Научная статья на тему 'О санкционировании расходов в 2009 г'

О санкционировании расходов в 2009 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Г. А.

Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н внесены изменения в план счетов бюджетного учета 5 раздела плана счетов «Санкционирование расходов бюджета». Основные изменения коснулись порядка отражения и переноса остатков по счетам санкционирования расходов в случае, если бюджетным учреждениям доводились лимиты бюджетных обязательств на три года. Положениями приказа 148н фактически узаконены изменения, внесенные в план счетов письмами Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 и от 04.12.2008 № 02-06-10/3695, которыми были введены дополнительные счета, позволяющие отражать полученные учреждениями лимиты бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу, в частности в рамках целевых инвестиционных программ. В статье рассмотрены следующие вопросы: изменение в плане счетов по санкционированию расходов, аналитический учет на счетах санкционирования, порядок отражения бюджетных обязательств, а также оперативный учет обязательств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О санкционировании расходов в 2009 г»

О САНКЦИОНИРОВАНИИ РАСХОДОВ В 2009 г.

Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера по методологии, организационной и контролъно-ревизионннойработе Томского государственного университета

Изменение в плане счетов по санкционированию расходов

Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н внесены изменения в план счетов бюджетного учета 5 раздела плана счетов «Санкционирование расходов бюджета». Основные изменения коснулись порядка отражения и переноса остатков по счетам санкционирования расходов в случае, если бюджетным учреждениям доводились лимиты бюджетных обязательств натри года. Положениями приказа 148н фактически узаконены изменения, внесенные в план счетов письмами Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 и от 04.12.2008 № 02-06-10/3695, которыми были введены дополнительные счета, позволяющие отражать полученные учреждениями лимиты бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу, в частности, в рамках целевых инвестиционных программ. До 01.01.2009 перенос остатков по соответствующим счетам санкционирования расходов после окончания финансового года предусмотрен не был.

Для решения проблемы переноса бюджетных данных по окончании финансового года номер счета санкционирования расходов бюджета дополнен в 22 разряде номера счета кодом аналитического учета 4, который соответствует второму плановому году, следующему за очередным.

Определен порядок переноса остатков лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств. Так, полученные в декабре 2008 г. лимиты бюджетных обязательств, которые должны были действовать на период 2009, 2010, 2011 гг. соответственно, необходимо отражать у получателей бюджетных средств на счетах 50125000, 50135000, 50145000. После составления отчета остатки на счетах санкционирования отчетного периода (50115000,50112000,50114000,50113000,50211000) на начало года не переносятся, остатки по счетам

санкционирования расходов бюджета очередного и последующего годов должны быть перенесены первым рабочим днем текущего года, т. е. 11 января 2009 г. следующим образом:

Входящие остатки по состоянию

на31.12.2008 г. 2008 2009 2010 2011 2012

1 2 3 4 X

1 ^ I

Перенос остатков первым днем

в 2009 г. X 12 3 4

Аналогичным образом производится перенос остатков на всех счетах пятого раздела плана счетов. Данные изменения представляются вполне оправданными и логичными, хотя в настоящий момент и невостребованными в силу приостановления доведения бюджетных данных на среднесрочную перспективу.

Перенос остатков по счетам санкционирования оформляется бухгалтерской справкой (ф. по ОКУД 0504833). 1

Кроме изменений, внесенных в порядок учета обязательств, принятых за счет средств соответствующего бюджета, в инструкцию по бюджетному учету внесены изменения, определяющие необходимость отражения в учете операций по принятию бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности.

Смета по предпринимательской деятельности должна отражаться на счетах 50401000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности» и 50402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств». Для принятых бюджетных обязательств по приносящей доход деятельности введен

1 Обратите внимание, что с 01.01.2009 формой справки, утвержденной приказом 148н, не предусмотрены подписи руководителя и главного бухгалтера.

СПРАВКА

январь

200 9 г.

Учреждение

Структурное подразделение Единица измерения: руб.

ГОУ ВПО Томский государственный университет ТГУ

Форма по ОКУД Дата

по ОКПО по ОКЕИ

Таблица

коды

0504833

11.01.2009

02069318

383

Наименование и основание проводимой операции Номер документа Дата Номер счета Сумма

по дебету по кредиту

1 2 3 4 5 6

Перенос остатков по полученным бюджетным обязательствам 1 11.01.2009 073 0706 430 9200 001 1 50125223 073 0706 430 9200 001 1 50115223 10000,00

Перенос остатков по лимитам бюджетных обязательств получателя бюджетных средств 2 11.01.2009 073 0706 430 9200 001 1 50123223 073 0706 430 9200 001 1 50113223 1200,00

Перенос остатков по бюджетным обязательствам получателя бюджетных средств 3 11.01.2009 073 0706 430 9200 001 1 50221223 073 0706 430 9200 001 1 50211223 250000,00

Исполнитель

(подпись)

(расшифровка подписи)

"11" января 2009

дополнительный счет 50202000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности»

Отражение в учете по санкционированию расходов, производимых за счет приносящей доход деятельности, выглядит следующим образом:

1. Утверждена смета расходов по приносящей доход деятельности:

Дт 50401000 Кт 50402000

2. Принято бюджетное обязательство за счет приносящей доход деятельности:

Дт 50402000 Кт 50202000

Таким образом, на счете 50402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств» отражается остаток средств по смете по приносящей доход деятельности. Такое нововведение по учету бюджетных обязательств неразрывно связано с положениями приказа Минфина России от 19.09.2008 № 98н «О порядке учета органами Федерального казначейства обязательств получателей средств федерального бюджета», который в полном объеме будет действовать только с 01.01.2010.

К сожалению, на момент создания данной статьи не определен порядок перехода к новым требованиям бюджетного учета. В частности, не определено, каким образом должны учитываться бюджетные обязательства по приносящей доход деятельности, принятые в прошлом году, в том числе неоплаченные или частично оплаченные: как входящее сальдо по состоянию на 01.01.2009 г.

или оборотами, как принятые в 2009 г. Автор надеется, что к моменту выхода публикации этот вопрос методологами бюджетного учета будет прояснен.

Аналитический учет на счетах санкционирования

Для того чтобы бухгалтерские записи на счетах санкционирования расходов не оставались невостребованной информацией, которая кроме дополнительной работы не влечет за собой никакой пользы, необходимо тщательно продумать систему аналитического учета.

Так, к примеру, если сделать дополнительную расшифровку к каждому счету по учету сметных назначений, то можно анализировать структуру расходов, предусмотренную сметой.

Кпримеру, для счета 2 504 02 211 можно ввести следующую аналитику:

заработная плата профессорско-преподавательского состава,

заработная плата административно-управленческого персонала,

материальная помощь,

компенсации за неиспользованный отпуск.

Для счета 250402226:

расходы на рекламу,

расходы на приобретение и сопровождение прикладного программного обеспечения, в том числе на обновление правовых баз данных,

компенсация расходов на оплату проживания в командировках,

расходы на страхование имущества и гражданской ответственности и т. д.

Кроме того, на уровне дополнительной аналитики можно контролировать расходы на проведение отдельных мероприятий, например, на культурно-массовую работу со студентами, на проведение мероприятий ко дню старшего поколения и т. д.

Порядок отражения бюджетных обязательств

Основной проблемой учета санкционирования расходов бюджета по-прежнему остается отражение на счетах учета принятых бюджетных обязательств, аточнее вопрос о дате отражения принятых бюджетных обязательств и первичных учетных документов, на основании которых производится регистрация бюджетных обязательств.

Принимаемые бюджетными учреждениями обязательства можно разделить на два вида.

Первый — это обязательства, принимаемые на основании подписания документа о намерении — договора (а на сегодняшний момент чаще всего государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для текущих нужд учреждения, приказа о направлении в командировку (стажировку, повышение квалификации), заявления на выдачу денежных средств под отчет на приобретение хозяйственных товаров.

Второй — это обязательства по тем видам расходов учреждения, которые возникают в силу закона или другого нормативно-правового акта, сумма которых может быть определена только на основании соответствующих расчетных документов: к ним в первую очередь относятся заработная плата штатных сотрудников, стипендии, все виды трансфертов, в том числе выплаты компенсационного характера, а также все виды налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет.

Для отражения в бухгалтерском учете операций по санкционированию расходов бюджета в части принятых бюджетных обязательств можно, по мнению автора, применять два способа:

1.0тражение бюджетных обязательств датой подписания документов.

Этот способ следует применять по всем видам договоров, за исключением трудовых.

Если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше или меньше первоначально принятого обязательства, и данные изменения оформлены необходимыми документами (дополнительным со-

глашением к договору), то необходимо доначислить или уменьшить сумму бюджетных обязательств по данному договору. С 01.01.2009г. бюджетные обязательства, принятые за счет средств федерального бюджета регистрируются органами Федерального казначейства, основанием для постановки на учет бюджетного обязательства является Заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801). С 01.01.2010 г. постановка на учет будет осуществляться на основании специальной формы Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) (далее — Сведения), представляемой получателями средств федерального бюджета в ТОФК.

Что может являться документом, на основании которого принимается бюджетное обязательство? В первую очередь это государственный контракт, договор, счет (если на документе есть распорядительная надпись руководителя учреждения «оплатить»). Бухгалтерские записи необходимо составить датой акцепта. В случае если бюджетное обязательство принимается по договору аренды, то основанием для его принятия, помимо договора, должен быть акт приема-передачи имущества.

2. Отражение бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности.

Этот метод, по мнению автора, следует применять при принятии бюджетных обязательств по начислению оплаты по трудовым договорам, а также по начислению всех видов компенсационных выплат, стипендий, всех видов трансфертов, налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды. Аналогичный порядок целесообразно применять и по другим аналогичным платежам, расчет по которым производится в определенные, утвержденные в законодательном порядке сроки, и зависит от конкретной ситуации: оплата государственной пошлины, уплата всех видов пеней и штрафов по требованию ФНС, по решению суда, государственных инспекций труда и т. д.

Для упрощения процедуры отражения бюджетных обязательств в нашем учреждении создан ряд документов с типовыми операциями, которые одновременно с бухгалтерскими записями по начислению заработной платы, ЕСН, обязательных взносов на социальное страхование формируют записи по принятию бюджетных обязательств:

1)за счет средств бюджета

Дт 1 40101211 Кт 1 30201730 10000=

Дт 1 50113211 Кт 1 50211211 10000=

2) за счет приносящей доход деятельности

Дт 2 10604340 Кт 2 30201730 12000=

Дт 2 50402000 Кт 2 50202211 12000=

Среди разных специалистов по учету существуют разные мнения по порядку отражения в учете бюджетных обязательств по оплате труда, в частности, одним из мнений является необходимость отражать принятое бюджетное обязательство на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце финансового года. На взгляд автора, это неправильно. Проводка на принятые бюджетные обязательства по оплате труда будет сделана фактически на всю сумму доведенных лимитов по КОСГУ 211. Обязанность же оплатить, к примеру, ночные смены или работу в праздничные и выходные дни возникает на основании табеля учета рабочего времени, а выплаты в размере средней заработной платы за время нахождения в командировке — после направления в командировку и расчета средней заработной платы. К тому же в штатном расписании могут возникнуть вакантные должности или должности, по которым предусмотрена более высокая категория работающего, к примеру, кандидата наук, доцента, а в силу сложившихся обстоятельств данную должность замещает преподаватель без степени, которому выплаты за наличие степени не производятся. Кроме того, единовременное принятие бюджетных обязательств на основании плановых показателей (штатного расписания) с последующей корректировкой в конце года не позволит отслеживать остаток неиспользованных лимитов, а также равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года, делать расчет экономии фонда оплаты труда и выплаты стимулирующих надбавок при наличии его экономии.

Кроме того, метод отражения бюджетных обязательств датой возникновения кредиторской задолженности целесообразно применять и при принятии бюджетных обязательств, в случаях заключения длительных договоров на приобретение услуг связи, водоснабжения, отопления, вывоза мусора и т. д. Позиция автора основывается в первую очередь на здравом смысле и реальном положении дел: государственное или муниципальное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных социально значимых функций. У большинства бюджетных учреждений есть ряд расходов, без которых они не смогут выполнять функции, для осуществления которых и были созданы: независимо от наличия лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг в детских дошкольных учреждениях и медицинских учреждениях отопление в зимний период отключить не в праве, аналогичным образом обстоят дела и с водоснабжением, и с электроэнергией, даже при отсутствии средств в бюджете на оплату услуг

связи телефонные линии на станциях скорой помощи, Министерства по чрезвычайным ситуациям (пожарная охрана), управления внутренних дел и на других социально значимых объектах будут работать. Поэтому принятие к учету обязательств по коммунальным платежам в размере годовых сметных назначений — это просто формальный подход к делу, операция, лишенная какого бы то ни было экономического смысла. Принятие к учету бюджетного обязательства на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства (напомним, что согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ денежные обязательства — это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора) в перечисленных выше случаях, позволит отслеживать остатки средств по смете на текущую дату. Именно возможность планирования предстоящих затрат на основе представленных документов автор предлагает взять за основу для отражения в учете бюджетных обязательств как хозяйственной операции.

Необходимо отметить, что данная позиция автора противоречит позиции методологов Минфина России, неоднократно высказываемой в выступлениях и прессе, которые считают невозможным заключение долгосрочных договоров, в том числе на оплату коммунальных расходов, в которых сумма обязательств по договору не определена на момент его заключения, потому что заключение такихдого-воров противоречит бюджетному законодательству. Поэтому считают, что и по таким договорам, как оказание коммунальных услуг и услуг связи отражение принятых бюджетных обязательств должно производиться датой подписания договора.

Как бы то ни было, у нас есть ряд обязательств, которые не определены договорными отношениями и не могут определяться до момента их начисления — это суммы начисленных налогов и сборов, в частности, налог на имущество определяется исходя из остаточной стоимости основных средств путем расчета средней загод.

Поскольку на сегодняшний момент отсутствуют методические рекомендации по правилам отражения в учете бюджетных обязательств, утвержденные Минфином России,, порядок отражения в учете санкционирования расходов, как и другие хозяйственные операции, необходимо отразить в приказе об учетной политике учреждения, а также в графике документооборота.

Считаем важным отметить, что возможно будут введены дополнительные формы отчетности по санкционированию расходов бюджета. Поэтому бухгалтерским службам бюджетных учреждений необходимо обратить особое внимание на своевременность отражения на счетах бюджетного учета полученных и принятых бюджетных обязательств.

Оперативный учет обязательств

Самым сложным при постановке учета санкционирования расходов оказалась возможность отследить — все ли принятые обязательства отражены в учете, в первую очередь это касалось обязательств по командировочным расходам и другим средствам, выдаваемым под отчет, в том числе на приобретение товаров за наличный расчет, и связано с тем, что сотруднику выдается одна сумма денежных средств, а произведенные расходы могут несколько отличаться от размера выданного аванса как в большую сторону, так и в меньшую, что вызывает необходимость корректировки суммы принятого обязательства. Сравнивать кассовый расход по лицевому счету с суммой принятых обязательств оказалось бесполезно, поскольку бюджетным учреждениям запрещено авансирование работ в 100 % размере, за исключением ряда расходов, кассовый расход, как правило, существенно меньше суммы принятых обязательств. Эту проблему можно решить путем ведения оперативного учета принятых и оплаченных бюджетных обязательств.

Для того чтобы отслеживать принятые и оплаченные обязательства, нами введены дополнительные вспомогательные счета, не входящие в структуру баланса:

00000050 — принятые обязательства

00000051 — оплаченные обязательства

00000052 — обязательства.

Аналитический учет по данным счетам ведется в

разрезе государственных контрактов (номеров договоров), контрагентов и видов расходов по смете.

Проводки по данным счетам делаются одновременно с проводками по принятию бюджетных обязательств и проводками по кассовому расходу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, одновременно с проводкой Дт 1 50113222 Кт 1 50211222 на сумму принятых обязательств дополнительно формируется бухгалтерская запись: Дт 0000050 Кт 0000052 — принятие обязательств.

При оплате принятых обязательств одновременно с проводкой Дт 20805560 Кт 30405222 дополнительно формируется бухгалтерская запись: Дт 0000052 Кт 0000051 — оплата обязательств.

Дополнительных трудозатрат для бухгалтера данные операции за собой не влекут, потому что формируются параллельно основной хозяйственной операции по начислению расходов или по оплате с лицевого счета на уровне типовой операции.

Таким образом, на счете 0000052 всегда отражается разница между принятыми и оплаченными обязательствами, что позволяет не только видеть сумму принятых, но и ненеоплаченных договоров, отслеживать случаи, когда оплата была произведена, но бухгалтерские записи по принятию обязательств не сделаны. Как правило, такое происходит в случае выплаты перерасхода по авансовым отчетам, а также возврата по договору при недопоставке товара или поставки товара ненадлежащего качества. На основании данных оперативного учета по дополнительным счетам формируются бухгалтерские записи по изменению принятых бюджетных обязательств. Ведение оперативного учета в разрезе контрагентов позволяет выявить, по какому обязательству необходимо внести изменения.

Как и многие бухгалтеры, я долго не могла выявить для себя практическую значимость, то есть некую «полезность» ведения учета по разделу санкционирования расходов. В настоящий момент это инструмент отслеживания сметы — сколько лимитов получено, сколько обязательств принято, сколько из них оплачено и на какую сумму принятых обязательств еще необходимо будет произвести кассовый расход. Такая система ведения учета была принята нами год назад и показала себя очень удобной в практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.