Научная статья на тему 'О соблюдении законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности на территории Приморского края'

О соблюдении законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности на территории Приморского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMORSKY REGION / CONSUMER PROTECTION / ENERGY CONSERVATION AND EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисичкина Ирина Анатольевна

В 2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено двадцать шесть проверок за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при реализации товаров. В ходе проверок специалистами Управления выявлено восемнадцать нарушений законодательства, регулирующего отношения в области энергосбережения и энергоэффективности на потребительском рынке Приморского края. По фактам выявленных правонарушений Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю составлено восемнадцать протоколов об административных правонарушениях, в т.ч. два протокола по ст. 9.16 за отсутствие информации о классе энергетической эффективности на товаре; тринадцать протоколов за отсутствие информации об изготовителе, импортёре на товаре; три протокола за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лисичкина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About observance of the legislation in the field of energy saving and energy efficiency in the territory of Primorsky region

In 2013, the office of Rospotrebnadzor for the Primorsky Region conducted twenty-six checks of observance of the legislation on energy saving and increasing energy efficiency at realization of the goods. During the inspection specialists of the Administration revealed eighteen violations of the legislation regulating relations in the field of energy saving and energy efficiency in the consumer market of Primorsky region. On the detected violations Management Rospotrebnadzora for the Primorsky Region is composed of eighteen protocols on administrative offences, including two of the Protocol on Art. 9.16 for the lack of information on energy efficiency to the goods; thirteen protocols for the lack of information about the manufacturer, the importer of the goods; three protocols for violation of the rules of sale of separate kinds of the goods.

Текст научной работы на тему «О соблюдении законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности на территории Приморского края»

© Коллектив авторов, 2014 г УДК 621.002.5:006.354

И.А. Лисичкина

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

и энергоэффективности на территории приморского края

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

В 2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено двадцать шесть проверок за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при реализации товаров. В ходе проверок специалистами Управления выявлено восемнадцать нарушений законодательства, регулирующего отношения в области энергосбережения и энергоэффективности на потребительском рынке Приморского края. По фактам выявленных правонарушений Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю составлено восемнадцать протоколов об административных правонарушениях, в т.ч. два протокола по ст. 9.16 за отсутствие информации о классе энергетической эффективности на товаре; тринадцать протоколов за отсутствие информации об изготовителе, импортёре на товаре; три протокола за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Ключевые слова: Приморский край, защита прав потребителей, энергосбережение, энергоэффективность. Цитировать: Лисичкина И.А. О соблюдении законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности на территории Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 31-34. URL: https:// yadi.sk/i/EmvucfGBZKurm

Основополагающим документом, регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Продвижение энергосберегающей продукции имеет следующие направления:

- обязательная маркировка энергопотребляющего оборудования и изделий;

- ограничение производства и реализации энергоёмких приборов;

- уменьшение импорта электроприборов с низким классом энергоэффективности;

- информационно-просветительские методы, рассказывающие об экономической эффективности применения нового оборудования, об его экологичности.

Фирмы-производители с интересом восприняли новые требования к энергоэффективности электроприборов. Сейчас марка энергоэффективности - такое же важное конкурентное преимущество, как и высокое качество, дизайн, цена или долговечность. Сейчас производство новой техники с учётом энергоэффективности становится одним из приоритетных направлений. Приобретая новую технику, потребители уделяют этому параметру повышенное внимание. Теперь на многих бытовых приборах, на упаковках лампочек стоит этикетка энергоэффективности (Ев-ронаклейка), на которой указан класс энергосбережения от А до G. Классу А принадлежат самые экономичные приборы, классу G - наименее экономичные. Этикетка также даёт другую полезную информацию клиенту, помогая выбирать между различными мо-

делями. Здесь же отмечен расход электроэнергии в кВт в год. Каждому классу энергосбережения соответствует свой показатель энергопотребления. Также эта информация должна быть дана в каталогах и размещена интернет-продавцами на их веб-сайтах.

При совершенствовании приборов удалось уменьшить их энергопотребление больше предусмотренных классом А нормативов, в результате были приняты обозначения А+ и А++. Холодильники и морозилки, которые обладают классом эффективности потребления энергосбережения А, А+ или А++ (это самые лучшие показатели), снижают расход электроэнергии до 50%. Значения энергопорте-бления холодильников класса А+ и А++ на 25-50% выше, чем у приборов класса А, а это сильно снижает затраты на электроэнергию и положительно сказывается на сохранении окружающей среды.

В производстве стиральных и посудомоечных машин также удалось существенно снизить расход воды и потребление электроэнергии. Однако стиральные машины мы включаем примерно раз в неделю, посудомоечными вообще пользуется далеко не каждый. Электроплиты же и холодильники работают каждый день, поэтому вопрос расхода электроэнергии для них особенно важен. При этом стоит помнить, что самый активный потребитель электроэнергии в быту - это холодильник. Ламповая продукция также относится к бытовым энергопотребляющим устройствам, поэтому на маркировке электроламп указывается категория эффективности использования энергии от А до G, энергопотребление лампы в ваттах.

Основополагающим документом, регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федера-

ции является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ под классом энергоэффективности понимается такая характеристика продукции, которая отражает ее энергетическую эффективность. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров регулируется ст. 10 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, а именно, информация о классе энергоэффективности должна содержаться в технической документации, маркировке и на этикетках отдельных товаров. Статья 30 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ вносит изменения в пункт 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Дополнен новым абзацем седьмым следующего содержания: «Информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».Этот показатель определяется производителями и импортерами товаров в порядке, установленном Приказом Мин-промторга РФ от 29.04.2010 г. № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности». Виды таких товаров и их характеристики определяются Правительством РФ. В свою очередь, категории таких товаров в пределах указанных видов, а также их характеристики устанавливаются Приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 г. № 769. Приказ Минпромторга РФ от 07.09.2010 г. № 769 состоит из двух перечней:

1) Перечень категорий товаров (с учётом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках (в ред. Приказа Минпромторга РФ от 29.12.2010 г. № 1324);

2) Перечень исключений из категорий товаров, а также характеристик товаров, которые не должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках (в ред. Приказа Минпромторга РФ от 02.03.2011 г. № 244).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1222 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1243) внесены Изменения в Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Поправки вступили в силу 26 января 2012 г. С этого момента в отношении ряда товаров, на которых производители и импортёры обязаны указывать такую информацию, перенесены на 1 января 2014 г.

Кроме того, определённые виды товаров исключены из Перечня: компьютерные мониторы; принтеры; копировальные аппараты; кухонные бытовые электроплиты; бытовые микроволновые печи; бытовые отопительные электроприборы (электроконвекторы, элек-тротепловентиляторы, электрорадиаторы); бытовые электроприборы для нагрева жидкостей (электробойлеры, проточные электроводонагреватели).

В соответствии с новой редакцией Перечня, виды товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках с 1 января 2011 г.:

1) холодильники бытовые: холодильники бытовые компрессионные;холодильники бытовые аб-сорбционно-диффузионного действия;

2) морозильники бытовые;

3) машины стиральные бытовые: машины стиральные с ручным отжимным устройством; машины стиральные полуавтоматические;машины стиральные автоматические; машины стиральные без отжимного устройства;

4) кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители;

5) машины посудомоечные бытовые;

6) лампы электрические бытовые:лампы накаливания мощностью до 100 Вт; лампы люминесцентные низкого давления.

Виды товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках с 1 января 2014 г.:

1) телевизоры;

2) электродуховки бытовые, в том числе в составе электроплит кухонных бытовых;

3) лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях): лифты пассажирские; лифты грузо-пассажирские.

В отношении соответствующих бытовых энергопотребляющих товаров, находящихся в гражданском обороте, включая реализацию, но произведённых либо ввезённых на территорию Российской Федерации до 1 января 2011 г., требования об обязательном наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках информации о классе энергетической эффективности или иной обязательной информации об энергетической эффективности предъявляться не будут.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 768 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), вступивший в силу с 15.02.2013 г. Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для

применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В Перечень товаров, на которые распространяется ТР ТС 004/2011, включены:

1. Электрические аппараты и приборы бытового назначения.

2. Персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры).

3. Низковольтное оборудование, подключаемое к персональным электронным вычислительным машинам.

4. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

5. Инструменты электромузыкальные.

6. Кабели, провода и шнуры.

7. Выключатели автоматические, устройства защитного отключения.

8. Аппараты для распределения электрической энергии.

9. Аппараты электрические для управления электротехническими установками.

На эти же товары распространяется требование ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (электрические приборы бытового назначения Государственный контроль за соблюдением требований ТР ТС 004/2011 осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении: низковольтного оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей;машин и оборудования, реализуемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей.

К полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относится осуществление государственного контроля за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что в Роспотребнадзор, как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и по-

требительского рынка, рассматривает дела об административных правонарушениях (ст. 23.49 КоАП РФ) за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в частности ответственность предусмотрена статьей 9.16 КоАП РФ, в том числе: часть 1 статьи 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку; часть 2 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за факты реализации товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным.

За нарушение установленных требований об обязательном указании класса энергоэффективности в технической документации, маркировке и на этикетках товаров, определенных в Перечне, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Так, согласно ч. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ выпуск производителем, ввоз импортером на территорию России, реализация товара без включения указанных сведений, а равно нарушение установленных правил их включения влечет наложение штрафа в размере: - от 10 тыс. до 15 тыс. руб. на должностных лиц; - от 10 тыс. до 15 тыс. руб. с конфискацией товаров или без нее на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с конфискацией товаров или без нее на организации.

В 2013 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проведено двадцать шесть проверок за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при реализации товаров. В ходе проверок специалистами Управления выявлено восемнадцать нарушений законодательства, регулирующего отношения в области энергосбережения и энергоэффективности на потребительском рынке Приморского края. По фактам выявленных правонарушений Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю составлено восемнадцать протоколов об административных правонарушениях, в т.ч. два протокола по ст. 9.16 за отсутствие информации о классе энергетической эффективности на товаре; тринадцать протоколов за отсутствие информации об изготовителе, импортёре на товаре; три протокола за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вязовик М.М., Зацаренко Е.Ф. О защите прав потребителей по жилищно-коммунальным хозяйствам // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 3-4(49-50). С. 33-35.

2. Вязовик М.М. Некоторые аспекты надзорной деятельности в области защиты прав потребителей и благополучия человека // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 3-4(49-50). С. 35-37.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ/ Собрании законодательства РФ от 07.01.2002 № 1 (часть I) ст. 1. М., 2002.

Lisichkina I.A.

4. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (постатейный). Автор-сост. Сальков О.А. М.: Деловой двор, 2010. 128 с.

5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации/ Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Собрании законодательства РФ от 30.11.2009, № 48 ст. 5711. М., 2009.

6. О защите прав потребителей / Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1, Собрание законодательства РФ, 1996 - ст. 140. М., 1996.

about observance of the legislation in the field of energy saving and energy efficiency in the territory of primorsky region

Management of Federal service on supervision in sphere of protection of consumer rights and human welfare for the Primorsky Region, vladivostok.

In 2013, the office of Rospotrebnadzor for the Primorsky Region conducted twenty-six checks of observance of the legislation on energy saving and increasing energy efficiency at realization of the goods. During the inspection specialists of the Administration revealed eighteen violations of the legislation regulating relations in the field of energy saving and energy efficiency in the consumer market of Primorsky region. On the detected violations Management Rospotrebnadzora for the Primorsky Region is composed of eighteen protocols on administrative offences, including two of the Protocol on Art. 9.16 for the lack of information on energy efficiency to the goods; thirteen protocols for the lack of information about the manufacturer, the importer of the goods; three protocols for violation of the rules of sale of separate kinds of the goods.

Keywords: Primorsky Region, consumer protection, energy conservation and efficiency.

Citation: Lisichkina I.A. About observance of the legislation in the field of energy saving and energy efficiency in the territory of Primorsky region. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 31-34. URL: https://yadi.sk/i/EmvucfGBZKurm

Сведения об авторе

Лисичкина Ирина Анатольевна - специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, тел.: (423) 244-16-93, e-mail: pkrpn@pkrpn.ru.

© Коллектив авторов, 2014 г. УДК 336-339.04 (Приморский край)

Д.В. Маслов, Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЬ1НКЕ УСЛУг СВЯЗИ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

На сегодняшний день услуги связи прочно занимают место в структуре ежедневного потребления наравне с продуктами питания, предметами первой необходимости, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами. Существующие проблемы в области правового регулирования порядка предоставления услуг подвижной связи, порождают множество конфликтных ситуаций между потребителями услуг и исполнителями. Соблюдение законодательных норм при оказании услуг подвижной связи, особенно в условиях развития законодательной базы, регулирующей отношения в области связи является общим делом, как для исполнителей услуг, так и для контролирующих органов.

Ключевые слова: защита прав потребителей, услуги подвижной связи.

Цитировать: Маслов Д.В., Шивыдкина Т.Л., Аралова М.С. Защита прав потребителей на рынке услуг связи // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 34-38. URL: https://yadi.sk/i/saR5LlFTZKurq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.