Научная статья на тему 'О системном подходе к формированию базовых образовательных программ подготовки по направлению "Инноватика"'

О системном подходе к формированию базовых образовательных программ подготовки по направлению "Инноватика" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сироткин Яков Аронович, Чечурин Леонид Сергеевич

Классификация видов инновационной деятельности и управление инновационными проектами / процессами. Основная концепция подготовки выпускников факультета инноватики обладание ими компетенциями, востребованными работодателями, занимающимися инновационной деятельностью и не только ею. Повышение уровня подготовки по ИКТ, математике, физике и управления проектами/процессами с удалением из процессов операций, не создающих дополнительную ценность. Основная проблема при внедрении инноваций отсутствие современной производственной базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системном подходе к формированию базовых образовательных программ подготовки по направлению "Инноватика"»

и период 2010 и 2011 годов // Центральный банк трон. текстовые дан. - Режим доступа: РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Элек- http://www.cbr.ru

Я.А. Сироткин, Л.С. Чечурин

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА»

Введение

Разговоры об инновационном пути развития нашей страны ведутся в течение последних 10-и лет, а экономика остается сырьевой. Такому пути развития мешают «Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей», а также «взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство» (Президент РФ Медведев Д.А. «Россия вперед!», Известия, 11.09.2009. - с.2 и 3.)». Мешают инновационному развитию отсутствие соответствующего ему законодательства по авторскому праву и интеллектуальной собственности, устаревшая производственная база предприятий реального сектора экономики и нехватка современных руководителей высшего и среднего звена и квалифицированных рабочих.

Инновационное развитие реального сектора экономики возможно при создании новых современных промышленных предприятий и модернизации действующих. Для этого на тех и других необходимо создать единое информационное пространство предприятия (ЕИПП), поддерживающее сквозные составные процессы (ССП) проектирования, конструирования (САПР), технологической подготовки производства (АСТПП) и производства (ИСУП) инновационной продукции и оснащение их современными ИКТ и технологическим оборудованием (ТО).

Подготовку кадров для таких предприятий должны вести федеральные университеты, инновационные вузы и колледжи (бывшие ПТУ), в том числе все факультеты

СПбГПУ. Учебный процесс - услуга, оказываемая образовательным учреждением обществу, и как любая услуга она имеет свой жизненный цикл (СЛЬ8-технология).

Выпускники ФИ должны быть компетентными в решении указанных проблем для предприятий и организаций реального сектора экономики. При этом они должны быть грамотными пользователями ИКТ, а также аналитиками, способными построить модель действующего предприятия (как есть) и новую, усовершенствованную его модель (как должно быть). Это возможно только при знании предметной области предприятия / организации / учреждения (П/О/У). Они должны при создании и модернизации П/О/У использовать комплексный подход, учитывающий СЛЬ8-технологию, систему менеджмента качества (СМК), проектно-процессный подход управления деятельностью П/О/У, максимально возможную стандартизацию, унификацию и параметризацию объектов, процессов и ресурсов и возможности современных ИКТ и ТО. Они сразу после выпуска могут только участвовать в инновационных проектах создания и модернизации П/О/У, а со временем руководить частью проекта и даже всем проектом для малых и средних П/О/У.

Классификация видов инновационной деятельности

1. Инфраструктура поддержки и координации инновационной деятельности в общегосударственном, региональном и городском масштабе с привлечением некоммерческих

профессиональных ассоциаций (ИКТ, нано-технологии, мехатроники, микроэлектроники и др.). Национальная инновационная система (НИС [1]), совершенствование законодательства по инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и авторскому праву. Проблема кадров. Экспертиза инновационных проектов / процессов.

2. Фундаментальные и прикладные исследования для создания инновационных наукоемких технологий, изделий и материалов (НИОКР).

3. Коммерциализация инновационных наукоемких технологий, изделий и продуктов. Актуально обновление устаревшей производственной базы. Проблема кадров.

4. Создание импортозаменяющего производства изделий, продуктов и материалов.

5. Инновационные проекты модернизации отечественных предприятий реального сектора экономики (реинжиниринг их системы управления и системная интеграция, адаптация, настройка и внедрение на них ИКТ и современного технологического оборудования (ТО)). Междисциплинарный, системный подход при указанной модернизации предприятия / организации / (П/О/У). Проблема мотивации и обучения персонала.

6. Полный инновационный цикл (см. п.п. 1.. .5) - от идеи до выхода на рынок с конкурентоспособным изделием / продуктом / услугой (И/П/У).

Управление инновационными проектами/процессами

Инновационная деятельность - более широкое понятие, чем инновационный проект/процесс. Результатом инновационного проекта/процесса является инновация.

Виды бизнес-моделей инновационного проекта/процесса [2]:

1. Интегратор - компания все делает самостоятельно (это наибольший риск);

2. Дирижер - это управление взаимоотношениями между партнерами в инновационном процессе; это не аутсорсинг (риски -партнер может стать конкурентом);

3. Лицензиар - это получение прибыли от своих идей и интеллектуальной собствен-

ности, не вкладывая в них средства на коммерциализацию и реализацию (риска нет совсем).

Инструментарий управления инновационными проектами/процессами: диаграммы ГАНТТА, ПЕРТА, Планы-графики и Work-flow-технология, которые инвариантны к любой предметной области и должны поддерживать проектно-процессный подход к управлению инновационными проектами/процессами.

Основные положения

Основная цель учебного процесса - подготовить бакалавров, специалистов и магистров по специальности управление инновациями с такими компетенциями, чтобы они были бы востребованы работодателями П/О/У. Современное управление и операционная деятельность П/О/У осуществляется в среде информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), которая инвариантна к любой предметной области. В связи с чем неизбежны процессы системной интеграции и адаптации ИКТ к каждой конкретной предметной области и к каждому конкретному П/О/У как вновь создаваемому, так и при его модернизации и реструктуризации. За рубежом появилась аббревиатура CAI (Computer Aided Innovation), которая охватывает все этапы жизненного цикла инновации (ЖЦИ, CALS-технология).

Основные требования к учебному процессу - четкое выстраивание последовательности и параллельности ведения дисциплин, практических и лабораторных занятий таким образом, чтобы обеспечить системную интеграцию дисциплин. Эта интеграция должна быть основана на CALS-технологии, СМК, объектно-ориентированного подхода, современных ИКТ и отечественных и зарубежных стандартов по той или иной предметной области и с явным учетом проектно-процессного подхода к управлению инновациями и не только ими.

Достижение такой целостности и сбалансированности учебного процесса нашего молодого факультета является нелегкой задачей, но она разрешима, если преподавате-

ли будут постоянно учиться всему новому и привьют способность постоянно учиться и нашим выпускникам. Без учета в учебном процессе всего нового невозможно быть на современном уровне в сегодняшнем быстро меняющемся мире и обеспечить достойное положение нашей страны в нем. Полезно при этом достичь и более тесного взаимодействия с факультетами нашего университета, обмениваясь преподавателями, проводя совместные учебно-научно-методические семинары, конференции.

Выпускники ФИ могут руководить финансово-хозяйственной деятельностью всех видов инновационной деятельности и управлять инновационными проектами / процессами только в том случае, если они обладают компетенциями моделирования и описания конкретной предметной области. Это вызвано тем, что руководство и управление осуществляется в среде современных ИКТ с настройкой графических пользовательских интерфейсов на язык с терминологией этой предметной области. Представляется маловероятным, что им сразу доверят руководство инновационными проектами / процессами. Так что повышение уровня фундаментальной подготовки выпускников ФИ является надежным, возможно единственным способом обеспечения их востребованности работодателями П/О/У.

Основная концепция бакалавриата

1. Компетенции: владение современными ИКТ и умение выделения объектов, процессов и ресурсов П/О/У и связывания их между собой.

2. Моделирование и оптимизация процессов П/О/У, т.е. их реинжиниринг на модернизируемом П/О/У и оптимизация на вновь создаваемом с удалением из процессов тех операций, которые не создают дополнительную ценность [8]. Предпроектное исследование П/О/У.

3. Инструментарий: ГОБР0, управление проектами (УП, диаграммы ГАНТТА, ПЕРТА, Планы-графики (теория исследования операций), Workflow-технология). УП отличается от ИСУП (МИРП/БИРИ) только

при наличии в нем Workflow-технологии, реализующей обратную связь для внесения изменений в той или иной документации.

4. Компетенция моделирования и описания предметной области (онтология, таксономия) с учетом объектно - ориентированного подхода, CALS - технологии, СМК, стандартизации и унификации объектов, процессов и ресурсов с целью создания единого информационного пространства П/О/У (ЕИПП/О/У), поддерживающего сквозные составные процессы (ССП) проектирования и изготовления на примере одной / двух деталей в среде САПР Solidworks или др. в виде лабораторных занятий, которые выполняются в рамках следующих дисциплин «Инвариантные технологии инновационных проектов» (ИТИП-1,2,3 - сем. 7,8):

а) ИТИП-1 (ЕИПП, ССП, САПР, PDM/PLM, [3]);

б) ИТИП-2 (АСТПП, САПР УП для ОЦ с ЧПУ, MasterCAM, [4]);

в) ИТИП-3 (ИСУП (ERPII, MRPII), нормативы трудозатрат на процессы / операции, расчет себестоимости, организационно-управленческая структура П/О/У, Axapta / Галактика, [5]).

5. Все системное, базовое и прикладное программное обеспечение (ИКТ) инвариантно к любой предметной области и его необходимо интегрировать и адаптировать как к предметной области П/О/У, так и к конкретным условиям проектирования и производства каждого П/О/У. То и другое является нелегким и длительным процессом при внедрении указанных ИКТ, требует формирования нового инновационного направления исследований такой важной проблемы как модернизация и реструктуризация отечественных П/О/У. Внедрение PDM/PLM-систем и СМК в иностранной литературе считается инновационным процессом. Кадровая и финансовая проблема на каждом П/О/У.

6. Актуально как формирование НИС, так и инновационные проекты модернизации и реструктуризации системы управления деятельностью отечественных П/О/У, то есть системная интеграция, адаптация и внедрение на них современных ИКТ и новейшего

технологического оборудования. Без современной производственной базы невозможна реализация (внедрение) каких-либо, даже самых эффективных инноваций (изделий, продуктов, материалов, технологий, приборов и др.).

7. Повсеместное использование проект-но-процессного метода управления работой П/О/У и их подразделений, служб и цехов на основе идеологии СМК и Toyota Production System [9].

8. Чтобы иметь сильный бакалавриат, необходимо наряду с указанными компетенциями использовать все лучшее, что имеется в отечественных (ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, СПДС и др.) и зарубежных стандартах (СМК и др.) при создании ЕИПП/О/У, поддерживающее ССП, то есть от островковой автоматизации - переход к ЕИПП/О/У с их ССП. Только таким образом возможен постепенный переход к бережливому самообучающемуся производству [6, 7, 8] на П/О/У и обретение конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

9. Все это относится к малым, средним и крупным П/О/У реального сектора экономики. Синергетика - междисциплинарный, интегрированный, системный подход к постановке учебного процесса факультета.

Предложения по учебному процессу ФИ

Чтобы наши бакалавры, специалисты и магистры были востребованы работодателями малых, средних и крупных предприятий, необходимо следующее.

1. Повышение уровня подготовки по ИКТ:

а) владение ЯВУ Visual Basic for Aplica-tion, чтобы разрабатывать шаблоны ввода, макросы, скрипты, небольшие программы расчета в среде API других приложений Word, Excel, Solidworks, PDM/PLM, MRPII/ERPII (бакалавры - 5/6 сем );

б) СУБД Access дополнить СУБД Paradox/FoxPro или др. и требовать умения проектировать логическую и концептуальную модели данных в виде многоуровневой иерархической структуры - объектно-ориентированный подход для структуриро-

ванных и неструктурированных данных (бакалавры - 7/8 сем.);

в) умение разрабатывать презентации (Power Point - бакалавры - 5/6 сем) и Web-сайты - (бакалавры - 8 сем., магистры - 9/10 сем.);

г) в перспективе SharePoint - поддержка коллективной работы в ЛВС/КВС (магистры, аспиранты - 10/11 сем.);

д) IDEF0 (бакалавры - 6 сем.), IDEFX1 (магистры и аспиранты - 10/11 сем.);

е) СМК (бакалавры - 6/7 сем., магистры - 10/11сем).

ж) функции дисциплин «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» реализованы даже в САПР среднего уровня, например, таких как Solidworks, которая имеет интерфейс и с такими прикладными программными системами (I II 1С) как Mat-lab/MatCAD. Solidworks-2007 поддерживает также ССП «проектирование-изготовление деталей» и процессы сборки сборочных единиц (СЕ) с контролем интерференций и анимацией объемных деталей в СЕ, и все это на основе SD-моделей деталей и получаемых на их основе чертежей деталей и сборочных чертежей; это полная системная интеграция с устранением из процессов не создающих ценности операций в сквозной цепи «проектирование-изготовление» [6, 7, 8]; умение устанавливать III 1С;

з) на каждом П/О/У имеются уникальные методы проектирования, технологии производства, образовательные и другие услуги, которые являются интеллектуальной собственностью (ИС) П/О/У; эта ИС обычно хранится в бумажном виде, которую сканируют и помещают в хранилище данных PDM-систем, представляемой КБДиЗ или интеллектуальным корпоративным порталом (ИКП) с регламентацией прав доступа к указанной ИС.

2. Повышение уровня подготовки по математике:

а) в стандартном 3-х годичном курсе высшей математики особое внимание обратить на линейную алгебру, теорию матриц, аналитическую геометрию на плоскости и в трехмерном пространстве, системы обыкно-

венных дифференциальных уравнений, отделение и уточнение вещественных и комплексных корней полиномов (подготовка к специальным дисциплинам - «Теория и управление системами» и ИТИП-1,2,3);

б) имитационные потоковые модели теории массового обслуживания (бакалавры -5/6 сем.);

в) теория вероятности и статистика, теория множеств и графов, сети Петри, вычислительная математика (магистры - 10/11 сем.).

3. Основная цель преподавания дисциплин физики и химии на первых двух курсах для инноваторов - привить им физическое чутье к процессам, происходящим внутри и вне проектируемых изделий, продуктов на макро и микро уровне с учетом задач механики сплошных сред, статики, кинематики, динамики, теплообмена и др., реализованным в САЕ-системах. Использование этих систем требует четкую постановку начальных и краевых условий и задания статических и динамических нагрузок, что возможно только при наличии физической интуиции и чутья грамотного пользователя. Упор при этом делается на принципы действия тех или иных изделий и химических реакций при производстве продуктов (подготовка к дисциплинам ТРИЗ, «Механика и технология» (МиТ), «Электротехника и электроника (ЭТиЭ)» и ИТИП-1,2,3).

При этом не надо каждому студенту изучать и МиТ, и ЭТиЭ, достаточно, чтобы часть студентов изучала МиТ, а другая -ЭтиЭ, т.е. только одну предметную область.

4. Фундаментальной метологической основой для формирования ЕИПП/О/У, ССП операционной деятельности и управления ею являются СЛЬ8-технология, СМК (просле-живаемость), системная информационная интеграция данных приложений всех этапов ЖЦИ/П/У, поддерживающих ССП.

5. Связь между верхним уровнем управления П/О/У (финансы, планирование, экономика, персонал, активы др.) и операционной деятельностью их работы (трудозатраты в н/ч или н/д), то есть интерфейс между верхним уровнем управления (БКР/ИСУП) и

операционной работой персонала, создающего И/П/У, реализуют введением нормативов трудозатрат на все виды работ, выполняемых персоналом, расхода материалов и содержания инфраструктуры (активов П/О/У) с учетом управленческих расходов.

Заключение

Высокая культура владения современными ИКТ, хорошая математическая подготовка, физическая интуиция и чутье и умение анализировать (как есть) и оптимизовать (как должно быть) деятельность (работу) П/О/У или их подразделений/отделов вызовет уважение к выпускникам ФИ в каком бы коллективе они бы не начинали свою трудовую деятельность и откроют им перспективы карьерного роста.

Актуальна также ориентация ФИ на реальную экономику той или иной отрасли. Это прежде всего машиностроение / энергетика / строительство / транспорт или др.

Переход от островковой автоматизации деятельности П/О/У к бережливому производству возможен по методологии Toyota Production System (TPS, [7,8]), которую необходимо дополнять стандартами предприятий в виде технических регламентов той или иной отрасли [6]. Этот переход может быть только эволюционным и должен выполняться под управлением инновационного проекта модернизации и реструктуризации П/О/У с учетом модели СМК (петля качества), основанной на проектно-процессном подходе (ГОСТ Р ИСО 9001:2000).

При оказании образовательных услуг такими регламентами для ФГОС ВПО являются учебно-методические комплексы (УМК) и рабочие программы дисциплин (РПД), поддерживаемые учебными пособиями, лабораторными и практическими занятиями, курсовыми проектами.

В Японии существует союз ученых и инженеров. У нас теперь разрыв между теми и другими. Полезно посылать преподавателей на повышение квалификации на наши предприятия с тем, чтобы они работали на них несколько месяцев с сохранением з/п в вузе.

Основная проблема по внедрению инно-

ваций - это отсутствие современной производственной базы, которую необходимо модернизировать. Системная интеграция и адаптация дисциплин к предметной области «Инноватика» также необходима как и в любой отрасли народного хозяйства. Каждая инновация имеет свой жизненный цикл как и И/П/У и любой процесс, объект и ресурс.

Сильная магистратура и аспирантура возможна только при хорошем, сильном бакалавриате по направлению «Инноватика».

К сожалению, многие наши предприятия

и организации до сих пор используют устаревшую, строго вертикальную систему управления своей операционной деятельностью. Представляется актуальным введение для студентов ФИ и других факультетов СПбГПУ специальной дисциплины управления указанной деятельностью, основанную на смешанной, горизонтально-вертикальной системе управления с проектно-процессным подходом для подготовки бакалавров, специалистов и магистров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технология и механизмы организации инновационной деятельности. Обзор и проблемно-ориентированные решения/сост.: В.И. Аблязов,

B.А. Богомолов, А.В. Сурина, И.Л. Туккель: под общ. ред. проф. И.Л.Туккеля - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2009. - 215с.

2. Эндрю Л.В., Зобов П.В. Возврат на инновации. Практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе: перевел с англ.

C.С. Гуринович; научн. ред. И.В. Лазукова. -Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 314с.

3. Сироткин Я. А. Инвариантные технологии инновационных проектов/Часть 1. САЬБ-технология. САПР машиностроения. Элементы геометрического моделирования: Учеб. Пособие. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 205с.

4. Лавровский С.К. Инвариантные технологии инновационных проектов/Часть 2. АСТПП. САП УП для станков с ЧПУ. - СПб.: Электронный фонд факультета инноватики, 2003. - 44с.

5. Брындин С.И. Основы использования информационных систем: Учеб. пособие. - СПб.: Электронный фонд факультета инноватики СПбГПУ, 2008. - 120с.

6. Бурец Д.В., Глухов В.В., Сироткин Я.А. Стандарты предприятия как регламенты управления качеством машиностроительной продук-ции//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. - №1(74), 2009 -с.110... 114.

7. Глухов В.В., Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 238с.

8. Лайкер. Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 402с. (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций).

А - Р.М. Кассу, Г .И. Коршунов

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕТРИК ЭФФЕКТИВНОСТИ

Интенсивное развитие инновационной деятельности (ИД) в условиях повышенной конкуренции находит свое выражение в выполнении различного рода проектов. Проекты, включающие в себе разработку новых

продуктов (в том числе технологий и сервисов) с новыми качествами, с применением методов системной инновации, принято называть инновационными проектами (ИП) [4].

Задачи управления ИП довольно сильно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.