Научная статья на тему 'О СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ'

О СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевая личность / сетевая мобильность / метасистемный переход / сетевая цифровая революция / коллективный субъект / network personality / network mobility / metasystem transition / network digital revolution / collective subject

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Константин Павлович

В статье рассматриваются особенности сетевой личности в условиях метасистемного, большого антропологического перехода. Раскрывается понятие сетевая мобильности личности, дается ее характеристика при общении с коллективным субъектом. Влияние сетевых структур на становление личности человека. Превращение информации в знание, роль мышления. Появление коллективного мышления. Рассматриваются уровни рефлексивной позиции. Возникновение рисков с появлением сетевой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NETWORK PERSONALITY AND FEATURES OF ITS FORMATION

The article analyzes the features of the network personality in the conditions of a metasystem, large anthropological transition. The concept of network mobility of a person, given by his characteristics when communicating with a collective subject, is revealed. network structure on the development of human personality analysis. Transformation of information into knowledge, the role of thinking. The emergence of collective thinking. The levels of reflexive position are considered. The emergence of risk with the emergence of an online personality.

Текст научной работы на тему «О СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ»

УДК 37.01

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-72-80

Захаров Константин Павлович

кандидат педагогических наук, доцент высшей школы лингвистики и педагогики гуманитарного института

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого 194021, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 19 kzaharov@spbstu.ru

О СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ

Konstantin P. Zakharov

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Higher School of Linguistics and Pedagogy

humanitarian institute

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 194021, St. Petersburg, st. Politekhnicheskaya, 19 kzaharov@spbstu.ru

ABOUT THE NETWORK PERSONALITY AND FEATURES

OF ITS FORMATION

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сетевой личности в условиях метасистемного, большого антропологического перехода. Раскрывается понятие сетевая мобильности личности, дается ее характеристика при общении с коллективным субъектом. Влияние сетевых структур на становление личности человека. Превращение информации в знание, роль мышления. Появление коллективного мышления. Рассматриваются уровни рефлексивной позиции. Возникновение рисков с появлением сетевой личности.

Ключевые слова: сетевая личность, сетевая мобильность, метасистемный переход, сетевая цифровая революция, коллективный субъект.

Abstract. The article analyzes the features of the network personality in the conditions of a metasystem, large anthropological transition. The concept of network mobility of a person, given by his characteristics when communicating with a collective subject, is revealed. network structure on the development of human personality analysis. Transformation of information into knowledge, the role of thinking. The emergence of collective thinking. The levels of reflexive position are considered. The emergence of risk with the emergence of an online personality.

Key words: network personality, network mobility, metasystem transition, network digital revolution, collective subject.

© Захаров К.П., 2023

Для того чтобы выявить особенности сетевой личности, мы должны определиться с такими фундаментальными понятиями как индивид, индивидуальность, личность, информация, знания применительно к настоящему времени. Попробуем взглянуть на проблему сетевой личности со следующих позиций - концепция о трёх мирах (Карл Поппер), метасистемный переход (Валентин Турчин), большой антропологический переход (Буданов В.Г., Аршинов В.И.), развитие социальных систем (Николаса Лумана), концепция коммуникативного действия (Ю. Хаббермас).

Поппер считал, что помимо физического мира и мира индивидуальных человеческих знаний существует третий мир (рис. 1): мир объективного (независимого от индивида) общего знания [11].

Рис. 1. Три мира Карла Поппера

Возможности личности по связи с третьим миром с появлением цифровой трансформации многократно возрастают. Скорее всего в ближайшее время появится - Персональный Индивидуальный Агент, Хранитель индивидуальных знаний Человека, благодаря которому Мир-2 (индивидуальных человеческих знаний) будет всегда «под рукой», в доступе человека. Еще одно его название -Цифровой помощник.

Сегодня мы становимся свидетелями метасистемного перехода [14], возникают большие когнитивные системы (БКС), состоящие из множества людей и внешних средств хранения и обработки информации, таких, как книги,

карты, компьютеры и т.д. Хороший пример БКС - это наука с миллионами ученых, журналов, компьютеров и приборов [9, 12, 13].

Меняется механизм адаптации, как основное средство эволюционного отбора [7]. В решении задач удовлетворения потребностей и выживания отдельного индивида решающее значение приобретает организованная и скоординированная с другими деятельность.

Многие авторы высказывают идею современной сетевой цифровой революции и сопряженных с нею социально-антропологических вызовов и перспектив развития будущего сетевого общества и коэволюции человека и искусственного интеллекта [1]. Авторами представлено современное состояние общества - как большой антропологический переход, в ходе которого человек должен овладеть методологией сложностно-сетевого мышления.

Отправной точкой к понятию сетевой личности является понятие индивида. Индивид - это человек, которого заставили забыть о его социальном происхождении, так как такой атомизированный человек гораздо легче поддается внушению и проще управляется, чем человек социализированный, ощущающий долг перед своим сообществом. Именно поэтому методологический индивидуализм для идеологического обоснования западного менталитета оказался очень востребованным. Индивидуума создает социальное целое, и весь его опыт и знания в конечном итоге направляются характером регулирующего порядка и общности.

Хоть индивид и является продуктом культуры того общества, где произошла его социализация, но состоит он на 99,9 % из идей, которые принадлежат другим людям, а его уникальность состоит только в числе сочетаний этих идей. Но и это создает уникальные возможности для каждого человека [12].

Индивид рождается в обществе и в силу своей уникальности может по-своему воздействовать на общество. Так же как человек - вершина родового древа, также и индивид вершина только не пирамиды, а сетевой структуры -«узелок» Культуры своей страны, Родины, Отечества.

Это хорошо было подметил И.В. Гете, который утверждал, что лишь все человечество вместе является истинным человеком и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом частью коллективного существа [3].

Добавляет ли цифровая среда что-либо к этой уникальности индивида? Нет, она только расширяет его потенциальные возможности, а становиться личностью ему придется самому.

Согласно Марксу - личность есть ансамбль общественных отношений. Данную мысль хорошо развил и расширил Э.В. Ильенков, говоря, что личность - совокупность человеческих отношений конкретной человеческой индивидуальности ко всем другим таким же индивидуальностям, то есть динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами, имеющими всегда и везде социально-исторический, а не естественно-природный характер.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом [4]. Этот «узелок» и есть тот уникальный продукт, которым другие люди пользуются по-человечески.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности.

Таким образом, человеческое отношение всегда предполагает, с одной стороны, созданную человеком для человека вещь, а с другой стороны -другого человека, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё -к другому человеку.

Появившиеся информационно-коммуникационные технологии, особенно много-пользовательские онлайн-игры, позволяют человеку создавать виртуальный продукт в цифровой среде. И этим продуктом многие пользуются по-человечески и применяют его в своей жизни в виртуальной среде. Создается иллюзия «жизни», но не в реальной, полной человеческих чувств жизни, а в виртуальной. Именно этим так привлекательна жизнь в игре и многим, особенно подрастающему поколению с этими «продуктами» так трудно расстаться. Там, в виртуале, они успешны, продуктивны, с ними многие вступают в коммуникацию, делятся своими мыслями, полученными наработками. Если что-то не получится - не беда, сотрем все и начнем сначала под другой аватаркой и с нового листа. Не страшно совершить ошибку в виртуальной среде. А в реальной жизни это приводит к неуверенности в своих силах, заниженной самооценке, боязни живой коммуникации, замыкании в себе.

Поэтому информационные технологии существенно расширяя взаимодействие между людьми, могут способствовать как становлению личности, так и ее деградации. Развитие личности происходит быстрее, если люди не просто обмениваются информацией, а порождают в ходе коммуникации новое знание, которое ранее было не известно вступившим в общение. Такое общение в истории педагогики называют диалогическим и оно является его высшим уровнем.

Об этом мы знаем от Сократа, который, как нам известно, не писал принципиально, так как исповедовал учение об Анамнезисе. Согласно этому взгляду, Знание сокрыто в каждом человеке, но оно как вода на пути которой стоят шлюзы. Открыть эти шлюзы и дать свободно течь воде-знанию может только другая личность, душа другого человека [2]. Насколько такое общение может быть реализовано в виртуальной среде? Вопрос открытый. Появление искусственного интеллекта и различных чат-ботов пока еще не позволяют приблизиться к Диалогу в понимании Сократа.

Прежде чем говорить о сетевой личности попробуем развести понятие информации и знания. Информация - это мера упорядоченности материи, выраженная в знаках, символах, образах и имеющая субъективное значение для

передающего её и предназначенная для восприятия респондентом (-ами). Информация может быть о фактах, процессе, теориях, законах, науках.

Но главный вопрос, что будет делать респондент с этой информацией -забудет, передаст другому, декодирует или превратит в знание, которое будет применять в своей практической деятельности (желательно на пользу и радость окружающим людям).

На примере информации (в русском варианте «с-вед-ения» - со знания снято) и знания хорошо видно, что репродуктивное и продуктивное знание находятся в диалектическом единстве, и только в этом единстве рождается личность, которая творчески мыслит и способна внести свою лепту в объективное знание третьего мира.

Уровни знания представлены на рис. 2 в логике - знаю - что? - как? -зачем? - Я.

Знание можно отличить от информации по следующим характеристикам, ему присущим [13]:

- знание, в отличие от информации, не может быть извлечено из человека, в котором оно существует;

- знание нельзя передать непосредственно от человека к человеку, оно может быть построено только самим учеником, выращено в нём;

- знание зарождается и развивается вместе с человеком, совершенствуется в процессе жизни, приобретает свойства, учитывающие опыт субъекта;

- знание не обладает материальной формой, к нему не применимы операции, аналогичные операциям с физическими, материальными объектами.

Рис. 2. Уровни знания

Знание, по сравнению с информацией, - более глубокая категория, знание позволяет получать из окружающего мира информацию, которая до того не существовала, знание позволяет оперировать с информацией, вскрывать её значение, определять ценность.

Цифровая трансформация позволяет не только мгновенно получать необходимую информацию, но и, используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), её сохранять и обрабатывать (ИИ), делать прогнозы на будущее на основе больших данных.

Мышление человека это и есть способность создавать из информации знания, оперировать ими и порождать новую информацию.

Мышление в широком смысле свойство ОБЩЕСТВА, которое порождает культуру, не наследуемую генетически, а передаваемую через социальные институты, специально для этого созданные.

Коллективное мышление - это такой процесс решения сложных проблем, когда производительности мозга и знаний одного человека не хватает, и приходится работать вместе множеству людей. Коллективное мышление всегда использует язык - сигнальную систему, основанную на понятиях. Так, для обозначения социотехнических систем Л. Мамфордом введено понятие «Мегамашина мышления», в которой утрачивается позиция целого и ответственности за него [5].

С появлением и развитием цифровой трансформации происходит усложнение социальной системы и это данность, с которой нужно считаться.

Появляется не просто личность, а личность, использующая возможности сети для решения личностных и общественных проблем - сетевая личность.

Понятие об индивиде, как о коллективном мыслящим субъекте, раскрывающим свою индивидуальность через создание продукта на пользу обществу, благодаря которому он и обрёл свою индивидуальность, стал личностью (ансамблем человеческих отношений) дополняется общением в сети с коллективным субъектом.

К особенностям сетевой личности можно отнести:

1. Умение решать личностную проблему при помощи коллективного субъекта.

2. Коллективный субъект - аналог третьего Мира, но активный, способный к коммуникации.

3. Для подключения к коллективному сетевому субъекту нужен выход в Интернет.

4. Правильно поставленный вопрос (запрос на решение возникшей проблемы).

5. Вопрос посылается. Проходит время. Кто-то, находящейся в сети и умеющий решать данную задачу (проблему) откликается и даёт обратную связь.

6. Сетевая личность воспринимает инфо и реализует в своём опыте (или помогает реализовать его кому-либо другому, кто просил).

Такое свойство личности мы называем сетевой мобильностью.

Сетевая мобильность - свойство личности действовать в ситуации неопределённости в сети, не паниковать перед отсутствием информации о том как решить возникшую проблему, входить в общение с коллективным субъектом и использовать его опыт для решения конкретных проблем (задач, трудностей), быть готовым помочь в решении аналогичных затруднений другим нуждающимся.

В настоящее время цифровых сетей пересматриваются такие понятия как социальная мобильность. Человек с появлением сетевых структур должен уметь устранять ранее сложившиеся модели поведения и заменять их новыми. Выводятся даже признаки сетевой мобильности - социальная основа для взаимодействия множества акторов; социальное партнерство; взаимная выгода при изменении социальных позиций в сети; взаимная поддержка; расширение формальных и неформальных контактов [6, 9].

До цифровой трансформации это качество было, но оно не было массовым в силу ограниченности коммуникации. Сеть позволяет получать ответ на запрос мгновенно, начиная от информации о неизвестных фактах, до процессов, теорий и основ наук.

Таким образом, сетевая личность - личность, обладающая сетевой мобильностью, способная ставить и решать проблемы в общении с коллективным субъектом, в общении с третьим миром, в его обогащении.

Что делает сетевую личность личностью? Еще одно важное качество -это рефлексивная позиция, рефлексия всё более и более высоких уровней. Нами предлагаются следующие уровни такой позиции.

1 уровень - способность выявить стереотипы своего поведения, своего личностного опыта, границы своего личностного знания

2 уровень - способность смотреть на себя глазами других людей, как я выгляжу в их представлении, как они меня понимают.

3 уровень - способность помочь другим людям отрефлексировать свои действия и самостоятельно сделать выводы о себе.

4 уровень - рефлексия своего действия в группе, чтобы занять ту позицию (роль), выполнять ту функцию, которая нужна для выполнения группой поставленной задачи.

5 уровень - способность помочь группе самоорганизоваться наилучшим образом для эффективного взаимодействия.

6 уровень - способность понимать, как на тебя действует организация (профессиональное сообщество) и как твои действия способствуют решению задач, стоящих перед ней.

Существуют и более высокие уровни рефлексии, начиная с 4 уровня мы выходим на управление внешнее (группой, организацией), а управление собой происходит и на первых трех уровнях. Таким образом мы видим, что рост рефлексивной позиции позволяет личности совершенствоваться, прирастать знанием и вносить свою лепту в культуру страны, человечества.

Итак, мы можем предположить, что к особенностям сетевой личности относится:

- устойчивость к неопределённости (способность к познанию, созданию Знания)

- отсутствие боязни при общении с объективным знанием третьего Мира

- наличие критического (системного, диалектического) мышления

- принадлежность к профессиональному сообществу (наука)

- желание повышать уровень своей рефлексивности

- способность мыслить ощущениями-системами [8]

Все эти особенности позволяют сетевой личности повышать уровни своей рефлексивной позиции и брать на себя управление все более организованными системами, решая задачи, которые стоят перед обществом. Сетевая личность, обладающая сетевой мобильностью, использует и восполняет третий мир не разрушая Мир Природы миром артефактов, созданных людьми и для людей (способна сохранить планету Земля).

Но одновременно с новыми качествами, сетевая личность сталкивается и с определенными рисками. К ним можно отнести: возможность потеряться в многообразии виртуальной реальности; разочароваться в деятельности, так как многие достигли в ней большего мастерства; существует опасность тоталитаризма; возможно попасть в специально созданные другими ловушки; влияние мнения большинства, перед которым трудно устоять; утрата адаптивности к реальности и не возможность решить проблемы в реальном мире [9].

Справиться ли сетевая личность с этими вызовами покажет время, но приобретение такого качества как сетевая мобильность поможет с ними справиться по-человечески.

Список литературы

1. Буданов В.Г., Аршинов В.И. Большой антропологический переход: методология сложностно-сетевого мышления : моногр. - Курск : Университетская книга, 2022. - 129 c.

2. Гёте И.В. Максимы и размышления // Избранные философские произведения. - М., 1964. - С. 377.

3. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. - М. : Знание, 1977. - 64 с.

4. Комарова С.А. Модель сетевой социальной мобильности межрегионального вида // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2017. - № 2 ; Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду [Электронный ресурс]. - М. : Знание, 1977. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-setevoy-sotsialnoy-mobilnosti-mezhregionalnogo-vida (дата обращения: 25.10.2023).

5. Матурана У., Варела Ф.Х. Древо познания = Elarboldelconocimiento : биологические корни человеческого понимания / пер. Ю.А. Данилова. - Изд. 2-е, доп. - М. : URSS : ЛЕНАНД, 2019.

6. Николаев И.В. Философия как наука. Инициативный учебник для вузов, гимназий, лицеев, училищ и школ. - СПб. : Возрожденная Россия, 1997. - 316 с.

7. Олескин А.В., Курдюмов В.С. Сетевое общество: его необходимость и возможные стратегии построения. О сетевой (ретикулярной) формации, меритократии и антиконфликтном потенциале сетей [Электронный ресурс]. -URL: http://spkurdyumov.ru/networks/setevoe-obshhestvo-ego-neobxodimost-i-vozmozhnye-strategii (дата обращения: 25.10.2023).

8. Поппер Карл Раймунд. Логика научного исследования / [пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского]. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 565 с.

9. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория и практика : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук : специальность 19.00.03 <Психология труда, инженерная психология, эргономика> / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2010.

10. Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. - Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2008.

11. Сухарев М.В., Морозова Т.В., Белая Р.В. [и др.]. Сетевые сообщества и модели социального развития : моногр. / Ин-т экономики КарНЦ РАН. -Петрозаводск, 2019.

12. Турчин В.Ф. Феномен науки : Кибернет. подход к эволюции / [В.С. Штаркман, предисл.]. - 2-е изд. - М. : ЭТС, 2000.

13. Кайсарова Ж.Е. Проблема становления техногенной цивилизации в исторической концепции Льюиса Мамфорда : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09. - Казань, 2001. - 222 с.

14. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. - Рига : Авотс, 1985. - 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.