Научная статья на тему 'О сетевом взаимодействии школ средствами информационных технологий'

О сетевом взаимодействии школ средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTIVE EDUCATION / NETWORK COMMUNICATION / NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Владимир Иванович

Опыт формирования информационно-насыщенной образовательной среды, тесная интеграция педагогических и ИК-технологий, развитые сетевые сервисы позволяют муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 6» города Лангепаса предлагать свои ресурсы учителям всех заинтересованных школ ХМАО-Югры при организации профильного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatin technology-based cooperation between secondary schools

Development of technology-intensive education environment, integration of teaching and ICT, well-developed network services enable Gymnasium № 6, (Langepas) to offer its resources to teachers of every school implementing the electives educational model in Khanty-Mansiysk Autonomous District-Ugra.

Текст научной работы на тему «О сетевом взаимодействии школ средствами информационных технологий»

В.И. Терещенко

Лангепас, Россия

V.I.Tereshchenko

Langepas, Russia

О СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ INFORMATIN TECHNOLOGY-BASED

ШКОЛ СРЕДСТВАМИ COOPERATION BETWEEN

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ SECONDARY SCHOOLS

Аннотация. Опыт формирования информационно на- Abstract. Development of technology-intensive educa-сыщенной образовательной среды, тесная интеграция tion environment, integration of teaching and ICT, well-педагогических и ИК-технологий, развитые сетевые developed network services enable Gymnasium № 6, сервисы позволяют муниципальному общеобразова- (Langepas) to offer its resources to teachers of every тельному учреждению «Гимназия № 6» города Ланге- school implementing the electives educational model in паса предлагать свои ресурсы учителям всех заинтере- Khanty-Mansiysk Autonomous District-Ugra. сованных школ ХМАО—Югры при организации профильного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникацион- Key words: information and communication technolo-ные технологии; профильное обучение; сетевое взаи- gies; elective education; network communication; net-

модействие; сетевые технологии.______________work technologies.___________________________

Сведения об авторе: Терещенко Владимир Иванович, About the author: Tereshchenko Vladimir Ivanovich, заместитель директора по учебно-воспитательной ра- deputy director for studies and educational work. боте.

Место работы: гимназия № 6.__________________Place of employment: Gymnasium № 6.__________

Контактная информация: 628672, г. Лангепас, ул. Мира, д. 28, корпус Б; тел. 904 4641911.

E-mail: vladimir @gimnazy6.ru

Современное общество требует знающих, квалифицированных и мобильных людей, способных самостоятельно мыслить, быстро добывать и анализировать необходимую информацию, пользоваться современными информационными технологиями. В этом аспекте важную роль играет профильное обучение, тесная интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Спектр предметов, изучаемых в школе на профильном уровне, во многом зависит не только от выбора учащихся, но и от ресурсов самой школы. В самой идее профильного обучения, предпрофильной подготовки предполагается сетевое взаимодействие, сооргани-зация ресурсов школ в целях максимального удовлетворения потребностей школьников.

Могут ли информационно-коммуникационные технологии влиять на сетевое взаимодействие образовательных учреждений и качество реализации образовательных программ в условиях профильного обучения?

Исходя из собственного опыта мы глубоко убеждены в том, что сегодня, в рамках реализации мероприятий окружной целевой программы «Новая школа Югры», сетевая соор-ганизация не только реальна, но и должна стать одним из приоритетных направлений развития любой школы.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем разные по типу и масштабам связи между школами, направленные на достижение общих целей. При этом, в контексте профильного обучения, свои лучшие апробированные и наиболее эффективно отработанные сервисы и ресурсы школы предлагают всему педагогическому сообществу и учащимся других школ через свой сайт.

Более того, предъявляемые таким образом ресурсы должны опираться на технологии, позволяющие учителям других школ не только пользоваться ими, но и принимать участие в их совместном развитии.

Именно такой вектор развития выбрала для себя гимназия № 6 г.Лангепаса. С 2008 г. многое сделано, и сейчас мы готовы предложить всему педагогическому сообществу отдельные сервисы, которые давно уже вышли за рамки внутреннего применения и при

желании могут использоваться всеми заинтересованными учителями как Лангепаса, так и других городов Югры.

Сервер тестирования. Дает возможность учителям-предметникам быстро и удобно организовывать и проводить тестирование с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Многие учителя Ханты-Мансийского автономного округа, побывавшие в гимназии в рамках мероприятий по обмену опытом, после ознакомления с данной системой в сравнении с другими, признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству. Сегодня возможности сервера тестирования используются не только в гимназии, но и учителями школ № 1, 3, 5 города Лангепаса, поселка Аган, Белоярского района, городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута, Мегиона и Излучинска (в системе зарегистрировано более 50 иногородних учителей, реализующих программы профильного обучения). Совместными усилиями хорошо наполнены банки контрольно-измерительных материалов по информатике, русскому языку, физике, истории и другим предметам.

Видеочат. Этот сервис предназначен для учителей и учащихся при организации дистанционных форм взаимодействия в режиме аудио-видео при индивидуальном консультировании, во время актированных дней, длительного отсутствия детей (выезды на соревнования, сборы, болезни и т.п.), в других случаях, когда в этом есть необходимость.

МооШв — система дистанционного обучения, ориентированная на создание дистанционных курсов и организацию взаимодействия между учителем и учениками.

Интернет-трансляции (аналог прямого телевизионного эфира). Этот сервис дает возможность любому образовательному учреждению в реальном времени транслировать в прямом эфире видеолекции лучших учителей, показывать родителям, обучающимся, педагогам других городов и общественности, чем живет школа. Интересные уроки, мероприятия и другие значимые события могут транслироваться из любой школы ХМАО—Югры непосредственно с места события. Раньше такие трансляции проводились только из гимназии, теперь это возможно практически из любого места, где есть выход в Интернет. Есть опыт проведения таких трансляций в 2011 г. из Нижневартовского государственного гуманитарного университета, школы № 6 города Ханты-Мансийска.

Единый банк цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по всем предметам школьной программы. Особенности этого ресурса заключаются в том, что он ориентирован на использование в локальной сети конкретного образовательного учреждения (с доступом через веб-интерфейс), но пополнять его могут все заинтересованные школы через Интернет на одном сервере. С определенной периодичностью (например, один раз в месяц) банк синхронизируется на серверах всех школ, которые принимают участие в его пополнении. Сегодня информационный объем 5500 единиц этого банка составляет около 160 Гб. Ресурс интересен еще и тем, что он вместе с удобным интерфейсом доступа может быть физически перенесен в любую заинтересованную школу. Подробнее о реальной практике участия трех лангепасских школ в пополнении банка ЦОР можно узнать на странице Ьйр://гимназия6.рф/1пёех/0-194

Всеми перечисленными сервисами может воспользоваться педагог любой школы. Ни образовательное учреждение, ни учителя не несут никаких финансовых затрат. На компьютеры учителей и обучающихся не требуется устанавливать никакого дополнительного программного обеспечения. Все работает как на школьных, так и на домашних компьютерах.

В декабре 2011 г. в гимназии № 6 завершается работа над вводом в эксплуатацию еще одного интересного ресурса — собственной платформы для проведения вебинаров. Учителя гимназии, а при желании и любой другой школы ХМАО—Югры получат в свое распоряжение еще один мощный и бесплатный инструмент коллективного творчества и дистанционного взаимодействия.

В наше время дети, особенно ученики старших классов, освоили и активно используют сервисы Интернета в виде чатов, форумов и социальных сетей. Грамотный педагог, если

предоставить ему необходимый инструментарий, вполне может скорректировать приобретенный ребенком коммуникативный опыт и направить его в нужное русло.

Представленные выше сервисы как раз и являются инструментами интерактивного дистанционного взаимодействия и нашей попыткой компенсировать недостаток ресурсов учителям и школам, которые в них нуждаются.

За более подробной информацией приглашаем на сайт Ьйр://гимназия6.рф

ЛИТЕРАТУРА

1. Использование возможностей ИКТ при организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). иКЬ: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/IV/IV-0-6.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.