правительства Вступление в ВТО и рост конкуренции со стороны иностранных товаров Освоение ресурсосберегающих технологий, обновление мощностей

Ужесточение санитарных и экологических норм Резкое увеличение издержек, связанных с административными запретами и дополнительными расходами на экологию Позиционирование на рынке инжиниринговых услуг как производитель природосберегающих технологий, освоение новых видов продукции

Активное государственное регулирование экономики Рост финансирования программ развития территорий Активизация участия инвестиционных и иных программах с целью максимального привлечения субсидий и налоговых льгот

Изменение фазы политического цикла Фактическое начало президентской компании, рост влияния на электорат Тоже

3. Социальные Рост мобильности населения Отток работников, в том числе с вредных и тяжелых производств Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда

Снижение уровня образования Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров

Рост уровня потребностей населения Рост требований к качеству продукции и услуг Активизация маркетинговой деятельности, продвижение бренда

4. Технологические Появление новых, высокотехнологичных производств Моральное старение оборудования, появление новых материалов и технологий строительства Обновление производственных мощностей, применением современных технологий

По выявленным признакам можно констатировать, что рынок ГМТ, а также связанный с ним рынок инжиниринговых услуг в области оборудования для СУГ находится в состоянии перехода от начальной стадии зарождения к стадии роста. Однако этот переход затянулся в силу отмеченных в рамках STEP-анализа факторов: неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры и отсутствия государственной стратегии развития рынка СУГ.

Итак, с началом кризиса в отрасли сложилась неблагоприятная конъюнктура. Именно неблагоприятные изменения внешней хозяйственной среды привели многие инжиниринговые фирмы к кризисному финансовому состоянию, поскольку они целиком зависели от новых проектов, тогда как компании, действующие собственно на рынке СУГ и ГМТ могли действовать в рамках докризисных объемов выпуска.

В рамках антикризисных мер федеральным правительством в 2009 г. был снижен налог на прибыль - до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала [3].

Финансовая поддержка малого бизнеса (а большая часть субъектов рынка инжиниринговых услуг относится к малым предприятиям) со стороны государства включала в себя субсидирование и помощь в получении кредита.

Самыми популярными шагами малого бизнеса, предпринятыми в наиболее сложный период кризиса, стали, по словам предпринимателей, сокращение издержек, изменения ценовой политики и увольнение сотрудников. Мониторинг, проведенный в ноябре 2010 г. «Опорой России» совместно с консалтинговой компанией «Бауман Инно-вейшн», выявил и позитивные перемены:

- уменьшение числа различных административных проверок (отметили 18 % опрошенных против 8 % в январе 2009 г.);

- отсутствие «неформальных платежей» (60 и 40 %);

- отсутствие сложностей с кредитами (30 и 8 %);

- оптимизм в отношении перспектив бизнеса (78 и 52 %);

- появление трудностей с подбором подходящих кадров (65 и 46 %).

Среди отмеченных предпринимателями негативных перемен было названо усиление давления со стороны налоговых органов (11 и 7 %). В целом во втором полугодии 2010 г. основными проблемами для МСБ стали отсутствие квалифицированного персонала, падение спроса, дефицит финансов и рост коммунальных тарифов [2].

Наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом антикризисными мерами со стороны Правительства РФ оказались «замораживание» тарифов, кредитование, а также налоговые каникулы (рис. 1).

"замораживание" тарифов

Кредитование МСП

отсрочна налоговых платежей или налоговые каникулы

снижение административного давления

повышение доступности госзаказа

снижение ставок платы за аренду гос. и муницип. имущества

субсидирование расходов по созданию раб. мест

своевременные выплаты за выполнение госзаказа

переобучение уволенных сотрудников

_

_

_

_

] 11,10%

19,80%

29,50%

50,70%

□% от общего числа респондентов

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

Рис. 1. Антикризисные меры, способные наиболее эффективно помочь бизнесу в борьбе с кризисом по оценке представителей МСБ в ноябре 2010 г.

Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Недостаток финансирования - типичная серьезная проблема, с которой сталкиваются российские предприятия и предприниматели, что особенно ощущается в регионах. Реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки. В условиях кризиса проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса стоит особенно остро.

Пример рынка инжиниринговых услуг в области оборудования для автогазозаправочных станций (АГЗС), газонаполнительных станций и газовых хранилищ ГНС показывает, что в настоящих условиях, когда у малых предприятий фактически отсутствует ликвидное имущество в качестве обеспечения залога по кредитам, а сами они имеют низкую платежеспособность, им отраслей сложно рассчитывать на предоставление банковских кредитов.

Несмотря на то, что именно муниципальные и государственные предприятия и учреждения являются главными потребителями газомоторного топлива, рынок СУГ в регионах развивается хаотично, преимущественно по инициативе малого бизнеса.

В 2007 г. в ОАО «Газпром» утверждена «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 годы», в рамках которой предусмотрено строительство 200 АГНКС. Компанией подписаны договоры о сотрудничестве в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива в том числе и с Тамбовской областями. И тем ни менее, как признают сами поставщики, в настоящее время в регионе нет оптимальных логистических схем и инфраструктуры, чтобы обслуживать не только прилегающие к ГНС и немногочисленным АГЗС территории, но и удаленные территории.

А между тем, как отмечает сам глава администрации Тамбовской области, ГМТ, которое и экономичнее, и экологичнее, и завозить не надо, могло бы стать серьезной альтернативой ежегодным многомиллионным государственным дотациям на заправку сельхозтехники [3].

Как отмечается в исследованиях, в современных условиях ужесточения межстрановой конкуренции российское сельское хозяйство «обречено» на комплексную технологическую модерни-

зацию, которая предполагает наличие соответствующей инфраструктуры ремонтно-технологических и обслуживающих предприятий [1]. Создание инфраструктуры рынка газомоторного топлива представляется в этой связи логичным шагом на пути комплексной технологической модернизации в регионах с аграрной специализацией.

В условиях финансового кризиса многие предприниматели прибегали к ликвидации бизнеса. Как показывает опыт ряда инжиниринговых компаний, адекватным масштабам и факторам финансового кризиса способом предотвращения банкротства предприятия является его самоликвидация. Оптимальный вариант реорганизации, когда ликвидация ООО с долгами проходит с наименьшими издержками, это слияние в регион. С точки зрения государственного законодательства, подобная форма реорганизации предприятия имеет множество преимуществ. При слиянии в регион упрощается процедура передачи прав от ликвидируемого предприятия к его правопреемнику. При этом можно избежать проверок, камеральных и налоговых, которыми сопровождается процесс официальной ликвидации компании.

Самоликвидация с последующим учреждением новой фирмы позволяет с минимальными финансовыми потерями провести санацию предприятия, сохранив прежнюю специализацию, контрагентов, сотрудников, а несоблюдение требований к чистым активам предприятия дает ее руководству формальные основания для самоликвидации.

Представляется, что дальнейшие перспективы развития рынка ГМТ и СУГ связаны с освоением метода проектного финансирования. Под проектным финансированием понимается целевое кредитование заемщика для реализации конкретного инвестиционного проекта, при котором обеспечением платежных обязательств являются денежные доходы от функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту. Проектное финансирование возникло в связи с неэффективностью, а иногда и невозможностью использования других методов финансирования инвестиционных проектов. Именно такая ситуация сложилась на рынке в силу острого дефицита средств у заказчиков.

Проектное финансирование определяется как финансирование проекта, в котором источником возврата вложенных средств служат доходы этого же проекта, т. е. средства выделяются под будущие денежные потоки проекта. Особенность проектного финансирования заключается в отделении рисков проекта от текущего бизнеса инициа-

тора. Этим оно и отличается от «финансирования проекта», в котором используются денежные потоки действующего бизнеса, а проект и текущий бизнес рассматриваются в качестве единой структуры [4].

Такая схема предполагает, что инжиниринговая компания будет выполнять функцию подрядчика, банковская структура - инвестора, а представители бизнеса, а также государственные и муниципальные структуры - заказчика (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схема проектного финансирования строительства АГЗС

В настоящее время единственным финансовым рычагом поддержки субъектов этого рынка выступают гарантии местных органов власти. Однако, как показывает практика, коммерческие банки, формально признавая финансовые гарантии муниципальных органов, требуют от заемщиков залогового обеспечения. Выявленные проблемы, вызвавшие кризис названных отраслей, показывают единственно возможный путь развития рынка ГМТ и связанных с ним отраслей. Это путь интеграции в рамках комплексного развития территорий РФ.

Итак, несмотря на то, что газомоторное топливо для нашей экономики - продукт инновационный и развитие отраслей, связанных с СУГ и других видов газового топлива, как нельзя вписывается в концепцию инновационного развития отечественной экономики, мы наблюдаем недостаточное внимание к указанным отраслям со стороны государства. Добавим к этому величину экологического ущерба, наносимого промышленными выбросами, который составляет сумму в 2 % валового национального продукта. И 60 % экологического ущерба наносится именно автомобильным транспортом. Освоение и поставка на внутренние рынки новых видов топлива, наряду с ростом топливной экономичности, эффек-

тивности использования автомобилей и оптимизацией транспортных потоков видится решающим условием решения глобальной экологической проблемы выброса углекислого газа в атмосферу.

На практике же выходит так, что с учетом географических факторов существенно более развитая инфраструктура производства, хранения и реализации традиционного бензинового и дизельного топлива ограничивает развитие рынка ГМТ и оборудования для него, так что его потребление остается весьма ограниченным и локализованным.

Таким образом, в совокупности с ежегодным удорожанием нефтепродуктов экологические факторы заставляют обратить более пристальное внимание на вопрос о переводе транспорта на альтернативные виды топлива. В этой связи представляется, что перспективы развития отрасли будут зависеть от таких условий, как:

- Внимание федеральных властей к проблеме снижения выбросов углекислого газа и повышения топливной экономичности как факторов конкурентоспособности экономики.

- Снижение административных барьеров строительства объектов инфраструктуры рынка газомоторного топлива.

- Демонополизация топливного рынка.

- Наличие программы развития в регионе рынка газомоторного топлива и ее финансовая и организационно-правовая поддержка, в том числе стимулирование инвестиционной активности участников рынка.

Литература

1. Бурмистрова А. А., Родионова Н. К., Кондра-шова И. С. Проблемы технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

2. Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, 2009-2010 гг. // ОПОРА России. URL: http://opora.ru

3. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год. URL: http:// government.ru

4. Чирихин С. Н. Развитие межпродуктовой конкуренции на рынке моторного топлива // Записки НГУЭУ. 2009. № 2.

* * *

ABOUT THE STATE AND THE ROLE OF THE MARKET OF THE MOTOR FUEL IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

A. V. Sayapin, T. M. Kozhevnikova, O. A. Belchenko

The reaction to the crisis of 2008-2009 of businesses and industries, connected with the market for liquefied petroleum gas and other kinds of the motor fuel in particular of the engineering services in the area of equipment for LPG, is considered in this article; the analysis of factors to overcome the crisis is given. The standing of the role of market of GMF in the integrated development of the regional socio-economic systems and the necessity of the purposeful development of market infrastructure of GMF, as the condition of innovation development, the improving of the competitiveness and the environmental sustainability in the region are analyzed.

Key words: market of GMF, project financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.