Научная статья на тему 'О системе развития готовности учителей к организации ученического самоуправления'

О системе развития готовности учителей к организации ученического самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репин С. А., Подобед M. B.

В статье повествуется о повышении роли учителя современной школы в организации ученического самоуправления. Предлагается использовать возможности методической работы в школе для развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. С этих позиций осуществляется характеристика соответствующей педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе развития готовности учителей к организации ученического самоуправления»

О СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

С.А. Репин, М.В. Подобед ЧелГУ

В статье повествуется о повышении роли учителя современной школы в организации ученического самоуправления. Предлагается использовать возможности методической работы в школе для развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. С этих позиций осуществляется характеристика соответствующей педагогической системы.

В структуре профессионально значимых компетенций учителя важное место занимают его умения создавать условия для самореализации личности учащихся, организовать их полноценную социально ориентированную деятельность в самых разных ее направлениях. Одним из наиболее востребованных с точки зрения практики образования таких направлений является педагогическая работа по организации ученического самоуправления. Следует указать на то, что приоритетность этой стороны педагогической деятельности обусловливается принятой в нашей стране парадигмой государственно-общественного управления образованием, выдвинутой в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Таким образом, перед современными учителями стоит серьезная проблема, решение которой связано с формированием у учащихся соответствующего опыта самоуправления.

Нельзя сказать, что учителя не могут оказать поддержку учащимся в организации и осуществлении их самоуправления. Анализ развития отечественной школы показывает, что на различных ее этапах организации самоуправления учащихся уделялось достаточно много внимания. Кроме того, существующая в нашей стране система профессионально-педагогического образования в определенной степени направлена на подготовку будущих учителей к управленческой деятельности вообще и к обеспечению ученического самоуправления в частности. Заметим, однако, что данная подготовка не носит целенаправленного и последовательного характера. Так или иначе, готовность учителей к организации ученического самоуправления присутствует в структуре профессионально значимых компетенций современного учителя. Другое дело,

что она является недостаточной для эффективного развертывания ученического самоуправления в условиях обновляющейся школы, вставшей на путь социально-экономических преобразований.

Поэтому правомерно ставить вопрос об оказании помощи учителю школы в развитии его готовности к организации ученического самоуправления. При этом в статье под готовностью учителя к организации ученического самоуправления мы будем понимать такие его качества, которые характеризуют его направленность на поддержку ученического самоуправления, теоретическую вооруженность и наличие профессионально важных умений осуществления педагогической работы по данному направлению. Под ученическим самоуправлением - нормативно закрепленную и системно организованную деятельность учащихся, осуществляемую самостоятельно или совместно с учителями, по планированию, организации и анализу функционирования классного (школьного) коллектива; направленную на создание благоприятных условий для взаимодействия учащихся и решению различных социально ценных задач.

Решение проблемы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления мы связываем с использованием возможностей методической работы, осуществляемой в современной школе. Такой вывод в значительной степени был обусловлен опорой на исследования К.С. Бурова, В.П. Ворошиловой, Н.В. Останиной, И.О. Котляровой и некоторых других авторов, которые показали преимущества методической работы для развития профессионально важных качества учителя современной школы [1,2,4,5].

Анализ педагогических исследований показывает, что методическая работа в шко-

ле - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развития учащихся [4].

Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи учителям в развитии их профессионально важных качеств. Очевидно, что если методические ресурсы школы будут сконцентрированы на одном направлении, то это позволит значительно увеличить эффективность методической работы. Данное обстоятельство позволяет вести речь о возможности развития готовности учителей к организации ученического самоуправления в методической работе.

В соответствии с этим нами была разработана (а в дальнейшем - и экспериментально проверена) специальная педагогическая система развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. Методологическими основаниями ее проектирования послужили системный и деятельностный подходы. Их реализация нашла отражение в определении системных особенностей построения процесса развития готовности учителей к организации ученического самоуправления, а также в выявлении деятельностной специфики его содержания. Опора на системный и деятельностный подходы позволила нам:

- спроектировать целостную педагогическую систему развития готовности учителей к организации ученического самоуправления;

- определить наиболее эффективные пути ее функционирования и развития;

- обеспечить развитие готовности учителей к организации ученического самоуправления в процессе деятельности.

Перейдем теперь к описанию содержательной стороны разработанной педагогической системы. Исходя из исследований Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, А.М. Саранова, В.А. Сластенина, в качестве ключевых структурных элементов системы мы выделили:

- целевой (включающий все многообразие целей и конкретных задач);

- содержательный (отражающий многообразие аспектов взаимодействия и сотрудничество субъектов деятельности);

- операционный (определяющий целесообразное сочетание форм, методов и средств взаимодействия субъектов);

- результативный (отражающий конечный результат всей деятельности по развитию исследуемой готовности).

При этом в качестве основных этапов реализации данной системы в соответствии с деятельностным подходом мы выделили основные этапы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления, а именно информационно-стимулирующий, действенно-практический и творчески-преоб-разующий.

Охарактеризуем основные компоненты системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления на каждом из трех этапов ее представления.

Системообразующим элементом выступает целевой элемент, основной функцией которого является предвосхищение ожидаемого результата проектируемой деятельности. Так, в качестве целевых установок на первом этапе реализации системы - информационно-стимулирующем - нами выделены:

- преодоление устоявшихся стереотипов учителей в области организации ученического самоуправления;

- побуждение учителей к освоению методологии государственно-общественного подхода к управлению образованием вообще и самоуправлению учащихся в частности;

- освоение учителями теоретических представлений о сущности ученического самоуправления, а также формах и методах его осуществления.

- На втором этапе реализации системы -действенно-практическом - целевыми установками стали:

- стимулирование намерений учителей применять на практике теоретические представления об организации ученического самоуправления;

- содействие учителям в овладении способами практической деятельности по организации функционирования самоуправления учащихся;

- приобретение учителями опыта организации ученического самоуправления, отработка методов и приемов обеспечения управленческой деятельности учащихся.

На третьем этапе - творчески-преобра-зующем - целевыми установками выступили:

- закрепление у учителей новых приоритетов и способов практической деятельности по организации ученического самоуправления;

- содействие учителям в творческом применении теоретических представлений и способов практической деятельности по организации ученического самоуправления;

- развитие потребности учителей в самосовершенствовании в области организации ученического самоуправления.

Основной функцией содержательного элемента системы является определение многообразия аспектов взаимодействия и сотрудничества учителей, а также разработка наиболее целесообразных способов достижения спроектированных целевых установок.

На первом этапе реализации системы большое значение придавалось «расшатыванию» сложившихся у учителей стереотипов деятельности по организации ученического самоуправления. Важно было пробудить у учителей желание ретроспективно проанализировать собственные профессиональнопедагогические возможности и ограничения в контексте идей государственно-общественного управления с тем, чтобы преодолеть «стартовую напряженность» и естественное сопротивление изменениям в организации ученического самоуправления.

На втором этапе закреплялись позитивные мотивы совместной деятельности, стимулирующие процесс осознания учителями необходимости овладения технологиями профессионально-педагогической деятельности в контексте идей государственно-общественного управления образованием вообще и организации ученического самоуправления в частности. Кроме того, на этом же этапе создавались условия, которые способствовали обогащению личностного опыта учителей в организации ученического самоуправления.

Для третьего этапа было характерно не только освоение учителями нового содержания, форм и методов функционирования самоуправления учащихся, но и способность учителей активно преобразовывать свою профессионально-педагогическую деятельность и творчески применять имеющиеся знания для организации ученического самоуправления. Вовлеченность учителей в творческий вид деятельности соответствовало наиболее высокой степени прояв-

ления продуктивной деятельности, его устойчивой потребности в эффективном содействии ученическому самоуправлению. Эш являлось важной предпосылкой профессиональной само-реализации учителей в выбранном аспекте профессионально-педагогической деятельности по организации ученического самоуправления. Ведущей при этом была личностно-творческая стратегия профессионально-личностного саморазвития, опирающаяся на продвижение по уровням освоения учителями идей государственно-общественного управления.

Выбранные целевые установки и ведущие направления деятельности и взаимодействия учителей определили формы, методы и средства проектирования процесса развития, их готовность к организации ученического самоуправления. Соответствующие формы, методы и средства образовали операционный элемент разработанной системы.

На первом этапе реализовывались формы методической работы, основным назначением которых было побуждение учителей к освоению методологии государственно-общественного управления, знакомство с информацией о сущности ученического самоуправления, формах и методах его осуществления. Реализация данного направления стала возможной через такие формы методической работы, как психолого-педагогический семинар, научно-практическая конференция, работа над единой методической темой, методическое объединение и др.

Особенность осуществления второго этапа реализации проектируемой системы заключалась в том, что основным назначением соответствующих форм являлась организация применения полученных теоретических представлений учителей о сущности ученического самоуправления, их углубление и расширение; овладения способами практической деятельности по обеспечению функционирования самоуправления учащихся; приобретения учителями соответствующего опыта профессионально-педагогической деятельности. К данной группе форм методической работы были отнесены: психолого-педагогической семинар, работа над единой методической темой, методическое объединение, творческая микрогруппа учителей, взаимопосещение внеклассных мероприятий, групповая консультация и др.

Использование форм методической работы, через которые осуществлялся третий этап, было направлено на решение следующих за-

\

дач: развитие способности учителей к использованию нестандартных, оригинальных методов организации ученического самоуправления; совершенствование способов практической деятельности по обеспечению управленческой деятельности учащихся. Творческому направлению соответствовали: научно-

практическая конференция, индивидуальная консультация, собеседование, работа над индивидуальной творческой темой, индивидуальное самообразование и др.

Другой составляющей операционного компонента проектируемой системы являются методы. Не отрицая эффективности использования сочетания разнообразных методов обучения учителей в качестве доминирующих методов, соответствующих выделенным этапам реализации системы, нами предложены: проблемные, эвристические и исследовательские методы.

Последней составляющей операционного элемента проектируемой системы были средства развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. В качестве таких средств предложено использовать: научную, учебную и методическую литературу по педагогике, психологии, управлению образовательным учреждением; методические рекомендации и разработки по организации ученического самоуправления; материалы научно-практичес-ких конференций; программы и планы методической работы; периодические издания; индивидуальные программы и планы самообразования; современные средства телекоммуникаций и информационно-компьютерных технологий, цифровые образовательные ресурсы, сеть Интернет и др.

Последним элементом системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления стал результативный. В качестве основных характеристик результативного элемента на первом этапе реализации системы нами выделены:

- убежденность учителей в целесообразности и значимости идей государственнообщественного управления школой;

- сознательная направленность учителей на организацию ученического самоуправления;

- глубокие теоретические знания о сущности ученического самоуправления, формах и методах его осуществления.

На втором этапе реализации системы выделены следующие результаты:

- практическое переосмысление идей государственно-общественного управления школой;

- владение способами практической деятельности по организации ученического самоуправления;

- наличие личного опыта организации ученического самоуправления в школе.

На третьем этапе реализации проектируемой системы выделены следующие ключевые результаты:

- ориентация на учащегося как субъекта управления школой;

- способность конструктивно анализировать собственную профессиональную деятельность по организации ученического самоуправления;

- наличие собственного проекта профессиональной деятельности по организации ученического самоуправления.

Таковы основные характеристики разработанной педагогической системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. Эта система является целостной, поскольку каждый из ее выделенных элементов решает вполне определенную задачу, и только их совокупность достигает поставленных целей. Кроме того, она является функционирующей и саморазвивающейся, а потому предоставляет возможность вариативного выбора форм, методов и средств, которые используются для достижения целей. Особенностью данной системы является ее направленность на максимальное использование возможностей методической работы для развития готовности учителей к организации ученического самоуправления.

Данная система проходила экспериментальную апробацию в практике методической работы общеобразовательных учреждений г. Челябинска (МОУ средняя общеобразовательная школа № 18 и МОУ средняя общеобразовательная школа № 76) и г. Копейска (МОУ средняя общеобразовательная школа № 6). При этом методическая работа выстраивалась в соответствии с программой повышения квалификации учителей в аспекте развития их готовности к организации ученического самоуправления. Ключевой особенностью реализации данной программы стала ее направленность на учет профессионального и витагенного опыта учителей. Кроме того, организованная таким образом методическая работа предполагала предоставление возможностей учителям для профессиональной само-

реализации. Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной системы развития готовности учителей к организации ученического самоуправления.

Таким образом, анализ теоретических исследований и состояние образовательной практики показывает, что значительно возрастает роль учителей школы в модернизации образования. Повышаются требования к осуществлению учителем различных аспектов воспитания и обучения учащихся. В условиях реал изации государственно-общественного

управления образованием одним из ключевых таких аспектов является содействие учащимся в становлении и развитии системы ученического самоуправления в школе. Исходя из этого, нами была разработана специальная педагогическая система развития готовности учителей к организации ученического самоуправления. Ее содержательная интерпретация нашла отражение в данной статье. Апробация разработанной системы проходила в реальной практике методической работы ряда общеобразовательных школ.

Литература

1. Буров, КС. Направленность методической работы в школе на индивидуализа-

цию образования учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / КС. Буров. - Магнитогорск, 2004. - 23 с.

2. Ворошилова, В.П. Становление педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Ворошилова. - Курган, 1996.-18 с.

3. Калиги, И. Типичные ошибки ученического самоуправления / И Калти, А. Прут-ченков, О. Солодова // Народное образование. -2003.-№7. -С. 61-68.

4. Котлярова, И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения квалификации работников образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.О. Котлярова. - Челябинск, 1999. - 21 с.

5. Останина, Н.В. Развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.В. Останина. - Челябинск, 2002. - 23 с.

6. Семенова, Е.В. Модель педагогического содействия становлению самоуправления учащихся в пятом классе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Семенова. - Челябинск, 2004.-23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.