Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Среда» и «Пространство» в научных педагогических исследованиях'

О соотношении понятий «Среда» и «Пространство» в научных педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ENVIRONMENTS / INFORMATION SPACE / INFORMATION ENVIRONMENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Элина Радиковна

Статья посвящена определению соотношения понятий «среда» и «пространство» в научных педагогических исследованиях. Определена собственная позиция автора в отношении употребления понятий «среда» и «пространство» в педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of notions «environments» and «space» in scientific research

The article is devoted to the correlation of such notions as "environments" and "space" in the scientific pedagogical research. The author's view on these phenomena in the pedagogical research is exposed in the article.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Среда» и «Пространство» в научных педагогических исследованиях»

Библиографический список

1. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М. : АСТ, Мн. : Харвест, Совр. литератор, 2002. — 976 с.

2. Эриксон, Э. Х. (1902— 1994). Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие / Э. Эриксон ; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.] ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — 2-е изд. — М. : Флинта [и др.], 2006. - 341 с.

3. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. — М., 2008. — № 1. — С. 65-86.

4. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 290 с.

5. Ядов, В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций [Текст] / В. А. Ядов. — СПб. : Интерсоцис, 2006. — 112 с.

6.Арутюнян, Ю. В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносо-циологии [Текст] / Ю. В. Арутюнян // Общественные науки и современность. — М., 2009. — № 4. — С. 91 — 97.

7. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности : этносо-циол. очерки [Текст] / М. Н. Губогло ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М. : Наука, 2003. — 763 с.

8. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России [Текст] / Л. М. Дроби-жева. — М. : ИС РАН, 2003. — 376 с.

9. Рыжова, С. В. Идентичность москвичей (опыт исследования) [Текст] / С. В. Рыжова // Социологические исследования. — М., 2008. — № 8. — С. 40 — 49.

10. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 301 с.

11. Сафин, В. Ф. Психологический аспект самоопределения [Текст] / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. — М., 1984. - № 4. - С. 65-74.

12. Шорохова, Е. В. Социально-психологическое понимание личности [Текст] / Е. В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. — М. : Наука, 1975. — С. 66.

13. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 366 с.

14. Буякас, Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - М., 2002. - № 2. - С. 28-40.

15. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. [Текст] / Н. М. Борытко // Интернет-журнал «Эйдос». - М., 2007. - 30 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http : //www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm (дата обращения 11.04.10).

16. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст] /

В. В. Краевский. - М. : Издательский центр «Академия». - М., 2008. - 256 с.

17. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - М., 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http : //eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 11.04.10).

ГОЛИКОВА Светлана Николаевна, декан факультета профессиональной переподготовки Института развития образования Омской области, соискатель кафедры социальной работы Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: е-шаД: svetlana_golikov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2010 г.

© С. Н. Голикова

УДК 378 Э. Р. БАГАУТДИНОВА

Омский государственный педагогический университет

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «СРЕДА»

И «ПРОСТРАНСТВО» В НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена определению соотношения понятий «среда» и «пространство» в научных педагогических исследованиях. Определена собственная позиция автора в отношении употребления понятий «среда» и «пространство» в педагогических исследованиях. Ключевые слова: среда, пространство, информационная среда, информационное пространство, образовательная среда, образовательное пространство.

Термины «пространство» и «среда» достаточно часто встречаются в современных исследованиях. Их активно используют ученые в разных областях знания: математике, физике, философии, социологии, педагогике и др. К этим терминам также нередко обращаются разработчики различного рода стратегических планов, программ развития, проектов и концепций. В нашем исследовании, посвященном проблеме подготовки студентов педвуза к деятельности в информационно-обра-

зовательном пространстве, необходимо определиться с пониманием сущности основополагающих понятий, какими являются понятия «среда» и «пространство».

Так какой же смысл несут эти термины? В чем их сходство и различие? Синонимичны ли эти понятия? Насколько актуально их употребление в современных исследованиях?

В этой статье мы постараемся найти ответы на поставленные вопросы, рассмотрев эти термины как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

самостоятельные одночленные понятия, так и составные.

Проведенный нами анализ литературы показал, что понятия «среда» и «пространство» не являются синонимичными.

Вопрос о понимании термина «пространство» достаточно глубоко рассмотрен в философской литературе. В разные времена и разные ученые по-разному трактовкам это понятие.

Так, Г.В. Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением» и понимал пространство как порядок сосуществования и взаимного расположения объектов. Демокрит и И. Ньютон представляли пространство протяженной пустотой, в которую включались все тела и которая от них не зависела [1].

И. Кант [2] анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту: «пространство — необходимое представление a priori... Никогда невозможно составить представление о том, что нет пространства...» [2]. М. Хайдеггер [3] отмечает, что вообще любая пространственность не воспринимается отчетливо. «Пространственность сама по себе, прост-ранственность — в себе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть в мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным» [3].

Таким образом, анализируя вышесказанное, философами пространство понимается как данность, оно не статично и развивается, но, в то же время, не зависит от субъектов, находящихся в нем. Кроме того, пространство имеет координаты и задается ими.

Понятие «среда» было введено в философию И. Тэном [4]. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным. То есть среда непосредственно связана с субъектом, субъективна, т.к. среда есть то, среди чего пребывает человек, что посредствует его активности, опосредует его развитие и осредняет.

Итак, философские трактовки достаточно четко содержательно разделяют понятия «пространство» и «среда».

В педагогических исследованиях также раскрываются понятия «среда» и «пространство».

По мнению исследователей Е.А. Ракитиной и В.Ю. Лысковой термин «среда» определяется как «»внеш-нее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида«» [5]. В этом случае предполагается присутствие человека в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Термин «пространство» определяется как «набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека» [6]. Можно сделать вывод, что пространство может существовать и независимо от человека, так как не предполагает включенность человека в него, в то время как «среда» напрямую зависит от включенности субъекта в процесс ее функционирования.

Обратимся к понятию «образовательное пространство». Ю.С. Мануйлов придерживается мнения, что «образовательное пространство можно тавтологически определить как пространство разнообразных миров, втянутых какими-то своими сторонами в образовательный процесс, в систему обучения и воспитания» [7]. Ю.С. Мануйлов [7] представляет пространство как совокупность множества миров: мир детского творчества, мир учебных дисциплин, мир учебной информации, мир идей, проектов, программ, мир профессионального образования и пр. Миры в образовательном пространстве, хотя и взаимодействуют друг с другом, все же существуют отдельно, словно молекулы и не всегда «дружат» между собой. Поэтому пространство не является строгим системным образованием, и нестыковки, несоответствия, брожения его элементов и частей — обычное явление. Другие ученые, например В.А. Козырев, отмечают, что «образовательное пространство — это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека» [8].

Анализируя определения ученых, можно сделать вывод, что по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. В то время как понятие «образовательная среда» предполагает также влияние условий образования на обучающегося, но тесно связано с субъектами образовательного процесса, она напрямую зависит от них, от их включенности в образовательный процесс.

Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение В.А. Козырева, И.К. Шалаева, А.А. Веряева [1, 8, 9].

Закономерно возникает вопрос: какое из двух понятий наиболее полно отражает тенденции развития современного образования?

По мнению В.А. Козырева [8] актуальной сегодня выглядит идея гуманитаризации образования, которая состоит в «обращении» образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном, в общегуманитарном смысле. С этой точки зрения ответ на поставленный вопрос очевиден: предпочтительнее в этом отношении использовать термин «образовательная среда», так как взаимное влияние условий на человека и человека на условия задает гуманитарную направленность образовательной среды.

Мы придерживаемся несколько иной точки зрения. На наш взгляд, в педагогической науке сегодня предпочтительнее использовать термин «образовательное пространство» в силу того, что процесс глобализации, происходящий в современном обществе, определяет тенденции и в области образования. Образовательные учреждения организуют сетевые объединения, крупные вузы открывают свои филиалы и представительства в других регионах, все большую популярность приобретает сотрудничество образовательных учреждений, в том числе и международное, что свидетельствует об интеграции образовательных сред в образовательное пространство.

На современном этапе развития общества в целом, и образования в частности меняется роль информации и знания в жизни человека: информация и знание сегодня становятся основным ресурсом, а свободный и легкий доступ к ним — необходимым условием жизни и профессионального развития. В нашем исследовании мы обращаемся к трактовке понятий

«информационная среда» и «информационное пространство».

В информатике Ю.А. Шрейдером [10] была разработана концепция информационной среды, в которой справедливо рассматривается информационная среда не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников. Говоря об информационном пространстве, ученые отмечают, что оно не равнозначно информационной среде: существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства [6]. С нашей точки зрения, на сегодняшний день актуально рассуждать о формировании и развитии именно информационного пространства, которое имеет более широкие возможности по обеспечению взаимодействия его участников и удовлетворению их потребностей в информационных ресурсах.

Мы полагаем, нельзя не отметить тот факт, что образовательное пространство приобретает черты информационного: помимо интеграции образовательных сред в образовательное пространство, происходит интеграция информационных ресурсов. Кроме того, учащемуся предоставляются широкие возможности работы с информацией в глобальной сети Интернет, в виртуальных профессиональных сообществах и т.д., что, безусловно, является подтверждением существования именно пространства, а не среды.

Современное общество предъявляет к системе образования высокие требования, ориентирующие на подготовку активных, мобильных, готовых к ситуации неопределенности людей. Пространство, в котором реализуется образовательный процесс, находится в постоянном развитии и, с одной стороны, не ограничивает учащегося в выборе источников информации, форм и средств взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, а с другой — создает ситуацию неопределенности и необходимости сделать выбор, что отвечает требованиям современного общества.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что среда является частью пространства, она «связывает» субъекта с окружающим его пространством. То есть среда сосредоточена на субъекте, находящимся в ее центре и которого она развивает, «питает», с которым непосредственно взаимодействует. Кроме того, «среда» не является данностью, так как возникает лишь в результате жизнедеятельности субъекта. Пространство существует априорно и не зависит от субъекта, его мыслей, переживаний, деятельности. Находясь в одном и том же пространстве, человек может переходить из одной среды в другую, что определяет его мобильность и умение адаптироваться к новым условиям.

В педагогических исследованиях среда неразрывно связана с учреждением, в котором проходит образовательный процесс, ограничена его рамками, что противоречит требованиям современного мира. Процесс глобализации, протекающий в современном обществе, определяет вектор развития педагогической науки. Сегодня образование предоставляет человеку возможность широкого выбора форм, средств, технологий обучения, а также информационных ресурсов, для удовлетворения его информационных потребностей. С этой точки зрения, актуально говорить о пространстве, в котором протекает образовательный процесс и происходят личностные изменения людей в соответствии с поставленными образовательными целями.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко — М. : ИНФРА-М, 1997.-576 с.

2. Кант, И. Критика чистого разума [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/kanti02/index.htm (дата обращения : 13.07.2010).

3. Хайдеггер, М. Искусство и пространство / М. Хайдеггер. -Самосознание культуры и искусства XX века : Западная Европа и США.—М., 2000. —287 с.

4. Тэн, И. Философия искусства / И. Тэн. — СПб. : Республика, 1996.-352 с.

5. Ракитина, Е. А. Информационные поля в учебной деятельности / Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова // Информатика и образование. — 1999. — № 5. — С. 19 — 25.

6. Виды сред в образовании. Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под рук. Е. С. Полат [Электронный ресурс].—Режим доступа : http://courses.urc.ac.ru/ епд/и7 — 9.Ыт1 (дата обращения : 15.07.2010).

7. Мануйлов, Ю. С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://new.niro.nnov.ru/?id=1971 (дата обращения : 17.07.2010).

8. Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура : монография / В. А. Козырев — СПб. : РГПУ им. Герцена, 1999. — 107 с.

9. Веряев А. А. Образовательное пространство современной школы / А. А. Веряев // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / БГПУ. — Барнаул , 2008. —Ч. 3 : Информ. технологии в образовании : опыт, проблемы, перспективы. — С. 3 — 5.

10. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда / Ю. А. Шрейдер // НТИ. Сер. 2. — 1976. — № 1.—

С. 3-6.

БАГАУТДИНОВА Элина Радиковна, аспирантка кафедры педагогики.

Адрес для переписки: е-таД: bagautdinova1987@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2010 г.

© Э. Р. Багаутдинова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.