Научная статья на тему 'О системе планирования налоговых проверок'

О системе планирования налоговых проверок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айтхожина Г. С.

Рассматривается система планирования налоговых проверок как целостный механизм подготовки и организации доминирующей формы контрольной работы налоговых органов, необходимый для реализации налоговыми органами основной возложенной на них задачи – осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере налогов и сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе планирования налоговых проверок»

О СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

© Айтхожина Г.С.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Рассматривается система планирования налоговых проверок как целостный механизм подготовки и организации доминирующей формы контрольной работы налоговых органов, необходимый для реализации налоговыми органами основной возложенной на них задачи - осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере налогов и сборов.

Планирование выездных налоговых проверок - это первоначальный этап контрольно-проверочной работы налоговых органов. То есть, та основа, которая обуславливает результат, сущность которой заключается в разработке совокупности методов, принципов и требований к отбору объектов для выездных проверок с высокими рисками налоговых правонарушений.

Целью планирования являются:

- выявление проблемных налогоплательщиков;

- выявление, идентификация и оценка налоговых рисков - рисков налоговых правонарушений;

- обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В сфере налогового контроля сущность планирования заключается в научном обосновании целей и форм контроля, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления рисков налоговых правонарушений, объемов и сроков контрольных мероприятий, проведения проверок и установления таких показателей их результативности, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем лучших / оптимальных качественных и количественных результатов.

С помощью планирования обеспечивается эффективное использование усилий всех работников, участвующих в процессе государственного налогового контроля. Это целостный механизм подготовки и организации контрольной работы налоговых органов, необходимый для реализации налоговыми органами основной возложенной на них задачи.

В общетеоретическом аспекте система (греч. systema - целое, составленное из частей, соединенное) - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование [1].

Планирование выездных налоговых проверок как система включает в себя совокупность функционально взаимосвязанных элементов. Основными, можно сказать - атрибутивными, элементами данной системы выступают:

* Доцент кафедры «Экономика, налоги и налогообложение», кандидат экономических наук.

- субъекты планирования,

- объекты планирования;

- предмет планирования;

- принципы планирования;

- инструменты планирования (методы).

Рациональность и оптимальность их взаимосвязи и их взаимодействия с дополнительными элементами системы и внешней среды обуславливает эффективность планирования.

Согласно российскому налоговому законодательству, субъектами налогового контроля являются налоговые органы. Соответственно, они же являются субъектами планирования налоговых проверок.

Объектом планирования выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, а так же вся совокупность налоговых отношений между налогоплательщиком и государством.

Предметом планирования являются, с одной стороны, налоговые проверки, с другой, - показатели деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. информация из внешних и внутренних источников, формируемая в налоговых органах, с третьей - налоговые риски.

Принципы планирования, как требования, предъявляемые к данной деятельности, обуславливают качество процесса планирования, и соответственно, эффективность планируемой деятельности.

Методы планирования выездных налоговых проверок представляют собой конкретные способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности. Их разнообразие определяется отличиями в налоговых системах разных стран, национальными традициями, уровнем развития технического прогресса и т.д.

Особое внимание необходимо уделить предмету планирования, ввиду недостаточной проработки теоретических основ по данному вопросу. Поскольку планирование налоговых проверок предопределяет эффективность налогового контроля, то совершенствование планирования налоговых проверок требует корректного определения предмета планирования - налоговых проверок, и их классификации.

В мировой практике общепризнанными формами контрольной деятельности налоговых органов являются камеральная проверка (проверка налоговых деклараций) и выездная проверка (налоговый аудит). Неоднозначная позиция складывается в отношении форм оперативной контрольной работы и налоговых расследований.

Цель любой из вышеперечисленных форм единая: контроль соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства. А вот объекты и предмет контроля, налоговые риски и совокупность взаимоувязанных и дополняющих друг друга применяемых методов и процедур контроля специфичны для каждой из форм.

10

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

Более детальная классификация контрольно-проверочной деятельности в рамках налогового контроля позволит более адекватно и оптимально урегулировать правовую регламентацию форм налоговых проверок во избежание налоговых споров, и как следствие, повысить эффективность налоговых проверок уже на этапе планирования. Корректная классификация контрольно-проверочной деятельности в рамках налогового контроля является неотъемлемым условием и формирования рациональной системы планирования налоговых проверок, на которой базируется налоговый контроль.

Характер и содержание планирования определяются принципами планирования, соблюдение которых обуславливает качество планирования, эффективность планируемой деятельности.

Кроме базовых принципов, являющихся универсальными принципами для плановой деятельности с организационной точки зрения, специфика планируемой сферы деятельности (налоговый контроль) предъявляет особые требования к планированию. Исходя из специфики области и предмета планирования, организация проведения налоговых проверок требует учета соблюдения ряда содержательных условий - принципов налогового контроля (принципы законности, непрерывности, комплексности, сохранности информации и эффективности налогового контроля, а также принципы всеобщности и равенства, гласности, объективности и достоверности, принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами, принципы профессионализма, определенности предмета контроля, координации и взаимодействия органов контроля, превентивности). Необходимо добавить и альтернативные принципы планирования: централизованность и децентрализованность.

Перечисленные принципы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. От оптимального сочетания соблюдения данных принципов зависит качество и результаты планирования и налогового контроля в целом.

Методы планирования выездных налоговых проверок, т.е. способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности, достаточно разнообразны в мировой практике. Но укрупнено, существующие методы планирования выездных налоговых проверок можно объединить в две группы -специальный отбор и случайный выбор.

Специальный отбор обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, в деятельности которых вероятность нарушений в налоговой сфере оценивается как наибольшая. Методы специального отбора позволяют оценивать вероятность того, что налогоплательщик с данными характеристиками окажется «продуктивным», если будет подвергнут углубленной документальной проверке.

Случайный выбор налогоплательщиков не связан с выявлением нарушений. Он является элементом обратной связи, применением которого преследуются обеспечение максимально возможного охвата налогоплательщиков проверками, профилактика и укрепление налоговой дисциплины вне-

запностью проверок (воспитание законопослушности) и практической реализацией принципа неотвратимости привлечения к ответствненности за совершенные налоговые правонарушения.

Помимо рассмотренных основных элементов системы планирования налогового контроля к настоящему времени мировая практика и накопленный опыт выявили, что необходимыми элементами любой высокоразвитой системы планирования контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

- информационная база;

- эффективная система отбора налогоплательщиков для включения в план проверок;

- современная техническая база;

- стабильная нормативная база;

- соответствующая методологическая база;

- рациональная технология планирования.

Информационные ресурсы являются базовым условием успешного,

эффективного налогового контроля и основой целенаправленного отбора объектов предстоящего контроля, основанного на интеллектуальном анализе данных. Это позиция и ФНС России - «обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников» [2].

Наличие эффективной системы отбора объектов для включения в план выездных налоговых проверок, дает возможность в условиях ограниченности ресурсов (трудовых и материальных) налоговых органов, добиться максимальной результативности проверок при минимальных затратах усилий и средств, расходуемых на их проведение, за счет «точечного» отбора для контроля таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых правонарушений у которых представляется наибольшей.

Материальным обеспечением реализации данных процедур отбора является современная техническая база, которая предоставляет возможность оперативно обработать масштабные информационные базы данных, находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Применение эффективных методов планирования налоговых проверок основано как на разработанной налоговым органом единой методологической базе, так и на стабильной, однозначной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков и определенность в правилах формирования налоговых обязательств.

Технология планирования регламентирует порядок (установленные сроки, последовательность, содержание процедур) составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также определяет особенности взаимодействия структурных подразделений налоговых органов,

12

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

иных контролирующих органов и служб в функционировании подсистемы «планирование налоговых проверок» с другими подсистемами налогового администрирования. Оптимальное, рациональное взаимодействие обуславливает эффективность планирования.

Исходя из регламентных документов отечественных налоговых органов, составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются процедуры от формирования информационных ресурсов о налогоплательщике до подготовки проекта плана и перечня вопросов, подлежащих контролю.

Вместе с тем, конечным результатом планирования является не только формализованный документ - План, а тот экономический эффект, который достигается в результате реализации плановых показателей. Поэтому, для того, чтобы планирование выездных налоговых проверок представляло собой действенную и эффективную систему подготовки плана, необходимо дальнейшее совершенствование технологии планирования.

Таким образом, планирование налоговых проверок как любая система управления включает в себя совокупность атрибутивных функционально взаимосвязанных элементов: субъекты, объекты, предмет, принципы планирования, инструменты планирования. Вместе с тем, для обеспечения эффективной про-блеморазрешающей системы необходимо рациональное, оптимальное взаимодействие основных элементов системы с дополнительными вышеприведенными элементами, учитывающими изменяющиеся условия внешней среды.

Список литературы:

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.

2. Приказ Федеральной Налоговой службы от 30.05.07. № ММ-3-06/333@.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ГЕНПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Баранов В.В.*, Соколов С.Н., Гусов Т.М.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

В докладе рассматриваются вопросы формирования механизма, обеспечивающего финансово-экономическую устойчивость генподрядной организации. Предложена модель, характеризующая темпы устойчивого роста генподрядной организации.

* Профессор кафедры «Бизнес и деловое администрирование», доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.