Научная статья на тему 'О содержании образования и преподавании пения в церковно-приходских школах России второй половины XIX века'

О содержании образования и преподавании пения в церковно-приходских школах России второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SECULAR SCHOOL / CHURCH SINGING / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова М. В.

В статье представлено историческое развитие и раскрыт статус церковно-приходских школ в системе народного образования России второй половины XIX века на основе анализа дореволюционных педагогических журналов. Показаны отличительные особенности данных учебных заведений в сравнении со светскими школами. Главное внимание уделено вопросам содержания образования, где особый акцент сделан на уроки пения, которым в рамках учебного процесса отводилась важная роль. Раскрыта специфика преподавания этого предмета и дано определение понятия «церковное пение» с выделением в его структуре Знаменного и Партесного пения, которым дается отдельная содержательная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF EDUCATION AND TEACHING SINGING IN THE RUSSIAN PARISH SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The paper deals with the historical development and the status of the parish schools in the system of Russian popular schooling in the second half of the XIX century. The research is based on the pre-revolutionary pedagogical magazines. The distinctive features of these educational institutions in comparison with the secular schools are singled out. Special emphasis is placed upon the issues of the content of education and especially upon singing lessons as an important part of the educational process. The peculiarities of teaching this subject are revealed; the definition of the concept “the church singing“ is given with singling out Znamenny and Part choral singing in its structure.

Текст научной работы на тему «О содержании образования и преподавании пения в церковно-приходских школах России второй половины XIX века»

УДК 374.71

О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИИ ПЕНИЯ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

М.В.Комиссарова

CONTENT OF EDUCATION AND TEACHING SINGING IN THE RUSSIAN PARISH SCHOOLS IN THE

SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

M.V.Komissarova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, marijakomissarova@yandex.ru

В статье представлено историческое развитие и раскрыт статус церковно-приходских школ в системе народного образования России второй половины XIX века на основе анализа дореволюционных педагогических журналов. Показаны отличительные особенности данных учебных заведений в сравнении со светскими школами. Главное внимание уделено вопросам содержания образования, где особый акцент сделан на уроки пения, которым в рамках учебного процесса отводилась важная роль. Раскрыта специфика преподавания этого предмета и дано определение понятия «церковное пение» с выделением в его структуре Знаменного и Партесного пения, которым дается отдельная содержательная характеристика. Ключевые слова: церковно-приходская школа, церковное пение, духовно-нравственное воспитание

The paper deals with the historical development and the status of the parish schools in the system of Russian popular schooling in the second half of the XIX century. The research is based on the pre-revolutionary pedagogical magazines. The distinctive features of these educational institutions in comparison with the secular schools are singled out. Special emphasis is placed upon the issues of the content of education and especially upon singing lessons as an important part of the educational process. The peculiarities of teaching this subject are revealed; the definition of the concept "the church singing" is given with singling out Znamenny and Part choral singing in its structure.

Keywords: secular school, church singing, spiritual and moral education

На современном этапе в государственной политике и общественном мнении всё больше внимания уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Долгое время у нас в стране основой для теоретического и прикладного толкования и разрешения данного вопроса были религиозные заповеди и наставления. В годы советского «воинствующего атеизма» на смену им пришел классовый подход с его утверждением, что «морально все, что способствует делу построения коммунизма» [1]. В наши дни, освободившись от прежних догматов, новые отечественные идеологи в качестве принципиальных основ для нравственного воспитания подрастающего поколения вновь обращают внимание на христианские заповеди, в связи с чем повышенный интерес вызывает накопленный в прошлом богатый опыт отечественного православного образования. Наряду с этим возрастает авторитет и признается важная роль Православной церкви в формировании духовно-нравственной культуры российского общества и толерантного отношения к другим религиозным конфессиям.

С историко-педагогической точки зрения в заданном контексте интересным является опыт работы церковно-приходских школ России второй половины XIX века, то есть с того момента, когда их деятельность была регламентирована учебными планами и программами. История отечественных церковноприходских школ уходит своими корнями в период Средневековья. С наступлением реформ петровской эпохи данные учебные заведения на время перестают функционировать, однако к восьмидесятым годам XVIII века, при правлении Екатерины II, которая подчёркивала важность религиозного просвещения

подрастающего поколения, они опять начинают играть заметную роль в системе начального народного образования страны. В первой половине XIX века их количество существенно увеличивается, особенно начиная с 1836 года, когда по распоряжению императора Николая I подобные школы стали создаваться при большинстве церквей и монастырей. В общей сложности к 1861 году духовенством было основано свыше восемнадцати тысяч церковно-приходских школ (иногда их еще называли «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселян-ских детей»). С этого времени происходит постепенное укрепление их статуса в системе народного образования. Прежнее нестабильное состояние обуславливалось отсутствием четкой линии правительства по отношению к данным учебным заведениям и их месту в системе начального образования. Однако в 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Кроме того, в рамках земской реформы, многие из них перешли в ведение земств. В 1884 году, после выхода новых Правил для церковно-приходских школ, они выводятся из подчинения министерства народного просвещения и переходят в ведение Училищного совета учрежденного Синодом. При духовных семинариях создаются образцовые начальные школы, кроме этого духовному ведомству подчиняются и общинные элементарные «школы грамоты», а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание однокласс-ных и двухклассных училищ (школ) со сроком обучения два и четыре года. Эти изменения привели к выработке четкой концепции развития церковноприходских школ.

Каким образом осуществлялось обучение в церковно-приходских школах, хорошо видно из реализуемых в них образовательных программ. Основная работа по их созданию проводилась Училищным советом на основе существующих планов образцовых школ и продолжалась с осени 1885 до весны следующего года. В июле 1886 года первые типовые программы были утверждены Святейшим Синодом. В программу входило семь основных предметов: Закон Божий, церковное пение, славянское чтение, инородческое чтение (для инородческих школ), письмо, счёт, русский язык. Программа 1886 года в полной мере передавала цели и задачи церковно-приходских школ: дать, в первую очередь, нравственные основы поведения через религиозные ценности православной веры, а затем приобщить к азам светских знаний. Если в полной мере следовать режиму учебной программы, то заниматься необходимо было в неделю по пять-шесть часов, а в субботу — по четыре часа. С самого начала трактовки основных статей «Правил» 1884 года в статье 1 утверждалось о внушении детям любви к Церкви и богослужению. Соответственно на первом месте по количеству часов (кроме русского языка) стоял закон Божий [2]. Также важное значение имела такая дисциплина, как церковное пение.

Программы 1886 года предназначались для церковных школ основного типа (одноклассных). В 1898 году завершилась разработка специальных программ для двухклассных церковно-приходских школ. Эти программы, кроме предоставления образовательных услуг населению, были ориентированы еще и на подготовку учительских кадров.

Как уже отмечалось, одним из главных предметов в церковно-приходской школе было пение. Церковное пение — это форма совместной молитвы участвующих в богослужении. В отличие от светского искусства, его задача — не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви.

Традиционно выделяют два типа церковного пения: знаменное и партесное. Знаменное пение — тип церковного пения, в основании которого положено одногласное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют каноническим пением в силу его древности и распространенности в православном мире со времен Византийской империи, а также ввиду каноничности его внутреннего устройства. Партесное пение — (лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции [3].

В XIX веке церковное пение преподавалось исключительно по нотам. В объяснительной записке к программе предлагались не только основные мотивы и священные песнопения, но и рекомендации преподавателю — как научить детей петь по церковному и сокращённому обиходам [4].

Ввиду особой важности пения и слабой подготовки учителей для его преподавания, по решению епархий для преподавателей устанавливались специальные испытания по данному предмету. Но так как экзамен по церковному пению не был предусмотрен

программой подготовки учителя церковноприходской школы, утверждённой Святейшим Синодом, то «за комиссией сохранялось право удостаивать звания учителя и в случае неуспешных ответов экзаменующихся по церковному пению» [5]. На уроки пения в большинстве одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ отводилось от двух до четырёх часов в неделю на весь период обучения [6]. Для сравнения, в духовных семинариях, на первых трёх годах обучения, пение преподавалось по шесть часов в неделю, а на четвёртом году — два часа. Число уроков «Пения и теории пения» на курсах «для приготовления учителей и учительниц передвижных школ» составляло три часа в неделю [7].

Введение специальных образовательных программ не избавило церковно-приходские школы от ряда присущих им и ранее недостатков. Учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятия сана, которые, зачастую, были не вполне подготовлены для подобной педагогической работы. Бюрократизированная система ведомства стесняла самостоятельность педагогов; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить школы за счет общественных средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало. В целом, качество преподавания и образовательный уровень учителей в церковно-приходских школах были ниже, чем в светских. Однако их главные отличительные особенности по сравнению с другими начальными учебными заведениями состояли в ином, а именно в преобладании предметов православного цикла над общеобразовательными. Методика педагогической работы опиралась на нравственные идеалы православной веры. Обучение было бесплатным, в школу принимались дети обоего пола и всех сословий. Для инородцев устраивались школы с преподаванием родного для них языка.

После 1904 года в связи с сокращением ассигнований количество церковно-приходских школ стало уменьшаться, а после Октябрьской революции они были ликвидированы, согласно Постановления Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что церковно-приходские школы сыграли заметную роль в становлении системы начального образования России во второй половине XIX века. Их опыт, основанный на синтезе православных и светских знаний, ориентированный, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие ребенка, в том числе и с помощью церковного пения, весьма интересен с педагогической точки зрения и может быть адаптивно актуализирован в наши дни.

1. Иванов Е.В. О некоторых ценностных приоритетах воспитания студенческой молодёжи // Вестник НовГУ. 2010. № 58. С. 15-18.

2. Саблер В.К. О задачах церковной школы // Русская шко-ла. 1899. № 7-8. C. 395-498.

3. Семинарская и святоотеческая библиотеки. URL: http://otechnik.narod.ru/cpen.html (дата обращения 14.09.2014).

4. Вишневский Н. Летние церковно-учительские курсы 1897 года // Народное образование. 1898. Книга VIII. Ав-густ. 56 с.

5. П-чъ Ф. Съезд наблюдателей церковных школ // Народное образование. 1898. Книга VIII. Август. 97 с.

6. Народное образование. 1898. Книга ХП. Декабрь. С. 172-174.

7. Народное образование. 1898. Книга VII. Июль. С. 54-55.

References

1. Ivanov E.V. O nekotorykh tsennostnykh prioritetakh vospitaniya studencheskoy molodezhi [On some value

priorities of students' education]. Vestnik NovSU, 2010, no. 58, pp.15-18.

2. Sabler V.K. O zadachakh tserkovnoy shkoly [Tasks of the church school], Russkaya shkola, 1899, no. 7-8, pp. 395-498.

3. Seminarskaya i svyatootecheskaya biblioteki [Seminary and patristic library.]. Available at: http://otechnik. narod.ru/cpen.html (accessed: 14.09.2014).

4. Wisniewski N. Summer Church and teacher courses 1897. Narodnoe obrazovanie, 1898, Book VIII, August. 56 p.

5. P-ch" F. S"ezd nablyudateley tserkovnykh shkol [Congress of church schools supervisors]. Narodnoe obrazovanie. 1898, book VIII, August. 97 p.

6. Narodnoe obrazovanie, 1898, book XII, December, pp. 172174.

7. Narodnoe obrazovanie, 1898, book VII, July, pp. 54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.